Финансовое оздоровление: что это и почему не работает в России

Содержание

Причины реструктуризации предприятия

Реструктуризация — это корректировка структуры и элементов организации через преобразования разного типа (производственного, технического, финансового) для повышения конкурентоспособности, адаптации и эффективного функционирования в изменяющихся условиях внешней среды.

Вопрос: Предположим, что при реструктуризации нескольких организаций произошло их слияние. Рассмотрим вопрос о том, имела ли право вновь созданная в рамках реструктуризации организация учитывать переданные ей объекты недвижимого имущества в составе вложений во внеоборотные активы и не включать их в состав подлежащего обложению налогом на имущество организаций имущества до момента государственной регистрации прав на указанные объекты.
Посмотреть ответ

Основные причины осуществления реструктуризации

Необходимость корректировочных процедур чаще возникает в кризисной обстановке или в условиях, когда существующее положение организации признается приемлемым, но прогнозные показатели его функционирования выглядят проблематично из-за снижения объемов реализации и увеличения накладных расходов, уменьшения производственной рентабельности, неблагоприятных изменений конъюнктуры рынка.

Реструктуризация может потребоваться и прибыльным, развивающимся организациям.

В этом случае процедура является свидетельством дальновидности руководства, признающего необходимость изменения методов управления растущей компанией.

Вопрос: В организации в середине года произошла реструктуризация структурных подразделений (отделов), в ходе которой созданы новые отделы и работники распределены между ними. Нужно ли оформлять новый график отпусков с учетом новой структуры либо вносить изменения в прежний? Что делать, если отпуска по ранее запланированному графику неблагоприятно скажутся на рабочем процессе новых структурных подразделений?
Посмотреть ответ

К внутренним причинам, тормозящим развитие компании, относятся:

  • несовременный тип организационной структуры, не соответствующий внутренней среде предприятия и внешним факторам;
  • неопределенность целей деятельности, отсутствие стратегии развития, низкая эффективность систем ответственности, недостаточность контроля исполнения решений по управлению;
  • неразвитость информационных взаимоотношений внутри организации, нехватка данных для принятия обоснованных решений;
  • слабый показатель компетентности сотрудников, отсутствие современных навыков и знаний, необходимого уровня взаимодействия между службами (производственными, маркетинговыми);
  • низкая заинтересованность сотрудников в результатах деятельности, преобладание материальных способов стимулирования труда.

Но чаще решение о реструктуризации принимается из-за внешних факторов (изменение конъюнктуры рынка, появление новых научных и технических разработок).

Цели реструктуризации

В числе целей процедуры выделяют:

  • улучшение финансовых, производственных, экономических показателей работы организации;
  • оптимизацию финансовых потоков и налогообложения, повышение эффективности системы правового контроля;
  • усиление конкурентоспособности производимого/реализуемого товара (услуг);
  • расширение существующего и/или выход на новые рынки, освобождение от неликвидных активов.

Любые изменения структуры компании направлены в итоге на достижение ее эффективного прибыльного функционирования при обеспечении:

  • согласованности интересов всех участников (компании, контрагентов, потребителей);
  • сохранности существующего производственного, научного и технического уровня и кадрового потенциала;
  • решения вопросов гашения долга перед кредиторами и увеличения поступлений в бюджет.

Достижение поставленных задач является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов, осуществляемых при привлечении к исполнению специалистов разных профилей и соблюдении принципов:

  1. Системности, позволяющего концентрироваться на главном моменте, определять связи, сопоставлять качественные характеристики.
  2. Последовательности, предусматривающего ведение исследований по специальной технологии, когда предыдущий этап представляет исходную базу для следующего.
  3. Целенаправленности, в соответствие с которым каждое изменение имеет заранее определенную цель, определяющую выбор и очередность решений.
  4. Корпоративности, проявляющегося в понимании всеми работниками компании поставленных целей, интеграции социальных, психологических и деловых отношений.
  5. Концептуальности, согласно которому проводимая реструктуризация должна отличаться концептуальным единством, базироваться на целях, единых для всех подразделений и управленческих процессов.
  6. Стабильности и управляемости, по которому изменения в ходе процедуры должны быть продуманы, ограничены во времени и управляемы на любом этапе.

Кстати! Длительность процедуры приводит к застойным и плохо управляемым ситуациям, препятствующим достижению успешных изменений в деятельности организации.

Виды реструктуризации

Определение видов процедуры зависит от интересов и внутренних резервов компании, а также от внешних обстоятельств. Направления изменений касаются сферы деятельности организации, внутренней структуры предприятия, структуры капитала и контроля.

Классификации видов реструктуризации разделяются по разным критериям, в том числе по:

  1. Стадии развития предприятия:
    • оперативная (при необходимости выхода организации из кризисной ситуации);
    • стратегическая (для поддержания функционирования организации).
  2. Инициатору:
    • пассивная, связанная с внешними обстоятельствами, при которых предприятие заинтересовано в структурных преобразованиях;
    • активная, когда инициатором является сама компания.
  3. По степени взаимодействия с внешним окружением:
    • внешняя, нацеленная на изменение взаимоотношений с внешней средой;
    • внутренняя, направленная на внутренние корректировки и прямо не касающаяся изменения внешней среды.
  4. Охвату видов деятельности организации:
    • комплексная (для всех сторон деятельности);
    • поэлементная (для отдельных элементов — производства, финансов, управленческой системы);
    • многоэлементная (для комплекса ряда элементов системы).
  5. По времени проведения:
    • краткосрочная;
    • среднесрочная;
    • долгосрочная.
  6. По степени подотчетности и привлекаемым средствам:
    • централизованная, проводимая в компании по решению и под контролем государственных (муниципальных) структур за счет привлеченных средств;
    • децентрализованная, осуществляется предприятием самостоятельно (собственными средствами);
    • смешанная при использовании собственного и привлеченного финансирования.
  7. По количеству проводимых операций (этапов):
    • одноэтапная;
    • многоэтапная.
  8. По темпам проведения процедуры:
    • последовательная;
    • скачкообразная.

Кстати! Разнообразие видов процедуры не имеет строгих разграничений, в некоторых из них присутствуют пересечения либо дублирование действий на определенных этапах исполнения.

Порядок проведения реструктуризации

Не существует единой методики или плана проведения процедуры для всех организаций. С учетом специфики предприятия, его потенциала, позиции на рынке, в каждой конкретной ситуации могут различаться не только выбранные методы воздействия, но и сама последовательность проводимых этапов.

При проведении процедуры выделяются несколько основных этапов:

Этап 1. Определение целевых установок. Руководство компании определяет цели и задачи, которые следует решить для изменения текущего положения компании. От грамотного определения необходимых структурных изменений зависит результат выполнения программы.

Этап 2. Диагностика. При этом выявляются проблемы организации, целесообразность дальнейшего инвестирования в действующий бизнес, перспективы расширения. В качестве инструментов используется анализ финансового состояния компании, анализ налоговой и операционной деятельности.

Этап 3. Подготовка стратегии и программы. По данным диагностических мероприятий составляются альтернативные варианты развития, вычисляются прогнозные показатели и потенциальные риски, объемы необходимых ресурсов. С учетом различных критериев руководством компании осуществляется выбор варианта, на основе которого вырабатывается программа реструктуризации с уточненными стратегическими направлениями, детализацией параметров (качественных, количественных), достижение которых планируется. Основным документом при осуществлении изменений принимается программа проведения корректировок. У каждого предприятия программа носит индивидуальный характер.

Руководство предприятия может обратиться к помощи консалтинговых фирм для проведения оценки состояния предприятия, разработки стратегии и необходимых мероприятий, либо действовать на основе разработок собственных подразделений по стратегическому развитию.

Этап 4. Проведение реструктуризации согласно принятой программе. В ходе последовательного исполнения данного этапа уточняются запланированные целевые критерии, при отклонении от которых выполняется корректировка программы.

Этап 5. Сопровождение программы, оценивание итогов. На завершающем этапе ведется контроль исполнения целевых показателей, анализируется полученная информация и результаты деятельности, составляется итоговый отчет о выполненной работе.

Важно! Постоянный мониторинг экономических и финансовых параметров деятельности предприятия, а также состояния на рынке требуется для своевременного диагностирования необходимости процедуры реструктуризации. Запаздывание с проведением необходимых изменений может привести к негативному развитию ситуации, потребовать больших объемов затрат ресурсов или не позволить достичь желаемых целей.

Возможные риски

Несмотря на эффективность реструктуризации, ряд факторов может противодействовать ее проведению или понизить экономические результаты.

Финансовое оздоровление: что это и почему не работает в России

Финансовое оздоровление: что это и почему не работает в России

Ведущий юрист компании «Проспектаси» Константин Заутренников подготовил для «Русбанкрота» развернутый материал об особенностях финансового оздоровления. Когда оно вводится, какие меры необходимо принимать и почему эта процедура так редко встречается в России?

О понятии

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона о банкротстве). Финансовое оздоровление наряду с внешним управлением и мировым соглашением представляют собой реабилитационные процедуры банкротства, т.е. ситуации, в которых по завершении процедуры банкротства должник восстанавливает свою платежеспособность, рассчитывается с кредиторами и продолжает функционировать как хозяйственная единица.

Реабилитационным процедурам противопоставляются процедуры ликвидационные, когда процесс банкротства заканчивается ликвидацией должника как юридического лица – его имущество распродается с торгов в целях погашения требований кредиторов. В действующем российском законодательстве такой ликвидационной процедурой является конкурсное производство.

Когда вводится финансовое оздоровление

Введение финансового оздоровления возможно после стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом несостоятельным, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. Отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению с другими процедурами, применимыми в деле о банкротстве, является то обстоятельство, что полномочия органов управления юридического лица сохраняются при установлении ограничений по распоряжению имуществом юридического лица со стороны административного управляющего.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов (п.1 ст. 80 Закона о банкротстве). К первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе обратиться учредители должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия либо третьи лица.

Обязательства при финансовом оздоровлении

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Одновременно с введением финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

Согласно п. 79 Закона о банкротстве исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. В случае отсутствия обеспечения исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, разрабатывается план финансового оздоровления.

План финансового оздоровления

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника (ст. 84 Закона о банкротстве).

Введение финансового оздоровления предусматривает ряд последствий для должника, а именно: снимаются аресты и иные ограничения на распоряжения имуществом должника, приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, требования к должнику (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением требований Закона о банкротстве и др. (ст.81 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление или банкротство?

Несмотря на то, что в тексте Закона о банкротстве неоднократно подчеркивается важность осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника, восстановлению его платежеспособности, на практике в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника.

Как следует из статистических данных с официального сайта Федеральных арбитражных судов Российской Федерации, за период с 2010 по 2013 гг. в арбитражные суды поступило 146 413 дел о банкротстве. Процедура финансового оздоровления проводилась 344 раза. При этом другая реабилитационная процедура – внешнее управление – проводилась гораздо чаще, а именно 3 619 раз.

Стоит отметить, что количество процедур финансового оздоровления, прекращенных в связи с погашением задолженности, не превышало 7,4% из всех случаев введения финансового оздоровления.

Почему финансовое оздоровление непопулярно?

На наш взгляд, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности, прежде всего, является позднее обращение в суд о признании должника банкротом.

Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника как правило отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам.

К сожалению, несмотря не декларирование в Законе о банкротстве приоритета реабилитационных процедур, в российском правосознании господствует представление о том, что процедура банкротства — это фактическая ликвидация бизнеса, предприятие- должник априори является неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса является максимально возможное удовлетворение своих требований.

Соответственно, участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее (в частности процедуру финансового оздоровления) как способ преодоления финансового кризиса, стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника.

Тем не менее, прецеденты положительного применения практики финансового оздоровления в опыте российского судопроизводства имеются. Так, например, в рамках дела № А79-2849/2010, рассмотренного Арбитражным судом Чувашской Республики в отношении компании-застройщика было введено финансового оздоровление сроком на двадцать месяцев, утвержден график погашения задолженности.

В результате проведения процедуры финансового оздоровления удалось восстановить платежеспособность должника, погасить требования кредиторов. В ходе проведения процедуры банкротства компании удалось завершить строительство жилого комплекса и ввести его в эксплуатацию, а также передать квартиры участникам долевого строительства. После завершения процедуры банкротства компания продолжила свою деятельность.

Финансовое оздоровление предприятия. Способы реструктуризации задолженности

Последние годы собственники бизнеса уделяют особое внимание проблеме реструктуризации задолженности своих предприятий. Анализируя реальное состояние нынешней экономики, становится очевидным, что без разрешения проблем с накопившейся задолженностью для многих предприятий затруднительно выполнять свои обязательства по текущим заимствованиям. В такой ситуации вопросы развития и производственного роста уходят на второй план, так как собственник бизнеса вынужден решать вопрос о сохранении своего дела в целом.

Реструктуризация задолженности предприятия предполагает активные действия по досудебному урегулированию споров с целью достижения оптимально выгодных для партнеров соглашений по урегулированию долга, а также не исключает такую форму решения проблемы с задолженностью, как проведение процедуры банкротства должника.

В процессе реструктуризации заключается несколько последовательных сделок между предприятием, его кредиторами и должниками, предметом которых может являться:

предоставление отсрочки и рассрочки платежей, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные; предоставление отступного; продажа долговых обязательств; проведение зачета взаимных платежных требований; замена одного обязательства другим (новация).

Если возникает долговое обязательство перед бюджетом, то урегулирование задолженности налогоплательщика по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам осуществляется исключительно с соблюдением требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных пунктов.

Отсрочка и рассрочка платежей

В процессе реструктуризации в случае предоставления отсрочки или рассрочки платежей изменению подлежит не само обязательство, а лишь сроки оплаты долга. При этом основания для взыскания продолжают действовать, если только стороны не договорятся об ином.

Чтобы начать процесс реструктуризации задолженности, необходимо вступить в переговоры со своим кредитором, используя досудебную (мирную) процедуру разрешения кризисной ситуации. Но что делать, если кредитор — налоговый орган, а задолженность образовалась из недоимки по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам?

Согласно п. 2 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 НК РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).

В случае если у налогоплательщика есть обязанность по уплате налога, но в настоящее время он не может его уплатить, то согласно главе 9 НК РФ возможно обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по его уплате.

Отсрочка предполагает уплату налога по истечении срока ее действия, а рассрочка — возможность постепенной уплаты суммы задолженности в соответствии с графиком. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена налоговым органом на срок до одного года.

Пункт 2 ст. 64 НК РФ предусматривает следующие основания предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога:

  1. причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
  3. угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
  4. имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
  6. при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Предоставление отступного

Предоставление отступного для должника, по сути, является своеобразной платой за прекращение своих обязательств. Отступное может быть предоставлено в денежной форме, имуществом, услугами, выполнением работ (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.12.05 г. № 102 «Обзор практики применения ст. 409 Гражданского кодекса РФ»). В качестве примера можно привести ситуацию, когда покупатель, получив товар, не может рассчитаться в денежной форме, как это предусмотрено договором, а оказывает продавцу какие-либо услуги, и, наоборот, исполнитель не смог выполнить обязательства по договору и взамен передает заказчику денежные средства.

Необходимо четко разделять договор новации и отступного. При отступном обязательства полностью прекращаются, а по договору новации — возникают новые. Так нельзя назвать отступным передачу собственного векселя взамен исполнения договорных обязательств, поскольку вексель — это не что иное, как обязательство расплатиться. Таким образом, вместо задолженности по договору возникает задолженность по векселю. Следовательно, это договор новации долга. Если же переданный вексель не собственный, а, например, банковский, то обязательство будет прекращено, что указывает на договор отступного.

В настоящее время законодательство не содержит определенных требований к форме соглашения об отступном и возникнуть может только по соглашению двух сторон. Таким образом, соглашение об отступном является разновидностью сделки, при заключении которой необходимо руководствоваться положениями ГК РФ, применимыми к сделкам.

Действие первоначального обязательства прекратится только после фактической передачи имущества. Для подтверждения факта прекращения обязательства необходимо составить акт, отражающий прием-передачу имущества (в случае, если отступное представляет из себя выполнение работ или оказание услуг, первоначальное обязательство будет прекращено после подписания документов, закрывающих выполненные работы или оказанные услуги). До этого момента кредитор обязуется не требовать первоначального долга.

Продажа долговых обязательств

Существуют два способа продажи долговых обязательств — цессия (уступка прав требования) и соглашение о переводе долга (замена должника).

Суть договора цессии состоит в следующем. Кредитор, имеющий право требования к должнику, может это право продать третьему лицу, в данном случае дебиторская задолженность является активом кредитора. Соответственно в случае необходимости срочного высвобождения денежных средств можно реструктуризировать свои активы, частично продав их.

Договор цессии имеет множество подводных камней. Рассмотрим некоторые неблагоприятные для сторон совершаемой сделки последствия:

если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим не благоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу (ст. 382 главы 24 ГК РФ). Возникает риск для нового кредитора и состоит в возможной недобросовестности прежнего кредитора; должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (после получения уведомления должник не вправе выдвигать возражения) (ст. 386 главы 24 ГК РФ); если кредитор переуступает будущие проценты, необходимо четко это прописать в договоре; не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (ст. 388 ГК РФ). Риск — признание сделки недействительной.

Кроме того, важно помнить, что, если сделка по уступке права (требования) является крупной для общества (более 25% от валюты баланса на последнюю отчетную дату), она должна заключаться с соблюдением требований, установленных Федеральными законами от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 8.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Соответственно договор будет ничтожным, если не будет подтверждения одобрения крупной сделки в установленном порядке.

Соглашение о переводе долга содержит условия, согласно которым новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника перед кредитором. В случае если организация-должник в силу каких-либо обстоятельств не может самостоятельно погасить образовавшуюся задолженность, то дебитор данной организации берет на себя ее обязательства и тем самым гасит свою задолженность перед ней. Для таких ситуаций законодательством и предусмотрена возможность заключения соглашения о переводе долга.

Поскольку личность должника имеет для кредитора важное значение, то замена должника осуществляется только с согласия кредитора. Если при переводе долга согласие кредитора не испрашивалось либо был получен отрицательный ответ, то перевод долга невозможен, а состоявшийся признается ничтожным, т. е. не имеющим юридической силы. Это правило действует, если основанием перевода долга является соглашение сторон, и не применяется, если замена должника происходит на основании наследования.

Как и при уступке требования, новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником (ст. 392 ГК РФ). Должник, выбывая из обязательства, не несет перед кредитором никакой ответственности за неисполнение обязательства новым должником, его ответственность ограничена выбором лица, его заменяющего. Кредитор, соглашаясь на замену должника, должен самостоятельно решать вопрос об исполнении новым должником обязательства.

Поскольку в соответствии с п.2 ст.391 ГК РФ к форме соглашения о переводе долга применяются те же правила, что и к форме договора об уступке права, значит, соглашение о переводе долга должно быть совершено в той же форме, что и основной договор. Следовательно, если основной договор заключен в простой письменной или нотариальной форме, то и перевод должен быть совершен в соответствующей письменной форме (п. 1 ст. 389 ГК РФ).

В случае перевода по соглашению части долга, возникшего из длящегося обязательства (например, аренды), помимо основания его возникновения необходимо указать конкретный период, за который он переводится. Если этого не сделать, соглашение может быть признано незаключенным (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.07 г. № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Проведение зачета взаимных платежных требований

В Гражданском кодексе РФ зачет обозначен как способ прекращения обязательств. На первый взгляд, довольно простая конструкция сделки в реальности оказывается довольно сложной к осуществлению. Помимо оговоренных в ГК РФ требований, при которых возможно осуществить зачет, существуют еще и негласные, сложившиеся в результате формирования судебной практики по вопросам зачета требования. Рассмотрим основные требования, регламентированные ГК РФ:

обязательства сторон должны быть встречными. То есть «трехсторонние зачеты», когда три стороны учитывают взаимные обязательства, не являющиеся встречными, не являются способом прекращения обязательств, предусмотренным ст. 410–412 ГК РФ; обязательства должны быть однородными. Согласно законодательству определен только один критерий однородности, а именно однородность обязательств по предмету, однако зарубежные гражданские кодексы и сложившаяся судебная практика выделяют еще один критерий — требования должны быть однородными по основаниям возникновения (например, недопустим зачет требования по возмещению убытков против требования по погашению займа, только договорные обязательства — против договорных обязательств); срок исполнения обязательств должен быть наступившим.

Рассмотрим условие о степени бесспорности взаимных требований, наличие которого регламентируется сложившейся судебной практикой и также является необходимым при заключении соглашения о зачете. В данном случае требования должны быть бесспорны и очевидны в равной степени. Например, подтвержденное исполнительным листом право требования может быть зачтено только против такого же требования, подтвержденного исполнительным листом. В противном случае судебная практика не признает правомерность зачета и возможность прекращения исполнительного производства.

Помимо этого Президиумом ВАС РФ в информационном письме от 29.12.01 г. № 65 установлено, что обязательство не может быть прекращено зачетом встречного однородного требования, если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек (абзац 2 ст. 411 ГК РФ). При этом сторона, получившая заявление о зачете, не обязана заявлять о пропуске срока исковой давности контрагенту, так как исковая давность может быть применена только судом, который применяет ее при наличии заявления при рассмотрении соответствующего спора (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Если зачет требований был осуществлен без документа, то он может быть оспорен, что обусловлено отсутствием четких требований к форме совершения сделки. Из сложившейся практики можно сделать вывод: при наличии сомнений в правомерности осуществляемого зачета необходимо требовать от контрагента письменного соглашения о зачете встречных однородных требований, что будет являться прекращением обязательств на основании соглашения сторон.

Замена одного обязательства другим (новация)

Новация представляет собой замену первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 414 ГК РФ). Ее особенность состоит в освобождении сторон от ранее заключенного обязательства для того, чтобы заключить новое.

Для совершения новации необходимо соблюдение следующих условий:

при заключении договора о новации стороны должны указать в условиях намерение о прекращении первоначального обязательства. В противном случае новое обязательство будет существовать параллельно с первоначальным; первичное и новое обязательства являются действительными. Поскольку если первоначальное обязательство признается недействительным, то исчезает сама возможность для заключения между сторонами новых обязательств, возникающих на основании первичных; вновь возникшее обязательство определяется на основании первичного и предусматривает другой предмет или способ исполнения. Другими словами, прекращение первичного и определение нового обязательства находятся в причинной связи: прежнее прекращается, потому что стороны сделки согласились установить другое, а новое обязательство устанавливается, потому что они решили прекратить первоначальное. При несоблюдении этого условия стороны окажутся связанными двумя разными обязательствами; состав участников нового обязательства, заключенного взамен первоначального, должен оставаться неизменным. Недопустимо не только выбытие кого-либо из них, но и появление (наряду с прежними) новых участников договорного обязательства.

Новация не допускается в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и уплате алиментов.

Помимо перечисленного одним из способов реструктуризации обязательств может являться процедура банкротства как должника, так и дебитора. В настоящее время меры налогового контроля ужесточились, и на практике все чаще встречаются случаи, когда основную часть обязательств компании составляет задолженность перед бюджетом, которую компания не может уплатить, инициируя процедуру банкротства. В данном контексте хотелось бы рассмотреть еще одну возможность оптимизации своих долговых обязательств, но уже исключительно перед налоговым органом.

Мировое соглашение с налоговым органом в деле о банкротстве

Существует мнение, подтвержденное судебной практикой, что налоговый орган не может заключать мировые соглашения, поскольку такие полномочия не предусмотрены Налоговым кодексом РФ, а согласно ст. 139 Арбитражного процессуального кодекса РФ мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону. Однако примеров заключения мирового соглашения с налоговой инспекцией в деле о банкротстве немного (гораздо больше примеров заключения мировых соглашений в арбитражном процессе), но они есть, что уже является положительной тенденцией.

Основная проблема для распространения практики института мирового соглашения заключается в том, что в НК РФ отсутствует подобный термин (в отличие от АПК РФ) и судами не разрешен однозначно вопрос о наличии необходимых полномочий у районных либо территориальных инспекций. Помимо этого налоговая инспекция не может списать часть задолженности в рамках мирового соглашения; для уменьшения суммы задолженности необходимо четкое юридическое обоснование сумм, которые ФНС России признает неправомерно начисленными.

В связи с возникающей положительной тенденцией при рассмотрении дел, касающихся мировых соглашений с налоговым органом, было подготовлено постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.14 г. № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» (далее — Постановление № 50). В данном постановлении суд посвятил отдельный пункт (п. 27) рассматриваемому вопросу и обратил внимание на возможность уменьшения доначислений по налоговым спорам.

В частности, указывалось, что арбитражным судам при рассмотрении налоговых споров необходимо иметь в виду, что само по себе заключение соглашения об их урегулировании, предусмотренного ст. 190 АПК РФ, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Однако исходя из публично-правовой природы налоговых споров предметом названного соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом. Например, предметом такого соглашения не могут выступать вопросы о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям.

Следовательно, законодатель разъясняет, что невозможно прийти к какой-либо сумме, удовлетворяющей все стороны арбитражного процесса и утвердить эту сумму в мировом соглашении. Также в Постановлении № 50 разъяснены более подробно действия налогового органа и налогоплательщика в случае, если есть достаточные основания для снижения сумм доначислений.

В соответствии с положениями ст. 70, 190 АПК РФ при рассмотрении налоговых споров допустимо заключение соглашений об их урегулировании, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий (например, признание налоговым органом не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций, и др.), которые содержат правовую квалификацию деятельности лица, участвующего в деле, влекущую изменение размера его налоговой обязанности (например, признание экономически обоснованного и (или) документально подтвержденного размера произведенных расходов, нормальной величины потерь товаров, приемлемости используемых налогоплательщиком способов налоговой оптимизации его деятельности и др.). В таком случае в соглашении об урегулировании спора могут содержаться условия о скорректированном размере налоговой обязанности.

Все перечисленное призвано уравнять возможности налоговой инспекции и налогоплательщиков при разрешении споров в условиях ужесточившейся политики проведения выездных налоговых проверок. Это своего рода инструмент, предоставленный законодателем, для оптимизации налогообложения, однако им довольно сложно воспользоваться, не понимая принципов ведения процесса переговоров с налоговым органом и выстраивания тактики поведения в судебных заседаниях. При разработке положений мирового соглашения необходимо учитывать, что суды при принятии решений будут руководствоваться интересами представителей государства, таким образом условия мирового соглашения и правовая позиция при его заключении должны несомненно содержать очевидную выгоду для бюджета.

Как показывает практика, ситуации, в которых оказываются предприниматели, не всегда ограничиваются применением какого-то одного из перечисленных способов реструктуризации задолженности, необходим тщательный анализ в целом и применение комплекса мер. Следует отметить, что самостоятельная попытка применения указанных способов может привести к негативному результату.

Источник https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/restrukturizaciya-predpriyatiya/

Источник https://rusbankrot.ru/people/finansovoe-ozdorovlenie-chto-eto-i-pochemu-ne-rabotaet-v-rossii/

Источник https://www.klerk.ru/boss/articles/457391/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: