МПС: что это такое, кто относится к субъектам малого предпринимательства и как это определить
Давайте разберемся, что такое субъекты МСП, как определить принадлежность к категориям среднего и малого предпринимательства, кто к ним относится, какие это организации. Данный вид бизнеса в нашей стране пользуется большими льготами. Государственный аппарат не случайно делает подобные послабления, ведь они позволяют значительно повысить занятость населения и при этом уменьшить административную нагрузку.
Данным термином называется любое коммерческое предприятие или физическое лицо, чья деятельность направлена на получение дохода. Сюда же относятся землевладельцев, а также промышленного плана кооперативы и другие сообщества. Однако, обычные некоммерческие или государственные объединения, а также муниципальные объекты к таковым относить будет ошибочно.
Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.
Признаки мелкого предпринимательства в 2022 году: таблица
Годовой доход (млн. рублей)
Среднесписочное количество людей
Известны несколько базовых групп, которые придется обязательно учитывать:
- Размер полных поступлений в целом, которые были зачислены за истекший календарный год.
- Объективная доля владения активами другой фирмы в уставном капитале.
- Количество наших сограждан и иностранцев, которые были привлечены к труду за тот же период.
Если судить с точки зрения занятости, а также охвата максимальных денежных потоков, все организации или ИП можно охарактеризовать рядом показателей, которые мы уже дали в таблице выше. Таким образом, далеко не каждую экономическую единицу можно отнести именно к таким видам, вне зависимости от того, является ли лицо юридическим или физическим. Характерные признаки имеют следующие:
- партнерства;
- товарищества;
- общества (включая ООО и АО).
Кроме того, можно также проверять некоторые другие критерии в отношении иных структурных образований специфического характера:
- Фермерские и крестьянские хозяйства.
- Потребительские кооперативы.
- Промышленные объединения.
Также к таковым можно отнести и физлица, имеющих собственный бизнес, будь он убыточным или прибыльными.
Готовые решения для всех направлений
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации
Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:
- Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
- Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
- Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
- Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.
Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.
Доходные признаки
Все цифровые показатели можно более подробно рассмотреть в таблице выше, повторять их еще раз нет смысла. Нужно понимать, что в расчет принимается весь доход за минувший год. При этом НДС в учет не принимается, а вал считается суммарно, вне зависимости от того, сколько видов деятельности производится.
Для простоты понимания можно привести практический пример. У ООО «Горизонт» имеется три основные направления, по которым оно заработало за календарный отчетный период по 500 миллионов по каждому. Следовательно, в общей сложности, учитывается полтора миллиарда рублей, а само предприятие относится к средней ячейке. В то же время ИП Савельев ведет всего два вида деятельности, и получил всего пять миллионов по одному, и десять — по-другому. Относить его в таком случае следуют к микропредприятиям.
Компания «Клеверенс» предлагает значительно повысить эффективность различных организаций, за счет введения мобильной автоматизации в систему учета.
По численности штата
Кроме вышеописанного дохода, в учет должно приниматься также количество трудоустроенных работников. Причем речь может идти только о тех, с кем заключены трудовые договоры. При это нет никакой необходимости в сведениях о том, присутствовали люди физически на своих рабочих местах: находится ли человек на больничном или в отпуске, он все равно должен считаться.
Малое предприятие — критерии отнесения в 2022 году
Критерии отнесения к малому предприятию в 2022 году регламентированы законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 №209-ФЗ. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2022 году и каковы критерии приобщения компаний к этому списку.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.
Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:
- Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
- После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.
Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.
Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.
Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.
Если доход не более 120 млн руб. в год, а численность до 15 человек включительно, то это микропредприятие.
Важно! В 2022 году субъекты МСП имеют право на ряд мер антикризисной поддержки. Что это за меры, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год
Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек
2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности
Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.
2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%
Нюансы малого и среднего предпринимательства
При соответствии малого предприятия критериям 2022 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:
- среднесписочная численность работников;
- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- налоговые декларации.
Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.
Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:
- «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
- «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2021 год».
Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2022 году. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Итоги
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез
Критерии отнесения ИП и юрлиц к субъектам малого и среднего предпринимательства. Инструкция по включению в реестр МСП. Льготы для МСП.
Ветлужских Анна Владиславовна
Юрист
I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.
Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.
I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:
1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):
а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- Российская Федерация,
- субъекты Российской Федерации,
- муниципальные образования,
- общественные организации,
- религиозные организации (объединения),
- благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)
владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.
При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества
- иностранные юридические лица и (или)
- юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,
должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.
Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.
Ограничение в отношении суммарной доли участия:
- общественных объединений инвалидов,
- иностранных юридических лиц и (или)
- юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не распространяется на:
- участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».
в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.
г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».
д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).
е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.
Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.
2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:
- до 15 человек включительно для микропредприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий;
- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.
3. Предельные значения дохода [1], полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий включению в реестр календарный год (суммарно по всем осуществляемым видам деятельности, по всем налоговым режимам):
- до 120 млн рублей включительно для микропредприятий;
- до 800 млн рублей включительно для малых предприятий;
- до 2 млрд рублей включительно для средних предприятий.
I.II. Чтобы производственный, потребительский кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство или ИП были отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, они должны соответствовать только критериям численности работников и размера дохода. Иные условия в расчет не берутся.
I.III. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства как для организаций, так и для ИП определяется в соответствии с наибольшим по значению критерием численности работников или размера дохода.
При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП в течение первого года своей деятельности относятся к категории микропредприятий (критерии численности работников и размера дохода не учитываются); ИП, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.
II. Процедура включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Проверить, включено ли предприятие в базу реестра субъектов МСП можно по этой ссылке.
Информационная база реестра субъектов МСП формируется автоматически. ФНС вносит и исключает из единого реестра субъектов МСП сведения об организациях и ИП, в частности, на основании:
― сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
― представленных сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
― сведений о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;
― сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;
― сведений, представленных до 5 июля текущего календарного года (по состоянию на 1 июля текущего календарного года):
- биржами – в отношении АО, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- Минобрнауки России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- Фондом «Сколково» – в отношении участников проекта;
- Минэкономразвития России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, предоставляющие государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р);
- Минпромторгом России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности;
- держателями реестров акционеров АО – в отношении АО, созданных до 1 декабря года, предшествующего году предоставления в ФНС сведений о соответствии АО критериям субъекта МСП (указанный перечень формируется на основании имеющихся у держателей реестров данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году);
- аудиторскими организациями – в отношении ООО, созданных до 1 декабря года, предшествующего году предоставления в ФНС сведений о соответствии ООО критериям субъекта МСП. При этом участниками этих ООО являются иностранные юридические лица, владеющие суммарно более чем 49% долей в уставном капитале ООО (доход этих иностранных юридических лиц, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно, кроме того, государством постоянного местонахождения этих организаций также не должны являться офшорные зоны;
- а также некоторые другие уполномоченные органы.
Таким образом, представление каких-либо дополнительных документов для включения в реестр субъектом МСП не требуется.
Когда формируется реестр?
Основную часть сведений в реестр малых предприятий ФНС вносит самостоятельно 10 августа каждого календарного года на основе сведений, которые имеются у налогового органа по состоянию на 1 июля соответствующего года.
Применительно к вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным ИП сведения в реестр субъектов МСП ФНС вносит 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ о создании организации и ЕГРИП о государственной регистрации ИП.
Категория субъекта МСП может измениться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть если, к примеру, выручка за 2016-2019 гг. будет превышать 800 млн рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2020 году.
Почему в реестре отсутствуют сведения о юридическом лице или ИП, которые формально соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП?
- Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
- Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.
III. Что делать, если компания подпадает под критерии, но в реестре ее нет
Узнать, относится ваша организация к субъектам малого или среднего предпринимательства можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Шаг 1. При отсутствии в Едином реестре сведений о юридических лицах или об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, необходимо направить заявление в ФНС России посредством заполнения соответствующей формы на сайте ФНС.
Шаг 2. После заполнения всех необходимых полей заявление считается сформированным, ему присваивается уникальный номер. При этом отправка документа произойдет только после подтверждения адреса электронной почты, указанного в заявлении (необходимо будет просто перейти по ссылке из письма).
Если был указан ошибочный адрес электронной почты, то новое заявление (по той же организации/ИП) можно будет создать через 6 часов с момента формирования предыдущего заявления.
Шаг 3. Заявление рассматривается в течение 15 рабочих дней с момента отправки.
Автоматически сформированное уведомление о включении (или не включении) организации/ИП в единый реестр субъектов МСП по результатам рассмотрения соответствующего заявления также приходит электронную почту.
Субъект малого или среднего предпринимательства также может самостоятельно внести в реестр субъектов МСП дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупнейшим заказчикам, например:
- сведения о производимой продукции;
- сведения об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- сведения о включении юридического лица или ИП в реестры субъектов МСП-участников программ партнерства (в соответствии с Федеральным законом №223 от 18.07.2011);
- сведения о наличии у юридического лица или ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ;
- контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт).
Для передачи вышеуказанных сведений следует осуществить вход в сервис передачи информации. После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.
Обновление сведений в реестре произойдет 10 числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих данных ФНС.
IV. Льготы для организаций и ИП, включенных в реестр субъектов МСП
IV.I. Специальные льготы, предоставляемые субъектам МСП.
1. Кадровый учет
Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).
При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).
Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.
2. Учет и отчетность
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
3. Закупки
3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.
При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).
b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.
Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:
- контрактов должно быть не меньше трех в течение последних трех лет до даты подачи заявки,
- контракты должны быть исполнены без применения к субъекту малого предпринимательства штрафов и неустоек,
- сумма цен контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).
3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:
- к обеспечению заявки на участие, сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
- к обеспечению исполнения договора, сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или должна быть равна сумме аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).
b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если
- закупка была проведена на общих основаниях,
- участвовать в ней могли только субъекты малого и среднего предпринимательства,
- субъекты малого и среднего предпринимательства выступали субподрядчиками.
4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]
Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.
5. Имущественная поддержка субъектов МСП
5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.
5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].
По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:
- оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;
- отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам;
- имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.
Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина, старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».
5.3. Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество [6].
Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами МСП при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты при этом составляет не менее пяти лет.
Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) принадлежит субъекту МСП.
Толкование данных правил, содержащееся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. №2468/10, подразумевает, что они не содержат положений о порядке внесения платежей при выборе субъектом МСП такого порядка оплаты приобретаемого арендуемого имущества, как рассрочка, в этом случае подлежат применению положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которым порядок оплаты имущества, находящегося в муниципальной собственности, касающийся внесения платежей, устанавливается органами местного самоуправления.
IV.II. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП в связи с распространением коронавирусной инфекции.
1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:
- на обязательное пенсионное страхование – 22% (если выплата меньше МРОТ); в пределах лимита или свыше – 10% вместо 22%;
- на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%;
- взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.
Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года –
12 130 руб.).
2. Льготное кредитование [8]:
- Банк России расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП.
- 27.04.2020 снижена процентная ставка по кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП с 4% до 3,5% годовых.
3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.
К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].
Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года.
Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:
a) осуществление деятельности в сфере:
- авиаперевозок,
- аэропортовой деятельности,
- автоперевозок,
- культуры,
- организации досуга и развлечений,
- физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта,
- туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,
- гостиничного бизнеса,
- общественного питания,
- дополнительного образования (в т.ч. негосударственные образовательные учреждения),
- организации конференций и выставок,
- оказания бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).
b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);
c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).
Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.
5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].
До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
IV.III. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП, входящих в список наиболее пострадавших отраслей в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.
Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.
1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:
a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.
b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:
- на 1 квартал 2020 года – продлен на шесть месяцев,
- на полугодие (2 квартал) 2020 года – продлен на четыре месяца.
c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца.
d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца.
e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:
- за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года,
- за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.
2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:
- исчисленных с выплат за март-май 2020 года – на шесть месяцев,
- исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 года – на четыре месяца,
- исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., – на четыре месяца.
Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».
3. Кредитные каникулы [14].
3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам. Льготный период подразумевает под собой, что:
a) на срок до 6 месяцев не допускается:
- начисление неустойки (штрафа, пени);
- предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;
- обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки по соответствующему кредитному договору;
- обращение с требованием к поручителю (гаранту).
b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.
По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.
В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.
Более подробно о кредитных каникулах для бизнеса читайте в материале Андрея Тишковского, руководителя группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» юридической фирмы INTELLECT, и Анны Скоровой, юриста INTELLECT.
4. Беспроцентное кредитование на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [15].
Актуальный перечень банков, которые выдают кредиты по госпрограмме, размещен на сайте Минэкономразвития.
Заемщиком может стать субъект:
- относящийся к категории малого предприятия или микропредприятия,
- ведущий деятельность в одной или нескольких пострадавших отраслях из утвержденного Правительством перечня.
Цель: выплата заработной платы сотрудникам компании со всеми начислениями и налогами на нее.
Срок кредитования: до 12 месяцев.
Ставка: в течение первых 6 месяцев – 0% годовых; на оставшийся период – не выше ставки, полученной кредитными организациями по программам льготного рефинансирования ЦБ РФ.
Сумма кредита. При расчете суммы займа учитывается количество сотрудников. Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма МРОТ с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды.
5. Государственные субсидии [16].
Условия получения субсидии (помимо того, что организация/ИП на 01.03.2020 были включены в единый реестр субъектов МСП, а также помимо отнесения организации/ИП к субъектам, функционирующим в «наиболее пострадавших отраслях»):
- направление в ФНС соответствующего заявления (форма – в приложении №2 к Постановлению Правительства). Для получения субсидии за апрель 2020 года заявление должно быть направлено в ФНС период с 01.05.2020 по 01.06.2020, для получения субсидии за май 2020 года – с 01.06.2020 по 10.07.2020;
- организация-получатель не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
- по состоянию на 01.03.2020 у получателя субсидии отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 г.
Размер субсидии:
- для организаций: 12 130 руб. × количество работников в марте 2020 года;
- для ИП: 12 130 руб. × (количество работников в марте 2020 года + 1);
- для ИП без работников: 12 130 руб.
Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT
[1] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
[2] п.п. 23, 25 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352).
[3] Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. №1205 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема».
[4] Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 №32404).
[5] Статья 3 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 №159-ФЗ.
[6] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[7] Статья 6 Федерального закона от 01.04.2020 №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[8] Информационное сообщение Банка России от 20.03.2020 «Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса».
[9] Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
[10] Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2020 г. №670-р «Об отсрочке арендных платежей по договорам аренды федерального имущества для субъектов МСП».
[11] Статья 11 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
[12] [13] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №409 (актуальная редакция от 24.04.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
[14] Федеральный закон от 03.04.2020 №106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».
[15] Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. №422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости».
[16] Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
COVID-19, банковское право, госзаказ, договорное право, коммерческое право, корпоративное право, налоговое право, налоговые проверки, недвижимость, приватизация, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации
Источник https://www.cleverence.ru/articles/biznes/mps-chto-eto-takoe-kto-otnositsya-k-subektam-malogo-predprinimatelstva-i-kak-eto-opredelit/
Источник https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/maloe_predpriyatie_kriterii_otneseniya/
Источник https://www.intellectpro.ru/press/works/subekty_msp_ischerpyvayushiy_likbez/