Направление совершенствования налогообложения субъектов малого бизнеса

Направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонова Наталья Юрьевна

Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях повышения эффективности их финансово-экономической деятельности

Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы

Новации специальных налоговых режимов для малого предпринимательства в 2017 году. Переход страховых взносов под контроль налоговиков

On modern stage the main strees in the field of taxation of the small business is done on improvement of the taxation in the manner of united tax on imputed income; improvement of the simplified system of the taxation and attraction big amount of payers, using this way of the taxation; rationalization of the usual system of the taxation.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования системы налогообложения малого бизнеса»

онно проблемы экономики решались революционными методами, приводившими к серьезным деформациям экономической и, следовательно, социальной сфер жизни.

Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, Москва

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

On modem stage the main strees in the field of taxation of the small business is done on improvement of the taxation in the manner of united tax on imputed income; improvement of the simplified system of the taxation and attraction big amount of payers, using this way of the taxation; rationalization of the usual system of the taxation.

Одним из основных методов государственной финансовой поддержки является система льготного налогообложения. Это вызвано тем, что налоговые льготы позволяют увеличить долю внутренних инвестиций, которые не ограничиваются сроком возврата и платой за их использование.

Относительно применения данного вида льгот в налоговой системе государства существует две четко выраженные противоположные позиции.

Первой из них можно дать название «консервативная». Она опирается на то, что налоговые льготы «разъедают» налоговую систему страны, а их отмена приведет к увеличению поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы, которая была уменьшена в результате применения льгот. В качестве направления налоговой реформы при данной позиции выступает уменьшение налоговых ставок с целью восстановления принципа справедливости и равномерности распределения налогового бремени. Конечной целью является снижение налогового давления как на отдельные субъекты экономической деятельности, так и на экономику в целом. Введение разветвленной системы налоговых льгот приводит к соответствующим потерям бюджета. В качестве одного из аргументов приводится постулат о том, что введение любой новой налоговой льготы приводит к легализации различных способов ухода от налогов.

Многие исследователи в области налогообложения считают, что политика снижения налоговых льгот приведет к лишению российской налоговой системы регулирующей функции, что не даст возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития экономики. При грамотном применении налоговых льгот можно достигнуть эффекта роста налоговых поступлений за счет расширения производства и увеличения доходов.

Последствия применения такой политики налогообложения может привести к тому, что малый и средний бизнес лишатся государственной поддержки, а это приведет к снижению уровня занятости населения, вовлеченного в среду малого и среднего бизнеса, а следовательно, приведет к уменьшению доходов данной категории, что нежелательно отразится на поступлениях в бюджет. Отмена всех налоговых льгот возможна только при низкой налоговой нагрузке, а иначе она может привести к кризису в экономике.

Альтернативным является подход, который можно назвать структурным. Он основывается на том, что льготы — это эффективный механизм. Политика предоставления льгот позволяет российской налоговой системе стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики. Задача заключается в том, чтобы определить степень воздействия налоговых льгот на налоговое бремя.

Важность применения налоговых льгот подтверждается исследованиями, проведенными в ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2001 г. в шести регионах России (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Курск, Новосибирск, Екатеринбург) по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства [2, с. 238]. Согласно данному исследованию наиболее важным для своего развития предприниматели считают предоставление налоговых льгот (72,7 % опрошенных). При ответе на вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки, 78,2 % опрошенных ответили «льготное налогообложение», кроме этого, не на последнем месте оказался ответ «упрощение и стабильность системы налогообложения» (49,8 % опрошенных).

Однако значительное количество льгот приводит к снижению их стимулирующего воздействия, поэтому представляется оправданным некоторое сокращение налоговых освобождений, но не полная их отмена.

Долгое время предоставление и отмена налоговых льгот субъектам малого предпринимательства носило бессистемный характер. В настоящее время определены главные направления развития налогообложения этого сектора экономики:

• совершенствование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

• усовершенствование упрощенной системы налогообложения и привлечение большего количества налогоплательщиков, использующих этот способ налогообложения;

• рационализация обычной системы налогообложения.

При этом основной упор делается на применение первых двух форм налогообложения.

При разработке системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо учитывать и характерные особенности рассматриваемой сферы.

Во-первых, сфера малого бизнеса может являться постоянным и достаточно стабильным источ -ником поступлений налогов в бюджет, что очень важно для государства. В России же доходная часть бюджета более чем на половину зависит от деятельности нескольких десятков крупных компаний. Очевидно, что такая система ненормальна для такой страны, как Россия, с ее объемом бюджетных обязательств.

Во-вторых, малый бизнес может выступать фактором устойчивого экономического развития, социальной стабильности.

Следовательно, государству необходимо устанавливать такие размеры налогообложения, которые приведут к росту налоговых поступлений за счет возрастающей деловой активности в данном секторе.

Система налогообложения малого бизнеса должна базироваться на следующих основных принципах.

1. Малый бизнес следует рассматривать в первую очередь как явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость населения, расширение предпринимательской инициативы, введение инноваций и лишь затем следует обращать внимание на его роль в пополнении доходов бюджетов.

2. Действительное равенство налогоплательщиков предполагает, что повышенные риски при осуществлении предпринимательской деятельности субъектами малого предпринимательства, ограниченный доступ к производственным ресурсам должны компенсироваться им более льготными режимами налоговых изъятий, следовательно, разумное снижение налогов для данной категории налогоплательщиков признается вполне оправданным.

3. Способы налогообложения должны быть понятными, доступными и стабильными, чтобы каждый знал когда и сколько необходимо будет заплатить.

4. Процесс изъятия налога должен быть удобен для налогоплательщика. Необходимо настолько упростить правила заполнения налоговых деклараций и уменьшить их количество, чтобы каждый руководитель малого предприятия мог самостоятельно их заполнять. В этом случае наем на работу бухгалтера будет обосновываться не только наличием специальных знаний, а распределением значительного объема работы.

5. Перечень основных налогов должен устанавливаться федеральными органами власти, однако регулирование параметров системы налогообложения необходимо оставить на региональном уровне. В основном данный вид бизнеса ориентирован на местные рынки, поэтому местные чиновники должны быть заинтересованы в поддержании и развитии данного сектора экономики.

Важным остается вопрос, посвященный увеличению количества субъектов малого предпринимательства, поэтому рассмотрим каковы же основные направления улучшения системы налогообложения в разрезе трех действующих режимов налогообложения.

Использование обычной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства по сравнению со специальными режимами налогообложения определяется исчислением налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога и налога на имущество организаций, так как именно от этих налогов они освобождаются в связи с применением других режимов налогообложения.

По налогообложению прибыли с введением в действие главы 25 части 2 Налогового кодекса положение субъектов малого предпринимательства ухудшилось. Этим документом были отменены все действующие льготы по налогу. Все это привело к следующим последствиям:

— во-первых, организации малого бизнеса потеряли право на освобождение от уплаты налога в первые два года работы и пониженные ставки налога в течение третьего и четвертого года, что не позволяет им более быстро и эффективно наладить свой бизнес. Правда, необходимо отметить, что данная льгота, которая была предоставлена до вступления в силу соответствующей главы Налогового кодекса, будет применяться до того момента, когда истечет срок, на который она была установлена;

— во-вторых, и для малых предприятий, и для других организаций высокодоходного бизнеса, например коммерческих банков, бирж, брокерских контор и т. д., установлены единые ставки налога на прибыль в размере 24 %;

— в-третьих, исчезла главная стимулирующая инвестиционная льгота, согласно которой освобождались от налогообложения средства, направленные на финансирование капитальных вложений по развитию собственной производственной базы;

— в-четвертых, не установлены правила начисления ускоренной амортизации основных производственных фондов. До введения в действие главы 25 Налогового кодекса субъекты малого предпринимательства в соответствии с законом № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» имели право применять ускоренную амортизацию с отнесением ее на издержки производства. Начисление производилось в размере в два раза превышающем нормы отчислений для соответствующих видов основных средств. Кроме этого, дополнительно можно было списывать как амортизационные отчисления до 50 % стоимости основных средств со сроком службы более трех лет. Эта льгота позволяла малым предприятиям списывать значительные суммы на издержки производства, что приводило к уменьшению суммы прибыли и позволяло меньше уплачивать налога на прибыль. После вступления в силу главы 25 Налогового кодекса положения вышеуказанного закона не действуют, так как он не относится к законодательству по налогам и сборам и в случае вступления его в противоречие с налоговым законодательством применяться не может согласно правовым принципам налогообложения.

Не меньше проблем возникает и при исчислении налога на добавленную стоимость.

Освобождение от его уплаты зачастую приводит к снижению конкурентоспособности продукции малого предпринимательства. Так, при переходе на специальные налоговые режимы организации не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, и следовательно, они лишают по -купателей своей продукции возможности зачета «входного» налога. В результате этого продукция данного субъекта малого предпринимательства со стороны приобретающего делается менее выгодной. Эта ситуация не касается случаев реализации товаров конечным потребителям, в том числе и населению, когда данное освобождение позволяет продавцу снизить цены и увеличить привлекательность своей продукции.

Что касается двух других налогов: единого социального и налога на имущество, то очевидно, что освобождение от их уплаты никаких негативных последствий для субъекта малого предпринимательства, перешедшего на специальные режимы налогообложения, не несет, а ведет к уменьшению доли изъятия доходов в казну государства.

Далее обратимся к упрощенной системе налогообложения. С точки зрения налогоплательщика, она несет в себе достаточно явные преимущества по сравнению с обычной системой [3, с. 19].

Во-первых, основным достоинством является сокращение количества налогов, которые предстоит уплатить, что ведет к снижению объема учетной работы, вероятности ошибок.

Во-вторых, отмена единого социального налога способствует выведению заработной платы из теневой сферы и увеличивает уровень доходов. Для организаций, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, суммы налога уменьшаются на начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование.

Одним из основных недостатков является исключение лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, из состава плательщиков налога на добавленную стоимость.

Кроме этого, существуют жесткие карательные меры в отношении налогоплательщиков, превысивших в период применения упрощенной системы налогообложения установленные критерии. Если доход организации превысил с начала налогового периода 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов — 100 млн руб., то субъект малого предпринимательства переводится на обычную систему налогообложения не с даты, когда были допущены превышения оговоренных выше нормативов, а с начала квартала, в котором имел место данный факт. А поскольку в данном случае налогоплательщик не может предъявить сумму налога на добавленную стоимость покупателям и заказчикам задним числом, то расплачиваться ему предстоит за счет собственных средств.

Также существует жесткое ограничение о добровольном переходе на упрощенную систему налогообложения не ранее, чем через один год после утраты права на ее применение. В случае, если налогоплательщик утратил такое право из-за превышения предельных нормативов (если выручка превысила 15 млн руб. или остаточная стоимость амортизируемого имущества более 100 млн руб.), то он формально не сможет доказать свое право на обратный переход с начала следующего календарного года. Кроме этого, необходимо обратить внимание на тот факт, что для перехода на упрощенную систему налогообложения размер выручки налогоплательщика за 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе на этот режим налогообложения, не должен превышать 11 млн руб., при этом вновь созданные организации могут перейти на эту систему налогообложения с момента их государственной регистрации. Рассмотрим такой факт: вновь созданная организация не воспользовалась правом перехода на этот режим налогообложения с момента регистрации, в результате действующего порядка она не сможет изменить применяемый ею режим налогообложения в течение года, в котором произошла государственная регистрация и последующего за ней года.

Помимо этого, представляется не совсем справедливым тот факт, что в случае превышения выручки в текущем году установленных критериев, даже если это произошло по однократной сделке, аналогов которой в будущем не предвидится, организация лишается права на применение этого режима налогообложения на два года вперед.

Применение системы налогообложения вмененного дохода вызвало множество споров, касающихся механизма исчисления и уплаты данного налога. Необходимо отметить, что вмененный налог (по аналогии с англоязычным понятием presumptive tax), как правило, вводится в странах с переходными, развивающимися системами, где недостаточно эффективно действуют налоговые органы, массовый характер имеет уклонение от налогообложения [1, с. 54]. Вмененное налогообложение не требует больших затрат на налоговое администрирование, позволяет более точно производить прогнозирование доходов бюджета, способствует легализации бизнеса и выведению из «тени» денежных потоков.

Таким образом, введением единого налога на вмененный доход предполагалось решение следующих задач:

— увеличение поступления налога за счет привлечения к налогообложению доход в сфере теневого бизнеса;

— облегчение работы субъектам малого предпринимательства из-за упрощения системы налогообложения и ведения бухгалтерского учета.

Однако основной упор был сделан на фискальную сторону, что отодвинуло на задний план основные проблемы развития российской экономики: решение социальных проблем, увеличение занятости населения, рост производства и т. д.

Одной из важных проблем системы вмененного налогообложения является необходимость установления близких к действующим реалиям показателей базовой доходности, а также корректирующих коэффициентов, влияющих на увеличение или уменьшение налога. Слишком большое значение этих величин может привести к массовым банкротствам предприятий малого бизнеса, сокращению отдельных сфер деятельности, уходу их в «тень».

Существуют проблемы при налогообложении и для организаций, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе один из которых облагается единым налогом на вмененный доход. В этом случае необходимо организовать раздельный учет по этим видам деятельности, а это может быть нелегко.

Исходя из вышеизложенного, предлагается внести следующие изменения в систему налогообложения малого предпринимательства.

1. Ввести добровольный порядок перехода налогоплательщика на все специальные режимы налогообложения, в том числе и на уплату единого налога на вмененный доход. Принудительный порядок приводит к чрезмерному вмешательству государства в рыночные процессы, что не соответствует политике Правительства, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации.

2. Разграничить деятельность мелкого и малого предпринимательства, установив для них дифференцированные ставки налога. При этом под мелким предпринимательством следует понимать предпринимательскую деятельность с небольшим оборотом за налоговый период.

3. Для вновь начинающих деятельность мелких и малых предприятий предусмотреть налоговые каникулы в течение периода становления, например, в течение календарного года.

4. В целях обеспечения стабильности положения налогоплательщиков -субъектов малого предпринимательства закрепить введение моратория на ухудшение налоговых условий в связи с изменением налогового законодательства на первые четыре года существования предприятия.

5. Разработать и ввести ступенчатый механизм перехода на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций, которые не воспользовались при создании своим правом добровольного применения этой системы налогообложения.

6. При однократном превышении выручки с начала налогового периода предела в 15 млн руб. не лишать организаций права на применение этого режима налогообложения в следующем году, а в текущем году, в котором было допущено такое превышение, произвести перерасчет налогов в соответствии с общим режимом налогообложения. В случае повторного превышения в течение установленного период, например трех лет, организацию переводить на обычную систему налогообложения.

7. Специальные налоговые режимы должны предусматривать сокращенное количество форм налоговой отчетности. Вновь введенный в действие закон решает эту проблему лишь частично, только в отношении четырех налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога и налога на имущество.

8. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется на основании заявления, подаваемого в налоговый орган. Необходимо установить норму о недопущении требования налоговыми органами какой-либо иной дополнительной информации о налогоплательщике, установив в законе норму, запрещающую требовать от организаций документы, не предусмотренные законом.

9. Отменить ведение двойного — бухгалтерского и налогового — учета для субъектов малого предпринимательства, вести только бухгалтерский учет, да и то по упрощенной системе.

10. Установить налоговый период по единому налогу на вмененный доход в календарный год с ежеквартальной уплатой авансовых взносов налога.

11. Запретить изменять показатели базовой доходности, порядок определения и величину корректирующих коэффициентов в течение налогового периода, т. е. календарного года, тем самым обезопасив субъекты малого бизнеса от риска налоговых изменений.

12. Предоставить организациям, занимающимся несколькими видами деятельности (переведенными на уплату единого налога на вмененный доход и облагаемого в обычном порядке) право выбора: уплачивать ли им налоги по общеустановленной системе налогообложения по всем видам деятельности или по тем видам, которые переведены на уплату единого налога, а по остальным уплачивать налоги, установленные общим режимом налогообложения.

13. Установить для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, возможность добровольно перейти на уплату НДС. При этом следует установить ставку этого налога и предусмотреть пониженную ставку по единому налогу для организаций, которые отказались от освобождения по НДС.

В современных условиях идея гибкой налоговой политики должна быть претворена в практику. Государство при помощи налогов должно стимулировать повышение конкурентоспособности продукции организаций малого бизнеса. Меры по совершенствованию налогового законодательства совместно с другими принимаемыми государством методами будут способствовать более быстрому и интенсивному развитию этой перспективной во всех отношениях части экономического строя общества. 1

1. Колесник М.А. Проблемы применения механизма исчисления и взимания единого налога на вмененный доход и пути их решения // Проблемы современной системы налогообложения: Сб. науч. ст. М.: ФА, 2001.

2. Кураков А.Л. Социальные аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства. Совершенствование налоговых отношений и эффективность деятельности налоговых органов: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М., 2003.

3. Петрова Ю.В. Сколько плюсов и минусов у упрощенной системы налогообложения // Специальные налоговые режимы для малого бизнеса. УСН и ЕНВД в 2003 году. Приложение к газете «Предприниматель Петербурга». 2002. №10. Октябрь.

Направление совершенствования налогообложения субъектов малого бизнеса

Система налогообложения в условиях современных рыночных отношений выступает важнейшим экономическим регулятором и основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.

Несмотря на государственные меры, направленные на совершенствование налогового законодательства, налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность остается значительной.

Упрощение процедур налогообложения, снижение налогового бремени и представления отчетности, а также создание благоприятных условий для легализации предприятий малого предпринимательства представляют собой необходимые условия улучшения налогового климата субъектов малого бизнеса.

Действующая на сегодняшний день система налогообложения малого предпринимательства не только не ликвидирует возможности уклонения от налогообложения, но и формирует новые возможности для него.

При этом она не является нейтральной к инвестициям или распределительно-справедливой. Кроме того, так как применение схем уклонения, которые предполагают сделки между лицами с различными режимами, недоступно для «настоящего» бизнеса и может легко использоваться более крупными предприятиями, данная система не только не снижает количество барьеров для входа малых предприятий, но даже существенно усиливает их. Одним из основных доводов, используемых приверженцами льгот для малого бизнеса, выступает наличие особых, связанных несовершенством рынков и установленными государством правилами, издержек, которые велики для предприятий малого бизнеса.

К примеру, связанные с выполнением налогового законодательства издержки.

Следующая причина, которая зачастую выдвигается в качестве обоснования особых режимов и льгот — это необходимость снижения барьеров вхождения в рынок. В данном случае особенно важна коррекция издержек. Однако, для достижения поставленной цели необходимо стимулирование развития предприятий с их последующим переходом на общий режим налогообложения.

Таким образом, особенно важно, чтобы преференциями не могли пользоваться в своих целях те предприятия, для которых они не предназначены, так как поставленная цель в данной ситуации не будет достигнута.

Третьей из ключевых причин использования особых режимов для малого бизнеса выступает уклонение от налогообложения, распространенное в малом бизнесе. Некоторые из предприятий малого бизнеса могут не иметь определенного места осуществления своей деятельности (торговля газетами или другими товарами вразнос, оказание услуг на дому и др.), не используя должного учета продаж при реализации товаров преимущественно за наличный расчет.

Налоговые органы в то же время могут быть недостаточно заинтересованы в осуществлении частых проверок, так как издержки на их проведение могут быть значительными, а штрафы и дополнительные начисления налогов крайне малы даже в случае выявления конкретного нарушения.

Следует отметить, что может происходить дробление малого бизнеса при значительных льготах ради их использования, а также увеличение дестимулирования развития малого бизнеса. Так, если увеличение масштабов деятельности служит причиной для снижения льгот, значимого для предприятия, поэтому оно может сделать выбор не инвестировать свое развитие, несмотря на то, что оно было бы заинтересовано в данном проекте в отсутствие льгот.

Распоряжением Правительства РФ № 2579-р от 28.12.2012 г. был утвержден план мероприятий, так называемая, «дорожная карта» на 2013 — 2015 гг. под названием «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», призванная упростить в рамках антимонопольного регулирования деятельность предпринимателей.

Грамотность, удобство и простота процедуры уплаты налога являются ключевыми моментами как в выполнении государством своей фискальной функции, так и в повышении мотивации к развитию предприятий малого бизнеса.

Совершенствование налогообложения предприятий малого предпринимательства должно быть основано на сочетании интересов малого бизнеса и государства. Следовательно, для РФ необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей функции, которая будет стимулировать инвестиционную активность и усиливать его социальную значимость.

Для того чтобы налоговое бремя было посильным для предприятий малого бизнеса, их количество росло, а они стремились вести бизнес в легальной экономике, необходима стабильность и однозначность системы налогообложения, а также справедливый уровень изъятия доходов.

Таким образом, основными направлениями совершенствования системы налогообложения предприятий малого бизнеса выступают следующие:

-совершенствование налогового законодательства в целях его упрощения, расширения базы налогообложения, придания большей прозрачности налоговым законам, снижения налоговых ставок и обеспечения нейтральности налогов;

-пересмотр налоговых льгот;

-объединение имеющих одинаковую налоговую базу налогов;

-кодификация правил, регламентирующих деятельность налогоплательщиков и налоговой администрации, а также устранение противоречий гражданского и налогового законодательства;

-установление строгого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности организаций и граждан за уклонение от налогов и пресечение различных «теневых» экономических операций;

-установление налогов по разным уровням финансовой системы, а также введение и строгий контроль закрытого перечня местных и региональных налогов. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учебник. — М.: Юрайт, 2016. — 124 с.

С позиции необходимости последовательного снижения общего уровня налогового бремени необходимо рассматривать возможные перспективы снижения ставки НДС. Однако, его значение для бюджета настолько велико, что принятие данного решения должно основываться на тщательном анализе последствий, в связи с чем необходимы соответствующие объемные расчеты.

Следует отметить, что проблемы НДС в значительной степени являются результатом игнорирования справедливых требований бизнеса навести порядок в администрировании данного налога. Многие предпринятые в отношении НДС меры в ходе налоговой реформы не были доведены до конца и на сегодняшний день недостатки ощущаются наиболее остро (нерешенные проблемы с возмещением экспортного НДС, отсутствие эффективных налоговых стимулов инновационной и инвестиционной деятельности).

Отсутствие стимулов для обновления основных фондов и технического перевооружения создает существенные препятствия для поддержания высоких темпов экономического роста.

Для эффективного решения проблемы излишнего администрирования малого бизнеса и неудовлетворительной организации деятельности налоговых ведомств важно разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников соответствующих органов, учитывая качество исполнения ими своих обязанностей по контролю за соблюдением действующего законодательства, полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и платежей. Необходимо внедрить механизм материального симулирования работников в зависимости от соответствия данным критериям их работы.

Таким образом, существует определенная государственная политика, направленная совершенствование системы налогообложения малого бизнеса в РФ. Однако, необходимым условием выработки эффективных мер государственной политики выступает адекватное представление настоящего состояния малого бизнеса, социальных и экономических аспектов развития в современной РФ малого предпринимательства.

Подлинная цель выработки основных направлений совершенствования системы налогообложения малого бизнеса — создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

Ввиду того, что развитое малое предпринимательство — уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути его совершенствования

Тухватулина, Л. Р. Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути его совершенствования / Л. Р. Тухватулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68738/ (дата обращения: 21.09.2022).

В статье рассмотрено понятие малого предпринимательства, государственная поддержка и налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства, рассмотрены специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства, дана им характеристика с точки зрения преимуществ и недостатков.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налогообложение, системы налогообложения.

Развитие экономики любого государства не может быть успешно без оптимального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства. Малое предпринимательство формируют дополнительные рабочие места, насыщают рынок товарами, а также являются крайне чувствительным регулятором в экономике. Сфера малого предпринимательства зачастую является показателем стабильности экономики и направления ее развития.

В России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты с численностью персонала до ста человек (включая микропредприятия — до пятнадцати человек), до 800 млн.руб. годового дохода (до 120 млн. — у микропредприятий), а также установлены ограничения по величине активов и участия других юридических лиц в капитале [3].

Малому предпринимательству свойственна высокая мобильность, гибкость и маневренность. Такие организации могут создаваться во всех сферах экономики и достаточно быстро реагировать на неудовлетворенные нужды населения [8].

Прибыль субъектов малого предпринимательства и поступления налоговых доходов в бюджет во многом зависит от режима налогообложения. В случае, если налоговая нагрузка на бизнес будет достаточно высока, то предприниматели могут уйти в теневой бизнес, в результате это повлечёт сокрытие реальных доходов, серые заработные платы, отсутствие пенсионного и медицинского обеспечения работников, сокращение ВВП.

На данный момент в Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы. В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) [1].

Выбор оптимальной системы налогообложения приводит к снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общий режим налогообложения используют предприниматели и организации, которые по какой-то из причин не могут применять другие системы налогообложения. Это может быть, например, связано с большой численностью сотрудников (более 100 человек) или превышением доступного предела размера дохода (более 800 млн).

При данном режиме налогообложения организации должны вести бухгалтерский и налоговый учет, а также платить такие налоги как: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и другие.

В тоже время применение общего режима налогообложения имеет ряд преимуществ:

− предприниматель может заниматься разными видами деятельности, при этом нет лимита на размер дохода от предприятия;

− есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;

− нет ограничения на количество привлеченных сотрудников и другие [6].

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) может использоваться только организациями или индивидуальными предпринимателями, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, и доля дохода от такой деятельности составляет более 70 %. Ставка налога составляет 6 % от доходов, уменьшенных на величину расходов. К недостаткам данного режима относится необходимость отслеживания доли выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции в общей выручке организации, а также запрет на производство подакцизных товаров.

Субъектами системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции являются организации, признаваемые инвесторами в соответствии с п. 1 ст. 346 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения (п. 3 ст. 346 НК РФ) [2]. К достоинствам данного режима относится то, что инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ [2].

В рамках УСН у предпринимателя есть выбор объекта налогообложения:

  1. Доходы. Ставка налога составляет 6 %.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 15 %.

Режим налогообложения с объектом «доходы» является более выгодным для организаций, в которых низкая доля расходов, а с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоден для организаций с высокой долей расходов. При использовании УСН снижается налоговая нагрузка и объем документации, которую необходимо сдавать в налоговую. К недостаткам данного режима можно отнести: организации не имеют права открывать филиалы и представительства; список расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы ограничен.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — режим налогообложения, применяемый только в отношении отдельных видов деятельности, отраженных в п 2. ст. 346.26 НК РФ [2].

Главной особенностью ЕНВД согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ, считается что, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода не важен. ЕНВД рассчитывается исходя из размера, предполагаемого (вмененного) дохода организации, с учетом различных условий, которые могут повлиять на величину дохода. ЕНВД можно использоваться как самостоятельный режим налогообложения, но и сочетать, например, с УСН. В случае получения убытка перечисление вмененного налога осуществляется в обязательном порядке, т. е. ЕНВД не зависит от фактических результатов деятельности.

Патентная система налогообложения — специальный режим налогообложения, который вправе применять только индивидуальные предприниматели со средней численностью наёмных работников не более 15 человек. При данном режиме налогоплательщик освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ) [2]. Индивидуальному предпринимателю требуется вести книгу учета доходов и расходов, в связи с чем возникает необходимость ведения первичного учета. К достоинствам данного режима налогообложения относится: налоговая декларация не сдается, срок действия патента ИП может выбрать самостоятельно. ПСН можно сочетать с другими режимами налогообложения. К недостаткам можно отнести, что стоимость патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное страхование, как при УСН и ЕНВД.

При УСН и ЕНВД из-за освобождения от уплаты НДС, организации не выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, а это лишает контрагентов права возмещения НДС, что делает сотрудничество с первыми невыгодным [5].

Налог на профессиональный доход — специальный режим, предусмотрен для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не имеющих работодателя и не привлекающие наемных работников (ст. 2 закона 422-ФЗ) [4]. Налоговая ставка составляет: 4 % — с доходов от физических лиц, 6 % — с доходов от юридических лиц и ИП. Также к преимуществам данного режима относится: освобождение от налоговой и бухгалтерской отчетности (учет доходов ведется в приложении «Мой налог»); отсутствие обязанности уплачивать фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.

Пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса:

  1. Введение ограничения на резкие изменения в налоговом законодательстве в сторону увеличения налоговой нагрузки;
  2. Совершенствование законодательства с целью придания большей прозрачности законам, снижения налоговых ставок;
  3. Доработка законов, направленных на регулирование деятельности налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства
  4. Разработка мер по упрощению ведения учета;
  5. Организаций мероприятий по проведению консультативной и разъяснительной работы налогоплательщикам;
  6. Предоставление льгот инвесторам, которые вкладывают средства в развитие малых предприятий.

Исходя из вышесказанного ясно, что отсутствие изменений в области налогообложения малого предпринимательства, не позволит государству в полном объеме выполнять фискальные функции, а также повышать конкурентоспособность страны в целом за счет повышения мотивации к развитию малого бизнеса.

Итак, налогообложение субъектов малого предпринимательства предусматривает общий и специальные режимы налогообложения. Использование специальных режимов позволяет снизить налоговую нагрузку на организацию, упростить ведение учета и составление отчетности, а также порядок ее предоставления. Совершенствование налогового законодательства позволит повысить мотивацию к предпринимательской деятельности, способствует развитию конкурентоспособной среды, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»// Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  5. Перфильева, К. А. Анализ и оценка специальных режимов налогообложения [Текст] / К. А. Перфильева // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. — 2018. — С. 256–260.
  6. Помазанова, В. В. Особенности налогообложения малого бизнеса [Текст] / В. В. Помазанова, Т. О. Беляева, А. Р. Хаметова // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 59–62.
  7. Сарычева, О. А. Проблемы и пути развития налогообложения малого бизнеса [Текст] / О. А. Сарычева, А. В. Плахов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 2 (7). — C. 236–238.
  8. Тимофеев, В. И. Роль малых и средний предприятий в экономике [Текст] / В. И. Тимофеев // ВУЗ. XXI ВЕК. — 2015. — № 1 (47). — С. 99–112.

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, РФ, система налогообложения, режим налогообложения, налоговая нагрузка, доход, налог, отдельный вид деятельности, режим, ставок налога.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemy-nalogooblozheniya-malogo-biznesa

Источник https://studbooks.net/2094152/finansy/osnovnye_napravleniya_sovershenstvovaniya_sistemy_nalogooblozheniya_malogo_biznesa

Источник https://moluch.ru/archive/305/68738/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: