Понятие и особенности предпринимательского права

Конституционные основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

Современная Российская Федерация в геополитическом и внутригосударственном масштабах показывает прекрасные темпы и перспективы развития предпринимательской деятельности ( малого и среднего бизнеса ). Правовое регулирование аспектов коммерческой деятельности субъектов предпринимательства всегда актуально для исследования. Делается акцент на российском законодательстве, которое отражает построение и регулирование отечественных бизнес-отношений. Также не остались без внимания и возникающие трудности в рассматриваемой сфере. Базовым выводом является то, что современное российское предпринимательство с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации является ее важной и значимой составляющей.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бескровная Ирина Васильевна

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как условие национальной и региональной безопасности государств — членов ЕАЭС и СНГ

Дифференциация юридической ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства в административном праве

Текст научной работы на тему «Конституционные основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Современная Российская Федерация в геополитическом и внутригосударственном масштабах показывает прекрасные темпы и перспективы развития предпринимательской деятельности (малого и среднего бизнеса). Правовое регулирование аспектов коммерческой деятельности субъектов предпринимательства всегда актуально для исследования. Делается акцент на российском законодательстве, которое отражает построение и регулирование отечественных бизнес-отношений. Также не остались без внимания и возникающие трудности в рассматриваемой сфере. Базовым выводом является то, что современное российское предпринимательство с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации является ее важной и значимой составляющей.

Ключевые слова: предпринимательство, проблемы предпринимательства, малый и средний бизнес, налог, закон, импортозамещение, экономика, государство, предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность — это сфера, в которой как нигде проявляется огромное значение личности и бизнес-качеств самого предпринимателя.

Итак, как же можно охарактеризовать предпринимателя? Он является субъектом коммерческой деятельности, постоянно соприкасающимся с рисковыми задачами. Его способность приспосабливаться к актуальной экономической среде в государстве говорит о его успешности и эффективности.

Также можно отметить, что предприниматель обладает некой коммерческой интуицией, которая позволяет ему адекватно реагировать на изменяющиеся бизнес-обстоятельства, сопоставляя экономический эффект от создаваемого предприятия (бизнес-идеи) с возможными правовыми последствиями.

Право на осуществление предпринимательской деятельности — это конституционно гарантированное право человека в Российской Федерации. Любой человек имеет право свободно пользоваться своими правами и вещами, принадлежащими ему на праве собственности, а также своим творческим потенциалом и идеями для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Это установлено в Конституции РФ [1].

Это все выражение принципа экономической свободы, который показывает, что каждый индивид вправе самостоятельно выбирать вид и форму своего экономического труда (состоять ли в трудовых отношениях с работодателем, или обладать статусом индивидуального предпринимателя, или применять налог на профессиональный доход, или быть участником юридического лица).

Безусловно, предоставляя физическому лицу свободу выбора в указанных сферах, государство регулирует законность осуществления предпринимательской деятельности через определенные ограничения:

© Бескровная И. В., 2020.

1) субъект предпринимательской деятельности должен обладать правосубъектностью;

2) статус конкретной формы предпринимательской деятельности должен быть подтвержден обязательной государственной регистрацией;

3) при наличии конкретных категорий деятельности должна быть оформлена лицензия.

Стоит отметить, что если предпринимательская деятельность осуществляется с нарушением закона или иных нормативно-правовых актов, то ответственность может быть даже в рамках Уголовного кодекса РФ [2].

Существует даже Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18.11.2004 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» [3]. Пункт 1 данного Постановления гласит, что «судам следует иметь в виду, что отсутствует состав преступления (незаконная предпринимательская деятельность) в тех случаях, когда лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, имея специальное разрешение (лицензию) на осуществление конкретного вида деятельности, если для этого требуется получение лицензии, и соблюдает лицензионные требования и условия».

Итак, с точки зрения формы осуществления предпринимательской деятельности она бывает индивидуальная и коллективная.

Предпринимательство, исходя из видовых категорий, можно подразделить на торговлю, деятельность в области финансов, производство и иное.

Сферы предпринимательства отражают такие отрасли, как сельское хозяйство, туристический бизнес, область образовательных услуг, деятельность риелторов и иное.

Естественно, все вышеперечисленные занятия не смогут быть осуществлены, если у субъекта предпринимательской деятельности не будет в распоряжении достаточного имущественного обеспечения (начального капитала), в том числе для открытия и юридического лица.

Факторами, которые определяют эффективность и успех предпринимательства, являются:

— личный интерес и выгода;

— государственное регулирование деятельности (регистрация статуса, наличие лицензий, необходимость соблюдения законов);

— расчет на рост потребительского спроса на те продукты и услуги, которые реализует предприниматель;

— наличие на товарном рынке популярной ниши;

— наличие ресурсов на увеличение объемов производства и реализации услуг;

— существование управленческих качеств и ресурсов, которые позволят быстро и эффективно ориентироваться на смену тенденций на рынке товаров и услуг, а также экономики в целом.

Принципы предпринимательской деятельности:

1) инициативная деятельность;

2) новаторская деятельность;

3) организационно-управленческая деятельность;

4) рисковая деятельность;

5) целевая деятельность.

Бизнес-процессы современных предпринимателей подпадают под контроль целого ряда юридических документов: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ [4] (далее -ГК РФ), федеральные законы и подзаконные акты.

Гражданский основной закон содержит в себе дефиниции таких категорий, как предпринимательство, варианты претворения в юридическую жизнь его видов, статус и титульная собственность коммерческих деятелей, соглашения и их формы и иное.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Безусловно, кроме документов республиканского значения, деятельность предпринимателей подлежит регулированию и региональными, и муниципальными документами.

Дополнительно можно отметить, что коммерческие деятели также вправе формировать свои внутренние документы, где могут устанавливать правила поведения представителей их команды, стратегии и перспективы развития их бизнеса (устав, учредительный договор, инструкции).

К юридическим источникам, которые могут отражать нюансы коммерческой деятельности, относят и обычаи делового гражданского оборота.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ «обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». С точки зрения Верховного Суда РФ, обычай делового гражданского оборота есть «не предусмотренное законодательством, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств» [5].

Безусловно, для сохранения баланса интересов государства и бизнеса в нашей стране сформирована целая плеяда законодательных и иных нормативных правовых актов, которые призваны повысить роль предпринимательства.

Приведем примеры самых значимых их них:

1) Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который отрегулировал процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [6].

Читать статью  Корректирующее заявление Сбербанк Бизнес-Онлайн: бланк и образец заполнения

2) Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который явился основой для дальнейшего развития предпринимательства. В указанном законодательном акте присутствует описание значимых и важных категорий, которые характеризуют стороны формирования и функционирования отраслей коммерческой стороны жизнедеятельности общества. Данный акт объединяет в себе правила и для участников малого (среднего) бизнеса, и для их взаимодействия с аппаратом механизма публичной (в том числе муниципальной) власти и иное [7];

3) Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8];

4) Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9];

5) Указ Президента РФ № 287 от 05.06.2015 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [10];

6) Постановление Правительства РФ № 762 от 23.07.2012 «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства» [11] и др.

Отечественные деятели малого и среднего предпринимательства имеют у себя «под рукой» базовые юридические гарантии и документы, которые отражают правила поведения на рынке товаров и услуг, в политике, финансовой сфере.

Во-первых, продолжают существовать и развиваться правовые пробелы, противоречия и недостатки юридической базы, финансовой и политической ситуаций в стране, что влияет на возрастание вынужденных случаев перехода предпринимателей в сторону теневой экономики, финансовой несостоятельности. Только логичное, стратегическое и легитимное решение этих проблемных моментов докажет современным российским предпринимателям экономическую и правовую «безопасность» ведения легальных бизнес-проектов. Сегодня органы государственного аппарата должны осознать, что при взаимодействии, а тем более при ожидании поддержки от предпринимательских структур они просто обязаны соблюдать баланс интересов и разрабатывать структурную политику, так как уровень доверия субъектов коммерческой деятельности к публичной власти не особо велик.

Во-вторых, имеет место низкая эффективность российской системы налогообложения. Отечественная экономика не содержит достаточного уровня налоговых льгот для частного бизнеса, а размеры действующих ставок налогов превышают реальные финансовые возможности частного бизнеса, речь идет о поднятии уровня налога на добавленную стоимость (НДС) до 20 % с начала 2019 г. [12, с. 12].

Такая ситуация вынуждает большую часть субъектов малого и среднего бизнеса перекладывать свои издержки на конечных потребителей (как своих же коллег, так и простых обывателей), которые приобретают их услуги/товары/работы.

В-третьих, существует огромное количество административных барьеров в сфере регулирования предпринимательской деятельности, ее сертификации и лицензирования и иное [13].

В-четвертых, укажем на ситуацию с процветанием коррупционных схем. От этого не спасает ни наличие ответственности (в том числе уголовной), ни нормативные акты о необходимости проведения конкурсных процедур при заключении контрактов (в том числе государственных). Необходимо усилить меры ответственности за проявление коррупции.

В-пятых, бизнес-проекты, особенно стартапы, в большинстве своем не могут себя обеспечить должным уровнем научно-технических средств и технологий, которые разрабатываются в рамках государственных программ. В дополнение к этому введенные и расширяющиеся санкции иностранных государств также не позволяют молодым бизнес-структурам России применять в своей деятельности новые технические продукты западных стран.

В-шестых, имеют значение аспекты стратегически верно выстроенного нахождения и удержания кадрового потенциала отраслей коммерции. По словам З. А. Арсахановой, «бизнес-данные требуют эффективной надстройки. Необходимы стандарты информационного обмена, реализации или использования информационных потоков, подготовка ИТ-специалистов, разработка квалификационных требований к специалистам по бизнес-процессам» [12, с. 29].

В-седьмых, в России существуют и инфраструктурные ограничения предпринимательского дела. В первую очередь имеется в виду дефицит необходимого количества помещений, баз хранения (как торговых, так и производственных и офисных). Следовательно, как федеральной, так и региональной, а также муниципальной властям просто крайне необходимо и выгодно проектировать и строить соответствующее количество зданий и сооружений для частного бизнеса.

В-восьмых, отметим скудное развитие эффективных лизинговых отношений и правовых отношений в сфере кредитного финансирования.

Для субъектов малого и среднего бизнеса достаточно непросто получить одобрение от кредитных учреждений на создание и развитие новых бизнес-проектов. К тому же из-за того, что стабильность экономики всегда под вопросом, уровень и величина ставок по кредитам часто колеблются (не в пользу бизнеса). Здесь как вариант выхода из ситуации можно предложить использовать венчурное (с высоким риском) финансирование посредством привлечения небольшого числа успешных высокодоходных проектов, а также гарантии государством возмещения доли процентной ставки либо из казны, либо из специально сформированных внебюджетных фондов поддержки предпринимательства.

В-девятых, недиверсифицированная сырьевая экономика, ориентированная на экспорт газа и нефти. Несмотря на утверждение Д. А. Медведева об учете прежнего опыта в смысле избавления в некоторой степени российской экономики от сырьевой конъюнктуры и достижения поставленных целей, не дожидаясь наступления хорошей геополитической ситуации, все же зависимость российской экономики от нефтегазовой «иглы» является системной проблемой, которая остается на повестке сегодняшнего дня и, как бы прискорбно это ни звучало, в среднесрочной перспективе тоже. Не принимать эти факты во внимание не представляется возможным.

Таким образом, как показывает картина настоящего дня, опосредованная не в последнюю очередь складывающейся внешнеэкономической ситуацией, развитие предпринимательства в России представляет собой один из механизмов обеспечения экономической безопасности страны.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30.12.2008, № 7-ФКЗ от 30.12.2008, № 2-ФКЗ от 05.02.2014, № 11-ФКЗ от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 (в ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

3. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве : постановление Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18.11.2004 (в ред. от 07.07.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005. — № 1.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 (в ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

5. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2015. — № 8.

6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федер. закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 (в ред. от 26.11.2019) / / Собрание законодательства РФ. -2001. — № 33 (ч. I). — Ст. 3431.

7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2007. -№ 31. — Ст. 4006.

8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). -Ст. 6249.

9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 (в ред. от 26.06.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.

10. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства : указ Президента РФ № 287 от 05.06.2015 // Российская газета. — 2015. — № 123.

11. О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства РФ № 762 от 23.07.2012 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 31. — Ст. 4385.

Читать статью  3.1.3. Прагматическая концепция бизнеса

12. Медведев, Д. А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития / Д. А. Медведев // Вопросы экономики. — 2018. — № 10. — С. 5-28.

13. Бизнес на доверии // Официальный сайт издания «Российская газета». — URL: https://rg.ru (дата обращения: 25.12.2019).

14. Арсаханова, З. А. «Пузырь» лопнул: новый кризис? / З. А. Арсаханова // Вестник Чеченского государственного университета. — 2018. — № 2. — С. 27-32.

Бескровная Ирина Васильевна, магистрант, Пензенский государственный университет. E-mail: akg-penza@mail.ru

Бескровная, И. В. Конституционные основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации / И. В. Бескровная // Вестник Пензенского государственного университета. — 2020. — № 1 (29). -С. 9-14.

Понятие и особенности предпринимательского права

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.

СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

  • финансовыми;
  • организационного типа;
  • экономическими;
  • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

  • денежные вливания;
  • создание собственной сырьевой базы;
  • модернизация оборудования;
  • обновление технологических линий;
  • повышение квалификации работников;
  • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

Источники предпринимательского права

Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

  1. Конституции.
  2. Кодексов.
  3. Федеральных законов.
  4. Подзаконных актов и постановлений.

Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

  1. Воздействующие на весь рынок или отдельные его сегменты с целью регулирования. В эту категорию входят законы, регламентирующие порядок действий в конкурентной среде, антимонопольное законодательство, устанавливающие порядок оборота ценных бумаг.
  2. Определяющие правовой статус участников предпринимательства в разрезе их типов (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. для АО, № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. для МУП, № 41-ФЗ от 8 сентября 1996 г. для кооперативов, № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. для ООО).
  3. Правовое регулирование в разбивке по направлениям деятельности. Инвесторы и получатели инвестиций используют нормы закона от 25 февраля 1999 года под № 39-ФЗ, рекламные фирмы применяют закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г., аудиторам необходимо руководствоваться законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., оценщики соотносят свои действия с положениями закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
  4. Для некоторых видов предпринимательства с узкой специализацией изданы собственные законы. Банковский сектор работает в соответствии с законом № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
  5. Документы, фиксирующие требования к предпринимателям и условиям ведения ими бизнеса. Для видов деятельности, подразумевающих наличие лицензии, издан закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. Регистрация и снятие с учета юридических и физических лиц проводится с учетом порядка, озвученного в законе № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Этот документ содержит критерии признания статуса субъекта предпринимательства, оговаривает этапы и сроки регистрационных мероприятий, декларирует порядок взаимоотношений между контрагентами, между предпринимателем и контролирующими органами.

НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

  1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
  2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

  • вещественные активы;
  • денежные ресурсы;
  • ценные бумаги;
  • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
  • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

  • Отношения, затрагивающие право собственности. Это тип абсолютных правоотношений, которые наделяют предпринимателей правом пользоваться собственным имуществом без ограничений (в рамках действующих норм законов). Такой принцип позволяет сдавать в аренду имущественные активы, использовать их в качестве залога и передавать третьим лицам на возмездной или безвозмездной основе, эксплуатировать в производстве. Ограничение накладывается на использование активов для удовлетворения личных потребностей создателя бизнес-структуры.
  • Отношения абсолютно-относительного типа вещественного характера возникают в случаях передачи имущества в оперативное управление.
  • Абсолютные правоотношения неимущественного типа, затрагивающие сферу реализации хозяйственной деятельности. Норма предполагает предоставление предпринимателю возможности работать без негативного воздействия третьих лиц. При обнаружении влияния незаконных действий коммерческий субъект должен направить свои усилия на устранение этого факта.

ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

  • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
  • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
  • содержание требований;
  • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

  • какие действия будут признаны правонарушением;
  • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
  • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
  • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

Конституционные основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Статья 34 Конституции РФ объединяет частные и публичные нормы. С одной стороны, свобода предпринимательства, с другой — его государственное регулирование. В п. 1 ст. 34 Конституции РФ говорится о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а в п. 2 той же статьи — о недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какого субъекта осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к предметам исключительного ведения Российской Федерации те сферы, которые могут являться предметом государственного регулирования только на федеральном уровне. Это вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; вопросы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности.

Положения ст. 74 Конституции РФ являются важной гарантией защиты прав и интересов граждан РФ, поскольку допускают возможность ограничения перемещения товаров и услуг, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, природы и культурных ценностей. Данные ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом.

В ст. 57 Конституции РФ указано, что предприниматели обязаны платить установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Важной составной частью права на предпринимательскую деятельность является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда. Изъятие имущества предпринимателей по решению суда — важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства. При этом, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ предусматривает право на обжалование решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд.

Содержащееся в п. 3 ст. 35 Конституции РФ положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей. Данное возмещение выражается в форме компенсации в размере рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения, а также возмещения всех убытков, причиненных собственнику имущества его изъятием.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii

Источник https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/predprinimatelskoe-pravo/

Источник https://studopedia.ru/5_13982_konstitutsionnie-osnovi-predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: