Конспект урока по обществознанию Предпринимательство и бизнес план-конспект урока по обществознанию по теме

«Бизнес и предпринимательство». Урок по обществознанию в старших классах

1. Введение в тему (работа с понятийным аппаратом).

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их синонимами, и может показаться странным дублирование в теме слов одного понятийного аппарата. Но я намеренно соединила их вместе, чтобы они не только помогли нам проникнуть в суть самого распространенного социально-экономического явления, но и увидеть отличительные оттенки и нюансы.

Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.

А здесь перед нами формула из слов (рисунок 1). Как вы думаете каков её смысл?

Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.

2. Актуализация темы (разработка плана урока).

  1. Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть успешными в будущем?
  2. Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела?
  3. Что необходимо знать, чтобы стать предпринимателем?

Учащиеся: Предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на доске. Из наиболее значимых формируется план урока.

1. Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен обладать предприниматель, чтобы быть успешным).

2. Правовая база предпринимательства.

3. Виды предприятий.

4. Регистрация предприятий.

3. Знакомство с предпринимателями Владимирского края (выступления учащихся).

Учитель: Первый вопрос, каким должен быть предприниматель, т.е. какие черты характера, личности должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным предпринимателем. Для решения этой задачи мы обратимся к опыту тех людей, которые были успешны в данной сфере. Их огромное количество, но мы с вами поговорим о деятельности Муравкиных и успехах Владимира Семёновича Храповицкого. Примечательно, что добились они успеха на нашей земле на территории Владимирского края.

Учащиеся: Прослушивают сообщения одноклассников.

Сообщение первое: “Деятельность Муравкиных” (Приложение № 1)

Сообщение второе: “Деятельность Храповицкого В.С.” (Приложение № 2)

4. Создание морально нравственного кодекса предпринимателя.

Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью предпринимателей разных сословий. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?

  1. Стремление к успеху, упорство.
  2. Инициативность.
  3. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
  4. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.
  5. Самостоятельность.
  6. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
  7. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
  8. Быть упорным в труде.
  9. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
  10. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.
  11. Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором, оказывать благотворительность.

Учитель: А что значат эти слова (меценат, спонсор, благотворительность), какой смысл заложен в каждом из них?

Учащиеся: Работают со словарем, постигают сущность слов, определяют сходство и отличия.

Меценатство – покровительство деятелям науки, культуры и искусства. Понятие меценатство происходит от имени богатого человека, государственного деятеля Древнего Рима Мецената, который был известен тем, что оказывал материальную поддержку поэтам, художникам, актерам, музыкантам.

Благотворительность – бескорыстная помощь нуждающемуся.

Спонсорство – это материальная поддержка кого-либо или чего-либо с целью создать или сохранить положительную репутацию, получить известность, стремление к выгоде, рекламе. На эти блага спонсоры обменивают свою финансовую поддержку (сноска).

Вывод: И в том и в другом случае выделяются средства, но в первом случае средства идут на науку, искусство… во втором случае помощь бескорыстная, а в третьем – обмен финансовых средств на рекламу, известность…

Учитель: Какой вариант помощи сейчас наиболее распространен? Почему?

5. Знакомство с азами правовой базы предпринимательства (работа в группах с нормативными документами).

Учитель: Вопросы, которые мы с вами затронули, в какой-то степени риторические. Каждый вправе сам решать, каким ему быть, к чему стремиться. Мы с вами возвращаемся к вопросам и проблемам связанных с бизнесом. Нам необходимо познакомиться с правовой базой предпринимательства. Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов (рисунок 2).

Просмотрев статьи конституции, мы видим, что в ней отражены самые общие положения экономической деятельности. Непосредственно сам процесс осуществления предпринимательской деятельности, действия участников, правовой режим имущества, договорные отношения закреплены нормами гражданского кодекса.

Предположим, что у вас возникла идея открыть собственное дело, и вы уже решили, чем будете заниматься. Теперь необходимо подумать, возьмётесь вы за дело в одиночку или вам необходимы единомышленники, с применением наемного труда или без, т.е. вам нужно выбрать форму осуществления предпринимательской деятельности.

Формы предпринимательской деятельности:

1. Индивидуальная трудовая деятельность (предприниматель без образования юридического лица).

2. Предприятие (юридическое лицо).

Главное отличие этих двух форм в ответственности. Если вы решили стать предпринимателем без образования юридического лица, то имущество вашего бизнеса и семейное имущество – неразрывное целое, и если не дай Бог, вы стали банкротом, то с молотка для уплаты долгов пойдёт то и другое.

Если вы создали предприятие, то ваше личное имущество и семейный бюджет это одно, а имущество вашего бизнеса это другое. При неудачном исходе дела вы расплачиваетесь по долгам только имуществом предприятия, а семейные деньги остаются в целости и сохранности.

    1. Хозяйственное товарищество.
    2. Акционерное общество.
    3. Производственный кооператив.

    Учащиеся: Работа в группах с нормативно-правовыми документами (Приложение № 3). Заполнение таблицы “Организационно-правовые формы предприятий”.

    Конспект урока по обществознанию «Предпринимательство и бизнес»
    план-конспект урока по обществознанию по теме

    Открытый урок по обществознанию «Предпринимательство и бизнес». Тип урока комбинированный.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dokument_microsoft_office_word_2.docx16.3 КБ
    Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

    За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

    Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

    Предварительный просмотр:

    Тема: Предпринимательство и бизнес.

    Тип урока: комбинированный

    1.Разъяснить сущность предпринимательства и предпринимательских отношений; познакомить с предпринимателем С.И. Мальцовым.

    2. Сформировать представление об особенностях организации малого бизнеса;

    3. Разъяснить формы организации бизнеса.

    4. Сформировать представление учащихся о таких понятиях как : предприимчивость, предприниматель, бизнес, единоличное владение, товарищество, корпорация.

    1. Развивать познавательные и творческие способности учащихся;

    2. Продолжить работу по совершенствованию индивидуальной работы учащихся и работы в парах; умение выступать перед аудиторией.

    3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы при заполнении таблицы;

    4. Развивать умение учащихся отвечать на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы.

    1. Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся;

    2. Воспитывать деловитость и самостоятельность учащихся.

    3. Активизация учащихся к предпринимательской деятельности, как части профессиональной подготовки.

    Оборудование: раздаточный материал, учебник Кравченко А. И. Обществознание 10 кл., презентация.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного материала.

    1) Дайте определение понятию «производство».

    2) Что такое валовой национальный продукт?

    3) На какие две области делится важнейшая отрасль народного хозяйства- промышленность?

    4) Какая группа промышленности определяет уровень жизни людей?

    5) Дайте определение понятию «маркетинг». Как вы поняли задачи маркетинга?

    6) Что такое спрос и предложение?

    Опрос по карточкам:

    Дать определение понятиям: предприятие. фирма. отрасль.

    Возрастёт ли цена товара, если.

    1) Спрос понизится, а предложение останется неизменным.

    2) Спрос возрастёт, а предложение останется неизменным.

    3) Спрос возрастёт в 3 раза и предложение возрастёт в 3 раза.

    4) Спрос понизится, а предложение возрастёт.

    Выберите правильный ответ:

    III. Изучение нового материала.

    Преподаватель называет тему (слайд 1)цели , план урока(слайд2).

    Учащиеся записывают в тетрадь.

    1. Предпринимательство как институт общества.

    Преподаватель: предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов . Но наибольшего расцвета оно достигло после отмены крепостного права(1861 г.) Сегодня предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики.

    Преподаватель предлагает прослушать информацию об известном предпринимателе С.И. Мальцове (выступление уч-ся с докладом(слайд 3-4).

    1) Какие черты характера позволили предпринимателю добиться успеха?

    2) Что означает слово» предприимчивость»?

    3) Готовы ли вы на риск, открытия собственного дела?

    Преподаватель вместе с учащимися формирует понятие»предприимчивость»(слайд 5) и понятие «предпринимательство»

    Преподаватель: предпринимателями называют людей, владеющих и управляющих собственным делом в надежде получить прибыль. Стремление к прибыли- их основной мотив. Для того чтобы иметь прибыль, предприниматель должен создать нужный продукт, разработать эффективную технологию, финансировать производство и продать продукт по цене, превышающей себестоимость. Предприниматели устремляются в бизнес, зная, что успех не гарантирован и, если дела пойдут не так, как запланировано, они могут потерять деньги.

    Часто путают такие понятия. как предпринимательство и бизнес. Однако суть этих явлений разная. Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, нового способа его реализации, нового рынка, новой области деятельности. Бизнес (слайд 7) вовсе не требует открытия новых путей, изобретательства. Ему удобнее идти по проторенной дороге.

    2. Малый бизнес и его характеристика.

    Преподаватель: область деятельности предпринимателя- малый бизнес. Малый бизнес- это такси, страхование , типографии, магазины, парикмахерские и т.д.

    Учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 8) , чтобы разобраться с сущностью малого бизнеса. Учащиеся пользуются материалом учебника, фактами, известными им из реальной жизни.

    Преподаватель совместно с учащимися проверяет таблицу (слайд 9)

    3.Формы организации бизнеса.

    Преподаватель: созданные законы в нашей стране в области гражданского и предпринимательского права определяют конкретные формы организации бизнеса. К ним относятся единоличное владение, товарищество и корпорация.

    Преподаватель: единоличное владение- собственник имеет всю прибыль предприятия, он сам себе хозяин. Все долги и проблемы , связанные с бизнесом . ложатся на его плечи. Если бизнес терпит крах. собственник должен выплатить все долги. Это может означать потерю личной собственности- машины , дома, сбережений. Недостаток- ограниченность капитала. т.к. деньги, которые могут быть вложены в дело, ограничены суммой сбережений владельца и возможностью получения кредита. Товарищество — предприятие у которого два или несколько совладельцев. Объединение партнёров позволяет привлечь дополнительные средства. Каждый партнёр несёт неограниченную имущественную ответственность , он лично отвечает по обязательствам товарищества. Когда бизнес терпит крах, его кредиторы могут требовать возврата средств как от каждого в отдельности, так и от всех партнёров вместе.

    Корпорация — форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций. Суд признаёт корпорацию юридическим лицом. В отличии от индивидуального собственника и членов товарищества, максимум, что может потерять акционер- это сумма , выплаченная им за акции. К недостаткам относят трудности регистрации. Акционеры являются собственниками корпорации.

    Обобщая рассказ преподавателя учащиеся заполняют схему(слайд 10).

    Затем преподаватель просит пояснить к какой форме организации бизнеса мы относим:

    — ателье «Ласточка» г-на Сидорова, который вместе со своей женой оказывает услуги по пошиву брюк, отвечая полностью своим имуществом по всем долгам;

    — общество с ограниченной ответственностью «Преображение», где учредителями выступили Петров, Иванов, Сидоров;

    — акционерное общество «Юпитер», производящее микроавтобусы.

    1. Кого мы называем предпринимателем?

    2. Сформулируйте основные достоинства и недостатки малого бизнеса.

    3. Опишите основные формы организации бизнеса.

    4. Учащиеся разгадывают кроссворд.

    V. Подведение итогов, выставление оценок.

    VI. Домашнее задание: параграф 13, доклады о таких предпринимателях как Н.А. Найдёнов, П.М. Рябушинский и т.д.

    «Что такое предпринимательство и бизнес?»

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема урока: «Что такое предпринимательство и бизнес?» Цели: Образовательная: Выяснить причины, которые побуждают людей заниматься предпринимательством и бизнесом. Обсудить проблемы, которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России. Развивающая: Продолжать учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения. Воспитательная: В ходе урока постараться выразить свое отношение к миру бизнеса и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов в области рыночных отношений. Оборудование: учебник, презентация. Форма урока: комбинированный урок.

    Просмотр содержимого документа
    ««Что такое предпринимательство и бизнес?»»

    Тема урока: «Что такое предпринимательство и бизнес?»

    Образовательная: Выяснить причины, которые побуждают людей заниматься предпринимательством и бизнесом. Обсудить проблемы, которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России..

    Развивающая: Продолжать учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.

    Воспитательная: В ходе урока постараться выразить свое отношение к миру бизнеса и задуматься над соотношением материальных и нравственных интересов в области рыночных отношений.

    Оборудование: учебник, презентация.

    Форма урока: комбинированный урок.

    Устный опрос. Проверка творческого домашнего задания «Семейный бюджет».

    Еще совсем недавно обеспеченные люди, предприниматели ассоциировались у нас с красным пиджаком и золотой цепью толщиной в палец. Многие пожилые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свою хозяйственную деятельность. Другие же, наоборот, всячески приветствуют появление подобных людей, отмечая их работоспособность, энергию, самостоятельность.

    Чья же позиция более справедлива?

    Кто же из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? А может быть, у вас иное мнение на этот счет?

    Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем занятии.

    Изучение нового материала

    1. Предпринимательство и бизнес.

    2. Что необходимо, чтобы бизнес был успешным?

    Учитель: Слова «предприниматель», «бизнес» у нас на слуху. Трудно подсчитать, как часто мы их слышим, часто завидуем.

    Что же такое предпринимательство и бизнес?

    Каковы их отличительные черты?

    Кто может заниматься бизнесом?

    Ваши ассоциации со словами «бизнес» и «предпринимательство».

    Предпринимательство – это важный признак рыночной экономики.

    Предпринимательство самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения или оказания услуг лицами, которые зарегистрировались в этом качестве в установленном законом порядке.

    Бизнес – это деятельность человека или группы людей, связанная с производством, продажей или покупкой товаров и услуг.

    Предположите, с чего может начинаться деятельность того человека, который желает стать бизнесменом. По ходу ваших предположений составляем схему.

    1. Почему первым шагом к возникновению бизнеса мы определили появление желания заниматься бизнесом? Может быть, логичнее было к первому шагу отнести накопление первоначального капитала?

    2. Почему вторым шагом на пути к бизнесу становится процесс подбора и расстановки кадров?

    3. Для чего хозяин бизнеса нанимает менеджеров?

    4. Чем занимаются менеджеры?

    5. С чего начинают свою работу главные помощники владельца предприятия?

    6. Каков их последующий шаг?

    7. Охарактеризуйте третий этап.

    8. Почему последний этап в создании бизнеса является одним из самых важных?

    9. Подумайте, связаны ли между собой характер, бизнес, интересы предпринимателя? Свой ответ аргументируйте.

    1 шаг – желание заняться бизнесом

    2 шаг – подобрать профессионалов-менеджеров

    3 шаг – начало работы

    4 шаг – реализация продукции

    Вопросы для обсуждения:

    Скажите, кто из вас желает стать успешным предпринимателем?

    А все ли из нас способны стать бизнесменами?

    Какие трудности может испытывать предприниматель в своей деятельности?

    Ваш друг решил организовать собственное дело. Пришел к вам посоветоваться, как избежать ошибок. Он набросал план своих действий. Проверьте его, исправьте ошибки и предложите дополнительные шаги по улучшению бизнеса.

    Строгая дисциплина на работе.

    Установление низких цен на продукцию фирмы.

    Риск ради получения большой прибыли.

    Четкий план работы фирмы.

    Организация хорошего отдыха для сотрудников фирмы.

    Увольнение работников за любую ошибку в работе.

    Предпринимателями не рождаются. Чтобы успешно освоить предпринимательство и бизнес, необходимо приложить много усилий и быть готовым к преодолению трудностей. Организация бизнеса требует:

    Источник https://urok.1sept.ru/articles/559885

    Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/09/28/konspekt-uroka-po-obshchestvoznaniyu-predprinimatelstvo

    Источник https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/uroki/chto-takoie-priedprinimatiel-stvo-i-biznies

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: