Развитие малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Малый бизнес как фактор обеспечения экономической безопасности

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация
Статья посвящена государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Рассмотрена роль малого и среднего предпринимательства в экономической безопасности региона. Перечислены существующие виды поддержки малого и среднего бизнеса, а также выявлены аспекты влияние помощи государства в развитии малого и среднего предпринимательства на уровень экономической безопасности региона.

Библиографическая ссылка на статью:
Калганова О.О. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности региона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/06/24013 (дата обращения: 02.06.2022).

Власова Наталья Юрьевна

Уральский государственный экономический университет

доктор экономических наук, профессор

Экономическая безопасность региона является важной составной частью национальной экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития [1].

Одним из ключевых приоритетов, которые определяют стратегию экономической безопасности на современном этапе, является развитие малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство на сегодняшний является одним из ведущих секторов и определяет качество и динамику экономического роста, качество и структуру валового регионального продукта (а также и валового внутреннего продукта). В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП страны достигает 70 %. Что касается России, на данный момент данный показатель составляет чуть меньше 30 %. Необходимо всемерно поощрять деятельность малых предприятий, как это делается в большинстве развитых стран.

На рисунке 1 наглядно отражена роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона.

Рисунок 1 – Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона

Участвуя в социально-экономическом развитии региона, малое и среднее предпринимательство обеспечивает его конкурентоспособность и стабильность, что, в конечном счете, является неотъемлемой частью обеспечения экономической безопасности региона. Малое и среднее предпринимательство имеет мощный потенциал, и если опираться на него, то все потребности общества можно удовлетворить полно и своевременно.

Если обратиться к мировому опыту развития малого и среднего предпринимательства (страны с рыночной экономикой), то он свидетельствует о том, что субъекты МСП ведут активную деятельность и успешно функционируют только при таком условии, как поддержка со стороны государства (если быть точнее, то при непосредственном участии органов власти в формировании и реализации экономической политики в отношении малых и средних предприятий).

Чтобы сформировать благоприятную внешнюю среду для предприятий малого и среднего бизнеса, перед государством стоит задача создать и продумать стратегическую государственную политику. Государство должно всестороннее помогать развитию малого бизнеса и участвовать в его становлении. В эти меры входит:

а) освобождение от непосильного налогового бремени;

б) охрана от произвола бюрократии (административные барьеры);

в) защита от власти мафиозных структур [2].

г) гибкая таможенная политика для защиты от конкуренции со стороны мировых производителей.

В Федеральном законе № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, в статье третьей, дается определение поддержки малого и среднего предпринимательства. Согласно данному закону, суть поддержки сводится к деятельности органов государственной власти на всех уровнях, направление: реализация мероприятий, которые предусмотрены программами развития малого и среднего предпринимательства на всех уровнях.

В статье четырнадцатой этого же закона устанавливает принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в которые входят следующие:

Во-первых – обращение имеет заявительный характер.

Во-вторых – инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства доступна абсолютно для всех субъектов малого и среднего предпринимательства.

В-третьих – все субъекты малого и МСП имеют равный доступ к участию в соответствующих программах поддержки

В-четвертых – существуют определенные требования, установленных Федеральным законом от 26.08.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, которые необходимо соблюдать при оказании поддержки.

И в-пятых – ведутся общедоступные реестры, так что процедура оказания поддержки имеет полностью открытый характер.

Основное направление региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день выражается в комплексном развитии инфраструктуры поддержки субъектов МСП. Сюда относится создание специализированных объектов инфраструктуры в области или регионе. Существующие на сегодняшний день элементы инфраструктуры государственной поддержки многообразны. К таковым можно отнести: министерства экономики и инвестиций, областные фонды поддержки предпринимательства и агентства по его развитию, технопарки, инновационные технологические центры, бизнес-школы и бизнес-инкубаторы, консалтинговые центры, и другие всевозможные фонды: гарантийные, инвестиционные и др.

На сегодня в области развития малого и среднего предпринимательства государство стремиться достичь следующего:

а) развития субъектов МСП для того, чтобы они формировали конкурентную среду в экономике субъекта РФ и Российской Федерации в целом;

б) обеспечения благоприятного климата для развития субъектов МСП;

в) обеспечения конкурентоспособности отдельных субъектов МСП;

г) оказания содействия субъектам МСП в продвижении производимой ими продукции и интеллектуальной собственности на рынок;

д) количественного увеличения субъектов МСП;

е) обеспечения занятости и самозанятости населения в регионе;

ж) увеличения доли товаров, работ и услуг, произведенный субъектами МСП, в объеме ВРП;

з) повышения доли в налоговых доходах бюджетов всех уровней налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства.

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне региона выглядят следующим образом:

— финансовая поддержка – предполагает собой решение вопроса кредитования малых и средних предприятий. Она осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет денежных средств субъекта. Может быть предоставлена в виде субсидии, бюджетной инвестиции, гарантии по обязательствам [3].

— имущественная поддержка ее суть заключается в возможности собственника бизнеса получить во владение или пользование государственное и муниципальное имущество. Это может быть участок земли, здание, сооружение, транспорт, оборудование, инструмент и др. Основа получения этого вида поддержки может быть возмездной, безвозмездной или на льготных условиях. Обязательное условие при получении – целевое использование имущества;

— информационная поддержка для поддержки субъектов МСП происходит создание региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, а также обеспечивается их функционирование;

— консультационная поддержка создаются организации, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Они оказывают услуги консультационного характера, плюс обеспечивают деятельность таких организаций, компенсируя их затраты, при условии их документального подтверждения на оплату консультационных услуг;

— поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для поддержки субъектов МСП разрабатываются специальные образовательные программы. Обычно они направленны на подготовку и переподготовку кадров, а также повышение квалификации. Особое внимание уделяется социально незащищенным группам населения.

— поддержка в области инноваций и промышленного производства создаются технопарки, научно-производственные зоны, центры коммерциализации технологий, идет содействие при процессе патентования и привлечению инвестиций;

— поддержка в области ремесленничества создаются палаты ремесел, центры ремесла, обеспечивается их деятельность;

— поддержка в области внешнеэкономической деятельности создание условий для продвижение произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства продукции на рынке иностранных государств, сотрудничество в русле поддержки малого и среднего предпринимательства с иностранными государствами и с международными организациями.

Также, с 2016 г. осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которые связаны с сельскохозяйственной деятельностью. Это связано в первую очередь с импортозамещением.

Так как существует огромное множество механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, автор постарался систематизировать их и определить их цели. На рисунке 2 схематично отражена структура система поддержки МСП.

Рисунок 2 – Структура системы поддержки малого и среднего предпринимательства

Помощь государства в развитии малого и среднего предпринимательства внесет свой вклад в создание рабочих мест. В трудовую деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства могут вовлекаться и пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, учащиеся, которые попросту не могут работать на крупном производстве [4]. Снизится безработица и уменьшится социальная напряженность (как следствие). Все это наглядно отражено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Влияние помощи государства в развитии малого и среднего предпринимательства

В свою очередь будет решен ряд экономических, социальных и научно-технических проблем, которые стоят перед органами власти. Государственная поддержка способна стимулировать научно-технический прогресс, поддерживая инновационный предприятия, что в будущем поспособствует структурной перестройке экономики города. При поддержке со стороны государства малые и средние предприятия будут быстрее и лучше удовлетворять потребности населения. Это все наглядно отражено на рисунке 4.

Рисунок 4 – Влияние государственной поддержки инновационных предприятий

Малые и средние предприятия нельзя рассматривать как уменьшенные копии больших фирм. Они отличаются многочисленными специфическими чертами, имеют собственные законы развития. Только им присуща быстрая реакция на изменения и требования рынка. Именно малый и средний бизнес – залог ускорения рыночных преобразований в регионе, а также создания достойных условий жизни людей в регионе. Но все это невозможно осуществить без поддержки государства. Поэтому государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является важным критерием в обеспечении экономической безопасности региона.

  1. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Я. П. Силин, Н. В. Новикова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2016. – 194 с.
  2. Иванов, С.А. Малый бизнес как стратегический ресурс развития экономической безопасности [Электронный ресурс] / С.А. Иванов, Н.И. Уткин. – Режим доступа:http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V1/18.pdf#1
  3. Экономика и организация малого и среднего бизнеса [Текст]: Учебное пособие / Н.М.Филимонова, Н.В.Моргунова, Е.С.Ловкова – 2-e изд., доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
  4. Волкова, Т.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности государства на примере Санкт-Петербурга [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №1(53), 2012. – С. 152 – 156.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

&copy 2022. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

Развитие малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герчикова Елена Зиновьевна

В статье автор рассматривает вопрос о малом предпринимательстве и его стратегической роли в обеспечении экономической безопасности России, определяет принципы и инструменты обеспечения экономической безопасности малого предприятия.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герчикова Елена Зиновьевна

Государственная поддержка малого предпринимательства как фактор экономической безопасности Российской Федерации

Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственная целевая программа «развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области»: необходимость, особенности и проблемы реализации

Реализация государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY

The article considers various aspects of small business , discusses its strategic role in ensuring Russia’s economic security , and defi nes the principles and tools for ensuring economic security of a small enterprise.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства как фактор повышения уровня экономической безопасности»

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AS A FACTOR OF INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY

Герчикова Елена Зиновьевна

Gerchikova Elena Zinovyevna

кандидат экономических наук, доцент, декан факультета международного бизнеса и торговли, заведующий кафедрой торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor, dean of the faculty of international business and commerce, head of the department of trade, service and hospitality industry, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

В статье автор рассматривает вопрос о малом предпринимательстве и его стратегической роли в обеспечении экономической безопасности России, определяет принципы и инструменты обеспечения экономической безопасности малого предприятия.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, экономическая безопасность.

На сегодняшний день экономическая безопасность страны во многом определяет ее национальную безопасность. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики, ее способности противостоять влиянию внешних и внутренних угроз, что особенно актуально в условиях антироссийских санкций.

Стратегию экономической безопасности государства во многом определяет развитие малого бизнеса. Именно малое предпринимательство является фундаментом рыночной экономики, поддерживающим социальную и политическую стабильность общества и государства. Увеличение количества ведущих активную деятельность малых предприятий вызывает улучшение качества жизни граждан и рост экономических показателей в целом. Кроме того, огромные корпорации не могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и неспособны вовремя удовлетворить изменяющиеся потребности населения.

The article considers various aspects of small business, discusses its strategic role in ensuring Russia’s economic security, and defines the principles and tools for ensuring economic security of a small enterprise.

Keywords: small business, state support, economic security.

Практически все сферы экономики заинтересованы в развитии малого предпринимательства, поскольку оно является одним из источников формирования доходной части бюджета.

Поддержка малого бизнеса государственными программами содействия частному предпринимательству — достаточно распространенная практика в западных странах. Чаще всего интерес у властей вызывают небольшие местные компании, улучшающие экономическую ситуацию в отдельно взятом городе: предоставление им различных льгот и субсидий позволяет повысить конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность региона.

В России такая форма помощи встречается реже: органы самоуправления на местах обычно не располагают необходимым для реализации подобных мероприятий бюджетом. Тем не менее, отечественные предприниматели могут воспользоваться альтернативным вариантом — внедряемой на федеральном уровне

программой содействия развитию малого и среднего предпринимательства, включающей в себя множество способов как финансовой, так и инфраструктурной поддержки вновь созданного бизнеса.

Программы государственной поддержки предпринимательской деятельности в России реализуются на разных административных уровнях. В соответствии с масштабами и объемами финансирования их можно классифицировать как:

1. Федеральные программы. Предназначены для реализации в масштабах страны. Характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса, оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов, реализуют стратегию развития уже работающих предприятий.

2. Региональные программы. Действуют в границах административных регионов, оперируют бюджетом конкретного края или области, предназначены для развития региональной инфраструктуры.

3. Местные программы. Реализуются для городских или районных предпринимателей, имеют сравнительно небольшой объем финансирования, решают местные задачи экономического характера.

В рамках представленных программ могут проводиться следующие виды финансирования:

1. Прямая финансовая помощь. При субсидировании средства в рамках программы поддержки малого бизнеса 2018 г. выдаются предпринимателю безвозмездно. Однако любые формы финансирования имеют оговоренное целевое назначение и сопровождаются документальной отчетностью по установленной форме. Так, деньги можно израсходовать на: аренду помещения или земельного участка; закупку основных средств; приобретение сырья и расходных материалов; покупку производственного оборудования.

2. Гранты. Предпочтения отдаются научным разработкам (30 % от общей суммы финансирования), проектам с высокой социальной значимостью (30 %), производству и агропромышленному сектору (20 %), а также торговле (12 %). В соответствии с законодательством гранты не могут получить предприятия, производящие подакцизные товары, работающие с недвижимостью или инвестициями, добывающие полезные ископаемые или осуществляющие игровую деятельность.

3. Льготное кредитование. Один из возможных выходов для тех, кто не может рассчитывать на иные способы финансовой поддержки государством малого бизнеса в 2018 г. Как и при выделении грантов вероятность получения ссуды с минимальной процентной ставкой выше у тех, кто работает в приоритетных для государства сферах. К таковым относятся инновации, производство товаров первой необходимости, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство.

4. Микрозаймы. В некоторых случаях предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование на суммы в десятки миллионов рублей. Альтернативой для желающих получить от 100 000 до 3000 000 рублей может стать иная форма поддержки малого бизнеса — предоставление микрозаймов.

5. Налоговые каникулы. Первые два года работы малого предприятия можно считать самыми тяжелыми — на этом этапе расходы компании значительно превышают доходы. Поэтому государственной программой поддержки малого предпринимательства предусмотрены специальные налоговые льготы для малого бизнеса. Налоговые каникулы в 2018 г. предоставляются предпринимателям, работающим в социальной, производственной или научной сферах. При этом доля дохода компании от указанных видов деятельности должна превышать 70 % от общей суммы прибыли.

6. Компенсация ставок по кредитам. Обращаясь в банки, владельцы компаний из-за отсутствия альтернативы чаще всего вынуждены принимать не самые выгодные предложения. В России существует соответствующая программа государственной поддержки малого бизнеса, позволяющая уменьшить кредитную нагрузку. Разумеется, возмещение тела кредита по-прежнему остается основной задачей предпринимателя. Но частично компенсировать процентную ставку за пользование кредитом можно за счет государства.

7. Компенсация лизинговых платежей. В качестве альтернативы аренде лизинг стал не только весьма популярным среди предпринимателей способом получения оборудования, но и отдельным эффективным инструментом в перечне программ поддержки малого и среднего бизнеса. Владельцам компаний предлагается механизм частичного субсидирования лизинговых платежей: для получения подобной помощи предприниматель должен обратиться

Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30)

в региональное представительство Министерства экономического развития. Поддержку могут получить субъекты предпринимательства, заключившие договоры на лизинг производственного оборудования, станков, технологических линий, грузовых и малотоннажных транспортных средств и машин.

Существуют и другие формы государственной помощи малому предпринимательству. Несмотря на государственную поддержку в последние годы мы не наблюдаем динамичного развития малого и среднего бизнеса.

К главным проблемам, с которыми сталкиваются на территории РФ малые и средние предприятия относятся:

— трудности, возникающие при оформлении, регистрации и открытии счета в банке;

— нехватка квалифицированных работников и производственных баз;

— низкая правовая защищенность;

— сложности с налаживанием связей с поставщиками;

Кроме того, на развитие внутреннего бизнеса неблагоприятно влияет внешний фон и непрекращающиеся попытки усилить санкци-онное давление на Россию, ограничивающие инвестиционную активность. Весь прошлый год отслеживались сигналы, позволяющие надеяться на смену антироссийской риторики лидеров ведущих стран, но сложившийся еще три года назад тренд так и не был сломлен. Не радует и новый пакет санкций, который наложили на Россию США, касающийся иностранных кредитов и инвестиций.

Несмотря на меры поддержки со стороны властей, оптимальных условий для развития малого бизнеса в России все еще нет.

Из-за этого малые предприятия не могут развиваться и закрываются. В 3-м квартале 2017 г. закрылось 622 371 малое предприятие. Одной из основных причин этого стали изменения в законодательстве. Например, требование использовать только такую контрольно-кассовую технику, которая может в онлайн-ре-жиме передавать информацию о расчетах в налоговые органы [1].

Первостепенное значение для малого предпринимательства имеет повышение качества работы региональных органов власти. Они нередко проводят непродуманную политику, не соответствующую политике федеральной власти. В результате этого во многих регионах образуются препятствия для деятельности

малых предприятий, снижается эффективность их работы.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства могут быть:

— системное развитие инфраструктуры;

— формирование благоприятного предпринимательского климата;

— расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;

— преодоление начального этапа и повышение выживаемости предприятия в перспективе.

Кроме государственной поддержки малого предпринимательства, первостепенное значение имеет внутреннее состояние фирмы, способное обеспечить возможность противостояния неблагоприятным внешним факторам.

Суть системы обеспечения экономической безопасности предприятия — достижение целей бизнеса в условиях существующих внешних и внутренних угроз при эффективном использовании имеющихся ресурсов и согласованности интересов предприятия с интересами субъектов внешней среды (поставщиков, покупателей т. д.).

Основными принципами построения системы экономической безопасности малого предприятия являются:

1. Принцип комплексности. Предполагает создание надежной системы экономической безопасности, на которой будут базироваться другие виды безопасности: экологическая, научно-техническая, кадровая и т. д.

2. Принцип приоритета мер предупреждения. Система экономической безопасности должна на ранних стадиях выявлять различные деструктивные факторы и принимать меры по их предотвращению.

3. Принцип непрерывности. Суть данного принципа заключается в обеспечении постоянной защиты экономических интересов предприятия в условиях риска.

4. Принцип законности. Обеспечение экономической безопасности предприятия не должно противоречить действующему законодательству.

5. Принцип плановости. Он предполагает, что каждый участник процесса обеспечения безопасности должен действовать последовательно, решая стоящие перед ним задачи.

6. Принцип экономичности. Стоимость затрат на систему экономической безопасности должна быть оптимальной и не превышать

уровень, при котором теряется экономический смысл ее применения.

7. Принцип взаимодействия. Для обеспечения безопасности предприятия необходима скоординированная работа всех его подразделений и служб.

8. Принцип компетентности. Вопросами обеспечения экономической безопасности предприятия должны заниматься профессионалы, понимающие суть проблемы, способные оценить обстановку и принять правильное решение.

В соответствии с указанными выше принципами необходимо выделить инструменты экономической безопасности малого предприятия. Эти инструменты можно классифицировать следующим образом:

1) управление рисками:

2) техническая защита:

3) финансовая защита:

— контроллинг и управленческий учет;

На основе предложенных принципов экономической безопасности и инструментов ее обеспечения целесообразно проводить сопоставительный анализ соответствия существующих инструментов указанным принципам. Анализ позволит выбрать необходимые инструменты противодействия возникающим угрозам в зависимости от их значимости. Набор инструментов управления экономической безопасностью малого предприятия должен охватывать все указанные принципы. В частности, использовать только бюджетирование и диверсификацию предприятия не целесообразно, так как они не охватывают принципы непрерывности и экономности.

Таким образом, на современном этапе экономического развития России приоритетной стратегией государства должно стать развитие именно сектора малых предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу. Предпринимателям необходимо изучать существующие программы поддержки с тем, чтобы использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью, а также выявлять угрозы экономической безопасности и пользоваться современным инструментарием для их устранения.

Развитие малого и среднего предпринимательства как инструмент обеспечения экономической безопасности региона

Ферова, И. С. Развитие малого и среднего предпринимательства как инструмент обеспечения экономической безопасности региона / И. С. Ферова, Ю. В. Красинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 523-524. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91702/ (дата обращения: 21.09.2022).

В статье автор исследует роль развития малого бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности региона, оценивает современное состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области, влияние внешних факторов на развитие этого сектора экономики, а также меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная поддержка, экономическая безопасность, экономическая безопасность региона.

Всем известно, что уровень экономической безопасности всего государства складывается из уровня экономической безопасности его субъектов. Достижение такого состояния региональной экономики, при котором будет обеспечиваться устойчивость, конкурентоспособность, а также гарантированная защита экономических интересов субъекта и всего населения, которое в нем проживает — первостепенная задача государства.

Одним из ключевых факторов обеспечения экономической безопасности региона является развитие малого и среднего предпринимательства, поскольку именно оно является источником создания новых рабочих мест, благодаря которым происходит повышение доходов населения, улучшается их благополучие, а государство, в свою очередь, получает стабильный источник налоговых поступлений. Благодаря таким предприятиям молодое население региона всегда может найти работу или открыть собственное дело, а товары и услуги, которые реализуются этими предприятиями, делают жизнь населения области значительно комфортнее.

Рассмотрим состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области. Его можно охарактеризовать следующими показателями:

1. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году в области составило 87 208, что на 4,5 % меньше, чем в 2019 году. Из них 39603 — юридические лица (36291 — юридические лица микропредприятий, 3091 — юридические лица малых предприятий, 221 — юридические лица средних предприятий), 51734 — индивидуальные предприниматели (индивидуальные предприниматели категории микропредприятия — 51253, индивидуальные предприниматели категории малые предприятия — 478, индивидуальные предприниматели категории средние предприятия — 3)

2. Общая среднесписочная численность работников составила 200 515, что на 12 % ниже, чем в 2019 году. Средняя численность сотрудников микропредприятий снизилась на 11,2 %, малых предприятий на 17,5 %, средних предприятий на 5,8 %.

Такой спад обусловлен не только коронавирусным кризисом, но и общим ухудшением экономической обстановки в стране. Санкции, введенные против Российской Федерации, оказывают сильное воздействие на положение бизнеса в нашей стране. Больше всего пострадали малые и микропредприятия, так как их проще всего ликвидировать: меньше вложенных средств, меньше численность посредников, объём кредиторской задолженности и прочее.

Следовательно, малое и среднее предпринимательство зависит от многочисленных внешних факторов, которые определяют его дальнейшее развитие. Исходя из этого, финансовое регулирование со стороны государства, которое направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства, в наши дни является необходимостью.

Подпрограмма поддержки, реализуемая в Иркутской области -«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2019–2024 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019–2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 12 ноября 2018 года № 828-пп создана для развития благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса [1]. Общий объем финансирования в 2022 году составляет 210 956,2 тыс. рублей. Из них 85 105,7 тыс. рублей — финансирование за счет средств областного бюджета и 125 850,5 тыс. рублей — за счет средств федерального бюджета. Эти средства пойдут на оказание поддержки малому и среднему предпринимательству в связи с распространением коронавирусной инфекции, на создание системы ускоренного развития субъектов малого и среднего бизнеса, привлечение большего количества людей к предпринимательской деятельности и оказание расширенного доступа к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию.

Также, структуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Иркутской области можно представить в виде совокупности как государственных, так и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, которые способны оказывать предпринимателям различные услуги по каждому направлению ведения предпринимательской деятельности, среди которых выделяются [3]: Центр «Мой бизнес» (Фонд поддержки и развития предпринимательства Иркутской области); Фонд микрокредитования Иркутской области; Иркутский областной Гарантийный Фонд; Корпорация развития Иркутской области и прочие общественные предпринимательские сообщества и организации.

Таким образом, развитие малого и среднего предпринимательства в регионе во многом обусловлено влиянием внешней среды. Государственная поддержка помогает благоприятному воздействию внешних факторов, способствует устойчивому развитию предпринимательства, что во многом определяет экономическую безопасность региона.

1. Постановление Правительства Иркутской области от 12 ноября 2018 года № 828-пп

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Иркутской области/ [Электронный ресурс] /URL — https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.05.2019&level=0&fo=7&ssrf=38&t=1652782206379&t=1652782206379

3. Официальный портал Иркутской области. Государственная поддержка среднего и малого бизнеса / [Электронный ресурс] /URL —https://irkobl.ru/region/economy/business/

4. А. А. Харченко. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области/Бизнес-образование в экономике знаний — 2019. — № 2 — С. 68

Основные термины (генерируются автоматически): Иркутская область, среднее, экономическая безопасность региона, предпринимательство, развитие малого, экономическая безопасность, государственная поддержка, индивидуальный предприниматель категории, предпринимательская деятельность, предпринимательство региона.

Источник https://human.snauka.ru/2017/06/24013

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-predprinimatelstva-kak-faktor-povysheniya-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti

Источник https://moluch.ru/archive/415/91702/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: