Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

4) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 02.08.2019 № 293-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ)

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 настоящего Федерального закона; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)

9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.04.2020 № 83-ФЗ)

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. (В редакции федеральных законов от 29.12.2015 № 408-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

11. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта; (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)

(Подпункт в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

е) (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 18.07.2019 № 185-ФЗ)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек); (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 207-ФЗ)

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 21 и 22 настоящей части; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ)

21) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ)

22) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ)

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)

(Дополнение частью — Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ)

2. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 21, 22 и 3 части 11 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предприним

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ПРАВО НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / RIGHT TO ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SMALL BUSINESS ENTITIES / ECONOMY / STATE / STATE SUPPORT / TAX REGIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонов П.С.

На основе формально-логического анализа действующего российского законодательства исследуются особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются существующие правовые режимы малого и среднего предпринимательства. Осуществлен анализ специфических мер государственной поддержки . Предлагаются пути совершенствования механизма реализации права на предпринимательскуюдеятельность.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамонов П.С.

Малое предпринимательство как форма реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность

О состоянии и проблемах развития малого и среднего предпринимательства в регионах Южного федерального округа

Институциональные изменения в деятельности индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств в России

LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP SUBJECTS: THEORY AND PRACTICE

The purpose of this article is to consider some features of the activities of small and medium-sized businesses. The study is based on a formal and logical analysis of the current Russian legislation. The article examines the existing legal regimes of small and medium-sized businesses. An analysis of specific measures of state support was carried out. Some ways of improving the mechanism for exercising the right to entrepreneurial activity are proposed.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: теория и практика»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 6, с. 108-113

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

© 2017 г. П.С. Мамонов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Поступила в редакцию 01.11.2017

На основе формально-логического анализа действующего российского законодательства исследуются особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются существующие правовые режимы малого и среднего предпринимательства. Осуществлен анализ специфических мер государственной поддержки. Предлагаются пути совершенствования механизма реализации права на предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: право на предпринимательскую деятельность, субъекты малого предпринимательства, экономика, государство, государственная поддержка, налоговый режим.

Система правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства состоит из правовых актов различной юридической силы и уровня принятия. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства представляет собой иерархичную систему актов, состоящую из семи элементов:

— международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

— Конституция РФ 1993 г. [1];

— кодексы и иные федеральные законы: Гражданский кодекс РФ [2], Трудовой кодекс РФ [3], Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] и др.;

— нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ;

— нормативные правовые акты субъектов РФ;

— корпоративные нормативные акты;

— обычаи делового оборота.

В данной работе проведен анализ специальных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов о малом и среднем предпринимательстве. Общий правовой режим осуществления предпринимательской деятельности нашел отражение в целом ряде научных и учебных изданий.

Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному акту субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соот-

ветствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Условия касаются средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для реализации указанных целей законом предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП).

1. К мерам поддержки субъектов МСП в сфере налогов и сборов Федеральный закон № 209-ФЗ относит специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы установлены НК РФ и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов субъектами МСП. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налого-

обложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.

2. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. При этом хозяйствующий субъект имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины субъекта и других соответствующих факторов. Дополнительно микропредприятию при формировании учетной политики предоставлено право предусмотреть возможность ведения бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

3. Федеральным законом № 209-ФЗ закреплен упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного положения приказами Росстата систематически утверждаются специальные формы федерального статистического наблюдения за субъектами МСП с указаниями по их заполнению.

4. Оказание мер имущественной поддержки субъектам МСП заключается в передаче им во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, нежилых помещений, оборудования, транспортных средств, инвентаря и т. п., на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами. В отношении такого имущества установлены законодательные ограничения в виде запрета на его последующую продажу, переуступку прав пользования, внесения в уставный капитал и т.п.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести и публиковать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной (не менее пяти лет) основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) только субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Субъект МСП наделен преимущественным пра-

вом на приобретение арендуемого имущества в пределах 1000 кв. м. Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или муниципальной собственности такого имущества, в том числе особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества, регулируются специальным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]. Данным законом предусмотрен льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество. При этом право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту МСП. Срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества определяется законами субъектов РФ, но не должен составлять менее пяти лет.

5. В целях расширения доступа малого бизнеса к закупкам законодательством предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [6] государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. В этих целях должны проводиться конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, в которых участниками закупок могут быть только субъекты МСП. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцати миллионов рублей. Кроме того, заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов МСП.

Отдельные виды юридических лиц (государственные корпорации, государственные компании, бюджетные учреждения, субъекты естественных монополий, организации, осуществ-

ляющие регулируемые виды деятельности, и т.п.) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должны соблюдать требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [7] в отношении субъектов МСП. На основании данного закона Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 [8] утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Установлено, что годовой объем закупок, в которых участвуют субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных только с субъектами МСП, должен быть не менее 10%.

Федеральным законом от № 223-ФЗ также установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утверждается Правительством РФ. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов МСП.

6. Значимые для субъектов МСП меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) основываются на Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9]. Помимо общих положений, связанных с основными гарантиями для бизнеса при проведении проверок, данный закон содержит специальные нормы, касающиеся только субъектов МСП. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий и 15 часов для микропредприятий.

В 2015 году по инициативе Президента РФ, изложенной в Послании Федеральному собра-

нию от 4 декабря 2014 г., в указанный Федеральный закон была введена специальная статья 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства». Основная цель нововведений заключается в предоставлении малому бизнесу «надзорных каникул». Теперь по общему правилу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещено проводить любые плановые проверки субъектов малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере.

7. Оказание мер информационной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей. Эти ресурсы функционируют в целях обеспечения субъектов МСП различной информацией: о реализации государственных программ поддержки субъектов МСП; о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, и их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания ими такой поддержки; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни в целях предоставления его во владение или в пользование субъектам МСП; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки; иной необходимой для развития субъектов МСП информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, информацией в области маркетинга и т.п.). Указанная информация свободно размещается в сети Интернет, должна быть круглосуточно доступной, регулярно обновляемой и открытой для копирования.

8. Оказание мер консультационной поддержки субъектам МСП органами государ-

ственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: (1) создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывающих консультационные услуги таким субъектам; (2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату консультационных услуг. Несмотря на двоякое толкование последнего положения, на практике компенсация применяется в отношении затрат по оплате консультационных услуг, оказываемых только организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Компенсация затрат на консультационную поддержку субъектов МСП может рассматриваться и как особый вид их финансовой поддержки [10].

Таким образом, в России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого бизнеса на всех уровнях управления. Но фактическое состояние малого бизнеса представителями заинтересованных сторон оценивается как неудовлетворительное. Почему так происходит? Это зависит от многих факторов. Таких, как несовершенство налогообложения, нестабильность нормативно-правовой базы, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.

Исследователи проблем развития малого бизнеса в России на первое место ставят налоговое бремя [11]. Действительно, чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды малого предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, развитие субъектов малого предпринимательства должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Нельзя не сказать о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2014 г. размер страховых взносов для субъектов, применяющих общую систему налогообложения, составляет 32%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), — 20%.

В целом повышенные тарифы на страховые взносы очень значительны для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. Так, по

данным Всемирного банка, из вновь организованных малых предприятий через год действуют около 50%, через три года — 7-8%, а через пять лет — лишь 3% [12].

Такая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для малого бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников (сокращение, уменьшение начисленной заработной платы), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающих зарплату «в конвертах» [13].

Установленные тарифы вряд ли будут способствовать существенному пополнению бюджета. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Существующая налоговая система не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония). Интересно отметить, что в Швеции предприятия имеют право производить не облагаемые налогом отчисления в резерв из прибылей в пределах 40% величины чистой прибыли до вычета налогов. В Германии применяются такие льготы, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимости от вида деятельности [14], освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех выплат [15].

Кстати сказать, по данным немецкого Федерального статистического ведомства, с каждым

годом все больше и больше российских предпринимателей выбирают Германию страной для ведения своего бизнеса. Германия улучшила свое отношение к иммигрантам. Иностранные предприниматели сегодня имеют преимущество перед другими категориями иностранных граждан. Зарегистрировав фирму в ФРГ, они могут получить вид на жительство и избавить себя от постоянного трудоемкого процесса получения виз [16].

Известно, что социально-экономическое развитие субъектов РФ тесно взаимосвязано с развитием в них малого бизнеса. В этой связи федеральным и региональным органам власти следует обратить внимание на субъекты РФ, где слабо развивается малый бизнес. Для стимулирования предпринимательской активности населения таких регионов государству нужно более эффективно оказывать различные формы поддержки, включая финансовую, имущественную, информационно-консультационную, а также помощь в обучении и переобучении кадров. Кроме этого, в таких субъектах РФ видится целесообразным применение германского, шведского опыта, заключающегося в создании резерва не облагаемой налогом прибыли на малых предприятиях, освобождении от всех видов налогов в первые несколько лет существования малых предприятий.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест. В Российской Федерации на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий [17].

Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов малого бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по субъектам РФ, будет способствовать экономическому развитию России [18].

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017) // Российская газета. № 164. 31.07.2007.

5. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017) // Российская газета. № 158. 25.07.2008.

6. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 80. 12.04.2013.

7. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 07.06.2017) // Российская газета. № 159. 22.07.2011.

8. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 20.05.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.12.2014. № 51. Ст. 7438.

9. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 30.10.2017) // Парламентская газета. № 90. 31.12.2008.

10. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. № 12. С. 4-19.

11. Бурцев Г. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 156.

12. Малый бизнес России: проблемы и перспективы развития. М.: РАРМП, 1997. С. 216.

13. Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

14. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: Монография. М.: Экономика, 2010. С. 196-198.

15. Чепуренко А. Улучшению предпринимательского климата в России будут способствовать макроэкономические факторы и интересы новых элит, а вовсе не «добрая воля» нынешней бюрократии // Бизнес-журнал. 2011. № 5. С. 44-48.

16. Люксенбург Н. Все о бизнесе в Германии. СПб.: Питер, 2007. С. 11-12.

17. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16.

18. Гвоздева О.М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России // Право и бизнес: Сборник статей I ежегодной Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рож-

дения профессора В.С. Мартемьянова / Под ред. rabot, uslug otdel’nymi vidami yuridicheskih lic» (red. ot

LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP SUBJECTS:

THEORY AND PRACTICE

The purpose of this article is to consider some features of the activities of small and medium-sized businesses. The study is based on a formal and logical analysis of the current Russian legislation. The article examines the existing legal regimes of small and medium-sized businesses. An analysis of specific measures of state support was carried out. Some ways of improving the mechanism for exercising the right to entrepreneurial activity are proposed.

Keywords: right to entrepreneurial activity, small business entities, economy, state, state support, tax regime.

И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012. С. 54-60.

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Kon-stitucii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 04.08.2014. № 31. St. 4398.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaya) (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 238-239. 08.12.1994.

3. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 256. 31.12.2001.

4. Federal’nyj zakon ot 24.07.2007 g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Ros-sijskoj Federacii» (red. ot 26.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 164. 31.07.2007.

5. Federal’nyj zakon ot 22.07.2008 g. № 159-FZ «Ob osobennostyah otchuzhdeniya nedvizhimogo imush-chestva, nahodyashchegosya v gosudarstvennoj sobstvennosti sub»ektov Rossijskoj Federacii ili v mu-nicipal’noj sobstvennosti i arenduemogo sub»ektami malogo i srednego predprinimatel’stva, i o vnesenii iz-menenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» (red. ot 01.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 158. 25.07.2008.

6. Federal’nyj zakon ot 05.04.2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd» (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 80. 12.04.2013.

7. Federal’nyj zakon ot 18.07.2011 g. № 223-FZ «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel’nymi vidami yuridicheskih lic» (red. ot 07.06.2017) // Rossijskaya gazeta. № 159. 22.07.2011.

8. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 11.12.2014 g. № 1352 «Ob osobennostyah uchastiya sub»ektov malogo i srednego predprinimatel’stva v zakupkah tovarov,

20.05.2017) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 22.12.2014. № 51. St. 7438.

9. Federal’nyj zakon ot 26.12.2008 g. № 294-FZ «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual’nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal’nogo kontrolya» (red. ot 30.10.2017) // Parlamentskaya gazeta. № 90. 31.12.2008.

10. Vajpan V.A. Osnovy pravovogo regulirovaniya deyatel’nosti sub»ektov malogo i srednego predprinimatel’stva // Pravo i ehkonomika. 2015. № 12. S. 4-19.

11. Burcev G. Sovremennye problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii // Risk: resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. 2011. № 2. S. 156.

12. Malyj biznes Rossii: problemy i perspektivy razvitiya. M.: RARMP, 1997. S. 216.

13. Larina T. Gosudarstvo prigotovilo malomu biznesu v 2011 g. ocherednoj nalogovyj syurpriz // Vashe delo. 2010. 28 sentyabrya.

14. Romanenko E.V. Gosudarstvo i maloe pred-prinimatel’stvo: osobennosti vzaimodejstvij v sovremen-nyh usloviyah: Monografiya. M.: Ehkonomika, 2010. S. 196-198.

15. Chepurenko A. Uluchsheniyu predprini-matel’skogo klimata v Rossii budut sposobstvovat’ mak-roehkonomicheskie faktory i interesy novyh ehlit, a vovse ne «dobraya volya» nyneshnej byurokratii // Biznes-zhurnal. 2011. № 5. S. 44-48.

16. Lyuksenburg N. Vse o biznese v Germanii. SPb.: Piter, 2007. S. 11-12.

17. Maloe i srednee predprinimatel’stvo v Rossii. 2010: Stat. sb. / Rosstat. M., 2010. S. 16.

18. Gvozdeva O.M. K voprosu o razvitii malogo biznesa v Rossii // Pravo i biznes: Sbornik statej I ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k 80-letiyu so dnya rozhdeni-ya professora V.S. Martem’yanova / Pod red. I.V. Er-shovoj. M.: Yurist, 2012. S. 54-60.

Нормативное правовое регулирование субъектов малого бизнеса

Статья 7. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/25971

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-teoriya-i-praktika

Источник https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/5c9e578cad93f63bf294b59c0b15714fe54fb4a7/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: