Государственное регулирование фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ТЕМА 7. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг

1. Понятие и цели государственного регулирования рынка ценных бумаг.

2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ.

3. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг в РФ.

4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг: основные задачи и функции

1. Понятие и цели государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование является необходимым условием эффективного функционирования фондового рынка и обеспечения финансовой безопасности страны.

Методы государственного регулирования, как правило, направлены не на запрет и ограничения, а на стимулирование интересов участников РЦБ и координацию их действий, на контроль за выполнением установленных правил и норм поведения.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех участников РЦБ и проводимых ими операций со стороны уполномоченных государственных органов.

Государственное регулирование РЦБ имеет следующие цели:

Ø реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;

Ø обеспечение безопасности РЦБ для всех его участников;

Ø поддержание правопорядка на РЦБ и создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

Ø защита участников РЦБ от недобросовестных, преступных организаций и отдельных лиц;

Ø создание эффективного механизма функционирования РЦБ, обеспечивающего свободный и открытый процесс обращения ценных бумаг и их ценообразования.

Сам процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает следующие элементы:

— формирование нормативно-правовой базы функционирования РЦБ, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, которые определяют порядок функционирования рынка и должны выполняться всеми участниками РЦБ;

— создание государственных органов, участвующих в регулировании РЦБ;

— отбор профессиональных участников рынка ценных бумаг, удовлетворяющих определенным требованиям по квалификации, опыту и капиталу;

— контроль за соблюдением выполнения всеми участниками РЦБ норм и правил функционирования рынка;

— обеспечение доступности и открытости информации о РЦБ для всех участников;

— систему санкций за невыполнение норм и правил, установленных на рынке.

В мировой практике различают две сложившиеся модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Их можно условно классифицировать на европейскую и американскую модели.

О европейской модели можно говорить достаточно условно, поскольку в каждой стране используются свои механизмы государственного регулирования экономики и фондового рынка. Однако европейская модель государственного регулирования РЦБ включает следующие основные элементы:

1) В европейских странах достаточно мало законов, специально посвященных регулированию РЦБ, хотя первый закон, специально посвященный фондовому рынку, появился в 1720 г. под названием «Закон о мыльных пузырях», который был посвящен защите инвесторов от биржевых спекулянтов. В основном же регулирование всех форм деятельности, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг, встроены в многочисленные законы и правила, касающиеся ведения любого бизнеса;

2) В европейских странах государственное регулирование складывалось эволюционным путем, поэтому регулирование не опирается на какую-либо конкретную теоретическую концепцию;

3) Важнейшим моментом, определяющим специфику европейской модели, является господство банков на фондовом рынке. В европейских странах действуют универсальные банки, занимающиеся разнообразными операциями с ценными бумагами и выполняющие брокерско-дилерские операции. Поэтому государственные органы чаще воздействуют на фондовый рынок не на прямую, а в той мере в какой они регулируют банковскую деятельность.

4) В европейских странах отсутствуют специальные органы, которые отвечают за комплексное выполнение всех законодательных актов, связанных с регулированием РЦБ. Например, в Великобритании в соответствии с законом о финансовых услугах (1986г.) за Казначейством закреплено небольшое число функций по регулированию РЦБ, главной из которых является общий контроль за состояние рынка и допуска зарубежных инвестиционных институтов и бирж. Основная нагрузка ложится на саморегулируемые организации.

Американская модель регулирования РЦБ в законченном виде существует только в США. Европейцы дают высокую оценку ее эффективности. Именно с действующей моделью государственного регулирования связывают успех современного функционирования самого обширного и активного в мире национального фондового рынка. В американской модели можно выделить три главных составляющих элемента:

1) Концепция развития фондового рынка. ЕЕ суть заключается в следующем – финансирование инвестиций должно опираться на РЦБ, функционирующий автономно от банковской системы и апеллирующей напрямую ко всем слоям населения, привлекая их капиталы и сбережения;

2) Создание правовой базы в виде пакета законов, напрямую обращенных к РЦБ и образующих прочный фундамент для системы государственного регулирования рынка. Начиная с 1933г. была практически полностью создана правовая база функционирования фондового рынка. Эти законы действуют и по сей день, например, закон «О банковской деятельности» (1933г.), закон «О ценных бумагах» (1933г.), закон «Об обращении ценных бумаг и фондовых биржах» (1934г.) и др. Десяток фундаментальных законов практически полностью исчерпывают всю проблематику РЦБ, давая судебной власти прочную основу для принятия обоснованных решений по предотвращению правонарушений на РЦБ;

3) Создание специального государственного органа регулирования РЦБ – Комиссии по ценным бумагам и биржам (1934г.). Она контролирует исполнение принятых законов; участвует в разработке новых законов; создает механизмы их реализации; а также разрабатывает в рамках законов необходимые нормы и правила. Комиссия считается независимым органом и подотчетна Конгрессу. Решения Комиссии могут быть опротестованы только в суде.

Таким образом, в условиях ослабления вмешательства государства в финансовую сферу, происходящего в большинстве стран, отказа от государственного регулирования РЦБ нигде не происходит. Это обусловлено процессами увеличения денежных капиталов, приростом биржевой деятельности, а соответственно, и увеличением биржевой спекуляции, что сохраняет опасность биржевых крахов со всеми вытекающими экономическими и политическими последствиями.

С другой стороны, глобализация фондовых рынков, преодоление национальных границ фондовых операций, появление международных ценных бумаг заставляет регулирующие органы всех стран следить за изменениями, происходящими в соответствующем законодательстве стран-партнеров, сверять с ними свои законы. В рамках Европейского союза идет официальный процесс создания единого правового пространства для функционирования национальных рынков ценных бумаг стран-членов Сообщества.

Государственное регулирование фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Нурие Рустамовна

В статье анализируются теоретические аспекты государственного регулирования фондового рынка; статистические данные фондового рынка и его регулирования в РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садыкова Нурие Рустамовна

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование фондового рынка»

положении эмитентов и т.д. Чем более развит будет российский рынок ценных бумаг, тем более устойчивым будет его положение в периоды кризисных явлений.

Таким образом, повышению привлекательности фондового рынка будут способствовать: появление новых видов ценных бумаг, развитие интернет-технологий торговли, создание в Москве Международного финансового центра[3].

1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»; Федеральный Закон от 30 декабря 2006 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

2. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 года. А. Ведев, Ю. Данилов.

3. Кривошеин А.Н. Управление инвестициями в субъекте Федерации (на примере Москвы): автореф. дис.. канд. эконом. наук. М., 1998.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО

РЫНКА Садыкова Н.Р.

Садыкова Нурие Рустамовна — студент магистратуры, кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты государственного регулирования фондового рынка; статистические данные фондового рынка и его регулирования в РФ.

Ключевые слова: фондовый рынок, контроль, надзор, рынок ценных бумаг, регулирование рынка ценных бумаг, мегарегулятор, Банк России.

Фондовый рынок любой страны косвенно или прямо регулируется государственными органами, которые уполномочены упорядочить деятельность всех его участников: инвесторов, эмитентов, организаций инфраструктуры рынка, профессиональных посредников.

Государственное регулирование фондового рынка осуществляется с целью четкого исполнения всех законодательных требований и нормативных актов, которые определяют обязанности и права каждого профессионального участника по ряду направлений — от регистрации выпуска ЦБ, до прав государственного управления по регулированию рынка.

Система управления рынка ЦБ основывается на использовании как государственных, так и негосударственных методов регулирования. Различают две модели регулирования биржи:

— регулирование рынка является преимущественной функцией государственных органов.

— государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, но возможный контроль передается саморегулируемым организациям.

Государственное регулирование фондового рынка включает: разработку и реализацию стандартов и специальных нормативно-правовых актов, а также регламентацию основных процедур торговли и контроль со стороны государства за соблюдением текущего законодательства всеми участниками рынка.

Главные задачи государственного регулирования рынка ЦБ:

— обеспечение безопасности для клиентов и профессиональных участников рынка;

— реализация государственной политики развития;

— создание открытой системы данных о функционировании рынка и контроль за обязательным раскрытием необходимой информации участниками рынка.

Опыт стран с развитыми биржевыми площадками показывает, что государственное регулирование фондового рынка предполагает осуществление некоторых функций: [8, с. 87].

— Концентрация государственных и частных ресурсов для развития рыночной инфраструктуры;

— Разработка концепции развития рынка и соответствующих законодательных актов, осуществление программ по реализации концепции развития;

— Создание системы защиты инвесторов от убытков и системы информации о текущем состоянии рынка;

— Контроль за безопасностью и финансовой устойчивостью рынка, за соблюдением и использованием санкций заразличного рода нарушения;

— Регулирование рынка, разработка и регистрация правил его функционирования.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка в большей степени

обеспечивает государство, и, в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [11].

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба [5, с. 128].

Процесс совершенствования законодательной базы, регулирующей функционирование российского фондового рынка, ежегодно приводит к сокращению количества профессиональных участников. Статистика такова, что доля частных российских инвесторов на рынке акций составляет всего лишь 35%. Количество зарегистрированных клиентов — физических лиц составляет порядка 1,3 млн. человек, что составляет меньше 1% населения и 1,7% от экономически активного населения [2].

Рассмотрим основные показатели и тенденции российского фондового рынка за первое полугодие 2018 года.

Количественное изменение участников финансового рынка за 2015-2018 гг. представлено в таблице 1.

Категория участников финансового рынка 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Брокеры 885 803 616 436

Дилеры 888 811 633 469

Форекс-дилеры н/д 1 1 6

Управляющие (ДУ) 783 708 520 328

Депозитарии 616 573 492 389

Регистраторы 37 39 39 35

Управляющие компании ПИФ 402 395 371 330

ПИФ 1 471 1 462 1 447 1 353

НПФ 120 120 101 71

МФО 3 865 3 992 3 675 2 497

КПК 3 288 3 226 3 462 2 183

СКПК 1 617 1 661 1 714 1 182

ЖНК 69 66 62 56

БКИ 25 26 21 16

Специализированные депозитарии 44 38 39 39

Субъекты страхового дела (страховые орг. и н/д 566 478 358

Кредитные организации (КО) 838 820 706 598

Зарегистрированные инвесторы(юр. и физ. лица) на фондовом рынке 874 443 983 968 1 046 049 1 160 914

Активные инвесторы (юр. и физ.лица) на фондовом 60 850 74 867 83 268 108 397

Активные инвесторы (юр. и физ.лица) на срочном рынке н/д 27 243 40 278 41 043

Кредитные рейтинговые 9 9 9 2

По сравнению с 2017 годом в 2018 году произошло значительное сокращение количества кредитных рейтинговых агентств, с 9 до 2. Это объясняется вступлением в силу нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных агентств в России. Теперь иностранные рейтинговые агентства смогут работать в РФ только через отдельные дочерние организации, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством. Еще одним требованием является наличие собственных средств в размере не ниже 50 млн руб. [2].

Во втором квартале 2018 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг (рисунок 1).

600 500 400 300 200 100 0

и некредитные организации У кредитные организации

Рис. 1. Динамика количества организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг

Чуть более трети лицензий (36,6%) аннулированы в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В 20,5% случаев (23 лицензии) причиной отзыва стали нарушения. Еще 2,7% лицензий отозвано по иным причинам. В то же время концентрация сегмента осталась на уровне января-марта 2017 года: 80% активов профучастников-НФО контролирует 30 организаций, что составляет 6,6% от их совокупного количества (31 компания или 6,5% в первом квартале 2018 года). [10, с. 14].

Отметим, что за первый квартал 2018 года было аннулировано 150 лицензий. Основными причинами отзыва лицензий стали: собственная инициатива компаний (55 лицензий), нарушения (49 лицензий), отзыв лицензии на осуществление банковских операций (40 лицензий). По другим причинам было отозвано 6 лицензий. При этом одной из главных причин добровольного прекращения деятельности может считаться низкая рентабельность бизнеса. Сокращение количества участников приводит к увеличению концентрации в отрасли: количество компаний, совместно контролирующих 80% активов профучастников-НФО, сократилось до 31 организации (6,5% от общего количества компаний) (рисунок 2).

Брокеры Дилеры Доверительные Депозитарии Регистраторы управляющие

Рис. 2. Количество лицензий по видам деятельности на конец первого квартала 2018 (ед.)

В 2018 году возможен переход банковского сектора в состояние профицита ликвидности за счет выплаты, бюджетом накопленных суверенных фондов, частично закрывая дефицит бюджета. Сегодня на рынке ценных бумаг избыточно принимаются

биржевые котировки особенно облигаций, а по неликвидным ценным бумагам принимают эти котировки за справедливую стоимость. Также приняты меры по усилению трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики путем допуска корпоратов на денежный рынок. Рынок процентных биржевых деривативов имеет большой потенциал, и Банк России вместе с биржевой инфраструктурой приложил усилия по повышению ликвидности этого рынка, появлению новых игроков и репрезентативных индикаторов, и созданию единого маржирования портфеля сделок РЕПО и портфеля ПФИ между одинаковыми контрагентами [9].

Устойчивое снижение инфляции по итогам второго квартала 2018 г. до 4,4%. позволит Банку России более активно снижать ключевую ставку в будущем без создания рисков для финансовой стабильности. Сокращается объем рефинансирования в Банке России, в результате чего уменьшается зависимость банковской системы от рефинансирования Банка России. На второй план отходит структурная проблема нехватки рыночного обеспечения. Системно значимым банкам становится проще выполнять норматив краткосрочной ликвидности [10].

В условиях поступательного развития инфраструктуры российского фондового рынка и повышения его конкурентоспособности на международном уровне, увеличивается количество эмитентов и клиентов, возрастает активность проводимых операций на фондовом рынке, рыночная стоимость активов, которая учитывается в российских расчетных депозитариях. В связи с этим совершенно очевидна актуальность задачи модернизации, расширения спектра и качества учетных и расчетных услуг [11].

Что касается перспектив дальнейшего развития фондового рынка, то в 2019 году внимание инвесторов по-прежнему будет приковано к дивидендным акциям. Инвестиционная привлекательность данных акций будет только возрастать благодаря снижению доходности по банковским депозитам. Почти в каждом секторе можно найти привлекательные для покупки акции. Ряд голубых фишек с государственным участием, таких, как «Алроса», «Аэрофлот», «Русгидро», «Газпром», продолжит удерживать дивидендную доходность выше 5%. В корпоративном секторе роль дивидендных акций сохранят за собой такие компании, как «МТС», «Северсталь», «НЛМК» и другие. На фоне завершения инвестиционных программ целый ряд компаний генерации электроэнергии и сетевых энергетических компаний может вырасти в цене. Благодаря постепенному улучшению ситуации в российской экономике интересными для вложения средств будут акции банковского сектора. Целый ряд сырьевых компаний может быть переоценен при ускорении нового сырьевого цикла. Высокую актуальность сохранят рублевые облигации, которые продолжат расти в цене на фоне снижения ключевой ставки ЦБ РФ. Инвесторы по прежнему продолжат открывать ИИС, общее число которых в 2018 году приблизилось к отметке в 300 тыс., а максимальная сумма внесения средств в год расширилась до 1 млн руб.

1. 01оЪа1Бсопот1сРго8рес181ипе 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openknow1edge.wor1dbank.org/ (дата обращения: 26.11.2018).

2. TheWorldBankGroup. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wor1dbank.org/ (дата обращения: 26.11.2018).

3. Желтоносое В. М., Рындина И. В. Основы развития воспроизводственных процессов в системе рынка финансовых систем. // Дайджест-финансы, 2017. № 2 (170). 40 с.

4. Кятов А.К. Биржевой рынок акций России: проблемы и перспективы развития. // Научный журнал, 2016. № 7 (8). 70 с.

5. Лукашина М.М. К вопросу о регулировании фондового рынка в Российской Федерации. // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2017. № 1 (32). 128 с.

6. О бирже — Московская биржа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moex.com/s10/ (дата обращения: 26.11.2018).

7. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2018-2020 годов. Бюллетень банка РФ, 2018. 75 с.

8. Рубцов Б.Б. Глобальные финансовые рынки: масштабы, структура, регулирование. // Век глобализации, 2017. № 2. 87 с.

9. Саморегулируемая организация «национальная финансовая ассоциация». Годовой отчет, 2016. М., 2017. 65 а

10. Таштамиров М.Р. Тенденции развития банковской системы и ее устойчивости в условиях негативной экономической конъюнктуры // «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2017. Том 9. № 1. 14 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧАСТИЯ СОТРУДНИКОВ В ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ Ганькина А.В.

Ганькина Александра Валерьевна — магистрант, направление: менеджмент организации, кафедра экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассмотрена организация эффективной работы персонала путем внедрения системы участия сотрудников в прибыли организации. Ключевые слова: стимулирование труда, система участия, персонал, прибыль организации, трудовой потенциал, инновационные предложения.

Прибыль предприятия, полученная вследствие реализации коммерчески успешных инновационных предложений, должна стать главным источником финансирования дальнейшей инновационной активности персонала. Это экономически наиболее эффективная модель стимулирования инновационной активности. Действительно, участие сотрудника в прибылях предприятия самым тесным образом связывает интересы работника с интересами компании и с результатами ее финансовой деятельности

Однако для реализации этой модели необходимо изначально сформировать инновационную продуктивную среду и обеспечить заинтересованность работников в проявлении активности и решении творческих задач. Эти вопросы решаются путем реализации первых двух предложений.

Под системами участия работников в прибыли компании понимается разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности и качества, а также в результате снижения себестоимости продукции путем инновационной деятельности работников.

При конструировании системы участия, базирующейся на показателе прибыли, следует учитывать трудности определения непосредственной связи между ее ростом и трудом конкретного работника. В связи с этим нередко применяются системы мотивации, связанные с результатами производственной деятельности. Тем самым системы участия в прибыли предприятия трансформируются в системы участия в общих результатах его деятельности.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Маркелова, К. С. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / К. С. Маркелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57551/ (дата обращения: 21.09.2022).

Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.

Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.

Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:

− установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;

− обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;

− лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

− осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.

Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:

− формирование государственного бюджета и различных фондов;

− управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.

Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти. К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.

Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации. Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.

Основными целями государственного регулирования являются:

− формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;

− обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;

− разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;

− защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путём:

− разработки и утверждения единых обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

− государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

− осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление либо ликвидации таких лицензий в результате нарушения требования законодательства РФ;

− создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

− запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Основным субъектом государственного регулирования рынка ценных бумаг является Банк России, к которому перешли функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам. В связи с этим Банк России обладает большим количеством полномочий в сфере регулирования рынка ценных бумаг, в том числе: 1) разработка преимущественных направлений развития фондового рынка и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) разработка проектов различных нормативных — правовых актов, связанных с вопросами регулирования фондового рынка; 3) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; 4) разработка и утверждение общеобязательных требований к осуществлению профессиональными участниками своей деятельности на рынке ценных бумаг; 5) осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах, стандартов и требований, которые были утверждены федеральным органом исполнительной власти.

Нормативные — правовые акты Банка России обязательны для исполнения федеральными министерствами, иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В заключение необходимо сказать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на обеспечение полноценной и эффективной деятельности эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка, а также развитие институтов финансового рынка, гарантирующих реализацию единой государственной денежно — кредитной политики и правовую защиту интересов участников рынка ценных бумаг.

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17, ст. 1918.
  2. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 -848 с.
  3. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
  4. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
  5. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376с.

Основные термины (генерируются автоматически): бумага, профессиональный участник рынка, государственное регулирование, участник рынка, государственное регулирование рынка, Российская Федерация, Банк России, государственная власть, орган, финансовый рынок.

Источник https://studopedia.ru/7_49111_tema—sistema-gosudarstvennogo-regulirovaniya-rinka-tsennih-bumag.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-fondovogo-rynka

Источник https://moluch.ru/archive/251/57551/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: