Что сделано за десять лет по «Дорожной карте бизнеса – 2020» и почему её продлили?
Фото с сайта government.kz
Informburo.kz совместно с ФРП «Даму» выясняет, почему программа господдержки оказалась настолько популярна у предпринимателей, что спрос превысил предложение.
В 2010 году в Казахстане внедрили программу «Дорожная карта бизнеса – 2020». За 10 лет она стала очень популярной среди предпринимателей. С лаконичной аббревиатурой ДКБ-2020 знаком каждый бизнесмен, который когда-либо получал субсидии от государства или участвовал в программе гарантирования кредитов под покупку трактора, швейного оборудования, сырья для посева и производства и так далее.
Пришло время подводить итоги, исполнители кратко резюмируют: учитывая возросший интерес и количество поступающих заявок, в последние три года спрос превысил предложение. В некоторых регионах желающих оказалось настолько много, что действительно не хватало денег на субсидирование и гарантирование по данной программе.
Как работает программа ДКБ-2020, кто ответственен за её результаты, а также какие итоги может подвести Правительство за десять лет работы? Informburo.kz собрал самое важное для читателей.
Что такое ДКБ-2020
Программу «Дорожная карта бизнеса – 2020» разработали и презентовали в 2010 году после Послания Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. Тогда глава государства выступил с речью «Новое десятилетие – Новый экономический подъём» и поручил форсированно развивать регионы.
Ответственными за реализацию программы назначили центральные и местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора. Контроль за исполнением задуманного возложили на Министерство национальной экономики. Основным оператором программы ДКБ-2020 является холдинг «Байтерек» через свою дочернюю организацию – фонд развития предпринимательства «Даму».
Цель программы: обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
- Повышение доступности финансирования для предпринимателей в сёлах, малых городах и моногородах.
- Увеличение производственных мощностей.
- Расширение бизнес-инициативы предпринимателей в регионах.
- Увеличение объёмов готовой продукции обрабатывающей промышленности.
- Создание новых конкурентоспособных производств.
- Увеличение занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.
- Недопущение перехода валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют.
- Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства.
- Повышение компетенции предпринимателей.
- Повышение производительности субъектов индустриально-инновационной деятельности.
- Расширение деловых связей.
Программой были определены целевые индикаторы: нужно довести долю обрабатывающей промышленности в ВВП до не менее 12,5%, увеличить объём выпуска продукции в 1,5 раза, при этом занятость людей и количество активно действующих предприятий должны возрасти на 50%.
Чего удалось достичь в рамках ДКБ-2020?
За годы реализации дорожной карты доля малого и среднего бизнеса в ВВП увеличилась до 28,4%. Тогда как в 2015 году этот показатель равнялся 24,9%.
«Количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса возросло на 400 тысяч человек, составив 1,3 млн, а число занятых увеличилось на 300 тысяч и составило 3,3 млн человек. По итогам реализации программы финансировано более 16 тысяч субъектов предпринимательства, обучено более 100 тысяч предпринимателей, произведено продукции на 15,5 трлн тенге, уплачено налогов на сумму 1 трлн тенге«, – сказано в отчёте.
Госпрограмма доказала свою эффективность. С 2010 года в результате её реализации сохранено более 342 тысяч рабочих мест и создано свыше 94 тысяч новых.
К примеру, номенклатура экспортируемых товаров обрабатывающей промышленности увеличилась на 21%. В частности, появились такие новые экспортные товары, как аккумуляторы, прокат плоский из железа или нелегированной стали, проволока из нелегированного алюминия.
«За 2010-2018 годы сформирован каркас для развития обрабатывающей промышленности. Так, появились новые точки роста в результате реализации 1250 проектов на сумму 7,9 трлн тенге и привлечения 29 инвесторов из списка Global-2000/ТНК. Создана эффективная базовая индустрия посредством модернизации 35 предприятий, появления новых направлений экономики и новых товаров с высоким экспортным и инновационным потенциалом», – сказано в отчёте Кабмина.
Программа ДКБ-2020 доказала свою эффективность, но поддержка бизнеса не прекратится 31 декабря 2019 года. Президентом Казахстана уже утверждён общенациональный план, согласно которому выделяются дополнительные деньги и разрабатывается новая программа поддержки бизнеса до 2025 года.
На данный момент прорабатываются условия программы. То есть концептуально уже решено, что ДКБ продлевается до 2025 года, но фактически она будет утверждена в ближайшее время, как только закончится проработка всех деталей.
Что нового предлагается в программе ДКБ-2025?
На том же заседании Правительства были одобрены новые подходы поддержки бизнеса в рамках дорожной карты до 2025 года. На повестку также вынесены вопросы реализации проекта «Ауыл – Ел бесігі» и план работ Кабмина на 2020 год.
Проект госпрограммы «Дорожная карта бизнеса – 2025» предусматривает идентичные цели и задачи, однако инструменты поддержки усовершенствованы. Так, увеличивается размер кредитования с 60 до 360 млн тенге. На следующий этап реализации программы выделено 421 млрд тенге, что в 1,5 раза больше финансирования за предыдущие пять лет.
- увеличение доли МСБ в ВВП не менее 35%;
- доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 13,4%;
- рост налоговых поступлений от предпринимателей не менее чем в два раза;
- создание новых 30 тысяч рабочих мест.
Таким образом, свыше трети экономики будет приходиться на малый и средний бизнес уже в 2025 году, а к 2050 году МСБ составит уже половину ВВП страны.
Председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов рассказал, что большое значение при реализации программы имеет деятельность регионов. Холдинг активно сотрудничает с акиматами областей. Среди регионов по сумме кредитов в рамках субсидирования в 2018 году лидировали города Алматы, Нур-Султан и Атырауская область. По сумме кредитов в рамках гарантирования – Актюбинская область, города Нур-Султан, Алматы.
В этих регионах уже имеются успешные проекты. Как, например, в Туркестанской области ТОО «Бал Текстиль», которое производит более 500 разновидностей ковров и является первым казахстанским поставщиком продукции для всемирно известной торговой марки IKEA. В той же области компания «Билал» занимается производством молотого кофе.
Интересно, что появляются проекты социального характера. В Актюбинской области при поддержке холдинга строятся частная школа, интернат, в рамках государственно-частного партнёрства реализуется проект по оказанию услуг скорой медицинской помощи с загруженностью 200 тысяч вызовов в год.
Поделиться:
Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.
Госпрограмма «Дорожная карта бизнеса-2020» утверждена в Казахстане
today.kz
Программа обеспечит устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Постановлением правительства РК от 25 августа 2018 года утверждена государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», передает Zakon.kz.
Программа направлена на достижение цели посланий Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2030» и «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
Как отмечается, программа, которая будет реализована в период 2015-2019 годы, обеспечит устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Четыре основных направления реализации программы:
— поддержка бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;
— отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности;
— снижение валютных рисков предпринимателей;
— предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства.
Реализация программы нацелена на развитие регионального частного предпринимательства и развитие конкурентоспособности.
В период ее реализации с 2010 по 2017 годы в показателях развития несырьевых секторов экономики, на которые была ориентирована поддержка, «наметились положительные тенденции».
Как поясняется, за счет использования инструментов субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов государству удалось стимулировать банки второго уровня к увеличению объемов кредитования таких отраслей как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь.
По состоянию на 1 января 2017 года портфель действующих кредитов в рамках Единой Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» составил 1 463 млрд. тенге, из которых портфель кредитов на инвестиционные цели — 968 млрд тенге.
Общий объем банковского портфеля кредитов по приоритетным секторам экономики по состоянию на 1 января 2018 года — 9 397 млрд тенге, охват Единой Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» в общем объеме кредитного портфеля по приоритетным секторам экономики составил 15,5 % (это процент действующих договоров субсидирования и гарантирования в общем кредитном портфеле приоритетных секторов экономики).
В целом с 2010 по 2017 годы совокупный кредитный портфель банков в обрабатывающей промышленности увеличился в 2,9 раза (с 455 млрд тенге до 1 323 млрд тенге), в секторе транспорта — в 2,3 раза (с 252 млрд тенге до 573 млрд тенге), в секторе связи — в 1,9 раза (с 51 млрд тенге до 99 млрд тенге).
Совокупный объем выданных кредитов обрабатывающей промышленности за эти три года вырос в 3 раза (с 383 млрд тенге до 1 153 млрд тенге), сектору транспорта — в 2,6 раза (с 145 млрд тенге до 377 млрд тенге), сектору связи — в 2,1 раза (с 22 млрд тенге до 46 млрд тенге).
Программой «Дорожная карта бизнеса-2020» было предусмотрено ограничение по ставке вознаграждения, по которой конечный потребитель кредитных средств привлекал финансирование. В результате реализации Программой «Дорожная карта бизнеса-2020» ставки по выданным кредитам заметно снизились. С 2010 по 2017 годы средневзвешенная ставка по выданным кредитам обрабатывающей промышленности снизилась с 12 % до 10,3 % годовых, сектору транспорта — с 12,5 % до 10,3 % годовых.
Исходя из сложившейся текущей ситуации видно, что государством созданы все условия и возможности для инвестиций, но отсутствует поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих пополнить оборотные средства. Основываясь на данных по структуре кредитования, можно констатировать, что расширение инструментов Программы в этом направлении значительно повысит уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, тем самым создав предпосылки к более существенному росту субъектов малого и среднего предпринимательства в стране.
Нефинансовая государственная поддержка в виде обучения вошла в программу «Дорожная карта бизнеса-2020» в 2011 году. За годы реализации этого направления данная поддержка обрела популярность. По состоянию на 1 января 2018 года обучение по проекту «Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса» — прошли 2 525 предпринимателей. Проведена работа по созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Так, на 1 января 2018 года функционируют 18 центров обслуживания предпринимателей в областных центрах и крупных городах, в которых более 273 тыс. предпринимателей получили более 438 тыс. консультаций. На региональном уровне оперируют 14 мобильных центров поддержки предпринимательства, которые оказали 52 тыс. клиентам более 73 тыс. выездных консультаций. Кроме того, оказывается сервисная поддержка действующей предпринимательской деятельности. Так, более чем 192 тыс. предпринимателям оказано 428 тыс. услуг.
«Таким образом, анализ текущей ситуации показывает, что программа должна предусматривать целенаправленную поддержку малого и среднего предпринимательства вне крупных городов и усиление предпринимательского потенциала», — говорится в документе.
В рамках программы по направлению «Поддержка новых бизнес-инициатив» решаются такие проблемные вопросы как повышение доступности к финансированию, увеличение производственных мощностей проектов, расширение бизнес-инициативы предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов и их проектов.
Для повышения доступности к финансированию предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков, частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям и микрофинансовым организациям, предоставление микрокредитов.
Для увеличения производственных мощностей предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов осуществляется подведение недостающей инфраструктуры к проектам предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов.
Для расширения бизнес-инициативы предпринимателей в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах осуществляется выдача государственных грантов.
Развитие предпринимательства в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности решит задачи увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности, создания новых конкурентоспособных производств, увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.
Для увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям.
Для создания новых конкурентоспособных производств будет осуществляться обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.
Для увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков/банка развития, выданных предпринимателям, обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.
Для недопущения трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют осуществляется субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний в национальной и иностранной валютах.
Решением проблем по предоставлению нефинансовых мер поддержки предпринимательства являются информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства, повышение компетенций предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, повышение производительности предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, расширение деловых связей.
Для информационно-аналитического обеспечения предпринимательства будет осуществляться разъяснение мер государственной поддержки по проекту «Бизнес-насихат» об условиях ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза и мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса.
Для повышения компетенций предпринимателей/ субъектов индустриально-инновационной деятельности осуществляются обучение основам предпринимательской деятельности, повышение квалификации специалистов, топ-менеджеров предприятий, предоставление сервисной поддержки ведения действующей предпринимательской деятельности, предоставление консультаций по вопросам получения разрешительных документов и технических условий.
Для повышения производительности субъектов индустриально-инновационной деятельности будут осуществляться привлечение внешних консультантов по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства, повышения производительности и энергосбережения предприятий, а также технологическое развитие предприятий.
Для расширения деловых связей будут осуществляться установление деловых связей с иностранными партнерами и продвижение отечественных обработанных товаров.
Постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальномуопубликованию.
«Дорожная карта бизнеса-2020»: ожидания и реалии
Сегодня среди существующих государственных программ самой работающей и востребованной является «Дорожная карта бизнеса-2020». В рамках программы предприниматели имеют возможность получить широкий выбор инструментов поддержки в виде субсидирования и гарантирования по кредитам БВУ, получения грантов на новые бизнес-идеи, подведения инфраструктуры, а также обучения, стажировки за рубежом, сервисной поддержки и специализированного консалтинга.
Программа регулярно совершенствуется, что позволяет расширить охват участников ДКБ-2020. Все ли на практике так гладко? Ответ на этот вопрос дал руководитель ТОО «СУ Химмашстрой» Николай Азовсков.
— Николай Александрович, с какими проблемами прошлось столкнуться при участие в программе?
— Наше предприятие начало участвовать в ДКБ-2020 в 2014 году по проекту «Реконструкция подъездных путей к предприятиям ТОО «СУ Химмашстрой», СКФ «Отделстрой» и ТОО «Уральская Нефтихимическая Компания» в Уральске. Решением регионального координационного совета по Западно-Казахстанской области наш проект был одобрен на сумму строительства 60 475 тысяч тенге.
— Какие проекты могут получить одобрение региональных координационных советов и финансирование в рамках ДКБ?
— В Программе есть четыре основных направления – это поддержка бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сел, затем отраслевая поддержка предпринимателей в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, также снижение валютных рисков предпринимателей и предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства. Наш проект соответствовал второму направлению, а именно в части развития производственной инфраструктуры. Развитие производственной инфраструктуры заключается в подведении недостающей инфраструктуры к проектам малого и среднего бизнеса, направленным на создание новых производств, модернизацию и расширение действующих производств, как для отдельных проектов индивидуально. В том числе для обеспечения нескольких проектов, так и в рамках создания индустриальных зон.
— Почему ваш проект, соответствующий направлениям и условиям Программы и одобренный РКС, с 2014 года не может получить финансирование?
— Повторюсь, что наш проект заключался в реконструкции подъездных путей к предприятиям, а именно в закладке асфальтобетонного покрытия для нормального проезда автотранспортных средств протяженностью 796,46 м. В 2015 году Министерство национальной экономики согласовало выделение финансовых средств на наш проект из республиканского бюджета для осуществления строительных работ. В феврале того же года было подписано соответствующее соглашение о результатах по целевым трансфертам.
Затем Управлением энергетики и ЖКХ нашей области был объявлен тендер на определение подрядчика, а в итоге конкурс признали несостоявшимся из-за отсутствия участников. Дальше стало еще сложнее, потому что пока мы готовились к проведению повторного тендера, в марте 2015 года в Программу ввели изменения, которые коснулись условий по развитию производственной инфраструктуры.
— Какие именно изменения?
— Во-первых, из перечня производственной инфраструктуры, на строительство и реконструкцию которой выделяются денежные средства исключено асфальтобетонное покрытие. Во-вторых, были изменены критерии подведения недостающей инфраструктуры для проектов субъектов МСБ, где объем инвестиций в проекте не может быть меньше 400 млн. тенге, а стоимость строительства (реконструкции), инфраструктуры не может быть меньше 100 млн тенге. В-третьих, по поручению Премьер-Министра МНЭ РК провел секвестирование расходов на 2015 год по всем новым инвестиционным проектам, в том числе и по нашему проекту, после чего в августе 2015 года он был исключен из числа финансируемых проектов.
— Что вы предприняли для решения ситуации?
— Учитывая, как важна для нас реализация данного проекта, в 2017 году мы обратились за помощью в Региональную палату предпринимателей Западно-Казахстанской области, которая, в свою очередь, направила официальный запрос в МНЭ РК с просьбой дать разъяснения о возможности выделения финансовых средств для подведения недостающей инфраструктуры в рамках нашего проекта.
— Как отреагировало МНЭ РК?
— Они представили ответ о готовности рассмотреть возможность финансирования нашего проекта, но в 2018 финансовом году и только в случае, если местный исполнительный орган предоставит бюджетную заявку с необходимыми документами. Тогда Региональная палата направила запрос в Управление энергетики и ЖКХ Западно-Казахстанской области с просьбой направить соответствующие документы в министерство.
— На местном уровне вам пошли навстречу?
— Вы знаете, порой на местном уровне предпринимателям решать проблемы даже тяжелее. Управление энергетики и ЖКХ отписалось тем, что, учитывая внесенные изменения в ДКБ-2020, финансировать наш проект через эту программу невозможно. К тому времени истек срок проектно-сметной документации нашего проекта, на составление которой было израсходовано собственных средств в размере 2 700 000 тенге.
Радует, что Региональная палата не стала отмахиваться от нашего вопроса после ответа Управления энергетики и ЖКХ сразу направила письмо акиму Западно-Казахстанской области с освещением возникшей проблемы. Аким области дал поручение Управлению энергетики и ЖКХ в решении нашего вопроса и в конце 2017 года Управление провело селекторное совещание, пригласив представителей МНЭ РК, Региональной палаты предпринимателей. К сожалению, министерство выразило однозначную позицию в части невозможности повторного включения в ДКБ-2020 условия по строительству и реконструкции дорог, и соответственно, рассмотрения направленной заявки по нашему проекту для его финансирования в 2018 году. В феврале этого года мы сами направили официальный запрос в министерство нацэкономики для получения четких разъяснений по нашему вопросу. Полученный ответ носил формальный характер. Нам было указано, что наш проект может быть рассмотрен в соответствии с действующими критериями ДКБ-2020. Таким образом, на сегодняшний день все наши усилия оказались напрасными.
— Николай Александрович, получается, что программа «Дорожная карта бизнеса-2020» переоценена и ее реализация достаточно усложнена, учитывая вашу ситуацию?
— Программа на самом деле неплохая. Просто наш проект попал под изменения, о которых мы не знали. Думаю, тут необходимо наладить тесное взаимодействие предпринимателей с Региональной палатой. Я знаю, что все проекты нормативных правовых актов проходят через экспертизу и Национальной палаты предпринимателей и региональных представительств. Нам, как представителям бизнеса, необходимо быть вовлеченными в процесс нормотворчества, чтобы не попадать в такие ситуации. Возможно, мы сами, в силу своей занятости, нехватки соответствующих кадров и проблем, связанных со своей предпринимательской деятельностью, недостаточно внимательно реагируем или просто не реагируем на направляемые, на рассмотрение проекты НПА.
Справочно. В настоящее время Правилами подведения производственной (индустриальной) инфраструктуры в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (постановление Правительства РК от 25 августа 2018 года №523), утверждены условия подведения недостающей инфраструктуры, согласно которым развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры осуществляется для предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики, отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР, а также предпринимателей, реализующих проекты в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах без отраслевых ограничений и без учета места регистрации предпринимателя. При этом, выделенные средства направляются на строительство (реконструкцию) следующей инфраструктуры: водоотведение, водоснабжение (бурение скважин для водоснабжения), газификация, водоводы, паропроводы, теплоснабжение, водопроводы, железнодорожные тупики, железнодорожные подъездные пути, телефонизация, электрические подстанции, линии электропередачи, септики, парогазовые установки.
Подведение недостающей инфраструктуры осуществляется до границы территории объекта субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом не предусматривается выделение средств на подведение инфраструктуры внутри территории объекта предпринимателя.
Подведение недостающей инфраструктуры осуществляется для проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающих следующим критериям:
— объем инвестиций в проект не может быть меньше 200 млн. тенге;
— стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не может быть меньше 50 млн. тенге, при этом максимальная сумма строительства (реконструкции) инфраструктуры не должна превышать 1,8 млрд.тенге.
Подведение недостающей инфраструктуры осуществляется для проектов создания или развития индустриальных зон, отвечающих следующим критериям:
— объем инвестиции в проект не может быть меньше 10 млрд. тенге;
— стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не может быть меньше 2 млрд. тенге.
Подведение инфраструктуры к проектам субъектов малого и среднего предпринимательства и индустриальной зоны, не отвечающим критериям Программы, осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом подведение недостающей инфраструктуры к проектам субъектов малого и среднего предпринимательства и индустриальной зоны, отвечающим критериям подведения недостающей инфраструктуры, может также осуществляться за счет средств местного бюджета по усмотрению местных исполнительных органов.
В целом, строительство (реконструкция) производственной (индустриальной) инфраструктуры осуществляются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Источник https://informburo.kz/special/chto-sdelano-za-desyat-let-po-dorozhnoy-karte-biznesa-2020-i-pochemu-eyo-prodlili.html
Источник https://www.zakon.kz/4935666-gosprogramma-dorozhnaya-karta-biznesa.html
Источник https://atameken.kz/ru/articles/30756-dorozhnaya-karta-biznesa-00-ozhidaniya-i-realii