Международные экономические организации как субъекты международной бизнес — среды
Международные экономические организации представляют собой специфическую форму проявления и организации экономического взаимодействия между различными странами с целью регулирования различных сторон экономической жизни. В настоящее время насчитывается уже более ста международных организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Выделяют следующие виды международных экономических организаций.
1. Межгосударственные универсальные организации (объединяют большинство стран мира, регулируют конкретные формы международных экономических отношений, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира).
В их числе: Международный валютный фонд (МВФ), занимающийся регулированием валютно-финансовых отношений в мире;
Всемирная торговая организация (ВТО), согласовывающая торговую политику стран-участниц;
группа Всемирного банка, концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах;
Банк международных расчетов — финансовый институт, созданный в 1930 г., в функции которого входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов.
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера (создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых).
В их числе: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка (чаще всего выступают в форме отраслевых, товарных организаций, объединяющих круг стран, регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговлю ими на международной арене). В их числе: Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).
Наиболее значимой из такого рода организаций является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), являющаяся форумом двенадцати нефтеэкспортирующих государств. Главная задача ОПЕК состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.
4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «восьмерки» G-8 (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Россия и Италия) и «двадцатки» G-20.
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.
В целом же в мире создана и существует система международных организаций, регламентирующая функционирование бизнеса на национальных и международных рынках. Использование ресурсов международных организаций национальными и международными компаниями крайне актуально фактически для любой компании, планирующей расширение своей работы на национальном и международном рынке.
Международные экономические организации — система образований различного вида, создаваемых на основе договоров (соглашений) между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации их действий (решений), кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. Они создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц и представляют собой организационную форму международного сотрудничества.
Система международных организаций насчитывает свыше 4000, из которых более 300 — межправительственные организации. Международные экономические организации подразделяются на две категории.
1. Межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются государства.
2. Неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей. Эти организации имеют свою систему постоянно действующих органов и обладают международной способностью иметь обязанности/права или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитет.
Под международными неправительственными организациями понимается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного характера и имеют статус юридических лиц. Их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.
Примеры и краткое описание деятельности наиболее известных международных организаций приведены ниже.
Международные политические и экономические организации общей компетенции:
· Организация Объединенных Наций (ООН);
· Большая восьмерка (G-8);
· Большая двадцатка (G-20);
· Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:
· Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
· Программа развития ООН (ПРООН);
· Международный Торговый Центр (ЮНКТАД/ВТО);
· Всемирная торговая организация (ВТО).
Международные финансовые институты:
· Группа Всемирного банка (ВБ) и Международный Валютный Фонд (МВФ);
· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Для функционирования международного бизнеса особое значение имеют организации, которые, во-первых, представляют интересы большинства стран, во-вторых, решения которых учитываются национальными правительствами и, в-третьих, имеют реальные экономические ресурсы. К числу таковых относят Всемирный банк, МВФ, ЮНКТАД, ВТО, Парижский и Лондонский клубы, ОЭСР, ФАТФ.
ЮНКТАДявляется органом ООН, учрежденным в соответствии с резолюцией 19-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 30 декабря 1964 г.
В деятельности ЮНКТАД участвует 193 страны, в том числе Россия. Штаб-квартира — в Женеве, отделение связи — в Нью-Йорке.
ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.
Основной деятельностью ЮНКТАД является сосредоточение на вопросах вовлечения развивающихся стран в международные торговые соглашения.
Одним из главных направлений деятельности ЮНКТАД является обеспечение справедливых и стабильных цен на сырьевые товары развивающихся стран и улучшение доступа этих товаров на рынки промышленно развитых государств.
Россия включена в список стран-бенефициаров системы преференций Европейского сообщества, что стало проявлением готовности Европейского союза открыть свой рынок для российских товаров.
Деятельность ЮНКТАД направлена в т.ч. на борьбу с бедностью в целом (снижение в два раза к 2015 г. числа жителей Земли, живущих менее чем на один доллар в день). Среди приоритетов ЮНКТАД в новом веке были заявлены эффективная интеграция всех стран в мировую торговую систему и поддержка экономики.
Для российского бизнеса значение ЮНКТАД определяется тем, что ЮНКТАД оказывает содействие Правительству РФ в вопросах инвестиций, продовольственной безопасности, региональной торговой интеграции и помощи в достижении целей развития.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
© cyberpedia.su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
Структура и организационные формы международного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мосолов Олег Юрьевич
Текст научной работы на тему «Структура и организационные формы международного бизнеса»
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Экономическим субъектом международного бизнеса обычно является либо единая акционерная компания, либо система материнского (головного) и дочерних (зависимых) акционерных обществ.
Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют как единый механизм в соответствии с ее глобальной стратегией, направленной на получение максимальной прибыли от функционирования комплекса объединяемых предприятий в целом, а не каждого из них в отдельности.
Для этого необходимо четкое руководство со стороны материнской компании зарубежными филиалами, позволяющее в то же время им самостоятельно принимать решения с учетом специфики местного рынка и законодательства принимающей страны.
Головная (материнская) компания — административный центр всей системы международного бизнеса. В ее функции обычно входят принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над их финансами и НИОКР.
Отделения в каждой стране создаются с учетом местных условий и в известной степени независимы от стратегического центра, который формулирует лишь основные цели фирмы, с учетом которых подразделения, сохраняя автономию в производстве, сбыте, оперативном управлении, сами решают свои собственные задачи.
Своим зарубежным структурам многие организации международного уровня предоставляют максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Зависимость таких структур от материнской компании определяется ее долей в их капитале. При этом родительская фирма не уделяет большого внимания контролю над деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно, однако может обеспечивать филиалы технологической, маркетинговой и финансовой поддержкой.
Предприятия, входящие в международный бизнес, могут быть:
— дочерними компаниями (subsidiary), в капитале которых головная имеет более половины участия с правом решающего голоса, а следовательно, возможностью назначения руководителей;
— ассоциированными компаниями (associate), входящими в систему корпораций международного уровня, предприятиями принимающей страны, в которых головная компания владеет от 10 до 50% акций, что позволяет ей принимать участие в контроле;
— отделениями (branch) в виде зарубежных филиалов, представительств или частей совместных предприятий, которыми международная компания владеет совместно с местной фирмой не менее года.
Компании международного уровня существуют в нескольких организационных формах.
Прежде всего это международный трест, объединяющий предприятия, которые в совокупности образуют технологическую цепочку. В тресте обычно происходит полная централизации всех управленческих функций в головной компании, а оставшиеся предприятия теряют свою самостоятельность.
Периодом расцвета трестов была первая половина XX столетия, когда лицо любой экономики определяли металлургическая, химическая, нефтяная и прочие подобные отрасли индустрии. Мировую известность в свое время имел Стальной трест Морганов, Компания «Стандард Ойл» Рокфеллеров и др.
Однако сегодня компании международного уровня превратились из одноотраслевых в многоотраслевые структуры, имеющие форму концернов и конгломератов (так 96 из 100 ведущих фирм Великобритании — многоотраслевые) [1, с. 191].
Концерн объединяет в основном родственные, но не обязательно непосредственно связанные между собой предприятия, которые обычно обладают юридической самостоятельностью. Поэтому в отличие от треста головная фирма не может воздействовать на них административными методами.
Первые концерны появились в начале 1920-х годов и во многом до сих пор сохраняют свою ведущую роль в экономике большинства стран, например «Дженерал моторз», «Дженерал электрик» и др.
В любом случае головная компания концерна оказывает своим зарубежным филиалам поддержку в налаживании научных исследований, производства и сбыта в принимающих странах. В частности, речь идет об обеспечении зарубежных предприятий финансовыми средствами, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в данной и других странах, привлечении соисполнителей и субподрядчиков.
Недостаточная гибкость концернов привела к появлению в начале 1970-х годах такой организационной формы, как конгломераты. Их преимущество состоит в том, что они могли объединять предприятия любых отраслей, вообще никак, кроме финансовых отношений, не связанных друг с другом. Однако это резко ухудшало управляемость. Поэтому международные компании, имеющие организационную форму конгломератов, встречаются достаточно редко.
Многоотраслевые международные компании смогли обеспечить по сравнению с одноотраслевыми (трестами) более высокое качество продукции, расширение ее ассортимента, повышение прибыльности и ускорения накопления финансовых ресурсов, осуществить новый прорыв в развитии технологий.
В большинстве случаев международные компании представляют горизонтально и (или) вертикально интегрированные корпорации, объединяющие сотни разбросанных по всему миру предприятий, связанных, помимо всего прочего, особым внутренним рынком, в результате чего значительная часть их даже международных сделок является фактически внутрифирменными операциями.
О масштабности такого рынка свидетельствуют следующие данные: примерно 80% мировой торговли товарами и услугами приходится на сделки между самими филиалами международных компаний, а около 70% платежей за передачу технологий осуществлялись филиалами головным компаниям.
Внутрифирменная торговля ограждает подразделения международной компании от международной конкуренции, позволяет избегать валютных барьеров при импорте в страну базирования товаров, произведенных в филиалах.
В настоящее время все большую роль начинает играть такая организационная форма транснационального бизнеса, как международная финансовопромышленная группа (МФПГ), когда за рубеж выносятся не только производственные (как в обычных международных компаниях), но и финансовые подразделения.
В группу «Мицубиси» входит 28 компаний, объем продаж которых в совокупности превышает 200 млрд долл. [1, с.192].
Участники МФПГ могут быть связаны между собой: финансовыми обязательствами; взаимным обменом пакетами акций; долгосрочными контрактами; регулярными совещаниями руководителей; перекрестным членством в директоратах.
Принципиальным отличием МФПГ от треста, концерна и конгломерата является присутствие в ее структуре финансового звена (банка, инвестиционной компании и проч.). С их помощью она осуществляет экономическую или технологическую интеграцию входящих предприятий для реализации крупных инвестиционных и производственных программ.
Таким образом, в МФПГ «под одной крышей» могут объединяться:
— финансовая структура, чье наличие является принципиальной особенностью МФПГ, отличающей ее от системы материнского и зависимых (дочерних) обществ или холдинга;
— предприятия основных сфер деятельности;
— коммерческие организации (посреднические, торговые, транспортные и др.);
— научные, консультационные и прочие структуры.
Объединяемые в МФПГ фирмы являются автономными, и на их деятельность накладываются лишь финансовые ограничения. Это могут быть государственные частные или смешанные предприятия, принадлежащие одной, родственным даже неродственным отраслям.
Головная компания группы осуществляет руководство ею на основе владения акциями, договора траста или соглашения об образовании ассоциации.
Эта компания может быть:
— холдингом, объединяющим в основном производственные и иные, как правило родственные, предприятия, где финансовая структура играет обслуживающую роль;
— финансовым учреждением, владеющим акциями технологически не связанных друг с другом предприятий.
В этом случае она выступает в основном в роли банкира, контролирующего финансовое состояние дочерних предприятий и распределение финансовых потоков, предоставляющего интересы участников в отношениях с третьими лицами, в том числе с государством.
Практика показывает, что головная компания имеет даже возможность оказывать давление на государство с целью заключения выгодных сделок, приобретения монополии или изменения в свою пользу правил игры.
МФПГ отражают тенденции концентрации капитала, интеграции, диверсификации форм и направлений производственной деятельности, ее интернационализацию и глобализацию
В результате, с одной стороны, формируется многофункциональная финансово-промышленная структура, объединяющая капиталы разных отраслей и сфер экономики, часто принадлежащих различным государствам, для массированного вторжения на рынки третьих стран. В то же время создаются полностью национальные ФПГ, предназначенные для противостояния подобному вторжению.
Финансово-промышленные группы могут создаваться по инициативе участников или решению государственного органа (в ряде случаев даже на основе межправительственного соглашения) путем объединения их капиталов и образования новой структуры, добровольной передачи пакетов акций в трастовое управление одному из учредителей или покупки им пакетов акций других.
При этом возникает суперкорпорация, где под «одной крышей» с учетом экономической целесообразности объединяются производственные предприятия, банки, биржи, пенсионные фонды, консалтинговые, брокерские, рекламные, торговые, сервисные организации.
— совершенствование существующих и формирование новых технологических цепочек;
— облегчение маневра финансовыми ресурсами (между головной компанией и подразделениями, находящимися в разных странах, а также между ними самими);
— повышение устойчивости хозяйственной деятельности вследствие ее диверсификации;
— формирование интегрированных структур, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке;
— получение налоговых, кредитных и таможенных льгот;
— экономию затрат за счет выхода на мировые рынки и максимизации финансовых результатов участников.
Несмотря на множество общих моментов, МФПГ различных стран имеют некоторую специфику.
МФПГ Японии представляют собой универсальные многоотраслевые хозяйственные комплексы, которые действуют не на принципах конкуренции (как в европейских или американских структурах), а на целенаправленно организуемой внутренней специализации.
Южнокорейские МФПГ во многом схожи с японскими, но базируются на семейном капитале под единым административным и финансовым контролем.
Характерной особенностью германских МФПГ является особо тесная связь этих банков с промышленностью. Банки принимают участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями.
Российские МФПГ очень похожи на южнокорейские, где огромные ресурсы сосредоточены в руках ограниченного числа субъектов, в той или иной степени контролирующих большинство сфер бизнеса и имеющих рычаги воздействия на государственный аппарат.
Однако отечественные МФПГ («ЛУКойл», «Газпром» и др.) создавались преимущественно не в обрабатывающих, а в добывающих отраслях и металлургии и лишь значительно позднее стали инвестировать часть прибыли в другие сферы — сначала смежные с основным бизнесом, а затем и просто высокодоходные и перспективные.
Но полтора десятка российских МФПГ (в 4-5 раз уступающие по своему потенциалу западным аналогам) со сложной и непрозрачной внутренней структурой, владеющие предприятиями самого различного профиля — от банков и страховых агентств до СМИ, так и не смогли (за исключением некоторых нефтедобывающих структур) заявить себя сколь-нибудь успешными игроками на мировом рынке.
В целом, несмотря на огромный финансовый и экономический потенциал, МФПГ негибки и не слишком устойчивы. Их разорение — такая же реальность, как банкротство небольшого коммерческого ларька, однако, в отличие от него, может нанести сокрушительный удар по национальной экономике (например, так произошло в случае с южнокорейским йаешоо, глава которого, изъяв у подконтрольной ему группы компаний 4 млрд долл., просто исчез в неизвестном направлении).
1. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
МОСОЛОВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ родился в 1965 г. Окончил Всесоюзный институт советской торговли и Всероссийскую академию внешней торговли. Начальник внешнеэкономической деятельности ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск). Область научных интересов — региональная экономика. Автор 4 научных статей.
Субъекты международного бизнеса
В настоящее время принято выделять следующие типы международных корпораций:
- — горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Например, производство автомобилей в США или сеть предприятий «Fast Food».
- — вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование — в другой, а продажа конечных нефтепродуктов — в третьих странах.
- — диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.
Существование же контролирующих органов во многом определяеться проблемами регулирования транснационального бизнеса. Процесс создания системы национального, двухстороннего, регионального, международного регулирования деятельности транснационального бизнеса ведет свой отчет с 70-х годов. 70-е годы ознаменованы, попыткой развивающихся стран разработать и принять в рамках ООН специальный Кодекс поведения ТНК, а также сдерживающей государственной позицией правительств как стран происхождения, так и стран — реципиентов по отношению к международным корпорациям. По мысли инициаторов. Кодекс поведения ТНК должен был представлять свод норм, стандартов и правил, регламентирующих деятельность ТНК на международном уровне и служить эффективным инструментом балансировки национальных и глобальных интересов всех участников.
Затянувшийся процесс обсуждения и согласования позиций сторон проекта Кодекса свел на нет усилия инициаторов его разработки в связи с тем, что в 80-е годы изменилась философия отношения к транснациональному бизнесу. В результате Кодекс поведения ТНК так и не был принят.
Однако ряд регламентирующих документов в этот период все же был принят. Среди них:
- — Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях — принята ОЭСР в 1976 году. В приложении она содержит Руководящие принципы для многонациональных предприятий, соответствующие положениям национального права о картелях и конкуренции. Соблюдение документа носит добровольный характер;
- — Ломейские конвенции о сотрудничестве между странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана и ЕС;
- — конвенция между ЕС и Лигой арабских государств о взаимном поощрении и защите инвестиций;
- — кодекс иностранных инвестиций стран Андского пакта, имеющий обязательную силу для стран-участниц и отражающий концепцию подчинения ТНК законам принимающих стран;
- — свод справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, часто применяемой ТНК;
- — международный кодекс по передаче технологий, регулирующий передачу технологий, в том числе по каналам ТНК. Выполнение этих соглашений контролируют различные международные организации, прямо или косвенно связанные с деятельностью ТНК.
Одновременно были созданы международные организации, занимающиеся вопросами деятельности ТНК:
- — Комиссия ООН по ТНК, занимающаяся всем комплексом вопросов, связанных с деятельностью ТНК.
- — комитет по многонациональным предприятиям при Международной организации труда, контролирующий выполнение Трехсторонней декларации о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики (принят МОТ в 1977 году).
- — комиссия ООН по международному торговому праву, которая, в частности, занимается урегулированием споров по инвестициям.
Начиная с 80-х годов многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либерализации, что объясняется объективными процессами, происходящими в современной мировой экономике: нарастающее влияние НТР во всех сферах мирового хозяйства, его интернационализация, изменения в социальной структуре общества, однотипность решаемых практически перёд всеми странами мира задач.
В 80-х годах было существенно либерализовано законодательство, касающееся слияний и поглощений. В 1988 году создается Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной целью которого становится поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах.
Меры по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках осуществляются не только ради самих ТНК, но и стали выступать частью общей внешнеэкономической стратегии стран-реципиентов, скоординированной с ее внешнеэкономическими интересами.
Использование возможностей ТНК на благо внутренней экономики благотворно отразилось на эффективности мирового хозяйства в целом. В частности, в США одним из следствий подобной политики стал скачкообразный рост капиталовложений американских ТНК в собственную экономику.
В странах ЕС такая политика, в сочетании с созданием общего внутреннего рынка, привела к резкому роста числа слияний и поглощений среди ТНК, к перестройке корпоративной структуры экономики Западной Европы в целом, к более успешной конкуренции против американских и японских ТНК.
Лишь в экономике Японии сохраняется «двойной стандарт»: поощряется внешняя экспансия национальных монополий при наличии многих барьеров, препятствующих проникновению иностранных компаний в страну.
В 90-е годы либерализация как магистральная тенденция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции.
Источник https://cyberpedia.su/4×331.html
Источник https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-organizatsionnye-formy-mezhdunarodnogo-biznesa
Источник https://vuzlit.com/2037066/subekty_mezhdunarodnogo_biznesa