Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 7 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов и методических материалов:
1) Закон РФ «Об образовании»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3) Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Рабочая программа «В мире финансовой грамотности» для 7 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на использование учебника:
Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;
Общая характеристика учебного предмета:
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения
в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Учебно-тематический план
Тема занятия
Количество часов
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Ролевая игра «Семейный бюджет»
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Как спасти деньги от инфляции
Валюта в современном мире
Личный финансовый план
Итоговая работа по курсу
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний
и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Календарно – тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»
Рабочая программа по учебному курсу «Основы предпринимательской деятельности» 7 класс
Технология предпринимательства: учеб. для общеобразоват. Учреждений, А.А. Леонтьев. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 190, с. : ил.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы предпринимательской деятельности»
Занятия на курсе «Основы предпринимательской деятельности» обеспечивают учащимся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
— проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
— развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
— самооценка своих способностей;
— бережное отношение к ресурсам.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются: регулятивные — самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ, преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, деловых ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям; познавательные – что такое предпринимательская деятельность , какие цели предпринимательской деятельности являются основными, виды предпринимательской деятельности и критерии их разделения.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются:
В познавательной сфере:
— рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда.
В трудовой сфере:
— подбор и применение информации, знаний и оборудования при выполнении самостоятельной работы;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;
— выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
— оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— осознание ответственности за качество результатов труда;
— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
— дизайнерское проектирование продукта;
— разработка варианта рекламы выполненного продукта.
В коммуникативной сфере:
— формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
— оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
— публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
— разработка вариантов рекламных образов, слоганов.
В физиолого-психологической сфере:
— сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Выпускник научится:
— понятие предпринимательской деятельности;
— виды предпринимательской деятельности.
— Основные виды и формы ведения бизнеса.
— Основные виды деловых качеств предпринимателя.
— Понятие личная эффективность;
— Основные виды деловых качеств предпринимателя.
— истоки зарождения предпринимательства;
— понятие, цели и функции фирмы;
— виды предпринимательской среды.
— понятия субъект и объект управления;
— стимулирование как основной инструмент мотивации.
— понятия меценатство, спонсорская деятельность и благотворительность.
— понятие личной эффективности;
— алгоритм принятия управленческого решения.
— понятие маркетинга как науки;
— специфику рынка и жизненный цикл товаров.
— понятие стратегии цель стратегического планирования.
— понятие финансовые ресурсы предпринимателя;
— механизмы формирования прибыли.
— понятие бизнес-идеи, бизнес-планирования;
Выпускник получит возможность научиться:
— понимать значение предпринимательской деятельности в экономической сфере жизни общества.
— оценивать достоинства и недостатки различных форм ведения бизнеса.
— оценивать достоинства и недостатки различных форм управления предпринимательской деятельностью.
— выявлять исторические корни производства опираясь на приобретённые знания.
— разбираться в сути организационно-правовых форм предпринимательства.
— ориентироваться в многообразии форм управления по средствам деловой игры.
— применять основные инструменты мотивации.
— отличать некоммерческие благотворительные фонды от коммерческих организаций.
— применять маркетинговые технологии.
— разрабатывать эффективную стратегию развития фирмы.
— оценивать финансовые ресурсы предпринимателя.
Содержание программы
I. Предприниматель в рыночной экономике.
Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора. Что такое рыночная экономика. Рыночная экономика как объект воздействия. Четвертый фактор производства. Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства. Технология предпринимательства. История развития предпринимательства в России. Роль предпринимательской деятельности в жизни общества.
II. Выработка предпринимательской идеи и проектирование продукции
Источники новых идей. Понятие «предпринимательской жилки». Первоначальная оценка идей. Деловые качества предпринимателя. Роль информации в деятельности предпринимателя. Компьютер и бизнес. Разработка конструкции изделия. Планирование технологического процесса изготовления изделия.
III. Планирование предпринимательской деятельности. Составление бизнес-плана
Назначение и структура бизнес-плана. Титульный лист. Производственный план. Себестоимость производимой продукции. Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга. Целевой маркетинг. Разработка товара. Назначение цены. Сбыт. Реклама. Участники предпринимательской деятельности в России. Менеджмент в деятельности предпринимателя. Менеджмент в управлении фирмой. Оценка риска. Предприниматель и налоги. Финансовый план. План доходов и расходов. Самоокупаемость предприятия. Оценка стартовых затрат. Источники финансирования предпринимательства. Меценатство и спонсорская деятельность. Благотворительность. Роль социального предпринимательства в развитии современного общества.
IV. Исследовательская и созидательная деятельность
Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Тематическое планирование
Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов
Основное содержание
материала темы
Характеристики основных видов
деятельности учащихся
I. Предприниматель в рыночной экономике. (6ч.)
Экономика как наука обо ограниченности ресурсов и проблеме выбора. Что такое рыночная экономика. Четвертый фактор производства. Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства. Технология предпринимательства. История развития предпринимательства в России
Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.
II. Выработка предпринимательской идеи и проектирование продукции (6ч.)
Источники новых идей. Первоначальная оценка идей. Роль информации в деятельности предпринимателя. Компьютер и бизнес. Разработка конструкции изделия. Планирование технологического процесса изготовления изделия.
Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.
III. Планирование предпринимательской деятельности. Составление бизнес-плана (17ч.)
Назначение и структура бизнес-плана. Производственный план. Себестоимость производимой продукции. Понятие маркетинга. Разработка товара. Назначение цены. Сбыт. Реклама. Менеджмент в деятельности предпринимателя. Оценка риска. Предприниматель и налоги. Финансовый план. План доходов и расходов. Самоокупаемость предприятия. Источники финансирования предпринимательства.
Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.
IV. Исследовательская и созидательная деятельность (6ч.)
Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Обоснование идеи на основе маркетинговых опросов.
Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет. Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Разработка электронной презентации проекта.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для 7-9 классов по ФГОС
В материале представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 7-9 классов «Основы предпринимательской деятельности». В программе основной упор сделан на освоение основ предпринимательской деятельности, а также представлены темы для освоения на практике правил составления бюджета семьи и управления расходами семейного бюджета.Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для 7-9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» Программа внеурочной деятельности » Основы предпринимательской деятельности» для обучающихся 7 9 классов по ФГОС Составитель: Нагорнова Е. А. учитель технологии 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Общая характеристика курса. 3. Описание места курса в учебном плане. 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса в учебном плане. 5. Личностные, метапредметные. Предметные результаты освоения учебного курса. 6. Содержание курса. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 8. Материальнотехническая обеспеченность образовательной деятельности. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена на основании следующих нормативноправовых документов: к использованию при реализации основного государственную аккредитацию образовательных имеющих общего, общего, среднего общего образования». Федеральный уровень 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03 126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при программ реализации начального 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550). 7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. От 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 (ред. От 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.282110. Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993). 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987). 10. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047». 13. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251). 14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08 548 «О федеральном перечне учебников». Региональный уровень 1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515ЗО (ред. От 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) /Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543. 2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961. 3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования». 4. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». 5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2015 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 20152018 год» 6. Об утверждении Концепции развития естественноматематического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810. Методические рекомендации 1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03 02/4938 «Методические рекомендации об особенностях преподавания учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 20152016 учебном году»; 2. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Минво образования и науки Челяб. Обл.; Челяб. Инт переподгот. И повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с. Документы образовательной организации 1.Устав МБОУ «СОШ № 108». 2. Приказ МБОУ «СОШ № 108» № 118 «ОД» от 28 августа 2017 года «Об утверждении годового календарного учебного графика в 20172018 учебном году». 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Новизна программы состоит в том, что вся работа кружка «Основы предпринимательской деятельности» по изучению экономических процессов, в деятельности предпринимателя, моделирования рабочих ситуаций по средствам деловой игры, решение ситуативных задач, направлена на развитие предпринимательской культуры среди учащихся старшей школы. На занятиях учащиеся в доступной и увлекательной форме научатся решать различные ситуационные задачи. Актуальность определяется рядом факторов практического характера: творческая самореализация учащихся, необходимость знакомства с основами предпринимательской деятельности и занятость учащихся во внеурочное время. Педагогическая целесообразность программы обуславливается обучением рациональным приемам применения информации познавательного характера на практике, а также возможности самостоятельного творческого подхода в создании и реализации собственных бизнес идей. В зависимости от поставленной задачи используются различные методы обучения: групповая и индивидуальная. Цель программы: знакомство с различными видами предпринимательской деятельности; формирование у учащихся знаний, умений и навыков необходимых для самостоятельного составления и написания бизнес плана. Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что в структуру программы входят несколько образовательных блоков: теоретические сведения; практические задания (решение ситуационных задач); моделирование деловых ситуаций (деловая игра); презентация собственного бизнес проекта. Возраст учащихся 1315 лет. Формы занятий: по количеству детей коллективная, индивидуальная; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей практикум, конкурс, проектная деятельность, творческий отчет; по дидактической цели вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по обобщению знаний, комбинированные формы занятий. 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю. Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в части учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно нравственного направления. 4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы среднего общего образования: формирование основ гражданской идентичности личности на основе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества, и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Занятия на курсе «Основы предпринимательской деятельности» обеспечивают учащимся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися программы являются: проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; самооценка своих способностей; бережное отношение к ресурсам. Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются: регулятивные самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ, преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, оценивание своей познавательнотрудовой деятельности с точки зрения нравственных, деловых ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям; познавательные – что такое предпринимательская деятельность , какие цели предпринимательской деятельности являются основными, виды предпринимательской деятельности и критерии их разделения. Предметными результатами освоения учащимися программы являются: В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда. В трудовой сфере: подбор и применение информации, знаний и оборудования при выполнении самостоятельной работы; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательнотрудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: дизайнерское проектирование продукта; разработка варианта рекламы выполненного продукта. В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда; разработка вариантов рекламных образов, слоганов. В физиологопсихологической сфере: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 6. Содержание программы № п/п Раздел. Темы раздела Классы I II III IV V VI VII VIII IX X XI формы Введение в учебнопрактический курс «Основы предпринимательской деятельности» Организационноправовые предпринимательства. Менеджмент Мотивация. Социальное предпринимательство. Личная эффективность и командообразование Маркетинг Стратегическое планирование Экономический блок Бизнеспланирование Проект ИТОГО 7 1 4 3 3 3 1 4 3 3 6 4 35 8 1 4 3 3 3 1 4 3 3 6 4 35 9 1 4 3 3 3 1 4 3 3 5 4 34 7. Тематическое планирование с содержанием деятельности учащихся № п/п Раздел. Темы раздела в 7 классе I 1.1 1.2 1.3 Введение в учебнопрактический курс «Основы предпринимательской деятельности» Знакомство с предпринимательской деятельностью. Крупный бизнес его отличия от малого и среднего. Личностноделовые качества предпринимателя. Всег о часо в 1 Теоретич. занятия Практич. занятия 0,5 0,5 1.4 1.5 1.6 II 2.1 2.2 2.3 2.4 III 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 IV 4.1 4.2 4.3 4.4 V 5.1 5.2 5.3 VI 6.1 6.2 6.3 VII 7.1 7.2 7.3 VIII 8.1 8.2 8.3 правового формы регулирования История предпринимательской деятельности. Этапы становления крупного бизнеса в западной Европе. Развитие предпринимательства в России. Организационноправовые предпринимательства. Основы предпринимательской деятельности в России. Понятие, цели и функции фирмы. Понятия субъекта и объекта предпринимательской деятельности, виды предпринимательской среды. Виды и значение организационноправовых форм предпринимательства. Менеджмент Менеджмент как наука об управлении. Субъект и объект управления. Менеджер как субъект управления. Деловая игра «Научись управлять собой и другими». Контроль знаний Мотивация. Мотивация и ресурсы. Роль мотивации в предпринимательской деятельности Оценка системы мотивации труда в организации сотрудниками Стимулирование как основной инструмент мотивации. Социальное предпринимательство. Социальный деятельности. Меценатство и спонсорская деятельность. Социальная ответственность предпринимателя. Личная эффективность и командообразование Стратегия предпринимателя. Формирование предпринимателя. Их сильные и слабые стороны. Деловая игра «Семейное бюджет» Маркетинг Маркетинг как наука его основные понятия и инструменты. Рынок. Его специфика и жизненный цикл товаров. Целесообразность маркетинговых стратегий. Стратегическое планирование Понятие стратегии цель стратегического планирования Особенности стратегического подхода в бизнесе. Выбор наиболее эффективной стратегии развития фирмы. предпринимательской эффективности аспект различных применения лидерских личной качеств 1 1 1 1 2 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 1 0,5 2 4 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 3 1 1 0,5 0,5 3 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 4 2 1 1 3 3 1 1 1 2 1 1 2 1 0,5 0,5 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 8.4 8.5 IX 9.1 9.2 9.3 Деловая игра «Семейное предприятие» Контроль знаний Экономический блок Финансовые ресурсы предпринимателя, доходы и прибыль от предпринимательской деятельности. Производственные и финансовые возможности в условиях рыночной среды. Источники финансирования предпринимательской деятельности и механизмы формирования прибыли. Бизнеспланирование Бизнесидея как основа выбора темы бизнесплана Технология составления бизнесплана Основные разделы бизнесплана Подготовка бизнесплана Защита бизнесплана Проект X 0,5 10.1 0,5 10.2 0,5 10.2 1 10.3 0,5 10.4 3 XI Итого: 35 часов 2 1 3 1 1 1 2 1 0,5 0,5 6 1 1 1 2 1 4 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 Содержание программы I. Введение в учебнопрактический курс «Основы предпринимательской деятельности» 1.1 Знакомство с предпринимательской деятельностью. Роль предпринимательской деятельности в жизни общества. Рыночная экономика как объект воздействия. Лекция: Понятие предпринимательской деятельности её структура и виды. Учащиеся должны знать: понятие предпринимательской деятельности; виды предпринимательской деятельности. Учащиеся должны уметь: понимать значение предпринимательской деятельности в экономической сфере жизни общества. 1.2 Крупный бизнес его отличия от малого и среднего. Понятие крупного бизнеса. Понятие малого и среднего бизнеса. Основные виды и формы ведения бизнеса. Практическая работа: Подбор материалов в соответствии с видом деятельности. Учащиеся должны знать: Понятие крупного бизнеса; Основные виды и формы ведения бизнеса. Учащиеся должны уметь: оценивать достоинства и недостатки различных форм ведения бизнеса. 1.3 Личностноделовые качества предпринимателя. Деловые качества предпринимателя. Личная эффективность. Понятие «предпринимательской жилки». Практическая работа: Выявление деловых качеств предпринимателя. Учащиеся должны знать: Понятие личная эффективность; Основные виды деловых качеств предпринимателя. Учащиеся должны уметь: оценивать достоинства и недостатки различных форм управления предпринимательской деятельностью. 1.4 1.6 История предпринимательской деятельности. Этапы становления крупного бизнеса в западной Европе. Развитие предпринимательства в России. Лекция: История предпринимательской деятельности . Учащиеся должны знать: истоки зарождения предпринимательства; основные направления предпринимательской деятельности в средневековье. этапы становления крупного бизнеса. Учащиеся должны уметь: выявлять исторические корни производства опираясь на приобретённые знания . II. Организационноправовые формы предпринимательства. 2.1 2.4 Основы правового регулирования предпринимательской деятельности в России. Понятие, цели и функции фирмы. Понятия субъекта и объекта предпринимательской деятельности, виды предпринимательской среды. Лекция: Особенности организационноправовых форм предпринимательства. Учащиеся должны знать: понятие, цели и функции фирмы; виды предпринимательской среды. Учащиеся должны уметь: разбираться в сути организационноправовых форм предпринимательства. III. Менеджмент 3.1 – 3.4 Менеджмент как наука об управлении Субъект и объект управления. Менеджер как субъект управления. Лекция: Менеджмент в управлении фирмой. Учащиеся должны знать: понятия субъект и объект управления; иерархическая система субъектов управления. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в многообразии форм управления по средствам деловой игры. IV. Мотивация 4.1 – 4.2 Мотивация и ресурсы Стимулирование как основной инструмент мотивации. Оценка системы мотивации труда в организации сотрудниками Лекция: Мотивация в предпринимательской деятельности. Учащиеся должны знать: понятие мотивации; стимулирование как основной инструмент мотивации. Учащиеся должны уметь: применять основные инструменты мотивации.. V. Социальное предпринимательство 5.1 – 5.3 Социальная ответственность предпринимателя Меценатство и спонсорская деятельность. Благотворительность. Лекция: Роль социального предпринимательства в развитии современного общества. Учащиеся должны знать: историю возникновения социального предпринимательства; понятия меценатство, спонсорская деятельность и благотворительность. Учащиеся должны уметь: отличать некоммерческие благотворительные фонды от коммерческих организаций. VI. Личная эффективность и командообразование 6.1 – 6.3 Стратегия личной эффективности предпринимателя Формирование лидерских качеств предпринимателя. Их сильные и слабые стороны. Лекция: Личная эффективность как залог успешности предпринимателя. Учащиеся должны знать: понятие личной эффективности; алгоритм принятия управленческого решения. Учащиеся должны уметь: применять полученные знания на практике (деловая игра «Семейное предприятие». VII. Маркетинг 7.1 7.3 Маркетинг как наука его основные понятия и инструменты Рынок. Его специфика и жизненный цикл товаров. Целесообразность применения различных маркетинговых стратегий. Лекция: Специфика рынка и жизненный цикл товаров. Учащиеся должны знать: понятие маркетинга как науки; специфику рынка и жизненный цикл товаров. Учащиеся должны уметь: применять маркетинговые технологии. VIII. Стратегическое планирование 8.1 – 8.3 Стратегический подход в бизнесе Понятие стратегии цель стратегического планирования. Выбор наиболее эффективной стратегии развития фирмы. Лекция: Особенности стратегического подхода в бизнесе. Учащиеся должны знать: понятие стратегии цель стратегического планирования. Учащиеся должны уметь: разрабатывать эффективную стратегию развития фирмы. IX. Экономический блок 9.1 – 9.3 Финансовые ресурсы предпринимателя Доходы и прибыль от предпринимательской деятельности. Источники финансирования предпринимательской деятельности и механизмы формирования прибыли. Лекция: Финансовые ресурсы предпринимателя, доходы и прибыль от предпринимательской деятельности. Учащиеся должны знать: понятие финансовые ресурсы предпринимателя; механизмы формирования прибыли. Учащиеся должны уметь: оценивать финансовые ресурсы предпринимателя. X. Бизнеспланирование 10.1 – 10.5 Технология составления бизнесплана Бизнесидея как основа выбора темы бизнесплана. Основные разделы бизнесплана Лекция: Технология составления бизнесплана. Учащиеся должны знать: понятие бизнесидеи, бизнеспланирования; структуру бизнесплана. Учащиеся должны уметь: составлять бизнесплан. Материальнотехническое обеспечение Включает выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей (необходимые расходные материалы), наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, телевизор, проектор, экран и др. Используемая литература для учителя 1.Бочаров В.В. Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2014. 2.Глазунов В.Н. Финансы фирмы. М.: Экономика, 2012. 3.Ковалев В.В. Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. М.: Витрэм, 2012. 4.Попов В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. М.: Финансы и статистика, 2013. 5.Попова Р.Г. Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. СПб.: Питер, 2013. 6.Килячков А.А. Чалдаева Л.А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг. М.: БЕК, 2011. 7.Анализ и диагностика финансовохозяйственной деятельности предприятия: учебник / Под ред. В.Я. Позднякова. М.: ИнфраМ, 2014. Используемая литература для учащихся 1.Алексеев С.С. Финансы и кредит. Начальный курс. М., 2012. 2.Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2014. 3.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. М., 2014.
Источник https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_vneurochnoj_deyatelnosti_finansovaya_gram_131834.html
Источник https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-uchebnomu-kursu-osnovy-pred.html
Источник https://znanio.ru/media/rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_osnovy_predprinimatelskoj_deyatelnosti_dlya_7_9_klassov_po_fgos-151833