Рабочая программа по учебному курсу «Основы предпринимательской деятельности» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 7 класс

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов и методических материалов:

1) Закон РФ «Об образовании»;

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3) Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Рабочая программа «В мире финансовой грамотности» для 7 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на использование учебника:

Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Общая характеристика учебного предмета:

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения

в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Ролевая игра «Семейный бюджет»

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Проект «Государство — это мы!»

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Как спасти деньги от инфляции

Валюта в современном мире

Личный финансовый план

Итоговая работа по курсу

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний

и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Календарно – тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы предпринимательской деятельности» 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология предпринимательства: учеб. для общеобразоват. Учреждений, А.А. Леонтьев. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 190, с. : ил.

Планируемые результаты освоения учебного курса

«Основы предпринимательской деятельности»

Занятия на курсе «Основы предпринимательской деятельности» обеспечивают учащимся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

— проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;

— развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

— самооценка своих способностей;

— бережное отношение к ресурсам.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются: регулятивные — самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ, преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, деловых ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям; познавательные – что такое предпринимательская деятельность , какие цели предпринимательской деятельности являются основными, виды предпринимательской деятельности и критерии их разделения.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

В познавательной сфере:

— рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда.

В трудовой сфере:

— подбор и применение информации, знаний и оборудования при выполнении самостоятельной работы;

— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;

— выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

В мотивационной сфере:

— оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

— осознание ответственности за качество результатов труда;

— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

— дизайнерское проектирование продукта;

— разработка варианта рекламы выполненного продукта.

В коммуникативной сфере:

— формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

— оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

— публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;

— разработка вариантов рекламных образов, слоганов.

В физиолого-психологической сфере:

— сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Выпускник научится:

— понятие предпринимательской деятельности;

— виды предпринимательской деятельности.

— Основные виды и формы ведения бизнеса.

— Основные виды деловых качеств предпринимателя.

— Понятие личная эффективность;

— Основные виды деловых качеств предпринимателя.

— истоки зарождения предпринимательства;

— понятие, цели и функции фирмы;

— виды предпринимательской среды.

— понятия субъект и объект управления;

— стимулирование как основной инструмент мотивации.

— понятия меценатство, спонсорская деятельность и благотворительность.

— понятие личной эффективности;

— алгоритм принятия управленческого решения.

— понятие маркетинга как науки;

— специфику рынка и жизненный цикл товаров.

— понятие стратегии цель стратегического планирования.

— понятие финансовые ресурсы предпринимателя;

— механизмы формирования прибыли.

— понятие бизнес-идеи, бизнес-планирования;

Выпускник получит возможность научиться:

Читать статью  Бизнес-план как форма представления стратегии развития предприятия

— понимать значение предпринимательской деятельности в экономической сфере жизни общества.

— оценивать достоинства и недостатки различных форм ведения бизнеса.

— оценивать достоинства и недостатки различных форм управления предпринимательской деятельностью.

— выявлять исторические корни производства опираясь на приобретённые знания.

— разбираться в сути организационно-правовых форм предпринимательства.

— ориентироваться в многообразии форм управления по средствам деловой игры.

— применять основные инструменты мотивации.

— отличать некоммерческие благотворительные фонды от коммерческих организаций.

— применять маркетинговые технологии.

— разрабатывать эффективную стратегию развития фирмы.

— оценивать финансовые ресурсы предпринимателя.

Содержание программы

I. Предприниматель в рыночной экономике.

Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора. Что такое рыночная экономика. Рыночная экономика как объект воздействия. Четвертый фактор производства. Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства. Технология предпринимательства. История развития предпринимательства в России. Роль предпринимательской деятельности в жизни общества.

II. Выработка предпринимательской идеи и проектирование продукции

Источники новых идей. Понятие «предпринимательской жилки». Первоначальная оценка идей. Деловые качества предпринимателя. Роль информации в деятельности предпринимателя. Компьютер и бизнес. Разработка конструкции изделия. Планирование технологического процесса изготовления изделия.

III. Планирование предпринимательской деятельности. Составление бизнес-плана

Назначение и структура бизнес-плана. Титульный лист. Производственный план. Себестоимость производимой продукции. Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга. Целевой маркетинг. Разработка товара. Назначение цены. Сбыт. Реклама. Участники предпринимательской деятельности в России. Менеджмент в деятельности предпринимателя. Менеджмент в управлении фирмой. Оценка риска. Предприниматель и налоги. Финансовый план. План доходов и расходов. Самоокупаемость предприятия. Оценка стартовых затрат. Источники финансирования предпринимательства. Меценатство и спонсорская деятельность. Благотворительность. Роль социального предпринимательства в развитии современного общества.

IV. Исследовательская и созидательная деятельность

Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.

Тематическое планирование

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

I. Предприниматель в рыночной экономике. (6ч.)

Экономика как наука обо ограниченности ресурсов и проблеме выбора. Что такое рыночная экономика. Четвертый фактор производства. Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства. Технология предпринимательства. История развития предпринимательства в России

Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.

II. Выработка предпринимательской идеи и проектирование продукции (6ч.)

Источники новых идей. Первоначальная оценка идей. Роль информации в деятельности предпринимателя. Компьютер и бизнес. Разработка конструкции изделия. Планирование технологического процесса изготовления изделия.

Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.

III. Планирование предпринимательской деятельности. Составление бизнес-плана (17ч.)

Назначение и структура бизнес-плана. Производственный план. Себестоимость производимой продукции. Понятие маркетинга. Разработка товара. Назначение цены. Сбыт. Реклама. Менеджмент в деятельности предпринимателя. Оценка риска. Предприниматель и налоги. Финансовый план. План доходов и расходов. Самоокупаемость предприятия. Источники финансирования предпринимательства.

Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.

IV. Исследовательская и созидательная деятельность (6ч.)

Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.

Обоснование идеи на основе маркетинговых опросов.

Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет. Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Разработка электронной презентации проекта.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для 7-9 классов по ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

В материале представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 7-9 классов «Основы предпринимательской деятельности». В программе основной упор сделан на освоение основ предпринимательской деятельности, а также представлены темы для освоения на практике правил составления бюджета семьи и управления расходами семейного бюджета.Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для 7-9 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» Программа внеурочной деятельности » Основы предпринимательской деятельности» для обучающихся 7 ­ 9 классов по ФГОС Составитель: Нагорнова Е. А. учитель технологии 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Общая характеристика курса. 3. Описание места курса в учебном плане. 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса в учебном плане. 5. Личностные, метапредметные. Предметные результаты освоения учебного курса. 6. Содержание курса. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 8. Материально­техническая обеспеченность образовательной деятельности. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена на основании следующих нормативно­правовых документов: к использованию при реализации основного государственную аккредитацию образовательных имеющих общего, общего, среднего общего образования». Федеральный уровень 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03­ 126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при программ реализации начального 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550). 7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. От 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 (ред. От 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821­10. Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993). 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987). 10. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739). 12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047». 13. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251). 14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08­ 548 «О федеральном перечне учебников». Региональный уровень 1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515­ЗО (ред. От 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) /Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543. 2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961. 3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования». 4. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». 5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2015 г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2015­2018 год» 6. Об утверждении Концепции развития естественно­математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810. Методические рекомендации 1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03­ 02/4938 «Методические рекомендации об особенностях преподавания учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015­2016 учебном году»; 2. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин­во образования и науки Челяб. Обл.; Челяб. Ин­т переподгот. И повышения квалификации работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с. Документы образовательной организации 1.Устав МБОУ «СОШ № 108». 2. Приказ МБОУ «СОШ № 108» № 118 «ОД» от 28 августа 2017 года «Об утверждении годового календарного учебного графика в 2017­2018 учебном году». 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Новизна программы состоит в том, что вся работа кружка «Основы предпринимательской деятельности» по изучению экономических процессов, в деятельности предпринимателя, моделирования рабочих ситуаций по средствам деловой игры, решение ситуативных задач, направлена на развитие предпринимательской культуры среди учащихся старшей школы. На занятиях учащиеся в доступной и увлекательной форме научатся решать различные ситуационные задачи. Актуальность определяется рядом факторов практического характера: творческая самореализация учащихся, необходимость знакомства с основами предпринимательской деятельности и занятость учащихся во внеурочное время. Педагогическая целесообразность программы обуславливается обучением рациональным приемам применения информации познавательного характера на практике, а также возможности самостоятельного творческого подхода в создании и реализации собственных бизнес идей. В зависимости от поставленной задачи используются различные методы обучения: групповая и индивидуальная. Цель программы: ­ знакомство с различными видами предпринимательской деятельности; ­ формирование у учащихся знаний, умений и навыков необходимых для самостоятельного составления и написания бизнес ­ плана. Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что в структуру программы входят несколько образовательных блоков: ­ теоретические сведения; ­ практические задания (решение ситуационных задач); ­ моделирование деловых ситуаций (деловая игра); ­ презентация собственного бизнес ­ проекта. Возраст учащихся 13­15 лет. Формы занятий: ­ по количеству детей ­ коллективная, индивидуальная; ­ по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей ­ практикум, конкурс, проектная деятельность, творческий отчет; ­ по дидактической цели ­ вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по обобщению знаний, комбинированные формы занятий. 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю. Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в части учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно­ нравственного направления. 4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы среднего общего образования:  формирование основ гражданской идентичности личности на основе:  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;  формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:  доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;  уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;  развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:  принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества, и стремления следовать им;  ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;  формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;  развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:  развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;  формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);  развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:  формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;  формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Занятия на курсе «Основы предпринимательской деятельности» обеспечивают учащимся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами освоения учащимися программы являются: ­ проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности; ­ развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; ­ самооценка своих способностей; ­ бережное отношение к ресурсам. Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются: регулятивные ­ самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ, преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные ­ умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, оценивание своей познавательно­трудовой деятельности с точки зрения нравственных, деловых ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям; познавательные – что такое предпринимательская деятельность , какие цели предпринимательской деятельности являются основными, виды предпринимательской деятельности и критерии их разделения. Предметными результатами освоения учащимися программы являются: В познавательной сфере: ­ рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда. В трудовой сфере: ­ подбор и применение информации, знаний и оборудования при выполнении самостоятельной работы; ­ контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям; ­ выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. В мотивационной сфере: ­ оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; ­ согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно­трудовой деятельности; ­ осознание ответственности за качество результатов труда; ­ стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: ­ дизайнерское проектирование продукта; ­ разработка варианта рекламы выполненного продукта. В коммуникативной сфере: ­ формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; ­ оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов; ­ публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда; ­ разработка вариантов рекламных образов, слоганов. В физиолого­психологической сфере: ­ сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности. 6. Содержание программы № п/п Раздел. Темы раздела Классы I II III IV V VI VII VIII IX X XI формы Введение в учебно­практический курс «Основы предпринимательской деятельности» Организационно­правовые предпринимательства. Менеджмент Мотивация. Социальное предпринимательство. Личная эффективность и командообразование Маркетинг Стратегическое планирование Экономический блок Бизнес­планирование Проект ИТОГО 7 1 4 3 3 3 1 4 3 3 6 4 35 8 1 4 3 3 3 1 4 3 3 6 4 35 9 1 4 3 3 3 1 4 3 3 5 4 34 7. Тематическое планирование с содержанием деятельности учащихся № п/п Раздел. Темы раздела в 7 классе I 1.1 1.2 1.3 Введение в учебно­практический курс «Основы предпринимательской деятельности» Знакомство с предпринимательской деятельностью. Крупный бизнес его отличия от малого и среднего. Личностно­деловые качества предпринимателя. Всег о часо в 1 Теоретич. занятия Практич. занятия 0,5 0,5 1.4 1.5 1.6 II 2.1 2.2 2.3 2.4 III 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 IV 4.1 4.2 4.3 4.4 V 5.1 5.2 5.3 VI 6.1 6.2 6.3 VII 7.1 7.2 7.3 VIII 8.1 8.2 8.3 правового формы регулирования История предпринимательской деятельности. Этапы становления крупного бизнеса в западной Европе. Развитие предпринимательства в России. Организационно­правовые предпринимательства. Основы предпринимательской деятельности в России. Понятие, цели и функции фирмы. Понятия субъекта и объекта предпринимательской деятельности, виды предпринимательской среды. Виды и значение организационно­правовых форм предпринимательства. Менеджмент Менеджмент как наука об управлении. Субъект и объект управления. Менеджер как субъект управления. Деловая игра «Научись управлять собой и другими». Контроль знаний Мотивация. Мотивация и ресурсы. Роль мотивации в предпринимательской деятельности Оценка системы мотивации труда в организации сотрудниками Стимулирование как основной инструмент мотивации. Социальное предпринимательство. Социальный деятельности. Меценатство и спонсорская деятельность. Социальная ответственность предпринимателя. Личная эффективность и командообразование Стратегия предпринимателя. Формирование предпринимателя. Их сильные и слабые стороны. Деловая игра «Семейное бюджет» Маркетинг Маркетинг как наука его основные понятия и инструменты. Рынок. Его специфика и жизненный цикл товаров. Целесообразность маркетинговых стратегий. Стратегическое планирование Понятие стратегии цель стратегического планирования Особенности стратегического подхода в бизнесе. Выбор наиболее эффективной стратегии развития фирмы. предпринимательской эффективности аспект различных применения лидерских личной качеств 1 1 1 1 2 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 1 0,5 2 4 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 3 1 1 0,5 0,5 3 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 4 2 1 1 3 3 1 1 1 2 1 1 2 1 0,5 0,5 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 8.4 8.5 IX 9.1 9.2 9.3 Деловая игра «Семейное предприятие» Контроль знаний Экономический блок Финансовые ресурсы предпринимателя, доходы и прибыль от предпринимательской деятельности. Производственные и финансовые возможности в условиях рыночной среды. Источники финансирования предпринимательской деятельности и механизмы формирования прибыли. Бизнес­планирование Бизнес­идея как основа выбора темы бизнес­плана Технология составления бизнес­плана Основные разделы бизнес­плана Подготовка бизнес­плана Защита бизнес­плана Проект X 0,5 10.1 0,5 10.2 0,5 10.2 1 10.3 0,5 10.4 3 XI Итого: 35 часов 2 1 3 1 1 1 2 1 0,5 0,5 6 1 1 1 2 1 4 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 Содержание программы I. Введение в учебно­практический курс «Основы предпринимательской деятельности» 1.1 Знакомство с предпринимательской деятельностью. Роль предпринимательской деятельности в жизни общества. Рыночная экономика как объект воздействия. Лекция: Понятие предпринимательской деятельности её структура и виды. Учащиеся должны знать: ­ понятие предпринимательской деятельности; ­ виды предпринимательской деятельности. Учащиеся должны уметь: ­ понимать значение предпринимательской деятельности в экономической сфере жизни общества. 1.2 Крупный бизнес его отличия от малого и среднего. Понятие крупного бизнеса. Понятие малого и среднего бизнеса. Основные виды и формы ведения бизнеса. Практическая работа: Подбор материалов в соответствии с видом деятельности. Учащиеся должны знать: ­ Понятие крупного бизнеса; ­ Основные виды и формы ведения бизнеса. Учащиеся должны уметь: ­ оценивать достоинства и недостатки различных форм ведения бизнеса. 1.3 Личностно­деловые качества предпринимателя. Деловые качества предпринимателя. Личная эффективность. Понятие «предпринимательской жилки». Практическая работа: Выявление деловых качеств предпринимателя. Учащиеся должны знать: ­ Понятие личная эффективность; ­ Основные виды деловых качеств предпринимателя. Учащиеся должны уметь: ­ оценивать достоинства и недостатки различных форм управления предпринимательской деятельностью. 1.4 ­ 1.6 История предпринимательской деятельности. Этапы становления крупного бизнеса в западной Европе. Развитие предпринимательства в России. Лекция: История предпринимательской деятельности . Учащиеся должны знать: ­ истоки зарождения предпринимательства; ­ основные направления предпринимательской деятельности в средневековье. ­ этапы становления крупного бизнеса. Учащиеся должны уметь: ­ выявлять исторические корни производства опираясь на приобретённые знания . II. Организационно­правовые формы предпринимательства. 2.1 ­ 2.4 Основы правового регулирования предпринимательской деятельности в России. Понятие, цели и функции фирмы. Понятия субъекта и объекта предпринимательской деятельности, виды предпринимательской среды. Лекция: Особенности организационно­правовых форм предпринимательства. Учащиеся должны знать: ­ понятие, цели и функции фирмы; ­ виды предпринимательской среды. Учащиеся должны уметь: ­ разбираться в сути организационно­правовых форм предпринимательства. III. Менеджмент 3.1 – 3.4 Менеджмент как наука об управлении Субъект и объект управления. Менеджер как субъект управления. Лекция: Менеджмент в управлении фирмой. Учащиеся должны знать: ­ понятия субъект и объект управления; ­ иерархическая система субъектов управления. Учащиеся должны уметь: ­ ориентироваться в многообразии форм управления по средствам деловой игры. IV. Мотивация 4.1 – 4.2 Мотивация и ресурсы Стимулирование как основной инструмент мотивации. Оценка системы мотивации труда в организации сотрудниками Лекция: Мотивация в предпринимательской деятельности. Учащиеся должны знать: ­ понятие мотивации; ­ стимулирование как основной инструмент мотивации. Учащиеся должны уметь: ­ применять основные инструменты мотивации.. V. Социальное предпринимательство 5.1 – 5.3 Социальная ответственность предпринимателя Меценатство и спонсорская деятельность. Благотворительность. Лекция: Роль социального предпринимательства в развитии современного общества. Учащиеся должны знать: ­ историю возникновения социального предпринимательства; ­ понятия меценатство, спонсорская деятельность и благотворительность. Учащиеся должны уметь: ­ отличать некоммерческие благотворительные фонды от коммерческих организаций. VI. Личная эффективность и командообразование 6.1 – 6.3 Стратегия личной эффективности предпринимателя Формирование лидерских качеств предпринимателя. Их сильные и слабые стороны. Лекция: Личная эффективность как залог успешности предпринимателя. Учащиеся должны знать: ­ понятие личной эффективности; ­ алгоритм принятия управленческого решения. Учащиеся должны уметь: ­ применять полученные знания на практике (деловая игра «Семейное предприятие». VII. Маркетинг 7.1­ 7.3 Маркетинг как наука его основные понятия и инструменты Рынок. Его специфика и жизненный цикл товаров. Целесообразность применения различных маркетинговых стратегий. Лекция: Специфика рынка и жизненный цикл товаров. Учащиеся должны знать: ­ понятие маркетинга как науки; ­ специфику рынка и жизненный цикл товаров. Учащиеся должны уметь: ­ применять маркетинговые технологии. VIII. Стратегическое планирование 8.1 – 8.3 Стратегический подход в бизнесе Понятие стратегии цель стратегического планирования. Выбор наиболее эффективной стратегии развития фирмы. Лекция: Особенности стратегического подхода в бизнесе. Учащиеся должны знать: ­ понятие стратегии цель стратегического планирования. Учащиеся должны уметь: ­ разрабатывать эффективную стратегию развития фирмы. IX. Экономический блок 9.1 – 9.3 Финансовые ресурсы предпринимателя Доходы и прибыль от предпринимательской деятельности. Источники финансирования предпринимательской деятельности и механизмы формирования прибыли. Лекция: Финансовые ресурсы предпринимателя, доходы и прибыль от предпринимательской деятельности. Учащиеся должны знать: ­ понятие финансовые ресурсы предпринимателя; ­ механизмы формирования прибыли. Учащиеся должны уметь: ­ оценивать финансовые ресурсы предпринимателя. X. Бизнес­планирование 10.1 – 10.5 Технология составления бизнес­плана Бизнес­идея как основа выбора темы бизнес­плана. Основные разделы бизнес­плана Лекция: Технология составления бизнес­плана. Учащиеся должны знать: ­ понятие бизнес­идеи, бизнес­планирования; ­ структуру бизнес­плана. Учащиеся должны уметь: ­ составлять бизнес­план. Материально­техническое обеспечение Включает выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей (необходимые расходные материалы), наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, телевизор, проектор, экран и др. Используемая литература для учителя 1.Бочаров В.В. Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2014. 2.Глазунов В.Н. Финансы фирмы. М.: Экономика, 2012. 3.Ковалев В.В. Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. М.: Витрэм, 2012. 4.Попов В.М. и др. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. М.: Финансы и статистика, 2013. 5.Попова Р.Г. Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. СПб.: Питер, 2013. 6.Килячков А.А. Чалдаева Л.А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг. М.: БЕК, 2011. 7.Анализ и диагностика финансово­хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Под ред. В.Я. Позднякова. М.: Инфра­М, 2014. Используемая литература для учащихся 1.Алексеев С.С. Финансы и кредит. Начальный курс. М., 2012. 2.Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2014. 3.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. М., 2014.

Читать статью  Бизнес-планирование в системе внутрифирменного планирования

Источник https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_vneurochnoj_deyatelnosti_finansovaya_gram_131834.html

Источник https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-uchebnomu-kursu-osnovy-pred.html

Источник https://znanio.ru/media/rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_osnovy_predprinimatelskoj_deyatelnosti_dlya_7_9_klassov_po_fgos-151833

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: