ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОНДОВОГО РЫНКА

Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ФОНДОВЫЙ РЫНОК / STOCK MARKET / ДЕРИВАТИВЫ / DERIVATIVES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / САНКЦИИ / SANCTIONS / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT CONCEPT / СТРАТЕГИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА / STOCK MARKET STRATEGY / БИРЖА / EXCHANGE / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / СРОЧНЫЙ РЫНОК / FORWARD MARKET / МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ / MARKET MANIPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Греков Максим Николаевич

В статье исследованы новые способы и методы правового регулирования фондового рынка России. В частности, предложены конкретные шаги, которые необходимы со стороны Минфина и мегарегулятора для стабилизации фондового рынка, привлечения российских и иностранных инвесторов, так как от состояния фондового рынка зависит как отток капитала в целом, так и инвестиции в производство, сельское хозяйство и банковскую систему. Проанализированы стратегии по развитию финансового рынка 2006-2008 гг. и стратегии по развитию финансового рынка до 2020 г., принятые Правительством РФ до введения санкций . Использована сравнительная методика исследования, основанная на анализе российского и зарубежного законодательства в сфере регулирования рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики европейских государств. Научная новизна состоит в предложении автором методов правового регулирования , подлежащих применению в условиях введенных против России санкций со стороны стран ЕС и США. Автором исследуются методы правового регулирования фондового рынка в условиях мирового финансового кризиса в США в 2008 г. и в России в 2012 г.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Греков Максим Николаевич

Legal regulation of the Russian stock market in the conditions of the economic sanctions

Review. The article provides the study of the new means and methods of legal regulation of the stock market in Russia. In particular, the author offers specific steps to be taken by the Ministry of Finances of the Russian Federation and mega-regulator in order to stabilize the stock market , to attract Russian and foreign investors, since both the capital flow in general and investments into production, agriculture and banking system depend upon the stock market situation. The author analyzes the strategies for the financial market development in 2006-2008 and financial market development strategies till 2020, which were adopted by the Government of the Russian Federation before the introduction of sanctions . The author uses comparative method of studies based upon the analysis of the Russian and foreign legislation in the sphere of securities market and the monetary and credit policy of the European states. The scientific novelty is due to the ideas on the methods of legal regulation to be applied in the conditions of sanctions against Russia by the EU and the USA. The author studies the methods of legal regulation of the stock market in the conditions of the global crisis in the USA in 2008 and in Russia in 2012.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических санкций»

Правовое регулирование фондового рынка России в условиях экономических санкций

Аннотация. В статье исследованы новые способы и методы правового регулирования фондового рынка России. В частности, предложены конкретные шаги, которые необходимы со стороны Минфина и мегарегулятора для стабилизации фондового рынка, привлечения российских и иностранных инвесторов, так как от состояния фондового рынка зависит как отток капитала в целом, так и инвестиции в производство, сельское хозяйство и банковскую систему. Проанализированы стратегии по развитию финансового рынка 2006-2008 гг. и стратегии по развитию финансового рынка до 2020 г., принятые Правительством РФ до введения санкций. Использована сравнительная методика исследования, основанная на анализе российского и зарубежного законодательства в сфере регулирования рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики европейских государств. Научная новизна состоит в предложении автором методов правового регулирования, подлежащих применению в условиях введенных против России санкций со стороны стран ЕС и США. Автором исследуются методы правового регулирования фондового рынка в условиях мирового финансового кризиса в США в 2008 г. и в России в 2012 г. Ключевые слова: фондовый рынок, деривативы, правовое регулирование, санкции, концепция развития, стратегия фондового рынка, биржа, финансовый кризис, срочный рынок, манипулирование рынком.

В 2014 г. Россия столкнулась с введением США и Европейским союзом санкций в отношении национальной финансовой системы1. С 10 по 17 марта 2014 г. Президент США Барак Обама подписал ряд указов, вводящих ряд санкций против ключевых секторов российской экономики. Принятые меры Вашингтон объяснил «нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины». Биржи быстро отреагировали на решение американских властей: к примеру, глобальные депозитарные расписки (GDR) крупнейшего производителя газа в России ОАО «НОВАТЭК» резко подешевели в Лондоне после объявления расширенного санкционного списка США, котировки на Лондонской фондовой бирже упали со 110,50 долл. до 105 долл. (-5 %). При этом капитализация компания уменьшилась на 3 млрд долл.2 Другие российские компании также зафиксировали падение курса акций и депозитарных расписок, потеряв за 1 день от 2 до 7 % в стоимости акций и расписок и, как следствие, снизив свою капитализацию.

1 URL: http://top.rbc.ru/politics/20/03/2014/912507.shtml/

2 URL: http://moex.com/

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 13 марта 2014 г. сообщила о приостановке процесса принятия России в свой состав. МИД РФ прокомментировал отношение России к временной приостановке мероприятий в рамках переговорного процесса по присоединению России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)3, выразив сожаление по поводу подобного решения.

Отток капитала из России в первом квартале может достичь 70 млрд долл., и есть «реальный риск, что из-за этого Россия скатится в рецессию», сообщается в докладе компании Capital Economics. В 2013 г. общий отток капитала составил там 63 млрд долл.4 Всемирный банк вдвое снизил оценку роста российской экономики в 2014 г., теперь эксперты ожидают лишь 1,1 % роста по итогам года. В случае усугубления кризиса на Украине и в Крыму экономика России может и вовсе сократиться, главным

3 URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/84E81FB256 C6C46C44257C9B0045530E/

4 Russia Staring at Recession on Sanctions. URL: http://www. bloomberg.com/news/2014-03-23/russia-staring-at-recession-on-sanctions-that-could-get-tougher.html/

* Греков Максим Николаевич — аспирант кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА). [9986118@mail.ru]

123317, Россия, г. Москва, Пресненская наб., д. 10С, ИК КИТ ТРАСТ (а/я 36).

образом благодаря резкому росту отток капитала до 150 млрд долл.5

Индекс ММВБ с начала 2014 г. опустился на 13,1 %, в то время как индекс развивающихся рынков MSCI Emerging Markets понизился на 5,8 %. Курс рубля — самый худший после аргентинской валюты из числа 24 валют развивающегося рынка, за которыми следит Bloomberg, ослаб на 9,3 %6.

К сожалению, влияние мировой экономики на развивающуюся российскую экономику будет иметь негативные последствия, вплоть до

♦ дефолта крупнейших металлургических компаний — по причине прекращения поставок на рынок США (ГМК Норильский никель, Мечел, ОАО Северсталь, ОАО Русский алюминий и т.д.);

♦ банкротства российских банков — по причине невозможности заимствования за рубежом и досрочном истребовании миллиардных кредитов (как следствие — несостоятельность всей банковской системы, в том числе и госбанков — Сбербанка, ВТБ, Рос-сельхозбанка и т.д.);

♦ падения фондового рынка — по причине вывода спекулятивного капитала иностранными инвесторами, занимающими до 55 % от общего числа инвесторов, при этом падение индексов РТС и ММВБ прогнозируется до минимумов 2008 г.7;

♦ падения рынка деривативных сделок, и, как следствие, отказ сторон от исполнения форвардных и фьючерсных договоров. Выходом из ситуации будет являться антикризисное правовое регулирование фондового рынка и своевременные экономические меры по стабилизации финансовой системы, скупка фондовых активов, стабилизация рынка производных финансовых инструментов, предоставление ЦБ РФ межбанковских кредитов и ликвидности в рамках аукционов репо.

Российская финансовая система, которая является развивающейся экономикой, тем не менее интегрирована в мировую, а одним из основных принципом правового регулирования отношений на мировом финансовом рынке является принцип свободного движения капитала или финансовых средств. Он закрепляется в конституционном праве РФ, в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ 1993 г. В рамках конституционно-правового регулирования данный принцип служит обеспечению единства экономического пространства государства и развитию экономики, обеспечивая тем самым государственный суверенитет, но

5 URL: http://www.kommersant.ru/doc/2438528/

6 URL: http://moex.com/

7 Прогноз фондового рынка после введения санкций

США и ЕС. Аналитический обзор Инвестиционной ком-

пании КИТ ТРАСТ. Март. 2014. URL: http://kit-trust.ru/

широкое его использование в международно-правовом регулировании не столь однозначно. В настоящее время, например, доля глобальных инвесторов на российском фондовом рынке составляет около 68 %, с конца 2007 г. большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах — Лондон, США, Гонконг.

Во время финансового кризиса в России в 2008—2009 гг. масштабы антикризисных мер в сочетании с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке частично вывели российский фондовый рынок из кризиса с наименьшими потерями, но кризисные явления были заметны в экономике и на фондовом рынке как весь 2010 г., так и в 2011 г.

Правительство предприняло ряд мер по стабилизации финансового положения фондовой биржи и банковской системы, но реальная экономика так и не продемонстрировала роста, Россия так и осталась «сырьевой» страной, живущей за счет экспорта металла, нефти и газа.

В числе мер, которые необходимо принять во избежание нового кризиса на фондовом рынке, следует отметить следующие:

♦ снизить пороговое значение короткой позиции по бумагам, так как рост коротких позиций по бумагам — это начало крупномасштабной игры на понижение и, как следствие, усиления кризиса. Короткую позицию по бумагам необходимо ограничить 40—50 % общей рыночной стоимости бумаг на счетах депо;

♦ ограничить сделки репо8, так как кредиты брокеров в ряде случаев превышают собственные средства их клиентов в 3—10 раз. Сделки осуществляются по определенной схеме: участник рынка производит короткую продажу акций, купленных на маржинальные кредиты и собственные средства. На полученные деньги приобретаются новые акции, которые также продаются в рамках операции репо, затем вновь на полученные деньги приобретаются акции и т.д. То есть возникает пирамида, ведь в условиях падения курсов акций кредиторы начинают принудительно погашать маржинальные кредиты, если они превышают собственные средства заемщика. Чтобы расплатиться с кредиторами, заемщики продают «репованные» акции по любой цене. В результате курсы акций еще сильнее падают и т.д. Именно по такой схеме развивался кризис в августе—сентябре 2008 г. Поэтому операции репо, совершаемые на маржинальные кредиты, должны быть ограничены

8 См. о договоре репо: Ст. 51.3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рынке ценных бумаг» // СПС «Консультант Плюс».

5—10 % общей суммы сделок на конкретной бирже, а совершаемые на собственные средства — 15—20 % от общей суммы сделок на конкретной бирже9.

С мая 2008 г. по май 2009 г. на российском фондовом рынке произошло 172 дефолта, включая погашение облигаций, выплату по купонам и офертам (предусмотренным в проспекте эмиссии облигаций досрочных погашений).

Кризис 2008 г. привел к сокращению доходов реального сектора от эмиссии акций. В России она стремительно росла с 2004 г., тогда акционерные общества страны разместили на открытом рынке акций на сумму 638 млн, а в 2007 г. — уже более чем на 22 млрд долл. В 2008 г. объем размещения акций на открытом рынке снизился по сравнению с 2007 г. более чем в 10 раз (при этом практически все акции были размещены в первом полугодии, то есть еще до обострения кризиса).

Кризис оказал негативное влияние и на бюджетную систему. Доходность ОФЗ возросла с 5,25 % в мае 2008 г. до 14,09 % — в феврале 2009 г. Заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В последние годы за счет доходов от выпуска госбумаг финансируются расходы федерального бюджета на погашение внешнего госдолга. Большую его часть составляют еврооблигации, в которые конвертирован долг России Лондонскому клубу кредиторов. В целом доходы корпоративного сектора и бюджетной системы от выпуска ценных бумаг со второй половины 2008 г. стали снижаться. В январе-июле 2009 г. они приняли отрицательное значение. Произошло это как за счет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счет существенного роста расходов на обслуживание долговых бумаг.

Важным последствием кризиса для банковской системы стали убытки от снижения курсов акций и облигаций. За июль—октябрь такие убытки составили почти 100 млрд руб. В этих условиях Банк России был вынужден изменить учет стоимости ценных бумаг. Акции и облигации, купленные в первой половине 2008 г., было разрешено оценивать по стоимости на 1 июля 2008 г., то есть по докризисным ценам. Переоценка позволила банкам получить в ноябре—декабре 2008 г. около 60 млрд руб.10

Объектом пристальной заботы государства является защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Поэтому большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональ-

ными участниками, имеет Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»11. Целями данного закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон закрепляет дополнительные к установленным иными федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов12.

К основным направлениям совершенствования законодательства РФ в этой сфере следует отнести:

♦ расширение перечня видов активов, которые могут быть использованы для целей секьюри-тизации;

♦ расширение круга прав требования, которые могут использоваться для целей секьюрити-зации;

♦ введение законодательных ограничений на возможность признания уступки прав требования недействительной;

♦ определение требований к эмитентам ценных бумаг, выпускаемых при секьюритизации;

♦ создание механизмов повышения кредитного качества ценных бумаг;

♦ уточнение законодательства РФ о ценных бумагах в части специфики ценных бумаг, обеспеченных активами.

В настоящее время развитие рынка ипотечных ценных бумаг сдерживается в связи с тем, что окончательно не сформирована нормативная правовая база в этой сфере.

В соответствии с п. 1.3.2 Концепции развития гражданского законодательства РФ (одобрена Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)13, основными проблемами развития секьюритизации являются: фрагментарное регулирование залога прав (тре-

9 См.: Игнатов Я.Н. Правовое регулирование фондового рынка в условиях финансового кризиса // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2 (23). С. 40-43.

11 Федеральный закон от 05.03.1999 г. №46-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СПС «Консультант Плюс».

12 См.: Пахутко О.П. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Банковское право. 2013. № 2. С. 35-40.

13 «Концепция развития гражданского законодательства РФ» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС «Консультант Плюс».

бований), строго формальные процедуры уступки прав (требований), невозможность уступки прав (требований), которые не могут быть индивидуализированы на момент их уступки, невозможность уступки прав (требований) в отношении еще не существующего права, которое не оспаривается и не обусловлено встречными предложениями (сейчас возможна уступка будущих прав (требований) только в рамках факторинга). Большинство этих проблем может быть решено в рамках совершенствования общих положений о замене стороны в обязательстве: об уступке прав по будущим обязательствам, об оптовой уступке, об ответственности цедента за действительность уступленного требования и т.д., а также совершенствования положений гл. 43 ГК РФ. Можно выделить ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1) целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции — направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;

2) преодоление негативно влияющих внешних факторов, то есть хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности;

3) улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства;

4) повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:

♦ создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

♦ необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

♦ ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

♦ создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

♦ гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

♦ создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

♦ государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

♦ приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для «запуска» рынка ценных бумаг;

♦ срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценных бумаг от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

В России доминируют внутренние факторы:

♦ сырьевой характер российской экономики, так как поставки энергоносителей в страны ЕС и США, а также в страны Азии дают основные доходы бюджета. В результате российское сельское хозяйство и промышленное производство не имеют шансов на выживание;

♦ высокая корпоративная задолженность, так как более половины долгов — долги корпораций и финансовых организаций с государственным участием. При этом валютные резервы ЦБ росли ежегодно примерно в тех же величинах, что и корпоративная задолженность;

♦ снижение инвестиционной привлекательности и отток капитала из России. На российском фондовом рынке средства нерезидентов составляли до 70 % от всех оборачиваемых средств. Поэтому именно с российского рынка деньги иностранными инвесторами выводились в первую очередь14.

Развитие фондовых рынков в европейских государствах выявило потребность эмитентов ценных бумаг привлекать инвесторов не только из своей страны, но из всех государств — членов ЕС по гармонизированным правилам, создание в государствах-членах фондовых регуляторов предопределили учреждение в 1996 г. Международной региональной организации FESCO (Forum of European Securities Commissions)15. Как следует из ее названия, эта организация объединяла представителей европейских комиссий по ценным бумагам. Задачами FESCO являлись выполнение программы действий, связанной с разрешением возникающих регулятивных вопросов и коллизий в сфере фондового рынка, обмен информацией в сфере злоупотреблений на рынке16. Финансовый кризис обострил проблему различий в законодательствах государств-участников в фондовой сфере и поставил на повестку дня вопрос о систематизации основных норм в данной отрасли путем создания единого свода правил. ЕС стремится решить эту задачу путем издания Комиссией делегированных и исполнительных актов, разрабатываемых европейскими надзорными агентствами в виде так называемых технических стандартов.

14 См.: Игнатов Я.Н. Указ. соч.

15 См.: Лифшиц И.М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Европейском союзе. М: Статут, 2012.

16 Financial Markets and Exchanges Law. Oxford, 2007. P. 391.

В 2014 г. в России все меры правового регулирования фондового рынка по-прежнему сводятся к контролю за деятельностью участников рынка и возможностью приостановления торгов, в случае роста/падения за один торговый день акций на 20 %.

Однако в то же время стоит отметить и активизацию работы мегарегулятора на фондовом рынке. Так, 27 февраля 2014 г. Центробанк сообщил о том, что выявил факт манипулирования именными привилегированными акциями «Транснефти»17. Манипулирование проводилось на Московской бирже (раньше — ММВБ) с декабря 2012 по март 2013 гг. В сделках оказались замешаны входящий в Республиканскую финансовую корпорацию «Ин-ресбанк» и компания «Урса Капитал». Результатом манипулирования стало существенное отклонение цены и объема торгов акциями. За нарушение закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» ЦБ аннулировал квалификационные аттестаты специалистов финансового рынка у должностных лиц, принимавших решения о подаче заявок на сделки, и контролеров компании.

А в 2013 г. в России был вынесен первый судебный приговор за мошенничество в особо крупном размере по ч. 4 ст. 159 УК РФ, в основе которого лежало манипулирование стоимостью акций на бирже. Басманный суд Москвы вынес приговор за манипулирование стоимостью акций ОАО «Финкоминвест» — 3 года колонии и штраф 200 тыс. руб.18 Проспект ценных бумаг ОАО «Фин-коминвест» был зарегистрирован 3 августа 2009 г. региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе. На ММВБ эти акции появились в октябре того же года. Уже по итогам декабря 2009 г. акции этой компании вошли в список 100 самых ликвидных на ММВБ. За декабрь 2009 г. с акциями этой компании инвесторы заключили сделки на общую сумму 227 млн руб.

В январе и феврале 2010 г. биржа сообщала о приостановке торгов акциями «Финкоминвеста» из-за нарушений правил листинга. После очередного резкого роста стоимости акций компании ФСФР начала проверку и в марте 2010 г. выявила манипулирование стоимостью акций. Материалы этой проверки использовались правоохранительными органами и судом.

Тем не менее большинство обвинительных приговоров по статье о манипулировании рынком не вынесено, а процессы по таким делам идут довольно медленно.

Уголовная ответственность за манипулирование ценами на бирже была введена еще в 2009 г.

17 иЯЬ: http://www.kommersant.ru/doc/2418357/

18 иИЬ: http://www.gazeta.ru/business/2013/08/27/5609533.shtml/

По ст. 185.3 УК РФ максимальное наказание составляет до 7 лет лишения свободы. Однако первые уголовные дела по этой статье появились только через три года.

Что касается анализа концепций и стратегий по развитию фондового рынка, следует обратиться к содержанию программных документов органов государственной власти РФ (концепций, доктрин, стратегий) в сфере регулирования финансового рынка и его элементов. В целях развития рынка ценных бумаг Указом Президента РФ от 01.07.1996 №1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» была утверждена одноименная Концепция.

Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р была утверждена Стратегия развития финансового рынка РФ на 2006—2008 гг. Стратегия определяла ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка России.

Итоги Стратегии по состоянию на 2010— 2011 гг.: несмотря на воздействие мирового финансового кризиса на Россию, финансовый рынок в результате реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, претерпел качественные изменения. Доступ к рынку капитала получили большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. Значительно увеличилось количество первичных размещений акций этих компаний на финансовом рынке. Существенно расширился ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями гражданам и нефинансовым предприятиям. Были обеспечены конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение. Произошло ускорение развития институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на финансовом рынке существенно выросла доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения.

Значительно сократились совокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав и законных интересов.

По результатам выполнения Стратегии и в соответствии с анализом отчета Счетной палаты от 15 мая 2009 г. необходимо отметить, что по состоянию на 2009—2010 гг. остались незавершенными определенные Стратегией такие важные задачи, как:

♦ развитие инфраструктуры финансового рынка;

♦ создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке;

♦ правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг;

♦ формирование массового розничного инвестора.

В Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006—2008 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р19, указывалось в качестве негативного явления на несоответствие российского законодательства принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам. Кроме того, в документе неоднократно подчеркивалась необходимость использования международного опыта и соответствия международным стандартам:

♦ учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка;

♦ системы раскрытия информации;

♦ использования инсайдерской информации. Концепция внешней политики РФ определяет, что интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

♦ глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства РФ от воздействия извне;

♦ усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике (МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях.

По состоянию на 2014 г. данные положения не развиты в программных документах по финансовому рынку. Решение поставленных задач позволит повысить эффективность функционирования системы государственного регулирования экономических отношений и, как следствие,

станет основой развития рыночных механизмов во всех отраслях национальной экономики.

В 2009 г. была опубликована Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.20 Разработчики документа считают, что меры, которые прописаны в документе, могут открыть финансовому рынку новые перспективы.

В связи с принятием экономических санкций в отношении России, мегарегулятору фондового рынка — Центральному банку РФ следует предусмотреть меры как правового регулирования, так и финансовой помощи рынку как таковому и его участникам.

Необходимо доработать меры, призванные стимулировать инвесторов вкладывать долгосрочные средства в российский фондовый рынок. В частности, необходимо, чтобы Минфин освободил от налога доходы от продажи ценных бумаг инвесторов, которые владели ими более 3 лет.

Также необходимо упростить положения Закона об инсайде. В настоящее время данный закон уже решает проблемы, связанные с низкой активностью инвесторов во втором и третьем эшелонах рынка. Он в значительной степени повышает привлекательность инвестиций в такие бумаги и защищает интересы добросовестных инвесторов.

Закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу в 2011 г. Работа над ним продолжалась в течение 10 лет. Принятие закона стало выполнением одного из условий для признания международными организациями российского рынка регулируемым. Однако для его реальной работы необходимо подготовить законодательную базу в отношении деривативных договоров, на которые приходится многомиллиардный рынок, но которые прямо в законе не прописаны.

При выполнении всех вышеперечисленных мер по правовому регулированию фондового рынка в целом и рынка деривативов в частности российский фондовый рынок сможет аккумулировать значительные средства инвесторов со всего мира и позволит воплотиться проектам о создании в России МФЦ21.

1. Игнатов Я.Н. Правовое регулирование фондового рынка в условиях финансового кризиса // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2 (23). С. 40—43.

2. Лифшиц И.М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Европейском союзе. М.: Статут, 2012. 253 с.

3. Пахутко О.П. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Банковское право. 2013. № 2. С. 35—40.

19 Стратегия развития финансового рынка РФ на 2006-2008 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р // Российская газета. 2006. № 120.

20 «Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.», утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р // Российская газета. 2009. 12 апр.

21 МФЦ — международный финансовый центр.

1. Ignatov Ya.N. Pravovoe regulirovanie fondovogo rynka v usloviyakh finansovogo krizisa // Aktual’nye problemy rossiiskogo prava. 2012. № 2 (23). S. 40-43.

2. Lifshits I.M. Pravovoe regulirovanie rynka tsennykh bumag v Evropeiskom soyuze. M.: Statut, 2012. 253 s.

3. Pakhutko O.P. Pravovoe regulirovanie rynka tsennykh bumag // Bankovskoe pravo. 2013. № 2. S. 35-40.

Материал поступил в редакцию 28 марта 2014 г.

Legal regulation of the Russian stock market in the conditions of the economic sanctions

GREKOV, Maksim Nikolaevich — Postgraduate student, Department of Entrepreneurial Law of the Kutafin Moscow State Law University.

123317, Russia, Moskva, Presnenskaya nab, d. 10C, IK IT TRAST (p.b. 36).

Review. The article provides the study of the new means and methods of legal regulation of the stock market in Russia. In particular, the author offers specific steps to be taken by the Ministry of Finances of the Russian Federation and mega-regulator in order to stabilize the stock market, to attract Russian and foreign investors, since both the capital flow in general and investments into production, agriculture and banking system depend upon the stock market situation. The author analyzes the strategies for the financial market development in 2006-2008 and financial market development strategies till 2020, which were adopted by the Government of the Russian Federation before the introduction of sanctions. The author uses comparative method of studies based upon the analysis of the Russian and foreign legislation in the sphere of securities market and the monetary and credit policy of the European states. The scientific novelty is due to the ideas on the methods of legal regulation to be applied in the conditions of sanctions against Russia by the EU and the USA. The author studies the methods of legal regulation of the stock market in the conditions of the global crisis in the USA in 2008 and in Russia in 2012. Keywords: stock market, derivatives, legal regulation, sanctions, development concept, stock market strategy, exchange, financial crisis, forward market, market manipulation.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОНДОВОГО РЫНКА

Одним из секторов финансового рынка является рынок ценных бумаг, на котором осуществляется выпуск, регистрация и обращение ценных бумаг различных эмитентов.

Действующее законодательство в России предоставляет юридическим лицам широкие возможности для выпуска ценных бумаг и проведения операций с ними.

В основном возникающие при этом правоотношения носят гражданско-правовой характер и их содержание рассматривается в курсе гражданского права. Однако специфика этих отношений определяет необходимость применения также финансово-правового регулирования во многих операциях с ценными бумагами.

Так, нормами финансового права регулируются порядок выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации, многие отношения, связанные с ценными бумагами, одним из субъектов которых выступают кредитные организации.

Правовые основы государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • — установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
  • — регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • — лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • — создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • — запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

Эмитентами являются юридические лица или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, осуществившие выпуск и размещение ценных бумаг и несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Федеральным государственным органом, регулирующим деятельность, связанную с рынком ценных бумаг, является Банк России.

В компетенцию Банка России входит издание приказов, инструкций, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.

Правовые акты Банка России подлежат обязательному опубликованию, а имеющие нормативный характер — подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Банк России издает нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегу- лируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Банк России вправе также направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения. Банк России утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспекты эмиссии ценных бумаг эмитентов, утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, квалифицирует ценные бумаги и определяет их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет другие функции в соответствии с законодательством.

Полномочия Банка России не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование обращения ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Банка России.

Регулирование фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности на рынке всех участников и их операций.

Регулирование охватывает всех его участников, к которым относятся эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники,субъекты хозяйствования инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть как внешним, так и внутренним. Последний представляет собой подчиненность деятельности данного субъекта хозяйствования его собственной нормативной документации. Внешнее регулирование говорит о подчиненности деятельности данного субъекта хозяйствования нормативному законодательству страны, иных субъектов хозяйствования, международным соглашениям. Регулирование фондового рынка проводится органами или субъектами хозяйствования, которые уполномочены на выполнение функций регулирования. С таких позиций различают такие виды регулирования, как государственное, которое осуществляется органами власти страны, осуществляемое профессиональными участниками рынка, общественное.

Процесс регулирования на рынке включает в себя следующие аспекты:

  • Создание нормативной базы деятельности рынка, то есть разработка законодательных актов и иной нормативно-правовой документации, которая ставит деятельность рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • Отбор профессиональных участников рынка. Действующий в современных условиях фондовый рынок невозможен без профессиональных посредников;
  • Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил деятельности рынка. Данный контроль осуществляется соответствующими органами власти;
  • Систему штрафов за несоблюдение норм и правил, которые были установлены на рынке. К ним можно отнести: предупреждения, штрафы, уголовные наказания и др.

Роль государства в регулировании фондового рынка

Органы государственной власти выступают на фондовом рынке в качестве:

  • Эмитента в вопросах выпуска ценных бумаг;
  • Инвестора в вопросах управления крупными портфелями акций промышленных субъектов хозяйствования;
  • Профессионального участника в вопросах торговли акции в процессе приватизационных аукционов;
  • Регулятора в вопросах создания законодательных актов. Государственное регулирование фондового рынка представляет собой процесс регулирования со стороны органов законодательной власти. Система государственного регулирования деятельности фондового рынка включает в себя следующие аспекты:
  • Законодательные и иные нормативно-правовые акты;
  • Государственные органы регулирования и контроля, которые подразделяются на прямые, административные и косвенные-административные. Первый вид управления рынком со стороны органов государственной власти проводится путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка, регистрации участников и эмитируемых ими ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности, обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка, поддержки соблюдения законодательства на рынке. Второй вид управления на фондовом рынке проводится органами государственной власти через находящихся в их распоряжении экономических рычагов и капиталов, к которым можно отнести систему налогообложения (например, налоговые ставки, льготы и т.п.), кредитно-денежную политику (например, процентные ставки по кредитам, МРОТ и т.п.), государственный бюджет (гос. бюджет и внебюджетные фонды), государственную собственность и ресурсы государства (государственные унитарные субъекты хозяйствования, природные ресурсы, водные и земельные объекты).

Готовые работы на аналогичную тему

Концепции регулирования фондового рынка

В современных условиях рыночной экономики существуют две концепции регулирования органами государственной власти деятельности фондового рынка.

Первая концепция заключается в регулировании рынка преимущественно сосредоточенного в органах государственной власти, то есть саморегулирующиеся субъекты хозяйствования. В качестве примера можно привести Францию.

Вторая концепция заключается том, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся субъектам хозяйствования, а большую часть контроля осуществляется при помощи не жестких предписаний, а переговорного процесса, индивидуальных согласований с участниками рынка, с учетом сохранения государством за собой основных контрольных позиций, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В качестве примера можно привести Великобританию.

В реальной практике развитых фондовых рынков степень нейтрализации и жесткость регулирования колеблются между данными концепциями. Саморегулируемые субъекты хозяйствования представляют собой некоммерческие, негосударственные субъекты хозяйствования, которые были созданы профессиональными участниками рынка на добровольной основе, дабы заниматься регулированием определенных вопросов фондового рынка на основании государственной поддержки, которая выражена в присвоении им государственного статуса саморегулируемого субъекта хозяйствования.

Таким образом, основным принципом регулирования обращения ценных бумаг служит сопоставление спроса и предложения капиталов независимо от среды их обитания. Данное регулирование имеет цели введение в процесс торгов все стороны, установление единой цены, ограничения рисков участников рынка.

Данные цели достигают путем создания единой национальной системы котировки и учета ценных бумаг.

Стоит отметить, что функционирование таких систем вовсе не говорит о том, что в государстве должен существовать только один рынок, где происходит котирование всех капиталов. Например, в США существует семь видов фондовых рынков и единственная система котирования заключена в том, что соответствующими капиталами торгуют на соответствующих рынках. Во Франции, капиталы котируются в единой системе рынков, а хранятся и учитываются в одном национальном депозитарии. Большая часть развитых государств имеет по одному фондовому рынку и одному государственному депозитарию.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-fondovogo-rynka-rossii-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy

Источник https://studme.org/320355/pravo/pravovye_osnovy_fondovogo_rynka

Источник https://spravochnick.ru/rynok_cennyh_bumag/torgovlya_na_fondovom_rynke/regulirovanie_fondovogo_rynka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: