Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»

Урок обществознания. Фондовая биржа

Здравствуйте! Приготовьтесь к уроку. На уроке необходимо иметь учебник, тетрадь, ручку, карандаш, калькулятор. Рабочее настроение.

Садитесь! Внимание! Приступаем к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

На последнем уроке мы знакомились с темой “Рынок ценных бумаг”. Давайте вспомним основные понятия, для этого мы расшифруем схему “Рынок ценных бумаг”, а часть учащихся выполнит индивидуальные карточки-задания (№ 1,2,3).

Вопросы к схеме:

1. Что такое рынок ценных бумаг? (Рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка на котором продаются и покупаются ценные бумаги).

2. Кто такие, эмитенты? (Эмитенты – это те кто, проводит эмиссию (выпуск) ценных бумаг: частные компании, иностранные компании, государство).

3. Уровни рынка ценных бумаг? (Первичный, где реализуются ценные бумаги, выпущенные впервые. Повторный, где происходит купля продажа ценных бумаг, уже побывавших в чьей-то собственности).

4. Что такое, “уличный рынок”? (Купля продажа ценных бумаг за пределами биржи)

5. Основные виды ценных бумаг т.н. фондовые ценности? (Акции, облигации).

б. Что такое акция? (Ценная бумага, закрепляющая право владельца на получение прибыли в виде дивиденда, на участие в управлении АО, и на часть имущества после его ликвидации).

7. Что такое облигация? ( Долговое свидетельство, которое включает в себя два непременных свойства, возврат ссуды в срок и выплата фиксированного, регулярного дохода в виде процента).

Хорошо! С этим заданием мы справились легко.

Дальше мы с вами с имитируем игровую ситуацию “Ставь инвестором”. Вы должны вложить свой свободный капитал (10000 руб.) в акции и облигации, сформировать, так называемый инвестиционный портфель. Помните народную мудрость “Деньги дело наживное”.

Прежде чем, это сделать, примите несколько советов. (Обсуждение ответов учащихся, которые работали с индивидуальными карточками-заданиями).

1. Кто такие, инвесторы? (Физические и юридические лица, покупающие ценные бумаги).

2. Какие цели, преследуют они? (Доходность вложений, рост вложений, ликвидность вложений, безопасность вложений).

3. Золотое правило инвестора? (“ Не храните яйца в одной корзине ” Диверсификация- вложение капитала в различные виды ценных бумаг и компании работающие в различных отраслях экономики, с целью уменьшить риск).

  • “Хворд двигатель” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 10 у.е.
  • “Самсунь” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 15 у.е.
  • “Будзимудси” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 10 у.е.
  • “Первоцепляевостройинвест банк” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 10 у.е.
  • “Соня” облигация ном.цена 1000 рублей доход 13 % на 14 лет

3. Усвоение новых знаний.

Один из элементов схемы мы не заполнили, это фондовая биржа.

Тема нашего урока так и называется “Фондовая биржа”. Запишите.

Цель нашего занятия познакомится с понятием фондовая биржа, её структуре, механизме функционирования.

Развивать умения определять биржевой курс акций, читать котировальные листы российских и зарубежных бирж.

В будущем не все из вас станут игроками фондовых бирж. Но первоначальные знания помогут вам лучше разбираться в сложном мире экономики.

В конце изучения темы давайте ответим на проблемный вопрос.

В рыночной экономике фондовая биржа необходимый элемент инфраструктуры рынка. Почему в Советском Союзе не было необходимости в создания бирж?

Краткая справка об истории возникновения бирж.( опережающее задание) Первая биржа возникла в 1406г. в голландском городе Брюгге возле дома богача Ван дер Бурзе. На доме был нарисован герб в виде трех кошельков, которые на позднелатинском именовались словом “бурзе”. То ли по имени Ван дер Бурза, то ли от кошельков “бурзе” стали называться биржами и позднее создававшиеся оптово-товарные и фондовые рынки: в Антверпене (1460), Лионе (1462), Амстердаме (1530), Гамбурге (1564). Париже (1563), Кёльне (1566), Лейпциге (1635), Берлине (1716), Вене (1771) и других крупных европейских городах. Первая в России Петербургская биржа была создана в 1703г.

Фондовые биржи поначалу существовали как отделения товарных бирж. Впоследствии рынки ценных бумаг обособлялись в самостоятельные, по мере того как увеличивалось количество таких бумаг, находившихся в обращении. Первой собственно фондовой биржей считается организованная в 1608 г. Амстердамская биржа, хотя некоторые историки утверждают, что подобные учреждения существовали в Италии еще в ХIУ столетии. Откроем учебник на стр. 512, и самостоятельно прочитаем раздел темы “Понятие о фондовой бирже” ответим на вопросы.

1. Что такое фондовая биржа?

2. Её основные функции?

З. Основная цель фондовой биржи?

В порядке нумерации вопросов кратко запишем в тетрадь ответы.

Биржи фактически являются посредниками между продавцами и покупателями, но сами в сделках не участвуют.

Современные биржи, это сложная система помещение, связь, учет операций, котировка. информационное обеспечение и.т.д.

Но главными действующими лицами биржи являются брокеры и маклеры.

Брокер посредник между продавцом и клиентом осуществляющий куплю-продажу п.б. от имени клиента и за его счет, и получает за это вознаграждение, % от сделки.

Маклер посредник в отличие от брокера осуществляет операция за свой счет. Высший орган биржи это совет директоров, во главе стоит президент.

Работа членов биржи строится на определенных письменных и неписьменных принципах:

Личное доверие брокера и клиента, гласность, жесткое регулирование биржевой деятельности.

Механизм функционирования биржи.

Инвестор составляет заказ-поручение брокеру с указанием следующих параметров: смысл поручения (покупка или продажа); наименование ценных бумаг; вид бумаг (акции или облигации); число бумаг; граница цены исполнения, верхняя при покупке, нижняя при продаже, срок действия поручения.

Далее инвесторы дают приказ своим брокерам.

Приказ купить или продать определенное количество по наилучшей цене рынка. Все приказы, где нет цены считаются рыночными.

Стратегии игры на бирже две: на понижение, и на повышение.

Включение акций компаний в котировочный лист называется листингом.

Котировочные сводки публикуются в печати. На первый взгляд биржевые сводки устрашают своим объёмом , обилием цифр и сокращений.

Однако прочитать их не составляет особого труда (см. инструкции)

4. Закрепление изученного материала. Разбор проблемного задания. Выполнение задания в инструкции.

Название компаний, выпустивших акции, приводятся в алфавитном порядке и помещаются в третьей колонке. Из соображений экономий места применяются сокращения.

В первой и второй колонках приводятся максимальная и минимальная цены акции в сделках, заключенных за последние 52 недели, то есть за год, не считая предыдущего дал. Курсы ценных бумаг обозначаются через целые и дроби до 1/8 долл.: 1/8, 1/4, 3/8, 1/2, 5/8, 3/4 и 7/8. Так, максимальная цена обычных акций “Самсунь” за период с 22 марта 1993 г. по 21 марта 1994 г. составляла 48 долл. 75 центов, минимальная —34 долл. 25 центов. Соответственно “Будзимудзи” —70 долл. 12,5 цента и 48 долл. 37,5 цента. В седьмой и восьмой колонках приводятся максимальная и минимальная цены в сделках за истекший день, то есть 22 марта. для “Самсунь” это 46 долл. 37,5 цента и 46 долл. Если в этот день цена превысила годовой максимум или была ниже годового минимума, то слева от первой колонке будет введено специальное обозначение — стрелка, направленная вверх или вниз, либо особые буквенные символы.

Читать статью  Когда лучше торговать на фондовом рынке? Разберем полностью весь торговый день.

В девятой колонке таблицы дается цена акции в последней сделке до закрытия биржа, в десятой — изменение цены при закрытии в этот день по сравнению с ценой при закрытая в предыдущий день. Если цена акций “Будзимудзи” 22 марта при закрытии была 61 1/2 (61 долл. 50 центов) и изменение составило + 3/8 долл., то 21 марта цена при закрытии была 61 1/8 (61 долл. 12,5 цента). В четвертой колонке указывается годовой дивиденд на акцию. Если он включает особые дополнительные выплаты, расшифровка этого приводится в сноске.

В пятой колонке дается самый важный для экономического анализа показатель — соотношение цены и дохода на акцию. Его обозначение Р/Е — аббревиатура от английских слов ргiсе (цена) / еагninqs (доход). Рассчитывается этот показатель делением последней цены при закрытии биржs на чистую прибыль на акцию в течение последних 12 месяцев. Чистая прибыль включает не только дивиденд, но и так называемую нераспределенную часть, идущую на расширение и модернизацию фондов (за вычетом выплат по привилегированным акциям). Поэтому соотношение цены и дохода на акцию считается индикатором роста прибыли в будущем. Его величина — показатель того, что стоит данная компания, ибо указывает, сколько раз доход на акцию укладывается в цене акции.

Свои особенности есть в таблицах котировки облигаций. Название компании или организации, осуществивших выпуск облигации (имитента), дается в третьей колонке. Там же приводится характеристика облигации — величина выплачиваемого по ней годового процента от номинальной стоимости и срок погашения. В нашем примере — облигации компании “Соня”, дающие 13 1/4% годового дохода от номинала (стандартное достоинство облигации в США — 1000 долл.) со сроком погашения в 2014г.

В пятой колонке указывается объем продаж в тысячах долларов. В данном случае сделки были заключены на 18 тыс, долл.

В колонках 1, 2, 6, 7, 8 и 9 приводятся цены облигаций по той же схеме, что используются и в таблицах котировок акций. Правда, в котировке облигаций есть своя особенность. Цена дается как процент от номинала (в виде целых и дробей до 1/1 6. В нашем примере последняя цена за неделю (колонка 8) означает 110% от номинала в 1000 долл., то есть 1100 долл., минимальная цена за тот же период составляет 1090 долл. (колонка б), максимальная цена за предыдущие 52 недели— 1170 долл., минимальная—1090 (колонки 1 и 2).

Изменение (колонка 9) показывает, насколько последняя цена облигации была выше либо ниже цены закрытия предыдущего дня. В нашем примере “-2” означает, что цена облигации в последней сделке 29 апреля была на 2 долл. ниже последней цены предыдущего дня, то есть 28 апреля, составлявшей 1098 долл.

С точки зрения экономического анализа самым важным является приводимый в четвертой колонке показатель текущего, или реального, процентного дохода. Он рассчитывается как отношение номинального дохода (в нашем примере 13 1/4% от 1000 долл., т.е. 132 долл. 50 центов) к последней рыночной цене облигации (1100 долл.), что с округлением дает 12%.

Конечно, в разных странах есть свои особенности финансовых публикаций о рынке ценных бумаг. Но знакомство с общими принципами построения финансовых таблиц позволит вам разобраться в них.

Наиме нованиеКотировкаОбъем продажДиви дентР/ВР/ЕИзменение цены сделки
макс. цена покуп кимин. цена прода жисделка на закры тие
абс.отн.
“Перво

цепля евост ройин вест”

Отечественные публикации о рынке ценных бумаг строятся по похожей схеме, хотя в них

есть и некоторые отличия. Связаны они с тем, что рынок этот в России менее активен:

число выпущенных ценных бумаг и заключаемых сделок сравнительно невелико. Максимальная и минимальная цены за истекший год в нем не приводятся. Изменение цены последней сделки по сравнению с предыдущими торгами дается и как абсолютная, и как относительная, то есть выраженная в процентах, величина (колонки 9 и 10).

В колонке 7 символ Р/В обозначает отношение цены акции при закрытии к балансовой стоимости акции. В колонке приводится основной экономический показатель Р/Е — отношение цены при закрытии к доходу на акцию. Но рассчитывается он у нас просто как отношение балансовой прибыли к общему числу выпущенных предприятием обыкновенных акций.

Цены акций в колонках 2 и З это не цены реальных сделок, приводимые в зарубежных публикациях, а только запрашиваемые максимальные цены покупателей и минимальные цены продавцов. Если цены эти не пересекаются, как в нашем примере, то и сделки не заключаются.

  1. Вычислите биржевой курс своих акций. Ка= (дивиденд :ссудный процент) 100%
  2. Вычислите доходность своих облигаций.
  3. Какие из ваших акций самые ликвидные.
  4. Составьте заказ-поручение своему брокеру.
  5. Сколько % от вложенных в акции средств можно в принципе потерять, играя “на повышение”, “на понижение”

5. Домашнее задание.

Разработать стратегию игры “на повышение” 1 группа и “на понижение” 2 группа

6. Рефлексия. В какой валюте вы бы вложили свои капиталы: в евро; в долларах; в рублях.

Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»

Образовательные: познакомить учащихся с понятием и сущностью фондового рынка, основами менеджмента и маркетинга, укреплять межпредметные связи.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения делать выводы, работать во времени.

Воспитательные: способствовать воспитанию экономически грамотного человека и гражданина.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: фондовый рынок, менеджмент, маркетинг.

Оборудование: ИКТ, презентация «Фондовый рынок.

Ход урока:

2. Проверка д/з в форме самостоятельной работы: дайте определение терминам: спрос, предложение, конкуренция, фирма, прибыль.

3. Активизация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала по вопросам:

А) Фондовый рынок (презентация).

Б) Основные принципы менеджмента.

В) Основы маркетинга.

5. Закрепление по вопросам.

6. Выставление оценок.

7. Д/з: учебник по обществознанию под ред. Л. Н. Боголюбова § 6 с. 69-76

Изучение нового материала.

А) Фондовый рынок (презентация)

Б) Основные принципы менеджмента.

Учитель: Кто следит за производством товара и его качеством? Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?

Если предприятие небольшое, то все перечисленные функции выполняет сам его владелец – собственник. Если предприятие растёт, то владелец уже не справляется со все­ми делами и ему нужен помощник. В крупной же фирме все дела ведёт менеджер.

Менеджер – это специалист по управлению производ­ством и обращением товаров, наёмный управляющий.

Однако должности менеджеров на крупных предприя­тиях различаются, составляя своеобразную пирамиду, в основании которой – менеджеры низшего звена, затем следуют менеджеры среднего звена и на самом верху – высшие менеджеры.

Менеджер низшего звена – начальник участка, цеха или бригадир – руководит непосредственно рабочими и отвечает за работу своего подразделения.

Менеджер среднего звена – заместитель директора по производству, или по финансам, или по снабжению, или по сбыту и т. п. – руководит менеджерами низшего звена и контролирует работу своего участка.

Наконец, высший менеджер, или по-английски топ-ме­неджер, – по должности генеральный директор, президент (или вице-президент) или председатель правления компании – руководит менеджерами среднего звена и отвечает за работу всего предприятия.

Теперь, когда мы знаем, кто управляет предприятием, выясним, что же такое менеджмент.

Менеджмент – это деятельность по организации и ко­ординации работы предприятия.

В широком смысле слова под менеджментом понима­ют и непосредственно управление организацией, и науку об управлении, и группу людей – команду, занимающуюся управлением.

Учитель: Каковы же функции менеджмента?

В настоящее время выделяют четыре функции менед­жмента – организацию, планирование, руководство и кон­троль. Рассмотрим их кратко.

Организация – это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Дру­гими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соот­ветствии с их квалификацией.

Планирование – это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществля­ется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосроч­ное планирование. Долгосрочное планирование часто назы­вают стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину дея­тельности предприятия. На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) – на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду).

Руководство – это создание условий и желания у лю­дей для совместной работы по достижению целей компа­нии. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного рос­та. Иногда эту функцию менеджмента называют мотива­цией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные – высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.

Контроль – это проверка деятельности фирмы на пу­ти к её цели и корректировка отклонений от поставленных целей.

Теперь предположим, что на фирме прекрасно налаже­но производство, выпускается качественный продукт. Воз­никают вопросы: где и как продавать этот товар? Нужен ли он потребителю? Много или мало произведено продукции? Какую назначить цену? На эти и другие важные вопросы вы найдёте ответы в следующем разделе.

В) ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Маркетинг – деятельность по разработке, производ­ству и сбыту продукции на основе предварительного изуче­ния потребностей рынка. Главная цель маркетинга – при­способить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибы­ли. Недаром существует формула, которая помогает понять сущность маркетинга: «Производить то, что можно про­дать, а не пытаться продать то, что можно произвести».

Маркетинг стал широко применяться в 20-х гг. XX в. в США крупным бизнесом, который располагал наилучши­ми возможностями для проведения рыночных исследова­ний и активного воздействия на рыночный спрос. Сейчас нет ни одного предпринимателя, который бы не знал, что такое маркетинг, и в какой-то мере не применял его.

Обычно выделяют три основных принципа маркетин­га: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.

Изучение рынка – отправная точка любых маркетин­говых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по ка­кой цене продаётся, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую инфор­мацию и проанализировав её, можно принять решение о производстве того или иного продукта.

Проникновение на рынок и разработка стратегии сбы­та – наиболее важный принцип, потому что предполагает не только выработку характеристики продукта или услуги и определение цены на них, но и выбор каналов сбыта и ви­дов рекламы. В американской литературе этот принцип по­лучил название «четыре пи», потому что все главные сло­ва, отражающие этот принцип, по-английски начинаются на букву «п» – продукт (product), цена (price), распростра­нение (place), стимулирование сбыта (promotion).

Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству, так и по внешнему виду, упаковке, по­слепродажному обслуживанию, если речь идёт о техниче­ски сложных товарах.

Цена должна учитывать затраты на производство данно­го товара и прибыль, а также факторы рынка – спрос и пред­ложение, необходимость данного товара потребителю, привя­занность к определённой марке и др. Если предприниматель производит товары, которые уже есть на рынке, то и цены он устанавливает примерно такие же. Ведь если он установит це­ны выше, то у него никто не будет покупать. Но если он про­изводит товары более высокого качества, тогда и более высо­кая цена будет оправданна

Распространение – это каналы сбыта, которые выбира­ет предприниматель. Обычно начинающий предприниматель, у которого ещё недостаточно средств, отдаёт свою продукцию для реализации посредникам, но он всегда стремится иметь свою торговую точку, что даёт возможность непосредственно общаться с потребителями продукции и учитывать их поже­лания. Крупные корпорации имеют хорошо налаженную сис­тему сбыта своей продукции, включая транспортировку на удалённые рынки и хранение запасов товара.

Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой. Отношение к рекламе в обществе не однозначно, поэто­му предлагаем вам сравнить две точки зрения на её значение. Первая: реклама не только бесполезна, но и манипули­рует потребителем, часто основана на недостоверных сведе­ниях, удорожает стоимость товара, а также принуждает по­купателей платить высокую цену за низкосортный товар. Вторая: реклама необходима, потому что она несёт по­лезную информацию о продукте и его цене, помогает потре­бителю сделать рациональный выбор, способствует продви­жению новых товаров. А какую позицию поддержали бы вы?

Закрепление по вопросам:

  1. Что такое фондовый рынок? (это организованный рынок торговли ценными бумагами)
  2. Дайте определение термину: ценная бумага (это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. )
  3. Перечислите виды ценных бумаг (основные, первичные, вторичные)
  4. Что относится к ценным бумагам? (акция, вексель, облигация, чек)
  5. Кто такой брокер, дилер? (Брокеры – юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем.

Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт. )

6. Дайте определение терминам: менеджмент и маркетинг (Менеджмент– это деятельность по организации и ко­ординации работы предприятия.

Маркетинг – деятельность по разработке, производ­ству и сбыту продукции на основе предварительного изуче­ния потребностей рынка)

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др. ]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ] Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение,2011. – 351 с.
  2. http://ppt4web. ru/ehkonomika/fondovyjj-rynok. html

Н. А. Рубец, ОГАОУ СПО «Белгородский политехнический колледж», г. Белгород

конспект урока обществознания в 11 классе «Рыночные отношения в экономике»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

конспетк урока в 11 классе по теме рыночные отношения в экономике, тип урока — урок изучения нового материала. Используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu.doc58.5 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию , 11 класс

Учитель Макарихина Татьяна Викторовна, МОУ ГБОУ С. Курумоч

Дата 18 октября 2015 год

Тема урока: Рыночные отношения в экономике .

Цель урока : формирование экономического сознания и экономического мышления на основе осмысления рыночных отношений в экономике.

  1. Образовательная : сформировать знания об основных чертах рыночной экономики, рассмотреть понятия спрос и предложение, рыночное равновесие.
  2. Развивающая : развивать способности анализировать экономические факты, события, делать выводы, аргументировано излагать. Продолжить формировать коммуникативные навыки.

3. Воспитательная : Воспитывать активную гражданскую позицию. Способствовать повышению интереса учащихся к экономическим знаниям.

Тип урока: урок изучения новой темы с использованием презентации Power Point.

Основные понятия: типы экономических систем, рынок, спрос, предложение, законы спроса и предложения.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник Обществознание, 11 класс, автор Боголюбов Л.Н., словарь по экономике.

2.Рынок и его роль в экономической жизни.

3. Рыночные структуры.

1.Организационный момент -2 мин. Проверка готовности к уроку

Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, целей, задач. Открываются слайды № 1, 2.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Рыночные отношения в экономике».

2. Изучение нового материала.

Учитель формулирует проблемные вопросы . И организует

беседу по вопросам:

— Что такое экономика? Какие три главных вопроса решает экономика? Рынок – благо или зло? Российская экономика уже рыночная или еще нет?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

— В чем заключаются достоинства и недостатки рыночной системы?

— Почему российская экономика ориентируется на рыночный путь развития?

В ходе урока мы ответим на эти вопросы

Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни.

В зависимости от того как общество решало главные вопросы экономики, выделят следующие типы экономических систем.

1 . Традиционная экономическая система . Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение. Малоэффективна.

2.Командная экономика . Все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными органами управления. Командную систему нередко называют централизованной, директивной

или плановой. Такая экономическая система привела экономику СССР к развалу, вводу талонов и карточек на самые необходимые товары, тотальный дефицит, многокилометровые очереди, низкое качество продукции, спекуляции на так называемом черном рынке.

3.Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск.

Характерные черты – частная собственность, высокий уровень предприимчивости, изобилие товаров и услуг, конкуренция.

Давайте определим, что же такое рынок и как он действует ?

Учащиеся в словаре находят понятие рынок и записывают в тетрадь.

Рынок – совокупность всех отношений , а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом параграфа, стр.30-31и отвечают на вопрос, что такое спрос и предложение? От чего они зависят?

Спрос – это желание и возможность купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определенный период времени.

Зависит от : 1) доходов,2) численности населения, 3) цены на заменяющие или дополняющие товары, 4) моды, вкуса, сезона.

Закон спроса : чем выше цена, тем ниже величина спроса.

Предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже свои товары по конкретным ценам в течение определенного периода времени.

Зависит от : затрат на ресурсы, технологии производства, ожидания динамики цен в будущем.

Закон предложения : чем выше цена, тем выше величина предложения.

Учитель показывает графическое изображение спроса слайд № , слайд № — кривой предложения слайд №

Пересечение кривых спроса и предложения отражает ситуацию рыночного равновесия, то есть весь предложенный товар продан. Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена — это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение ( избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара. Слайд №

Вывод: таким образом, рынок сам регулирует производство, «сигнализирует» через цены что, как и для кого производить.

Вопрос учителя. В чем же преимущества рынка?

— Самостоятельная работа по тексту учебника, обучающиеся выписывают достоинства рыночной системы и зачитывают ответы.

1)снизить издержки – экономия ресурсов,

2) совершенствовать технику и технологию

3) повысить производительность труда

4) производить товары, пользующиеся спросом.

Вывод: рыночная система более эффективна чем командная, поэтому российская экономика и ориентируется на рыночные отношения.

Но и рыночная экономика не лишена недостатков, например экономические кризисы, которые сопровождаются инфляцией ( ростом цен0, безработицей, резкие различия между уровнями доходов, поэтому в развитых странах формируется смешанный тип экономической системы, в которой объединились рыночные механизмы с государственным регулированием.

3. Обобщение и закрепление изученного материала . 7мин.

Учащиеся выполняют тестовое задание ( приложение 1).

4. Взаимопроверка работ и выставление оценок. 3 мин.

5. Рефлексия . Что из материала урока ты уже знал, что узнал на уроке новое, что хотел бы узнать. 1мин.

Источник https://urok.1sept.ru/articles/531683

Источник https://www.infobraz.ru/library/jurisprudence-and-social-studies/id09783

Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/11/27/konspekt-uroka-obshchestvoznaniya-v-11-klasse-rynochnye

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: