ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Особенности системы налогообложения субъектов малого бизнеса

НАЛОГИ

8 МИН

Всё о налоговых режимах

Рассказываем о каждом из систем налогообложения подробно и объясняем, как выбрать налоговый режим для бизнеса.

В налоговом кодексе РФ прописано пять основных систем (режимов) налогообложения: одна общая (ОСНО) и четыре специальных:

  • УСН — упрощённая система налогообложения;
  • АУСН — автоматизированная упрощённая система;
  • ПСН — патентная система налогообложения;
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Главное отличие специальных режимов от ОСНО — вместо нескольких налогов выплачивается один или два, что упрощает налоговый учёт.

Примечание

Существует также СРП — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, при которой уплата части налогов заменяется распределением продукции между государством и инвестором. СРП тоже считается особым налоговым режимом, но применяется только в добывающей промышленности.

Как выбрать налоговый режим

1

Учитывайте форму ведения бизнеса и сферу деятельности.

2

Посчитайте, какую примерно сумму налога придётся платить на каждом режиме, исходя из текущих расходов и доходов.

3

Оцените сложность отчётности на каждом режиме и решите, потребуются ли услуги бухгалтера.

4

Ориентируйтесь на региональные особенности специальных режимов: могут отличаться налоговые ставки, не везде действуют налоговые каникулы.

Рассказываем о каждом из основных режимов подробно.

Если не выбран специальный режим, эта система применяется по умолчанию и предполагает выплату:

  • налога на имущество,
  • налога на добавленную стоимость (НДС),
  • для организаций (например, ООО) — налога на прибыль,
  • для ИП — налога на доходы физических лиц (НДФЛ),
  • транспортного и земельного налога (при наличии транспорта и земли в собственности).

Плюсы

  • Подходит для всех сфер деятельности
  • Ваши услуги и товары будут привлекательны для клиентов, которые платят НДС, из-за возможности вычета
  • Можно открывать филиалы
  • При минусовой прибыли можно не платить налог на прибыль

Минусы

  • Выплаты больше, чем на спецрежимах
  • Много сложной отчётности —
    не обойтись без специалиста
  • Первичная документация должна храниться в течение 4 лет

Эта система налогообложения юридически подходит не всем предприятиям. На упрощённый режим не могут перейти:

  • банки, страховые агентства, ломбарды, участники рынка ценных бумаг и другие финансовые организации;
  • владельцы казино и организаторы азартных игр;
  • производители подакцизных товаров (легковых автомобилей, бензина, алкоголя, табака и др.);
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, кроме некоторых бюджетных, некоммерческих и образовательных учреждений;
  • компании, добывающие и продающие полезные ископаемые (кроме распространённых — щебня, песка, строительного камня, глины и торфа);
  • иностранные и бюджетные организации.

Добровольный переход с ОСНО на УСН возможен, если компания небольшая: средняя численность сотрудников за год — не более 100 человек, а предельная выручка для 2022 года за 9 месяцев — 116,1 млн рублей. С момента перехода на этот спецрежим годовой доход не должен превышать 164,4 млн рублей.

Режим работает в двух вариантах:

  • УСН «Доходы» — 6% доходов;
  • УСН «Доходы минус расходы» — 15% разницы между доходами и расходами.

Переход на второй вариант УСН выгоден, если расходы превышают 60% доходов.

Плюсы

  • Подходит практически любому малому бизнесу
  • Простая отчётность
  • Сдавать декларацию нужно раз в год
  • Можно уменьшить сумму налога за счёт обязательных страховых взносов в том же налоговом периоде
  • При смене сферы режим сохранится, если для новой сферы он также доступен

Минусы

  • Недоступен для некоторых сфер деятельности
  • Клиенты, выплачивающие НДС, могут отказаться от сотрудничества
  • Не подходит для расширения бизнеса: нельзя открывать филиалы
  • Выбрав УСН «Доходы минус расходы», придётся платить 1% от дохода даже при убытках: есть минимальная ставка

Автоматизированная упрощённая система налогообложения

С 1 июля 2022 года для бизнеса доступен новый экспериментальный налоговый режим — автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН). Действовать он будет до 31 декабря 2027 года. Воспользоваться им могут предприниматели четырёх субъектов — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан.

В 2022 году стать плательщиком АУСН может бизнес, зарегистрированный после 30 июня 2022 года. С момента регистрации пройти должно не больше месяца. Для всех остальных новый режим доступен с 1 января 2023 года.

Ставки на АУСН такие же, как на переходном режиме обычной «упрощёнки»:

  • 8% при объекте налогообложения «Доходы»,
  • 20% при объекте «Доходы минус расходы».

Налоговый период — один месяц.

Предпринимателям на АУСН не нужно считать налог, сдавать декларации и отчётность по работникам и платить взносы. Также плательщики освобождаются от налоговых выездных проверок и уплаты тех же налогов, что и плательщики обычного УСН:

  • НДС, кроме ввозного и «агентского» налога,
  • налог на прибыль (с дивидендов и по операциям с отдельными долговыми обязательствами сохраняется),
  • налог на имущество организаций. Исключение — недвижимость, для которой налоговая база — это кадастровая стоимость.

Работодатели на АУСН платят НДФЛ за сотрудников, но считать и перечислять налог будет банк, который обслуживает расчётный счёт бизнеса.

Предприниматели на АУСН не платят за работников взносы на медицинское, пенсионное и социальное страхование. Работникам эти деньги компенсируют из федерального бюджета. Платить нужно только страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Они фиксированы — 2040 рублей в год по 170 рублей в месяц.

ИП на АУСН не платят фиксированные взносы за себя.

Вы сможете применять АУСН, если:
1. В штате средняя численность работников в месяц — не более 5 человек. Все сотрудники должны быть резидентами РФ, а вы — перечислять им зарплату на карту.
2. Годовой доход бизнеса не превышает 60 млн рублей.
3. Остаточная стоимость основных средств — не более 150 млн рублей.
4. Расчётный счёт открыт в банке из утверждённого реестра на сайте ФНС.
5. У организации нет филиалов и обособленных подразделений.
6. Доля участия других организаций в уставном капитале — не более 25%. Правило не распространяется на организации, у которых уставный капитал целиком состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, но только если хотя бы половина штата — это люди с инвалидностью, а их доля в ФОТ — не менее 25%.

Автоматизированную упрощённую систему налогообложения не могут применять те, кто работает по договорам поручения, комиссии и агентским договорам, а также организации, ведущие бизнес в сфере азартных игр.

АУСН нельзя совмещать с другими налоговыми режимами. Если вы уже перешли на единый налоговый платёж, для вас АУСН тоже не будет доступен.

Перейти на новый режим можно с помощью сервиса СберБизнеса. В нём доступны:

  • предварительный расчёт суммы налога,
  • аналитика по структуре налоговой базы
  • налоговый календарь,
  • формирование платёжек для оплаты налога,
  • оплата налога в несколько кликов.

Плюсы системы

1. Не нужно самостоятельно считать налог, подавать декларации и отчётность. Плательщики освобождены от выездных проверок.
2. Большой перечень разрешённых видов деятельности.
3. Никакой отчётности.

Минусы системы

1. Нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.
2. Есть минимальная ставка налога — 3 % от дохода, даже если убытков было больше.

Важно!

Если вы только регистрируете ИП в производственной, социальной, научной сфере или сфере бытовых услуг, воспользуйтесь налоговыми каникулами по УСН. Подать уведомление о переходе на этот спецрежим можно вместе с регистрационными документами.

Этот режим доступен только для ИП. В случае ПСН уплатой налога станет покупка патента — разрешения заниматься конкретным бизнесом на срок от месяца до года. Стоимость патента, определяется государством в зависимости от вида деятельности.

Сферы бизнеса, которым подходит ПСН, прописаны в Налоговом кодексе. Купить патент могут владельцы ремонтных мастерских, фотоателье, ювелирных лавок, экскурсионных бюро, косметических салонов и других предприятий.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А.А., Петров Д.В., Поддубный Е.М.

В статье сформулировано значение малого предпринимательства в современной экономике России, выделены преимущества малого бизнеса над крупным, обозначены сложности развития предприятий малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Сказано о необходимости государственной поддержки данного сектора экономики, при этом особое внимание уделено именно налоговой поддержке субъектов малого предпринимательства . Рассмотрены специальные налоговые режимы , действующие на сегодняшний день в Российской Федерации: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения , единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения . При этом дана краткая характеристика каждого из специальных налоговых режимов , рассмотрена возможность их применения субъектами малого предпринимательства . Сказано о возможности работы субъектов малого предпринимательства на общем режиме налогообложения . В статье обозначены проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса , возникающие на современном этапе.The article outlines the importance of small business in the modern Russian economy, identifies the advantages of small business over a large business, identifies the difficulties of developing small businesses in the conditions of the economic crisis. It is said about the need for state support of this sector of the economy, with particular attention paid to tax support for small businesses. Special tax regimes currently in force in the Russian Federation are considered: a single agricultural tax, a simplified taxation system, a single tax on imputed income and a patent taxation system. At the same time, a brief description of each of the special tax regimes is given, and the possibility of their application by small business entities is considered. It is said about the possibility of work of small business entities on the general taxation regime. The article outlines the problems in the sphere of taxation of small business , arising at the present stage.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адаменко А.А., Петров Д.В., Поддубный Е.М.

Справедливость налогообложения и региональная налоговая поддержка малого предпринимательства (на примере Республики Коми)

Сравнительный анализ налогового законодательства ПСН и показателей налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит

профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University (adam83@mail.ru)

начальник научно-издательского центра, Кубанский социально-экономический институт

head of the scientific and publishing center, Kuban Social and Economic Institute (hati1984@mail.ru)

Е.М. Поддубный доцент кафедры экономики предприятия, к.э.н., Краснодарский филиал Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова E.M. Poddubny

associate Professor of the Department of enterprise economics, Cand. Ekon.D., Krasnodar Branch of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanova (hati1984@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье сформулировано значение малого предпринимательства в современной экономике России, выделены преимущества малого бизнеса над крупным, обозначены сложности развития предприятий малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Сказано о необходимости государственной поддержки данного сектора экономики, при этом особое внимание уделено именно налоговой поддержке субъектов малого предпринимательства. Рассмотрены специальные налоговые режимы, действующие на сегодняшний день в Российской Федерации: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. При этом дана краткая характеристика каждого из специальных налоговых режимов, рассмотрена возможность их применения субъектами малого предпринимательства. Сказано о возможности работы субъектов малого предпринимательства на общем режиме налогообложения. В статье обозначены проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса, возникающие на современном этапе.

Annotation. The article outlines the importance of small business in the modern Russian economy, identifies the advantages of small business over a large business, identifies the difficulties of developing small businesses in the conditions of the economic crisis. It is said about the need for state support of this sector of the economy, with particular attention paid to tax support for small businesses. Special tax regimes currently in force in the Russian Federation are considered: a single agricultural tax, a simplified taxation system, a single tax on imputed income and a patent taxation system. At the same time, a brief description of each of the special tax regimes is given, and the possibility of their application by small business entities is considered. It is said about the possibility of work of small business entities on the general taxation regime. The article outlines the problems in the sphere of taxation of small business, arising at the present stage.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, малый бизнес, налогообложение, специальные налоговые режимы.

Key words: subjects of small business, small business, taxation, special tax regimes.

Малое предпринимательство играет достаточно важную роль в современной экономике России, оно оказывает влияние на развитие конкурентной среды, на самозанятость граждан, на рынок труда, на некоторые сегменты рынка, где эффективность крупного бизнеса не является явной. Малый бизнес имеет ряд преимуществ перед крупным бизнесом, а именно: он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. Конечно же, малый бизнес имеет и недостатки, к ним можно отнести, например, меньшие возможности по привлечению финансовых средств.

В условиях рынка, и, особенно, в условиях современного кризиса предприятия малого бизнеса испытывают сложности развития, сталкиваясь как со снижением спроса в ряде отраслей, с конкурентным давлением крупного бизнеса, с административными барьерами и, в ряде случаев, с ужесточением контроля со стороны проверяющих органов. Все это говорит о необходимости государственной под-

держки субъектов малого предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства входит в сферу деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Говоря о государственной поддержке субъектов малого бизнеса, стоит отдельно сказать о налоговой поддержке, которая избавляет малые предприятия от излишней бухгалтерско-финансовой работы, налоговых рисков. Сложная система налогообложения и налогового администрирования является барьером для развития малого предпринимательства, потому во многих странах, в том числе, в России, используются специальные налоговые режимы, упрощающие как налогообложение, так и администрирование. В современных условиях в России имеются проблемы в использовании данных режимов.

Институт специальных налоговых режимов является сравнительно новым для отечественного налогового права, получившим свое закрепление в российском законодательстве только в 2001 г. С момента включения в Налоговый кодекс Российской Федерации раздела 8.1. «Специальные налоговые режимы» в 2002 г. были сделаны первые шаги к систематизации и объединению разрозненных специальных налоговых режимов. Указанный процесс завершился лишь в 2004 г. внесением гл.26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

В качестве основных признаков специальных налоговых режимов отмечается особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность их освобождения от уплаты некоторых налогов и сборов, отнесенных к общему режиму налогообложения. Специальные налоговые режимы могут применяться только определенными категориями налогоплательщиков.

Специальные налоговые режимы создаются в рамках специальной системы налогообложения для ограничения категорий налогоплательщиков, видов деятельности, обязательно включают в себя единый налог — это исключительный (единственный) налог на один определенный объект налогообложения.

Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации для малых предприятий предусмотрена как общая система налогообложения, предусматривающая уплату всех налогов, перечисленных в гл.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и специальные режимы (ст.18 НК РФ), к которым для малого предпринимательства относятся (рисунок 1):

— единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

— упрощенная система налогообложения (УСН);

— единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

— патентная система налогообложения (ПСН).

Единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, то есть переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.

Рисунок 1 — Специальные налоговые режимы

Важно, что каждый из специальных налоговых режимов регулируется нормами соответствующей главы части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, где подробно описан порядок применения данного режима, определение лиц, которые могут его применять, налоговой базы, ставок налогов. При применении упрощенной системы налогообложения ключевым фактором является предельный доход субъекта, при котором применение данного режима возможно (в настоящее время -150 млн. руб. в год). Учитываются также вид деятельности, участие в капитале юридических лиц и некоторые иные факторы.

Кроме того, ставки упрощенной системы налогообложения регулируются нормами регионального законодательства (могут быть снижены в целом, как в Ханты-Мансийском или Ямало-Ненецком автономных округах, либо для отдельных видов деятельности, как это предусмотрено в большинстве субъектов федерации, имеющих такие региональные законы. Максимальная ставка единого налога по упрощенной системе налогообложения составляет 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов (регионом может быть снижена до 5 %) или 6 % от доходов (регионом может быть снижена до 3%).

Применение единого сельскохозяйственного налога возможно для сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, и базовый критерий здесь — основная деятельность, связанная с именно с сельскохозяйственным товаропроизводством (не менее 70 % доходов, п. 2 ст. 346.2 НК РФ), имеются и иные ограничения, установленные ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки единого сельскохозяйственного налога ниже, чем при применении упрощенной системы налогообложения, они установлены ст. 346.8 в размере 6 % от разницы между доходами и расходами субъектов.

Применение единого налога на вмененный доход предусматривается для отдельных видов деятельности, которые определены п. 2 ст. 346.26, и в настоящее время обязательным применение данного налога не является (что имело место до 2013 г.). П. 2.2 ст. 346.26 определены ограничения в возможности перехода на единый налог на вмененный доход, и сейчас он применяется только для субъектов малого предпринимательства (по численности персонала, структуре капитала, видам

деятельности). Важно, что ставка единого налога на вмененный доход не зависит от фактической выручки (доходов) субъектов, применяющих данный специальный режим, она определяется понятием «вмененный доход», зависящий от «базовой доходности» по видам деятельности (ст. 346.27 НК РФ). Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности с физической единицы (площади, количества работников, количества транспортных средств и т.п.) на общую величину этих единиц, используемых в предпринимательской деятельности субъекта. При этом, применяются корректирующие коэффициенты (первый устанавливается в зависимости от инфляции на федеральном уровне, второй — местными нормативными актами, в зависимости от территориального положения субъекта бизнеса). К рассчитанному таким образом вмененному доходу за квартал (налоговый период) применяется ставка 15 % (ст.3 46.29 НК РФ).

Патентная система налогообложения введена относительно недавно (с 2013 г.) и применяется только в отношении индивидуальных предпринимателей, и только по отдельным видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разрабатываемых на этой основе региональных законов, которые могут сократить или расширить перечень видов деятельности. В региональных законах определяется и «потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем доход» как налоговая база (ст. 346.28 НК РФ), к которой применяется ставка 6 %, и повышающие коэффициенты к налоговой базе в зависимости от места работы субъектов бизнеса. Здесь налог также не зависим от фактической выручки, но имеется ограничение по ее размеру для применения патентной системы налогообложения (60 млн. руб.). Важно, что данная система применяется, в основном, к микробизнесу (имеются существенные ограничения по численности персонала), неприменима для юридических лиц.

Применение упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, патентной системы налогообложения освобождает от начисления и уплаты многих федеральных и региональных налогов (в частности, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, что важно, поскольку администрирование этих налогов достаточно сложно; также от налога на имущество организаций, кроме недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости; для индивидуальных предпринимателей — от налога на доходы физических лиц с доходов самого индивидуального предпринимателя). Более того, применение единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения существенно упрощает налоговое администрирование у субъекта: упрощается процедура расчеты налога (или стоимости патента).

Также субъекты малого предпринимательства могут работать и на общем режиме. При этом, при выручке до 2 млн. руб. за квартал данные субъекты освобождаются от обязанностей уплаты налога на добавленную стоимость. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено и освобождение отдельных операций от налогообложения НДС (ст. 149 НК РФ) и даже налога на прибыль организаций, в том числе, услуг в сфере здравоохранения, образования, производства ряда медицинских товаров (имеются существенные ограничения по доле доходов от данных видов деятельности в общих доходов субъекта). Тем не менее, чаще субъекты малого предпринимательства выбирают специальные налоговые режимы, из-за простоты налогового администрирования.

Однако применение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства имеет ряд сложностей, которые связаны не столько с налоговой нагрузкой, сколько с администрированием налогов.

Важно отметить, что до вступления в силу закона «О бухгалтерском учете» в 2013 г. организации, работающее на упрощенной системе налогообложения, не обязаны были вести бухгалтерский учет (кроме основных средств и кассовых операций) и формировать финансовую отчетность, начиная с 2013 г. им вменили это в обязанность. Это увеличило существенно объем бухгалтерско-финансовой работе, особенно для микробизнеса, для которого существенно увеличились расходы на ведение такого учета.

С 1 июля 2016 г. в связи с уже вступившими в силу изменениями в законе «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» субъекты малого бизнеса, работающие на упрощенной системе налогообложения, едином сельскохозяйственном налоге обязаны стали применять онлайн-кассы (до этого многие из них применяли бланки строгой отчетности, либо использовали обычные кассовые аппараты, стоимость которых была ниже, дешевле было и обслуживание). С 1 июля 2017 г. обязаны использовать онлайн-кассы и субъекты, работающие на едином налоге на вмененных доход и на патентной системе налогообложения (хотя, их налоги не зависят от фактической выручки, и ранее они были освобождены от обязанности применения контрольно-кассовой техники вообще). Не освобождены от использования онлайн-касс даже расчеты банковскими картами, введена обязанности применения их в отношении Интернет-платежей (хотя, там и там исключается уклонение от налогов, поскольку эквайером средства переводятся на расчетный счет клиента). Опять же, это решение существенно повлияет на расходы субъектов микробизнеса, увеличит их затраты.

Можно отметить и тот факт, что не упрощается система отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом до 2011 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, имели минимум такой отчетности, уплачивали взносы только в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования по страхованию от несчастных случаев.

Несмотря на множество предложений экспертов, государство так и не расширило применение патентной системы налогообложения на юридические лица — субъекты миркобизнеса, хотя это вполне нормальная практика, часто применяемая в других странах.

Государство, снижая формально в Налоговом кодексе и региональных законах до 2014 г. ставки налогов при применении специальных налоговых режимов, с 2011 г. начало увеличивать страховые взносы для субъектов, на этих режимах работающих. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей были введены обязанности уплаты взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, а для индивидуальных предпринимателей существенно была увеличена и база для расчета фиксированных платежей в 2013 г. При этом, если до половины единого налога по упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход можно уменьшить на уплаченные страховые взносы, то для патентной системы налогообложения такой нормы принято не было. Все это влияет на фактическое увеличение налогового бремени на малый бизнес.

Разумеется, все эти решения, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства, и, особенно, микробизнеса, необходимо переосмыслить, пересмотреть и скорректировать в ближайшее время, чтобы данная сфера бизнеса как основа развития «креативной экономики» имела больше шансов и перспектив на развитие в нашей стране. Источники:

1. Адаменко А.А. Барьеры ресурсного участия малого и среднего бизнеса в развитии экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2017. Т. 7. — № 1 (22). — С. 58-63

2. Адаменко А.А., Абрамян Р.Т., Заворотная А.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. 2016. — С. 616-621.

3. Адаменко А.А., Жердева О.В., Грабовец О.В. Основные тенденции развития малого предпринимательства в современной России // Экономика и предпринимательство. №12-3 (65-3), 2015. — С.922-926.

4. Адаменко А.А., Петров Д.В., Стадник А.И. Способы обеспечения развития региональной системы предпринимательства внутренними ресурсами сферы малого и среднего бизнеса // Вестник академии знаний. — 2018. — № 2 (25). — С. 12-19.

5. Адаменко А.А., Ткаченко А.С. Особенности налогообложения малых и средних предприятий //Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. — 2016. — № 4 (72). — С. 66-72.

6. Стадник А.И., Петров Д.В., Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 11-2 (52-2). — С. 925-929.

1. Adamenko AA Barriers of resource participation of small and medium-sized businesses in economic development //

Izvestiya Yugo-Zapadnogo Gosudarstvennogo Universiteta. Series: The Economy. Sociology. Management. — 2017. T. 7. — No. 1 (22). — P. 58-63

2. Adamenko AA, Abramyan RT, Zavorotnaya AA Problems and prospects for the development of small business / / In the

collection: Information support for the effective management of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. 2016. — P. 616-621.

3. Adamenko AA, Zherdeva OV, Grabovets OV The basic tendencies of development of small business in modern Russia //

the Economy and business. No. 12-3 (65-3), 2015. — P.922-926.

4. Adamenko AA, Petrov DV, Stadnik AI Ways to ensure the development of a regional system of entrepreneurship with

internal resources of small and medium-sized businesses // Bulletin of the Academy of Knowledge. — 2018. — No. 2 (25). — P. 12-19.

5. Adamenko AA, Tkachenko AS Peculiarities of taxation of small and medium-sized enterprises // Economics. Right. Print-

ing. Herald of KSEI. — 2016. — No. 4 (72). — P. 66-72.

6. Stadnik AI, Petrov DV, Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized business in Russia and

ways to solve them / / Economics and entrepreneurship. — 2014. — No. 11-2 (52-2). — P. 925-929.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса

Ворожейкина, И. В. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса / И. В. Ворожейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47384/ (дата обращения: 21.09.2022).

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.

Перед малым предприятием, как и перед любым другим, встает вопрос о применении того или иного режима налогообложения. В соответствии со ст.18 НК РФ в настоящий момент на территории Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы.

Специальные режимы налогообложения бывают пяти видов:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

– упрощенная система налогообложения (УСН) (глава 26.2 НК РФ);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

– патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ) [1].

ЕСХН применим только для предприятий или индивидуальных предпринимателей, занимающихся специфическим видом деятельности — производством или переработкой сельскохозяйственной продукции. Также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции имеет специфические обстоятельства применения — при осуществлении юридическим лицо, являющимся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции, поиск, разведку и добычу минерального сырья [2].

Выбор оптимальной системы налогообложения, способствует снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общая система налогообложения для индивидуального предпринимателя предусматривает уплату им следующих налогов: 1)налог на добавленную стоимость (НДС); 2)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);3)налог на имущество физических лиц.

Таким образом специальные налоговые режимы должны упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы налогообложения является год. УСН не предусматривает льгот для налогоплательщиков. Уплаченные суммы УСН перечисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %.

Упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщику самостоятельно выбрать объект налогообложения, в качестве которого могут выступать либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме того, налогоплательщику предоставляется право изменить объект налогообложения со следующего календарного года [3].

Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производиться ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата 17 налога по итогам календарного года производится индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля, т. е. в сроки подачи деклараций указанными налогоплательщиками.

Законодательство по УСН перед предпринимателем изначально ставит выбор объекта налогообложения. Существует два варианта:

  1. Доходы, ставка налога при этом равна 6 %. Кроме того, если предприниматель не имеет наемных работников, он вправе уменьшить сумму единого налога УСН на сумму уплаченных за себя страховых взносов без ограничения.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае ставка больше — 15 %. По окончанию налогового периода налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения “Доходы минус расходы”, исчисляет сумму минимального налога, которая определяется как 1 % от выручки. В случае, если налог исчисленный по системе доходы, уменьшенные на величину расходов, оказывается меньше суммы минимального налога, то эта сумма подлежит уплате в бюджет. В дальнейшем налогоплательщик имеет право включить разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы по УСН [4].

Так же помимо снижения уровня налогового бремени, у предпринимателя существенно сокращается количество документации, которую необходимо подавать в налоговую.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) представляет собой один из специальных налоговых режимов, установленных Налоговым кодексом РФ. «Сутью этого режима является то, что налогом облагается не реальный доход налогоплательщика, а вмененный доход, который, в соответствии со ст. 346.27 НК РФ, представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого по установленной ставке».

Уплата ЕНВД освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда налогов, перечень которых установлен п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Помимо общих ограничений применение ЕНВД может осуществляется только в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг и (или) отдельных бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств и др. согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, а также следить за порядком ведения кассовых операций.

После вступления в силу Федерального закона от25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», основные поправки заключаются во введении специального режима «Патентная система налогообложения» [5].

Патентная система налогообложения, являясь специальным налоговым режимом, также имеет ряд ограничений, связанных с переходом на данный режим налогообложения.

При применении патента предприниматель освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, владельцу патента по тем видам деятельности, на которые куплен патент, не придется сдавать налоговую декларацию (вести бухгалтерский учет). При этом записи учета доходов и расходов должны вестись в «Патентной книге», что все-таки не дает полностью уйти от первичного учета и осложняет жизнь индивидуального предпринимателя, особо не знакомого с ведением бухгалтерского учета [6].

Суть патентной системы налогообложения сводится к тому, что налог уплачивается предпринимателем не с фактически полученного дохода, а с так называемого потенциально возможного годового дохода. По общему правилу размер потенциально возможного годового дохода варьирует от 100 тыс. до 1 млн руб.

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зависит от срока, на который получен патент:

1) на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) на срок от 6 месяцев до календарного года — в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента. Налогоплательщики производят уплату налога в указанные сроки по месту постановки на учет в налоговом органе [7].

Главой НК РФ, регулирующей патентную систему налогообложения, реализована и политика внедрения «налоговых каникул». Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Действие данной льготы ограничено 2020 г [8].

Таким образом налогообложение субъектов малого бизнеса в РФ имеет правовую базу и ряд особенностей. Помимо общего налогового режима НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, цель которых создать для субъектов, их применяющих условия, при которых налоговое бремя на них значительно ниже, по сравнению с общим режимом, а также существенно упростить ведение учета, составления отчетности и порядок ее предоставления.

Без учета специальных налоговых режимов, применяемых в специфичных сферах деятельности, НК РФ предусматривает три специальных режима доступных для субъектов малого бизнеса. Именно поэтому в НК РФ в каждой главе, посвященной определенному специальному режиму, законодатель четко очертил границы размеров показателей хозяйственной деятельности в рамках которых допускается применение специальных налоговых режимов [9].

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 18.07.2017г. № 160-ФЗ).
  2. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
  3. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (в ред. от 28.04.2017г. № 69н).
  4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  6. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  7. Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений ПБУ 19/02» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  8. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2010г. № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  9. Голова И. Куда уж проще. Компании на Спецрежимах могут освободить от бухучета // Российская газета — 2014. — № 977(48).

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, единый налог, патентная система налогообложения, система налогообложения, вмененный доход, налог, упрощенная система налогообложения, бухгалтерский учет, малое предпринимательство, Российская Федерация.

Источник https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/chto-nuzhno-znat-predprinimatelyu-o-nalogovyh-rezhimah/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nalogooblozheniya-subektov-malogo-predprinimatelstva-1

Источник https://moluch.ru/archive/185/47384/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: