Публичные финансы

Финансы

Финансы — это все деньги, которые принадлежат государству, бизнесу или физическим лицам, находятся в постоянном обращении и приумножаются.

Рассказываем, какие бывают финансы, какие функции они выполняют и как их оценивать.

Что такое финансовая система

Финансовая система — это движение вообще всех денег в мире: между государственными и региональными бюджетами, внебюджетными фондами, компаниями и физлицами.

Государственный бюджет. Его иногда называют федеральным бюджетом или бюджетным фондом. Это годовой план сбора и использования денег для нужд страны. На средства госбюджета содержат армию, строят больницы и школы. Госбюджет помогает грамотно распределять финансы, обеспечивать социальные нужды населения, контролировать прибыль от производства товаров и услуг на территории страны.

Региональные и муниципальные бюджеты. Это финансы субъектов государства. Часть из них поступает в государственный бюджет, а другая используется на нужды регионов и городов.

Внебюджетные фонды. Их формируют из обязательных страховых взносов, которые платят юрлица и физлица.

Они имеют целевое назначение: например, обеспечение населения медицинскими и социальными услугами. Внебюджетные фонды в России — это пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы предприятий. Это деньги юрлиц, которые они получают в результате продажи товаров или услуг. Финансы предприятий — основной источник доходов государства, поэтому от их состояния зависит общее финансовое положение страны.

Финансы населения. Это деньги граждан, которыми оплачивают покупки, платят налоги и обязательные страховые взносы.

Чтобы не было кризисов, важно сохранять баланс между бюджетами всех уровней, поэтому основные функции финансов — накопление и распределение.

Какие финансы бывают

Есть три вида финансов по форме собственности: государственные, корпоративные, общественные и личные.

Государственные. Это деньги государственных фондов и бюджетов разных уровней: федеральных, муниципальных и региональных. Госфинансы состоят из бюджета страны, золотовалютных запасов, госкредитов и страховых отчислений.

Корпоративные. Это все деньги компании: выручка, прибыль, инвестиции и накопления, а еще имущество, которое можно оценить в денежном эквиваленте. Основная функция корпоративных финансов — покрытие расходов бизнеса.

Общественные. Общественные финансы — понятие, которое объединяет деньги всех некоммерческих организаций: благотворительным фондам, политическим партиям и другим общественным объединениям. Их доходы складываются из взносов, вкладов и даров.

Личные. Это деньги граждан, которые они получают в виде зарплаты, пенсии, стипендии или социальных пособий. Люди чаще живут семьями, поэтому личные финансы обычно называют финансами домохозяйств.

Управление финансами

Управление финансами — это перераспределение денег. Оно состоит из трех элементов:

  1. Планирование — выбор целей исходя из потребностей, внешних обстоятельств и имеющихся ресурсов.
  2. Оперативное управление — выполнение плана и внесение в него изменений, если это требуется.
  3. Финансовый контроль — проверка соблюдения плана.

Чтобы проанализировать движение денег, составляют отчеты. На их основании можно оценивать эффективность вложений, строить прогнозы и планы, куда направить деньги.

На государственном уровне этим занимаются правительство РФ, федеральное собрание и аппарат президента: они утверждают бюджет и принимают отчеты о целевом использовании средств.

На предприятии управлением финансами занимается финансовый менеджер. Он составляет годовые и квартальные планы, контролирует все денежные операции, анализирует доходы и расходы компании.

Физические лица тоже управляют личными финансами. Например, человек получает зарплату и должен распределить деньги на свои нужды: оплатить коммунальные услуги, внести ежемесячный платеж за кредит в банк, купить продукты.

Оценка финансов и составление прогнозов

Оценка финансов нужна для определения благополучия и перспективы развития государства или компании. Для этого используют аудит — анализ отчетной информации о доходах и расходах. Данные сравнивают по периодам, то есть проводят анализ в динамике.

Чтобы оценить перспективы распределения ресурсов и объема доходов, строят прогнозы.

Например, ООО «Искра» хочет открыть филиал в соседнем городе. Для этого нужно арендовать помещение и закупить оборудование. Общая сумма первичных расходов по прогнозам составит 4 млн рублей за первый квартал. Дальше филиал должен выйти в плюс и начать сам себя обеспечивать. Сейчас чистая прибыль компании — 5 млн рублей в месяц. Это значит, что «Искра» сможет открыть филиал и содержать его первое время, пока он не выйдет на окупаемость.

Есть три вида прогнозирования в зависимости от срока, на который делают предположения:

  1. Долгосрочное — от двух лет.
  2. Среднесрочное — от одного года до двух лет.
  3. Краткосрочное — до одного года.

Например, Государственная дума сделала краткосрочный прогноз бюджета на 2022 год. По прогнозу доходная часть составит 20,6 трлн рублей, а расходная — 21,88 трлн рублей. Экономика должна вырасти на 3,4%.

Физлица тоже оценивают финансы. Для этого они сравнивают общую сумму доходов и обязательные расходы. Например, перед тем как брать ипотеку, семья рассчитывает, хватит ли ее постоянных доходов, чтобы покрывать ипотечный платеж и при этом обеспечивать себя всем необходимым: покупать продукты, оплачивать проезд, платить за жилье, одежду, развлечения и хобби.

Публичные финансы

Публичные финансы представляют собой систему общественных отношений по формированию и использованию денежных средств, направленную на обеспечение реализации общественных интересов.

Публичные финансы по-другому называются централизованными.

Публичные финансы организуются в соответствии со следующими принципами:

  • во-первых, гласность и прозрачность. Информация о формировании и использовании публичных финансов должна быть понятна и доступна ее пользователям, причем доступность должна обеспечиваться путем публикации в средствах массовой информации;
  • во-вторых, целевой характер. Использование публичных финансов регулируется на законодательном уровне, что должно строго соблюдаться на практике. Изменение целевого характера использования средств в экстренных случаях (например, при вступлении государства в военный конфликт) должно осуществляться в соответствии с процедурой, предусмотренной в нормативных документах;
  • в-третьих, приоритетность расходования средств. Те или иные общественные интересы, требующие финансирования, формируют список в зависимости от степени приоритетности, и распределение сформированных средств осуществляется в соответствии с этим списком. При нехватке средств часть менее приоритетных расходов остается без финансирования или финансируется по остаточному принципу (то есть в объеме средств, оставшихся после финансирования более значимых направлений расходов);
  • в-четвертых, плановость. Формирование и использование публичных финансово строго подчиняется формируемому на трехлетний период плану;
  • в-пятых, единство. Публичные финансы формируют единую систему , все звенья которой находятся в четкой и законодательно обусловленной взаимосвязи.

Состав и особенности публичных финансов

В состав публичных финансов входят две группы:

  • государственные финансы, представляющие собой систему общественных отношений по формированию и использованию средств, обеспечивающих выполнение государством своих функций и финансирование его институтов и органов;
  • муниципальные финансы, представляющие собой систему общественных отношений по формированию и использованию средств, обеспечивающих выполнение муниципальным образованием своих функций и финансирование его институтов и органов.

Публичные финансы характеризуются следующими особенностями: во-первых, они обеспечивают систему финансовых показателей, характеризующих финансовую деятельность государства; во-вторых, их назначение состоит в обеспечении финансирования таких общественных потребностей, которые имеют общегосударственное значение и составляют сферу государственных интересов; в-третьих, их движение определяется на законодательном, то есть государственном, уровне.

Государственные и муниципальные финансы как составляющие публичных финансов имеют ряд общих черт, в частности, и те и другие финансы представляют собой инструмент реализации функционального назначения органов государственного и муниципального управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо того, задачей и тех, и других финансов является обслуживание не частных или коллективных, а только общественных интересов; также те и другие финансы имеют публичный характер.

Источники формирования публичных финансов

Источниками формирования публичных финансов являются:

  • поступления в виде налогов, сборов, государственных пошлин;
  • доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы, получаемые от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы, обеспечиваемые выпуском и продажей государственных или муниципальных ценных бумаг;
  • поступления от внешних или внутренних заимствований;
  • доходы организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности и так далее.

Структура публичных финансов

Как уже упоминалось, система публичных финансов включает в себя государственные и муниципальные финансы.

В свою очередь, государственные финансы в соответствии с принятым федеративным устройством подразделяются на два уровня:

  • федеральные финансы, включающие в себя средства федерального бюджета, средства внебюджетных государственных фондов, средства казенных предприятий, средства государственных корпораций и так далее;
  • региональные финансы, то есть финансы субъектов федерации, включающие в себя их бюджеты, средства казенных учреждений, финансируемых за счет региональных бюджетов.

Муниципальные финансы представлены средствами муниципальных (местных) бюджетов и муниципальных унитарных предприятий.

Выделение муниципальных финансов, в отличие от региональных финансов, в отдельный вид публичных финансов обусловлен содержанием российской Конституции, согласно которой местное самоуправление исключается из системы государственного управления. В связи с этим возникает самостоятельность местного самоуправления при организации и использовании собственных финансовых ресурсов.

Многообразие муниципальных самообразований предусматривает такие виды бюджетов как бюджеты сельских поседений, городских поселений, муниципальных районов и городских округов, городов федерального значения и их отдельных территорий и так далее.

Направления расходования публичных финансов

Основное назначение публичных финансов состоит в обеспечении финансирования общественных интересов. В связи с этим основными направлениями расходования средств публичных финансов выступают: обеспечение финансирования производства товаров и услуг, отвечающих содержанию общественных благ, например, оборонных заказов; оказание финансовой помощи тем слоям населения, которые не способны обеспечивать себя самостоятельно, например, выплата пособий инвалидам; обеспечение системы обязательного социального страхования, например, на случай временной нетрудоспособности.

Система финансов: понятие и общая характеристика

Система финансов страны представляет собой основанную на денежных отношениях упорядоченную совокупность относительно самостоятельных сфер (отраслей) финансов и их звеньев.

Общая структура системы финансов неоднородна по своему составу. Она включает в себя обособеленные группы финансовых отношений, различающиеся правовой формой и качественным составом финансовых ресурсов. Однако это не нарушает единства системы финансов, так как в ее основе лежат общие для всех ее элементов денежные отношения и процессы движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике. Поскольку эти процессы осуществляются в публичноправовой и частноправовой формах, постольку общая система финансов делится на две большие сферы (отрасли):

1) публичные (государственные и муниципальные) финансы;

2) частнохозяйственные финансы (финансы организаций и домашних хозяйств).

Объединяющим началом, первичной основой системы финансов выступает денежная система страны, которая представляет собой организуемую государством систему обращения денег (первичных финансовых ресурсов и инструментов). С одной стороны, денежная система составляет фундамент, на котором строятся публичные и частнохозяйственные финансы, а с другой стороны, ее элементы выступают материальными носителями публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов. Денежная система включает в себя следующие элементы: название денежной единицы, масштаб цен, виды денежных знаков, порядок эмиссии денег, регламентацию безналичных денежного оборота и расчетов, организацию и методы регулирования денежного обращения и валютных отношений, государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование.

Субъекты каждой сферы (отрасли) системы финансов осуществляют финансовую деятельность. Финансовая деятельность органов публичной власти связана с организацией денежной системы страны, формированием органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих бюджетов, государственных внебюджетных фондов и государственных финансовых резервов путем аккумуляции налоговых и неналоговых доходов и использования механизма государственного кредитования, а также с осуществлением государственных и муниципальных расходов, связанных преимущественно с предоставлением общественных благ (услуг). Финансовой деятельностью организаций и домашних хозяйств является любая деятельность, связанная с извлечением денежных доходов и привлечением внешних источников финансовых ресурсов (кредитов, бюджетных средств), а также с осуществлением текущих и инвестиционных расходов, связанных с функционированием хозяйств и жизнедеятельностью людей, с выполнением налоговых и иных долговых обязательств и денежных операций.

В свою очередь, сферы (отрасли) системы финансов имеют собственную структуру, поскольку включает в себя относительно самостоятельные группы финансовых

отношений (звенья), различающиеся качественным составом финансовых ресурсов, доходов и расходов. Состав системы финансов в разрезе сфер (отраслей) и их звеньев представлен на рис. 1.1.

Система финансов представляет собой основанную на денежных отношениях и денежной системе упорядоченную совокупность публичных и частнохозяйственных финансов и звеньев. Дадим краткую характеристику основных элементов системы финансов.

Публичные (государственные и муниципальные) финансы обслуживают совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования доходов органов государственной власти и местного самоуправления. Публичные финансы имеют свою институциональную структуру, включающую в себя следующие элементы (звенья): бюджет (система бюджетов всех уровней публичной власти); государственные внебюджетные фонды (система внебюджетных фондов различных уровней публичной власти); государственный (муниципальный) кредит; государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Основное место в системе публичных финансов занимает бюджет. Россия представляет собой федеративное государство, включающее в себя два уровня государственной власти (федеральный и региональный) и два уровня местного самоуправления. Каждый из названных уровней власти и управления имеет свой бюджет. Поэтому в России формируется (по доходам и расходам) система бюджетов, состоящая из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов (последние, в свою очередь, образуют двухуровневую систему).

В федеральном бюджете концентрируются наиболее крупные федеральные налоговые и неналоговые государственные доходы и наиболее значимые государственные расходы, связанные с финансированием вопросов общегосударственного управления, национальной обороны, правоохранительной системы, учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры федерального уровня, реструктуризации экономики и выравниванием социально-экономического развития регионов. Федеральный бюджет выступает основным финансовым инструментом социально-экономической политики федерального центра, проводимой в масштабе страны.

Рис.1.1 Отрасли и звенья системы финансов

В региональных бюджетах аккумулируются региональные и часть федеральных налоговых доходов, средства межбюджетных трансфертов федерального бюджета и неналоговые доходы в объемах, необходимых органам власти субъектов Федерации для развития региональной экономики и социальной сферы, финансовой поддержки подведомственных территорий, управлении реализации социально-экономической политики на региональном уровне.

На территориях субъектов РФ формируются и исполняются по доходам и расходам местные бюджеты. Состав системы местных бюджетов зависит от устройства системы местного самоуправления в конкретном субъекте Федерации. В зависимости от типов и количества входящих в структуру региона муниципальных образований можно выделить бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Доходная часть этих бюджетов формируется за счет местных и части региональных налогов, неналоговых доходов от муниципальной собственности и межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. За счет средств местных бюджетов финансируется основная масса социальных расходов, расходов на ЖКХ и решение других вопросов местного значения.

Государственные внебюджетные фонды представлены в России государственными внебюджетными фондами социального назначения. Их система представлена федеральными и региональными уровнями, включая в себя: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируются преимущественно за счет поступления страховых взносов и средств бюджетов для финансового обеспечения государственной социальной защиты населения.

Самым крупным государственным внебюджетным фондом является Пенсионный фонд РФ. Доходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ формируется за счет налоговых доходов, средств федерального бюджета, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и других доходов. Основными расходами фонда являются выплаты пенсий и ряда социальных пособий.

Фонд социального страхования РФ предназначен для финансового обеспечения реализации гражданами социальных прав и гарантий при наступлении временной нетрудоспособности, получении инвалидности, рождении ребенка и наступлении других страховых случаев. Доходными источниками финансирования соответствующих социальных пособий и выплат гражданам (работникам), формирующими доходную часть бюджета Фонда социального страхования РФ, выступают страховые взносы и другие налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов, страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, средства федерального бюджета, иные доходы.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования были созданы для финансового обеспечения процесса предоставления населению определенных видов медицинских услуг на бесплатной основе. Финансирование таких услуг осуществляется за счет отчислений от страховых взносов и налогов, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, средств бюджетов и прочих источников.

Государственный (муниципальный) кредит представляет собой заем средств органами государственной власти или органами местного самоуправления у населения, организаций, международных финансовых организаций и иностранных государств, путем выпуска облигаций и получения международных кредитов для покрытия дефицита бюджетов. Государственный (муниципальный) кредит не всегда выделяется в самостоятельное звено системы публичных финансов, считая его частью бюджета. Такая точка зрения справедлива лишь отчасти и в условиях слабого развития государственного и муниципального кредита в современной России. Опыт дореволюционной России (железнодорожный транспорт был создан благодаря облигационным займам) и развитых зарубежных стран показывает, что государственные (муниципальные) займы могут быть важным институциональным звеном системы публичных финансов, имеющим собственную структуру управления и относительно самостоятельное значение как особой (чрезвычайной) формы движения финансовых ресурсов путем аккумуляции кредитными методами денежных средств населения, организаций и правительств других стран на финансирование строго определенных государственных и муниципальных расходов. Сказанное не отвергает связи государственного (муниципального) кредита с бюджетом как самостоятельных звеньев публичных финансов. Перелив средств из одного звена в другое – нормальное явление, обеспечивающее единство системы финансов.

Государственные финансовые ресурсы и резервные фонды также являются относительно самостоятельным звеном системы публичных финансов. Они выделяются в особую форму государственных финансовых ресурсов, поскольку совершают своё самостоятельное движение, подлежат обособленному учету и управлению, имеют свои методы аккумуляции средств и их расходования как запас государственных доходов и отложенные на время государственные расходы.

В современной России можно выделить два типа государственных резервов и резервных фондов: стратегические и текущие. К первым относятся золотовалютные резервы, основу которых составляют золотовалютные активы Банка России. К категории текущих финансовых активов можно отнести Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формируемые преимущественно за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. Если Резервный фонд предназначен для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, то Фонд национального благосостояния, наряду с финансированием определенных социальных расходов при недостатке бюджетных и внебюджетных средств, выполняет также функции стратегического запаса.

Частнохозяйственные финансы – вторая сфера (отрасль) системы финансов, которая обслуживает совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой форме, образования и использования доходов организаций и домашних хозяйств в сфере производства, обмена и потребления товаров (работ, услуг), распределения финансовых результатов и функционирования финансового рынка. Частнохозяйственные финансы неоднородны по своему составу, что обусловлено спецификой финансовой деятельности различных групп организаций и домашних хозяйств.

Одни организации функционируют в сфере товарного производства и обращения на коммерческой основе, целью которых является не просто получение дохода, с извлечением прибыли. Другие организации функционируют в сфере услуг по предоставлению населению различного рода общественных благ (образовательных, медицинских, культурных и др.), финансовая деятельность которых как правило не преследует целей извлечения прибыли, т.е. носит преимущественно некоммерческий характер, но они также формируют и используют свои доходы для осуществления их основной, уставной деятельности. Домашние хозяйства могут осуществлять финансовую деятельность как на коммерческих началах в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и получать другие доходы в качестве наемного работника, пенсионера и т.д., используя их на цели потребления и сбережения. Особую группу составляют специализированные организации, функционирующие на финансовом рынке, или профессиональные участники страхового, фондового и кредитного рынков. Их деятельность является чисто коммерческой и связана с аккумуляцией денежных средств и их размещением (вложением) на рынке финансовых ресурсов. Эта специфика обуславливает необходимость выделения названных финансов в самостоятельное звено системы частнохозяйственных финансов.

Таким образом, система частнохозяйственных финансов (финансов организаций и домашних хозяйств) включает в себя следующие относительно самостоятельные звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств, страховой рынок (финансы страховых организаций), фондовый рынок (финансы профессиональных участников рынка ценных бумаг), кредитный рынок (финансы кредитных организаций).

Финансы коммерческих организаций – наиболее крупное звено частнохозяйственных финансов. Обслуживая сферу материального производства и товарного обращения, где создается валовой внутренний продукт страны, формируются и используются первичные доходы в экономике, это звено составляет основу всей системы финансов. В результате распределения и перераспределения доходов коммерческих организаций образуется основная масса финансовых ресурсов и доходов других звеньев частнохозяйственных и публичных финансов.

В свою очередь, коммерческие организации создаются и функционируют в различных организационно-правовых формах, что накладывает специфику на порядок организации финансов, на состав и структуру их финансовых ресурсов, доходов и расходов. По разному формируется уставный капитал, распределятся прибыль, образуются резервы и т.д. у коммерческих организаций, выступающих в форме открытых и закрытых акционерных обществ, хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Определенные отличия в организации финансов накладывает и отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования. Отраслевые особенности существенно влияют на состав и структуру финансовых ресурсов, оборотного и основного капитала и т.д. Несмотря на различие форм собственности и отраслевую специфику, эти организации объединяются в одно звено системы частнохозяйственных финансов на том основании, что их финансовая деятельность осуществляется на принципах коммерческого расчета: хозяйственно-финансовой самостоятельности и ответственности, самоокупаемости, самофинансирования и рентабельности. Это в равной мере справедливо и по отношению к государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, организация финансов которых в целом мало чем отличается от финансов предприятий, созданных в порядке частной инициативы. Государственные (муниципальные) предприятия получают имущество в бессрочное пользование на правах хозяйственного владения и распоряжения для осуществления уставной деятельности на принципах коммерческого расчета, уплачивая установленные налоги на общих основаниях и выполняя иные финансовые обязательства.

Профессиональные участники финансового рынка также являются коммерческими организациями, но их финансы и составляющие части финансового рынка в целом образуют самостоятельное звено системы частнохозяйственных финансов. Страховой, фондовый и кредитный рынки опосредуют движение первичных финансовых ресурсов и производных от них финансовых инструментов, а их профессиональные участники сами по себе являются финансовыми организациями, которые аккумулируют временно свободные денежные средства других организаций, государства и домашних хозяйств и направляют их обратно в экономику на производственные, другие финансово-хозяйственные и личные цели. На финансовом рынке временно свободные финансовые ресурсы субъектов воспроизводства превращаются в их сбережения и накопления, приносящие доход, а также в доходы и расходы других субъектов экономики и самих профессиональных участников этого рынка.

Финансы некоммерческих организаций также неоднородны по своему составу. В зависимости от организационно-правовой формы выделяют финансы бюджетных учреждений, потребительской кооперации, общественных и религиозных организаций, некоммерческих фондов и т.д. Характерной особенностью этих организаций является то, что они не преследуют цели получения прибыли, их доходы, как правило, не носят рыночного характера, а расходы осуществляются по сметам на основную деятельность, предусмотренную их уставом. В составе финансов некоммерческих организаций выделяются финансы бюджетных учреждений (организаций), которые призваны обеспечивать бесперебойное финансирование процесса предоставления общественных благ (услуг) в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. Несмотря на то, что основным доходным источником финансирования расходов бюджетных организаций являются бюджетные средства, эти финансовые отношения нельзя относить к системе публичных финансов. В данном случае проявляется типичный случай взаимосвязи сфер и звеньев общей системы финансов, когда расходы одного её звена (бюджета) превращаются в доходы другого звена (бюджетного учреждения). Кроме того, рассматриваемые организации вправе осуществлять отдельные виды деятельности на платной основе и получать небюджетные доходы. Бюджетные организации наделяются правом распоряжения имуществом и его оперативного управления, принимают на себя финансовые обязательства, в том числе, уплачивают определенные налоги. Все вышесказанное дает основания относить финансы бюджетных учреждений к сфере финансов организаций некоммерческого типа.

Домашние хозяйства могут функционировать на коммерческой основе как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, выступать в качестве наемных работников сферы частного бизнеса и государственных (муниципальных) структур, а также в качестве пенсионеров и лиц, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, но ведущие деятельность, приносящую доход. Возможны и смешанные варианты домашних хозяйств. Отсюда – разнообразие форм организации финансов домашних хозяйств. В результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов домашние хозяйства получают доходы от предпринимательской деятельности, в виде оплаты труда, пенсий, пособий и др., привлекают и погашают банковские кредиты, вступают во взаимоотношения со страховыми и инвестиционными компаниями, делают личные сбережения, уплачивают налоги и осуществляют расходы на ведение предпринимательской деятельности, на личное потребление и иные расходы.

Сферы и звенья системы финансов тесно взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь и специфика организации финансовых отношений и управления финансами каждого звена будут подробно рассмотрены в соответствующих главах и параграфах.

Источник https://secrets.tinkoff.ru/glossarij/finansy/

Источник https://spravochnick.ru/finansy/publichnye_finansy/

Источник https://studopedia.ru/6_76615_sistema-finansov-ponyatie-i-obshchaya-harakteristika.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: