Букмекерство, практика финансирования индустрии спорта за счет лотерейного и букмекерского бизнеса

Игорный бизнес как внебюджетный источник финансирования физической культуры и спорта

В последние годы в Российской Федерации и в субъектах Рос­сийской Федерации активизировался нормотворческий процесс, в результате которого были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, целью которых является упорядочение участия государства в организации игорного бизнеса вообще и лотерей в частности, а также обеспечение дополнительных источников по­полнения бюджетов различных уровней.

Центральное место в системе нормативно-правовых актов за­нимает Временное положение о лотереях в Российской Федера­ции (1995 г.). Действующее до настоящего времени, это положе­ние определяет условия учреждения, регистрации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, устанавливает порядок организации и ликвидации лотерей, меры государствен­ного регулирования лотерейной деятельности и т.д.

Значимость Временного положения заключается и в том, что оно впервые ввело систему понятий, комплексно характеризую­щих игорный бизнес в условиях формирования рыночных отноше­ний [лотерея, тотализатор, системная (электронная) игра и др.].

Временное положение предусматривает, что объем призового фонда для коммерческих лотерей устанавливается в размере не менее 50% к общему объему выручки. Объем призового фонда целевых лотерей, доходы от которых направляются на развитие социально-культурного комплекса, в том числе физической куль­туры и спорта, устанавливается в размере не менее 40 % к общему объему выручки, а объем призового фонда лотерей, доходы от которых направляются на благотворительные цели, — в размере не менее 30 % к общему объему выручки. Таким образом, исполь­зование целевых и благотворительных лотерей — в связи с мень­шим объемом призового фонда — более эффективно для финан­сирования физической культуры и спорта.

Интенсивная нормотворческая деятельность по регулированию игорного бизнеса проводится и в целом ряде субъектов Россий­ской Федерации.

В Москве, например, принят Закон «О проведении лотерей и ре­гулировании лотерейной деятельности в городе Москве» (1999 г.), в соответствии с которым лотереи проводятся в целях пополнения доходов бюджетов всех уровней, а также получения дополнитель­ных источников финансирования конкретных социально значимых программ в области образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, науки, социальной защиты населения.

В развитие названного закона в Москве принят ряд актов подза­конного характера по различным аспектам регулирования игорного

бизнеса и лотерейной деятельности: распоряжение «О проведении телевизионной электронной лотереи «Телетот» на территории г. Мос­квы» (1999 г.), в соответствии с которым учредитель и оператор лоте­реи ежемесячно должен перечислять 15% общего объема выручки от реализации лотерейных билетов на финансирование нового строи­тельства спортивных объектов, не обеспеченных бюджетными и ины­ми источниками финансирования; постановление «О проведении ком­пьютеризированной лотереи «Счастливая четверка» в 2000—2006 гг. на территории г. Москвы» (2000 г.), предусматривающее ежемесяч­ное перечисление учредителем лотереи 10 % от общего объема вы­ручки на реализацию социальных городских программ, и др.

Необходимо констатировать, однако, что разработанная в Рос­сии и в некоторых субъектах Российской Федерации организаци­онно-правовая база функционирования и развития игорного биз­неса пока еще на практике реализована недостаточно. Вследствие этого игорный бизнес вообще и лотереи в частности в современ­ных российских условиях еще не стали существенным источни­ком мобилизации финансовых средств в отрасль «физическая куль­тура и спорт».

В отличие от России, игорный бизнес в различных формах яв­ляется одним из важнейших источников финансирования разви­тия физической культуры и спорта во многих зарубежных странах, в частности в Финляндии.

Наиболее крупными компаниями игорного бизнеса в Финлян­дии, имеющими исключительные права, являются УеИскаш, Ас­социация игральных автоматов и Ассоциация пари на скачках.

Закон Финляндии о лотереях (1965 г.) содержит нормы, регла­ментирующие использование прибыли компаний, занимающих­ся игорным бизнесом: Уейскаш играет ключевую роль в финанси­ровании национальной культуры, Ассоциация игральных автома­тов поддерживает сферу социального благосостояния, а Ассоциа­ция пари на скачках — национальное коневодство и спортивные соревнования по конному спорту.

Таким образом, отрасль физической культуры и спорта полу­чает средства от деятельности двух компаний — УеИскаш и Ассо­циации пари на скачках. Главенствующую роль среди названных организаций играет УеУскаиз.

УеИскаш был основан спортивными организациями в 1940 г. как Национальная лотерея Финляндии, принадлежащая государ­ству. Первоначально компания рассматривалась как механизм «за­рабатывания» средств только для развития спорта. В настоящее время спектр организаций и лиц, получающих средства за счет деятельности УеИскаш, имеет более широкий диапазон. Продук­том компании в настоящее время является 20 различных игр на деньги, которые объединены в следующие группы: лотереи, мгно­венные лотереи, интерактивные игры, спортивные пари.

В общем обороте УеИскаиз (1006,6 млн евро в 1998 г. и 1009,5 млн евро в 1999 г.) первое место занимают лотереи (46,9% в 1998 г. и 44,6% в 1999 г.); второе — спортивные пари (30,4 и 32,9% соответ­ственно); третье — мгновенные лотереи (14,5 и 14,6% соответствен­но) и четвертое — интерактивные игры (8,2 и 7,9% соответственно).

Подавляющая часть прибыли УеПскаиз передается в государ­ственный бюджет и через Министерство просвещения перерас­пределяется на финансирование искусства, спорта, науки и ра­боты с молодежью.

В 1999 г. сумма, переданная в государственный бюджет, состави­ла 369,0 млн евро. Из этих средств сфера искусства получила 208,0 млн (56,4%); спорт — 74,8 млн (20,2%); наука — 67,0 млн (18,2%); на работу с молодежью было выделено 19,2 млн евро (5,2%).

Средства, переданные спорту, были использованы на поддержку деятельности общественных спортивных организаций (25,7 млн евро), развитие муниципального спорта (15,5 млн евро), научные исследования в области физического воспитания и спорта (15,3 млн евро), строительство спортивных сооружений (14,1 млн евро), физическое воспитание детей и молодежи (1,0 млн евро), оздоро­вительные программы (0,7 млн евро) и др.

Букмекерство, практика финансирования индустрии спорта за счет лотерейного и букмекерского бизнеса

Одно из важнейших направлений спортивно-игорного бизнеса представляет собой букмекерство (термин происходит от англ, book — книга и таке — делать, буквально «делать книгу», в которую записываются ставки участников пари). Букмекерство как вид предпринимательской деятельности имеет более чем двухвековую историю и тесно связано с конными скачками. Вначале зрители заключали пари между собой — какая из лошадей придет первой. Позднее, в Англии в XIX в. появились профессиональные букмекеры — люди, которые осуществляли прием ставок и выдачу призовых, извлекая из этой деятельности некоторую прибыль.

В своем бизнесе букмекеры стали изначально выступать в двух лицах: во-первых, в качестве обычных посредников, работающих за процент (как, например, организаторы спортивных лотерей), и, во-вторых, как сторона спора, делая собственные ставки на тот или иной результат соревнований. Подобное сочетание интересов в букмекерском бизнесе делает его значительно более рисковым предприятием, так как в случае неверного прогноза букмекерская контора может быстро стать банкротом из-за невозможности выплатить призовые. В то же время правильный прогноз спортивного события существенно увеличивает доходы, и это обстоятельство часто заставляет букмекеров рисковать. Коротко остановимся на принципах организации букмекерской деятельности. Основной его специфической чертой является асимметричность ставок. Что это такое? Дело заключается в том, что когда в спорте соревнуются два (или более) соперника, они весьма редко оказываются равными по силам. Но даже если равенство имеется, болельщики из-за личных симпатий и антипатий считают по-другому. Отсюда следует, что предпочтение зрителями отдается одному из участников состязания и большинство ставок делается на него. Так, если три четверти болельщиков считают, что выиграет боксер А и только одна четверть — что победит боксер В, то ставки принимаются букмекерами в соотношении 3 к 1.

Данный факт означает, что если прогноз большинства оправдывался, то угадавшие получали небольшую сумму (только один рубль на вложенные три). Такой малый выигрыш обычно не слишком интересен, поэтому букмекеры стали усложнять предмет ставок, т.е. от одиночных ставок они стали переходить к эксн/?есс-ставкам. К примеру, в конных скачках нужно угадать не только победителей одного заезда, а нескольких заездов. В этом варианте коэффициент выигрыша в пари становится более высоким.

(К конным состязаниям восходит и такое понятие букмекерского бизнеса, как гандикап —фора). Фора — преимущество либо отставание спортсмена или команды, выраженное в голах или баллах. Исход события с учетом форы определяется следующим образом. Данная команде фора прибавляется к счету матча. Таким образом, она считается победителем, и ставки на ее победу с учетом форы выигрывают. Если результат в пользу соперника — ставки проиграны. Если полученный с учетом форы результат -ничья, то коэффициент выигрыша по такому исходу будет равен «1».

Чтобы уравнять шансы разных по силе лошадей (например, разного возраста), фаворитов нагружали дополнительным весом — «гандикапом». Французский король Людовик XVI использовал гандикап, чтобы дать отечественным лошадям преимущество перед иностранными — он издал закон, что все «иностранные» лошади должны быть отягощены дополнительным весом.

Одиночная ставка — ставка на отдельный исход события. Выигрыш по одиночной ставке равен произведению суммы ставки на установленный для данного исхода коэффициент.

Экспресс — ставка сразу на несколько независимых исходов событий. Для выигрыша по экспрессу нужно, чтобы ни по одному из исходов, которые входят в экспресс, не было проигрыша. Проигрыш по одному из исходов экспресса означает проигрыш по всему экспрессу. Выигрыш по экспрессу равен произведению суммы ставки на коэффициенты всех исходов, входящих в экспресс.

Чтобы сделать игру более ясной для игроков, букмекеры брали на себя задачу расчета коэффициентов, которые стали фиксированными и не зависели больше от распределения ставок. Так появились первые букмекерские конторы, в которых игроки заранее знали свою сумму своего возможного выигрыша. Появившись в Англии, букмекерские конторы и тотализаторы постепенно стали распространяться по всему миру.

С появлением коллективных спортивных игр, букмекеры начали принимать ставки на другие состязания, например на результаты футбольных матчей. В Англии и некоторых других странах открыть букмекерскую контору и принимать ставки может любой желающий, в других странах это право принадлежит государству, кое-где оно трансформировалось в лотереи (всевозможные «Спорт-Тото»).

Что же касается развития букмекерского бизнеса в нашей стране, то здесь следует отметить следующее. Во времена СССР букмекерство было запрещено законом, в связи с чем существовали «черные», т.е. нелегальные букмекеры, которые работали в основном вблизи ипподромов. С переходом к рыночной экономике и разрешением предпринимательства в России в начале 1990-х гг. возникло достаточно большое количество букмекерских контор. Однако с 1992 по 1994 г. многие из них разорились, в результате чего из нескольких десятков устояли лишь 7-8 крупных фирм.

В основе букмекерского бизнеса лежит спортивное прогнозирование и теория вероятностей. Крупная букмекерская контора ежедневно предлагает своим клиентам не менее 300 событий. Варианты ставок еще более многочисленны: можно ставить на победителя, на заключительный счет, на количество голов и т.п. В соответствии с представлениями букмекеров о том, какая команда в данном соревновании является фаворитом, назначается фора. Например, + 1,5. Это означает, что фаворит должен победить с преимуществом в 1,5 очка. Скажем, принимаются ставки на футбольный матч «Спартак» — «Факел». С большой долей вероятности можно утверждать, что «Спартак» выиграет. Спрашивается, какой тогда интерес ставить на «Факел»? Но благодаря форе «Спартака» + 1,5 получается, что ставки принимаются на победу «Спартака» с преимуществом не меньше, чем в «полтора» мяча (т.е. фактически два). Таким образом, появляется смысл сделать ставку и на «Факел». В других видах спорта, где команды зарабатывают в ходе игры больше очков (например, баскетбол), соответственно меняются и форы. Однако главный интерес для игрока составляет коэффициент, на который умножается его выигрыш.

Коэффициент выставляют конторы. Он колеблется от 1,5 до 50 по ставке на одно событие. В правильном определении коэффициента состоит смысл деятельности букмекерской конторы. Расписание соревнований со ставками, форами и коэффициентам на один день называется «линией». Специалисты, составляющие линии, — главные добытчики букмекерских контор. Очень важный момент для конторы — наличие профессионального аналитика.

Именно от него зависит состоятельность конторы. Аналитики обычно получают до 10% от прибыли конторы. В штате крупной букмекерской фирмы работают несколько аналитиков. А некоторые конторы не могут позволить себе содержать и одного собственного аналитика. В таком случае линии покупаются у других контор. Доходы от букмекерского бизнеса в России составляют в среднем от 5 до 20 % от суммы ставок. Как правило, минимальная ставка — 50 руб. Количество участников сделок пари сильно колеблется в зависимости от сезона: летом в нашей стране играют меньше, чем осенью или весной.

Практика финансирования физической культуры и спорта за счет лотерейного и букмекерского бизнеса

Страсть спортивных болельщиков к заключению пари делает спортивно-игорный бизнес одной из наиболее прибыльных сфер предпринимательской деятельности, доходы от которого в отдельных странах Европы и Америки достигают десятков миллиардов долларов.

В частности, оборот букмекерского бизнеса в Великобритании в 2000 г. составил 10,8 млрд долл. Сейчас эта страна удерживает первое место в мире по числу букмекерских контор и игроков на тотализаторе. Только у одного из лидеров в этом бизнесе компании Lad-brokes существует более 1900 отделений по всей стране. Разрешение на букмекерскую деятельность в Соединенном Королевстве выдают Лицензионные комитеты по букмекерству (Betting Licensing Committee), существующие при каждом городском суде. Букмекерам разрешено работать на стадионе или открыть офис. Рассмотрением споров между игроками и букмекерами занимается Независимая букмекерская арбитражная служба (Independent Betting Arbitration Service). Ставки можно делать в букмекерской конторе, по телефону и online. Последним двум способам игроки все чаще отдают предпочтение, в основном по экономическим соображениям: телефонные и Internet-ставки не подлежат налогообложению, в то время как в букмекерских конторах по закону 1966 г. взимается налог в 9 % с каждого пари. Подобная практика приносит британской казне около 700 млн долл, ежегодно, однако делает большинство букмекерских контор неконкурентоспособными в сравнении с их телефонными и онлайновыми коллегами и приводит к тому, что британские букмекеры работают через офшоры. Исправить ситуацию призвана реформа, о которой было объявлено в марте 2002 г. На смену 9%-ному налогу на ставку придет 15%-ный годичный налог на совокупный доход букмекерской конторы.

Италия. Букмекерский бизнес в Италии является одним из самых прибыльных. Совокупный годовой оборот итальянских букмекерских контор составляет около 13 млрд долл. Это около 2 % мирового оборота. Крупнейшая букмекерская контора — SNAI -контролирует около 80 % национального рынка тотализаторов. Общие размеры ставок и сборов от различных спортивных лотерей и тотализаторов постоянно растут. Согласно конституционному закону, все налоги с этого бизнеса идут на поддержку национального Олимпийского движения.

США. Букмекерские конторы, азартные игры и спортивный тотализатор запрещены местным или федеральным законодательством в большинстве штатов. Игорный бизнес разрешен в штатах Невада (Лас-Вегас), Нью-Джерси (Атлантик-Сити) и индейских резервациях. Деятельность игорных заведений контролируют государственные игорные комиссии (State Gaming Comissions). Они следят за соблюдением ряда ограничений, налагаемых, в частности, федеральным законом о ставках с использованием средств связи (Wire Wager Act) от 1961 г. Закон запрещает делать ставки по телефону и с применением иных проводных телекоммуникаций, если это не оговорено в законе штата. До недавнего времени законодательство США не относило к средствам телекоммуникаций Интернет, и ставки можно было делать в режиме online. Прецедент возник в марте 1998 г., когда департамент юстиции США обвинил нескольких владельцев спортивных сайтов-тотализаторов в нарушении закона. Сейчас США все больше склоняются к тому, чтобы запретить online-тотализаторы. В июле 2000 г. конгресс США рассмотрел проект закона о запрете казино, лотерей и тотализаторов в Интернете, за исключением online-пари на скачках и собачьих бегах. Предлагалось также запретить использование кредитных карточек при оформлении ставок. Законы были отклонены, но запрет 1961 г. остается в силе. Однако, по оценкам экспертов, это не мешает американцам тратить на ставки незаконным путем 360 млрд долл, в год. Легальный букмекерский бизнес приносит ежегодный доход в 240 млрд долл., всего же оборот игорного бизнеса в США составляет более 600 млрд долл, в год.

Германия. Немецкое законодательство практически не ограничивает букмекерской деятельности. По оценкам представителей этого бизнеса, общая сумма ставок, заключаемых немцами ежегодно, составляет около 19,7 млрд долл. — т.е. около 6 % от германского ВВП. Значительную долю в этой сумме составляют сделки, заключенные по интернет-каналам.

Лидерство в «букмекерском секторе» электронной коммерции принадлежит сайтам fluxx.com.jaxx.de и horses.de, популярным среди германских игроков. Вместе с тем сделки на общую сумму 7,45 млрд долл, заключаются немцами на европейских тотализаторах вне пределов Германии и тем самым выводятся из-под налогообложения.

Финансирование отрасли «Физическая культура и спорт»

Финансирование физической культуры и спорта (ФкиС) в условиях рыночных отношений предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов: государственными органами, профсоюзными организациями, внебюджетными фондами, муниципалитетами и образовательными структурами. Кроме того, средства на физическую культуру и спорт поступают по линии международных спортивных, благотворительных, научных и иных организаций, а также от отдельных меценатов и спонсоров. Многие спортивные клубы и организации осуществляют собственную предпринимательскую деятельность — издают газеты, журналы, справочники, выпускают сувениры, значки, вымпелы и иную спортивную символику, продают права на телевизионную и радиотрансляцию соревнований и интервью, осуществляют трансферш, или куплю-продажу спортсменов, производят прочие виды коммерческой деятельности.

Итак, источники финансирования складываются из групп:

— государственное финансирование, осуществляемое из федерального и местного бюджетов;

— самофинансирование, осуществляемое спортивными организациями за счет собственной предпринимательской деятельности (включая участие в коммерческих соревнованиях), а также спонсорства;

— финансирование по линии внебюджетных фондов, образовательных учреждений и профессиональных союзов;

— финансирование, осуществляемое по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций;

— поступления от благотворительной деятельности (меценатства) отдельных граждан и организаций.

Все отмеченные группы источников финансирования значительно различаются по своей экономической природе, а также формам и способам получения денежных средств. Более того, даже внутри одной группы инструменты финансирования могут весьма существенно дифференцироваться.

Государственное финансирование ФкиС может осуществляться в виде налоговых льгот (когда спортивная организация освобождается от части налогов и может потратить высвободившиеся таким образом средства на свое развитие); субсидий (денежных пособий и стипендий отдельным спортсменам) или субвенций (целевой помощи спортивным организациям под конкретные программы). То же самое можно сказать и о предпринимательской деятельности в физкультуре и спорте, которая затрагивает самые разнообразные направления привлечения финансовых ресурсов.

Рассмотрим основные принципы финансирования ФкиС из бюджетных и внебюджетных источников.

Бюджетное финансирование — это предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям (организациям) для полного или частичного покрытия их расходов. Бюджетное финансирование ФкиС в России осуществляется на основе бюджетной классификации, т.е. группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, с помощью которых государство выполняет свои функции.

Государственная поддержка ФкиС осуществляется по спектру направлений:

— на законодательном уровне, закрепляя благоприятные условия для функционирования и развития физкультуры и спорта;

— в части прямого финансирования физкультуры и спорта. Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в области физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и некоторые другие мероприятия;

— в виде косвенного финансирования, государство в законодательных и нормативных актах предусматривает льготное налогообложение и кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, что позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях;

— в виде прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных к туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования (например, расходы по строительству Олимпийской деревни). В создании и укреплении материальной базы физической культуры и спорта также принимают участие муниципалитеты и местные власти — они возводят за счет своих бюджетов новые спортплощадки и гимнастические залы, несут расходы по ремонту и содержанию уже существующих объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования.

Государство осуществляет финансирование по перечисленным направлениям на основе разработанных перспективных планов, с обоснованием выделения определенных денежных сумм на запланированные мероприятия.

Федеральный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, осуществляет финансирование центрального аппарата управления, специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования. Из местных бюджетов денежные средства выделяются на финансирование соревнований на первенство города и области, на покупку спортивного инвентаря, на содержание спортивных школ и спортивных команд; из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведется строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и в сельской местности. Осуществляя бюджетное финансирование ФкиС, государство стремится к всестороннему развитию человека, утверждению здорового образа жизни, формированию условий для занятий любыми видами физкультуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактике заболевании, вредных привычек и правонарушений. Развивая национальный спорт, в том числе спорт высших достижений, государство тем самым консолидирует нацию, целенаправленно формирует чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Однако финансирование отрасли ФкиС не ограничивается бюджетными средствами. В условиях рыночной экономики важное значение приобретают внебюджетные источники финансирования.

Внебюджетное финансирование ФкиС осуществляется за счет: доходов физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности, поступлений из разнообразных внебюджетных фондов содействия развитию ФкиС, от спонсоров, спортивных лотерей, а также других доходов, не запрещенных законодательством; особое место занимают налоговые и иные льготы.

Самофинансирование — самостоятельное привлечение денежных средств из всех возможных источников для собственных нужд, осуществляется в ФкиС за счет предпринимательской деятельности.

Доходы физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности. Коммерческие физкультурно-спортивные организации обеспечивают в настоящее время в России значительную часть рынка социально-культурных услуг отрасли «ФкиС», используя в своей деятельности собственные средства, паевые взносы учредителей, кредиты и другие привлеченные средства. Кроме основной деятельности любая коммерческая ФСО, если это отражено в ее уставе, может оказывать различные сопутствующие услуги (гостиничные, транспортные, банковские, торговые, ремонтные и др.).

Предпринимательская деятельность в спорт с осуществляется в трех основных направлениях:

1. во-первых, в сфере индивидуального предпринимательства, так как в настоящее время большинство профессиональных спортсменов и тренеров выступают на спортивных рынках труда как частные предприниматели;

2. во-вторых, предпринимательскую деятельность в спорте осуществляют отдельные спортивные клубы, лиги, федерации и иные организации;

3. в-третьих, предпринимательскую деятельность в сфере спорта осуществляют предприятия, специализирующиеся на производстве спортивных товаров, услуг и информации. Сюда относятся предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение; специализированные телевизионные и радиокомпании и каналы, печатные издания и другие фирмы.

Некоммерческие ФСО — физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, клубы и т.п. — по действующему российскому законодательству также имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, прибыль от которой не подлежит распределению между участниками, но может быть использована на цели развития организации. В качестве такой приносящей прибыль деятельности могут выступать платные физкультурно-спортивные услуги, выпуск газет и журналов, справочной и методической литературы, производство сувениров и прочей спортивной атрибутики, пошив спортивной одежды, продажа прав на теле- и радиотрансляции соревнований и т.п.

Бюджетные ФСО на аналогичных условиях также осуществляют предпринимательскую деятельность.

Поступления из внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта. В настоящее время в России создан целый ряд разнообразных по масштабам и характеру деятельности внебюджетных фондов содействия развитию ФкиС. На общероссийском уровне успешно действуют такие фонды, как Фонд «Спартак» имени братьев Знаменских, Фонд «Возрожденный «Спартак», Российский Фонд милосердия «Физкультура и здоровье», Фонд развития тенниса в России и многие другие. Внебюджетные фонды содействия развитию ФкиС создаются и на уровне субъектов РФ, а также на местном уровне.

Игорный бизнес как внебюджетный источник финансирования. В Российской Федерации разработаны и приняты нормативно-правовые акты, целью которых является упорядочение участия государства в организации игорного бизнеса вообще и лотерей в частности, а также обеспечение дополнительных источников пополнения бюджетов различных уровней.

Спонсорство как внебюджетный источник материального обеспечения ФкиС — это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого ФСО и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания.

В качестве основных объектов спонсорства в отрасли «ФкиС» выступают:

1) организационные единицы отрасли — национальные олимпийские комитеты, федерации спорта, спортклубы, команды, отдельные спортсмены и т.п.;

2) спортивные соревнования различного ранга;

3) различные уровни развития спорта — спорт высших достижений, резервный спорт, массовый спорт и т.д.

Спонсорская деятельность осуществляется с использованием специфического механизма, элементами которого являются планирование, организация, проведение и контроль спонсорских мероприятий.

С целью привлечения дополнительных средств в отрасль «ФкиС», стимулирования расширения объема предоставляемых ею услуг, укрепления материально-технической базы и т.п. законодательством устанавливаются определенные налоговые и иные льготы. К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных организаций в настоящее время относятся следующие:

— учреждения физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и ФСО независимо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

— средства, поступающие в некоммерческие ФСО (федерации по видам спорта, спортивные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, целевых отчислений, добровольных пожертвований и т.д. и предназначенные для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагаются налогом на прибыль.

— сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физкультурно-спортивной организации независимо от ее организационно-правовой формы может быть уменьшена на величину затрат, связанных с содержанием ФСО.

— налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь ФСО, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3% от налогооблагаемой базы.

— не подлежат уплате НДС следующие операции: реализация ФСО входных билетов на проводимые спортивно-зрелищные мероприятия, а также оказание услуг аренды спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях (включая спортивные) и др.

Российское законодательство устанавливает льготы в налогообложении и для физических лиц. Так, в в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц не включаются:

— стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками ФСО для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

— премии и призы, получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований, а также на чемпионатах и кубках РФ — от организаторов этих соревнований.

Иными льготами, установленными в РФ и субъектах РФ предусмотрено:

— бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва;

— обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в области ФкиС и преподавателей спортивных дисциплин;

— льготное содержание (тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и т.п., установленные для населения; тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, установленные для бюджетных организаций) спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и др.

Источник https://studopedia.ru/18_59349_igorniy-biznes-kak-vnebyudzhetniy-istochnik-finansirovaniya-fizicheskoy-kulturi-i-sporta.html

Источник https://bstudy.net/964956/sport/bukmekerstvo_praktika_finansirovaniya_industrii_sporta_schet_lotereynogo_bukmekerskogo_biznesa

Источник https://studbooks.net/2088091/ekonomika/finansirovanie_otrasli_fizicheskaya_kultura_sport

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: