Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Содержание

Межсекторное социальное партнерство: НКО, государство, бизнес

Классическая политология выделяет три сектора гражданского общества: государственный, коммерческий и общественный. Нарастание социальной напряженности, усложнение социальных проблем приводят к необходимости совместного взаимодействия секторов гражданского общества для достижения социально значимых целей.

Совместное сотрудничество государственного, коммерческого и некоммерческого секторов при решении политических, экономических и социальных проблем общества является более результативным и взаимовыгодным процессом, так как межотраслевое сотрудничество основывается на предпосылке, что каждый сектор обладает отличительными активами, которые могут быть объединены эффективным образом для решения сложных проблем(1).

Понимание термина «межсекторное социальное партнерство» подразумевает понимание по отдельности терминов «межсекторность» и «партнерство». Партнерства могут создаваться на многих уровнях – от межгосударственных и стратегических международных альянсов на политическом уровне до практических местных инициатив – их объединяют общие принципы построения и управления процессами взаимодействия, которые распространяются на все виды партнерского сотрудничества. В основе межсекторного партнерского подхода лежит убеждение в том, что только полноценное межсекторное взаимодействие может придать инициативам, направленным на обеспечение устойчивого развития, инновационный и последовательный характер, позволяющий решать сложнейшие социальные задачи.

Понятие «межсекторное социальное партнерство» с каждым годом все чаще и чаще упоминается в качестве одного из факторов, необходимых для успешной реализации социально значимых проектов в здравоохранении, образовании и пр. Как показывает анализ литературы, данное понятие сформировалось в российской науке и практике только во второй половине 1990-х гг. в связи с необходимостью его отделения от применяющегося уже в течение нескольких лет термина «социальное партнерство».

Российская научная литература предлагает целый ряд определений межсекторного социального партнерства и его компонентов. В. Н. Якимец считает, что «межсекторное социальное партнерство – это конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех

(1) Intersectoral Cooperation: Lessons For Practice By Archana Kalegaonkar & L. David Brown. 2000 [electronic resource]. – URL: pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNACP367.pdf

секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), «выгодное» населению территории и каждой из сторон и обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов при решении социальных проблем». В зарубежной литературе межсекторное социальное партнерство чаще всего трактуется как сотрудничество между правительственными организациями, бизнес-корпорациями и некоммерческими организациями, целью которого является достижение устойчивого развития территории. Например, М. Уорнер и П. Гринер предлагают следующее определение межсекторного социального партнерства: союз между сторонами, представляющими правительство, бизнес, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон и которое основано на принципах разделения рисков, затрат и общей выгоды (1).

В основе деятельности каждого сектора партнерства лежат разные приоритеты, ценности и качества. Их кратко можно представить следующим образом (рис. 1)2.

(1) Галлямов Р. Р., Горбунова Г. Д. Отечественные и зарубежные определения понятия «межсекторное социальное партнерство»: сравнительный анализ основных подходов // Вестник ВЭГУ. – 2013. – № 1 (63).
(2) Теннисон Роз. Практическое руководство по межсекторному партнерству. 2003 [Электронный ресурс]. – URL: crno.ru/assets/files/skachat/broshura_youth1.pdf

Двухсекторные и трехсекторные партнерства
Наиболее удачное схематичное отображение межсекторного социального партнерства (далее – МСП) представлено В. Н. Якимцом (рис. 2). На рисунке кружками выделены сектора, представители которых вступают в процесс отображения межсекторного социального партнерства, государственный и муниципальный, коммерческий и некоммерческий сектор,
а также предусмотрена возможность возникновения как двухсекторных, так и трехсекторных партнерств (ГЧП – государственно-частное партнерство; СИ – социальные инвестиции).

В зависимости от особенностей устанавливаемых партнерских отношений в их основе могут лежать различные механизмы межсекторного взаимодействия. Например, там, где круги, отображающие пару разных секторов, пересекаются между собой, возникают так называемые двухсекторные партнерства – это пространства партнерских отношений и ответственности субъектов (организаций) из двух разных секторов. Область пересечения всех трех кругов очерчивает зону трехсекторных партнерств – это пространство солидарной ответственности организаций из всех трех секторов, ставших партнерами при решении той или иной социально значимой проблемы(1).

1. Партнерство некоммерческого и коммерческого секторов – «частно-общественное партнерство»
В частно-общественном партнерстве коммерческая организация разделяет взаимную ответственность за решение социально значимой проблемы совместно с НКО, например:
1) аутсорсинг социальных проектов бизнеса;
2) социальное предпринимательство;
3) социальный франчайзинг.

(1) Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. – М. : Едиториал УРСС, 2004.

Также коммерческие организации могут обращается к НКО в ходе разработки и реализации своих концепций корпоративного социального партнерства. К данному типу партнерства могут быть отнесены такие механизмы, как развитие корпоративного волонтерства и системной благотворительности.

2. Партнерство государственных структур и бизнеса – «частно-государственное партнерство (ЧГП)»
Взаимодействие бизнеса и власти может быть сосредоточено на развитии инфраструктуры региона и оказании общественных услуг, что, как следствие, оказывает положительное влияние на социальную сферу. Интересы государства и бизнеса в рамках ЧГП представлены в табл. 11.

Читать статью  Статья 129.2 НК РФ. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (действующая редакция)

3. Партнерство государственных структур и некоммерческого сектора – «общественно-государственное партнерство»
Как правило, общественно-государственное партнерство сосредоточено на вопросах решения социальных проблем и имеет широкий спектр реализации: от выполнения «третьим сектором» социальных услуг, оказываемых населению в качестве дополнения к аналогичным, предоставляемым государством, до совместной работы по разработке устойчивой социальной политики.

4. Партнерство трех обозначенных секторов (коммерческий, некоммерческий сектора и государственные структуры)
Взаимодействие трех секторов может происходить при разработке и реализации масштабных проектов национального и субнационального уровня по вопросам общественного и экономического развития, обеспечения социальных услуг, окружающей среды и здравоохранения. Однако большинство проектов реализуется и на локальном уровне (регион, город, муниципальное образование) в процессе решения определенной социальной проблемы.

(1) Поровская А. Я. Интересы государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнерства // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 328.

Таким образом, для государственного сектора выстраивание партнерских отношений ведет не только к избавлению от части социальных обязательств, но и к усилению легитимности через совместную разработку и имплементацию элементов социальной политики. Некоммерческие организации получают дополнительные ресурсы для реализации уставных целей, становятся более узнаваемыми общественностью и выходят на новые целевые группы. Бизнес проявляет себя социально ответственным игроком, что приносит ему большее общественное признание, которое потенциально ведет к увеличению стоимости бренда, делает его более привлекательным для покупателя и партнеров. Таким образом, итогами деятельности партнерства должны являться определенные изменения в жизни людей, на которых направлена деятельность так называемой целевой группы.

В настоящее время Россия перенимает опыт развитых стран в становлении и развитии различных механизмов МСП. Одной из широко распространенных западных практик является создание так называемых эндаумент-фондов(1). Эндаумент (целевой капитал) некоммерческой организации представляет собой «часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом, и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций» (2).

Существенное отличие целевого капитала от иных видов пожертвований состоит в том, что использование средств благотворителей рассчитано на длительный период. Предполагается получение дополнительного дохода от инвестирования пожертвований. Иными словами, работает схема, когда аккумулированные за определенный период пожертвования могут приумножаться за счет инвестиционных операций, доход от которых может быть использован впоследствии(3).

В табл. 2 представлены данные о крупнейших публичных (по объему собранных пожертвований) фондах целевых капиталов, сформированных по состоянию на ноябрь 2013 г.

(1) Грищенко А. В. Целевой капитал некоммерческой организации, порядок его формирования и использования // Некоммерческие организации в России. – 2013. – № 2. – С. 69.
(2) Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
(3) Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. – М. : Едиториал УРСС, 2004.
(4) Доклад о состоянии и развитии фондов в России. Форум доноров. 2013 [Электронный ресурс]. – URL: donorsforum.ru/wp-content/uploads/2014/04/Doklad_2013.pdf

Преобладающее большинство фондов целевого капитала работают в сфере образования, просвещения и науки, половина – в сфере спорта, здорового образа жизни, культуры и искусства (рис. 3).

Таким образом, за время, прошедшее с момента зарождения идеи МСП, наиболее распространены двухсекторные партнерства, а трехсекторные не имеют широкого распространения. Примером практики развития трехстороннего межсекторного социального партнерства государственного, коммерческого и некоммерческого секторов общества является закрепление на законодательном уровне социально ориентированных некоммерческих организаций.

(1) Доклад о состоянии и развитии фондов в России. Форум доноров. 2013 [Электронный ресурс]. – URL: donorsforum.ru/wp-content/uploads/2014/04/Doklad_2013.pdf

Обратите внимание! В открытом доступе опубликован Сборник лучших социально ориентированных проектов, готовых к тиражированию в различных субъектах РФ (drive.google.com/folderview?id=0B2qp6MjUL-zgbFljV2FlZEVONjA&usp=sharin#).

В сборник были включены лучшие социально ориентированные проекты, собранные
за период реализации программы по содействию повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций посредством включения
добровольцев-управленцев, распространения лучших практик и методической поддержки
трехстороннего межсекторного социального партнерства (МСП) государственного, коммерческого и некоммерческого секторов общества.

Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CROSS-SECTORAL SOCIAL PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / EFFICIENCY OF INTERACTION / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / STATE / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / NON-PROFIT SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин А.В., Егерев С.В.

Взаимодействие бизнеса с государством и некоммерческим сектором рассматривается авторами как составная часть межсекторного социального партнерства В рамках данной публикации определены основные критерии и методика оценки эффективности такого взаимодействия.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмин А.В., Егерев С.В.

Механизмы взаимодействия власти с субъектами гражданского общества при организации межсекторного социального партнерства в субъектах Российской федерации

Социальное партнерство в сфере услуг как форма перехода от конкуренции к межсекторальному сотрудничеству

Контрактные отношения как основной инструментарий построения межсекторного социального партнерства в контексте взаимодействий НКО и населения

Evaluating the effectiveness of interaction between business, state and non-profit sector in the cross-sectoral social partnership

The interaction of business with the state and non-profit sector is seen as an integral part of cross-sectoral social partnership . Within this publication are set out the main criteria and methodology for assessing the effectiveness of such interaction.

Читать статью  Бизнес план по производству рвд

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного социального партнерства»

и некоммерческий сектор

оценка эффективности взаимодействия

бизнеса, государства и некоммерческого сектора в системе межсекторного

Взаимодействие бизнеса с государством и некоммерческим сектором рассматривается авторами как составная часть межсекторного социального партнерства. В рамках данной публикации определены основные критерии и методика оценки эффективности такого взаимодействия.

ассистент кафедры экономической теории Alexey.Kuzmin@ novsu.ru, alexei-novgu@mail.ru

аспирант кафедры экономической теории adresat_nov@mail.ru

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Межсекторное социальное партнерство можно определить как конструктивное взаимодействие трех секторов экономики (государство, бизнес и некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, выгодное каждой из сторон в отдельности и всем в целом.

Представители каждого сектора в различной степени осознают свою ответственность, имеют разные возможности и ресурсы для помощи и зачастую по-разному представляют саму сущность социальных проблем. Однако несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо, так как по отдельности ни один из секторов не может преодолеть социальные барьеры. Поэтому эффективность взаимодействия между всеми секторами экономики будет отражать эффективность социального партнерства в целом. Таким образом, одним из вариантов определения уровня эффективности социального партнерства является оценка эффективности взаимодействия бизнеса с государством и некоммерческим сектором.

российское предпринимательство, 2009, № 5 (1)

Государство и бизнес

Относительно взаимодействия первого и второго секторов необходимо отметить, что уже не один год власть и бизнес постоянно говорят о необходимости наладить диалог друг с другом, при этом каждая сторона понимает «социальную ответственность бизнеса» по-своему. Однако разногласий в видении конечных целей у бизнес-сообщества и государства практически нет. Проблема заключается в том, чтобы бизнес и государство слышали друг друга. В различные периоды времени взаимодействие бизнес-структур и органов власти в России складывалось по-разному, а также имели место разноречивые цели и содержание, что непосредственно сказывалось на развитии общества. Характер взаимодействия власти и бизнеса является одним из важнейших индикаторов состояния общества, и чем оно эффективнее, тем выше уровень благосостояния населения. Поэтому необходима оценка эффективности взаимодействия органов власти и бизнес-структур, особенно в региональном аспекте.

Определим следующие критерии уровня эффективности взаимодействия государства и бизнеса:

— наличие эффективных форм взаимодействия;

— удельный вес крупных предприятий региона, имеющих соглашения с региональными и местными властями;

— количество проведенных совместных мероприятий;

— основной инициатор совместных мероприятий;

— удельный вес благотворительной помощи региональным и местным властям от общего объема средств, направленных бизнесом на социальные цели;

Формы и механизмы межсекторного партнерства в современной России

Организации третьего сектора, в силу своей неприбыльное™, существуют по иным правилам, нежели коммерческие организации. Им необходима поддержка со стороны государственных и муниципальных органов в силу острого дефицита финансового и административного ресурса развития. Это вынуждает лидеров общественных организаций корректировать политику развития, соглашаясь на компромиссы (часто сомнительные). Постоянные финансовые затруднения и значительные бюрократические препоны, а иногда и унижения в процессе получения средств от государства и бизнеса подталкивают к более энергичному участию в борьбе за иные источники финансирования, в том числе в виде грантов зарубежных фондов. Подобное стремление к финансово-экономической независимости этих организаций от Российского государства и коммерческих структур на деле оборачивается еще большей зависимостью, но уже от иностранных спонсоров. Получив грант, они вынуждены его отрабатывать, выражая не столько российские или собственные интересы, сколько интересы тех, кто столь щедро оплачивает их деятельность, не всегда совпадающую с интересами России.

Для улучшения взаимодействия органов государственного и муниципального управления, общественных организаций и бизнеса необходима регулярная совместная работа, связанная с разработкой и уточнением целей взаимодействия, формированием оптимальной инфраструктуры третьего сектора на местах и т.д.

Основные направления и формы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по налаживанию эффективного партнерского взаимодействия в России

Первое направление — создание совместных государственно- общественных сетевых структур при органах власти с непосредственным участием организаций бизнеса (в первую очередь малого бизнеса). По своей сути они должны быть сетевыми структурами, охватывающими всю территории России. Речь идет о создании и развитии специализированных «инфраструктурных» [1] организаций гражданского общества, которые в то же время будут функционировать в качестве отечественных ресурсных центров. Они могут стать надежными посредниками между государством, организациями гражданского общества и малого бизнеса.

Вполне очевидно, что именно эти отечественные инфраструктурные организации гражданского общества должны пользоваться максимальным доверием со стоны государства и гражданского общества, чтобы стать надежными и честными посредниками между ними и другими организациями.

Второе направление — поддержка государством социально значимых гражданских инициатив со стороны организаций гражданского общества и бизнеса, что увеличит в обществе спрос на эффективные механизмы и формы такой поддержки со стороны государства и бизнеса.

Третье направление — совместная разработка единых подходов (стратегий) решения проблем развития общества, включая формулирование приоритетов социальной политики и разработку конкретных программ ее реализации.

Четвертое направление — совершенствование форм взаимодействия с организациями гражданского общества и бизнеса.

Нетрудно заметить, что указанные направления деятельности одновременно являются основными направлениями реализации социальной политики государства в сфере организации эффективного взаимодействия органов власти, организаций гражданского общества и бизнеса.

Теперь рассмотрим конкретные формы влияния власти на развитие межсекторного партнерского взаимодействия [2] с организациями гражданского общества в процессе реализации социальной политики государства

Координация деятельности и совместная разработка целевых социальных программ. Что невозможно без взаимного предоставления информации о проводимой социально-экономической политике со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также о мероприятиях, связанных с деятельностью организаций гражданского общества и бизнеса.

Читать статью  11. Виды и формы бизнеса.

Размещение государственных социальных заказов. Эта форма очень эффективна при соблюдении принципов гласности и широкого участия граждан в его обсуждении с непосредственным участием жителей района, города, села.

Непосредственные бюджетные отчисления обычно связаны с каким-либо договором о предоставлении услуг. Попасть в число дотируемых организаций относительно трудно, помощь «избранным» часто носит уже сложившийся характер. У представителей власти на местах имеется свое видение по поводу того, кому именно отдать предпочтение в получении бюджетных денег.

Налоговые льготы. Предоставляются организациям гражданского общества, а также бизнесменам, оказывающим благотворительную помощь и иную поддержку социально полезных гражданских инициатив. При этом закон запрещает предоставление индивидуальных налоговых льгот.

В некоторых странах существуют правовые нормы, согласно которым 1% личного подоходного налога можно по усмотрению налогоплательщика перечислять любой организации, иногда это распространяется и на местные налоги. В некоторых муниципалитетах подобные отчисления достигают 10% местного налога, однако только тем организациям, которые указаны в приложении к муниципальному постановлению. Естественно, эта практика может быть не менее успешной и в России.

Льготы неналогового характера. Это льготы по арендной плате за пользование государственным имуществом, использованию объектов социальной инфраструктуры, оплате услуг связи, оплате коммунальных услуг.

Безвозмездная передача государственного или муниципального имущества организациям гражданского общества в собственность, владение, пользование (зданий, сооружений, технических средств и т.п.).

Например, на уровне местного самоуправления довольно часто применяется практика бесплатного (или на льготных условиях) предоставления в аренду помещений, выделения земельных участков или другой недвижимости, необходимой для выполнения уставных целей. Происходит это на основе договора об аренде недвижимости, взамен муниципалитет рассчитывает на осуществление организацией указанных в документе целей и задач. Однако контроль муниципалитета за исполнением таковых осуществляется слабо. Муниципальные власти часто применяют упрощенные процедуры продления лицензий для организаций, которые занимаются деятельностью, подлежащей лицензированию, устанавливают льготы по оплате коммунальных услуг.

Льготное кредитование. Это предоставление льгот по срокам кредитования, процентной ставке, а также применение мягких схем возврата кредитов.

Создание специальных конкурсных фондов. Эти бюджетные и внебюджетные средства, выделяемые муниципальными комиссиями, имеются в каждом муниципалитете, но доступ к ним весьма разнообразен. Обычно они предназначаются для финансирования социальных программ. На самом деле они расходуются как дополнение к затратам на какое-либо мероприятие. Кроме того, многие муниципальные учреждения создают свои фонды, доходы от которых используются на дополнительное финансирование муниципальных задач.

Поддержка общественных фондов. Это специфические гражданские образования, создаваемые органами государственной власти и муниципалитетами (при добровольной благотворительной поддержке бизнеса) для реализации конкретных задач. Так же, как и другие фонды, они призваны компенсировать дефицит ресурсов.

Информационная поддержка. В штате общественных организаций могут отсутствовать специалисты по праву, информационным технологиям, ведению бухгалтерского учета и ряду других проблем. В этом случае им может быть оказана профессиональная консультационная помощь государственными и муниципальными органами.

Оказание разовой помощи. Сегодня это один из самых распространенных видов помощи, который применяется в основном для поддержки вновь созданных организаций, а также при проведении отдельных мероприятий. Это так называемая «точечная поддержка» организаций гражданского общества.

Совместная профилактика проблем и оказание «неотложной социальной помощи»: разработка и реализация специальных программ, направленных на обеспечение занятости отдельных социально уязвимых групп населения. Профилактика предполагает заблаговременное решение назревающих проблем, разрешение их в начальной стадии вызревания.

Сюда же относится упреждающее решение проблем детской безнадзорности и беспризорности, наркомании и общественная профилактика правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», а также продуманная система мер по работе с лицами без определенного места жительства. Расширение форм государственной поддержки семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения; обеспечение условий полноценного вхождения в общественную жизнь и активного участия в ней молодежи, защита прав человека и формирование правовой культуры. Помощь слабо защищенным группам населения (пожилым гражданам, инвалидам, детям-сиротам и др.); развитие сети различных видов организаций социального обслуживания населения (центры комплексного социального обслуживания, организации социального обслуживания семьи и детей, специализированной социальной помощи на дому и др.).

Социальная помощь гражданам может осуществляться в форме организации кризисных центров по преодолению экстремальных и чрезвычайных ситуаций, межнациональных и религиозных конфликтов.

В современных условиях в обществе, с одной стороны, растет спрос на различные социальные программы и проекты, особенно на федеральном уровне в виде реализовываемых ныне приоритетных национальных проектов. С другой, чрезвычайно жестко ставится вопрос о том, кто именно нуждается в первоочередной адресной поддержке государства и организаций гражданского общества, какие социальные программы следует финансировать и развивать в первую очередь?

Самой востребованной формой выстраивания межсекторных партнерских отношений в современной России должно стать совместное участие власти, организаций гражданского общества и социально ответственного бизнеса в разработке, размещении и реализации социального заказа. В наибольшей степени это будет востребовано на уровне местного самоуправления, где большинство простых людей получат возможность реализовывать свои нужные всем гражданские инициативы и оказывать социальные услуги в организационно-правовой форме социального заказа, обеспеченного необходимым финансированием этой очень важной для развития общества деятельности.

Источник https://dis.ru/library/665/34711/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-vzaimodeystviya-biznesa-gosudarstva-i-nekommercheskogo-sektora-v-sisteme-mezhsektornogo-sotsialnogo

Источник https://bstudy.net/728594/politika/formy_mehanizmy_mezhsektornogo_partnerstva_sovremennoy_rossii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: