Лизинг буксует
Как стало известно “Ъ”, российские лизингодатели приостановили заключение новых контрактов. Компании столкнулись не только с дефицитом дешевого финансирования и логистическими проблемами, но и с недостаточностью самих предметов лизинга. Участники отрасли не могут прогнозировать, какое удорожание закладывать и как привлекать финансирование, чтобы сохранить маржинальность бизнеса.
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ
О том, что лизингодатели не заключают новых контрактов, только выплачивают финансирование по уже действующим договорам, рассказал “Ъ” собеседник в одной из компаний отрасли и подтвердили эксперты. «Компании принимают заявки от партнеров, анализируют их, но новых контрактов не заключается. Кто-то рассчитывает, что ситуация стабилизируется в течение недели, кто-то — что в конце марта»,— поясняет редактор All-Leasing Татьяна Савельева. Главная трудность для лизинговых компаний сейчас состоит в невозможности рассчитать, какое удорожание заложить, чтобы сохранить маржинальность бизнеса, поясняет она, тогда как для многих сегментов лизинга ставка в 20% — практически запретительная.
После начала спецоперации России на Украине под американские санкции попали крупнейшие лизинговые компании, связанные с банками. Так, под блокирующими санкциями оказались «ВЭБ Лизинг», «Совкомбанк Лизинг», «ПСБ Лизинг», «Цест Лизинг». Под секторальные ограничения попали «Сбер Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ГПБ Лизинг». Но проблемы возникли у всех участников рынка, а не только так или иначе попавших под международные ограничения.
Основная проблема для лизинговых компаний сейчас — поиск финансирования. «В самой стабильной ситуации компании, которые фондируются материнским банком. До кризиса и радикального роста ставки они получали финансирование в среднем под 4,5% годовых,— говорит Татьяна Савельева.— Даже если сейчас они получат деньги под 10% — это все равно будет гораздо ниже рынка. Большой потенциал у облигаций, но для выхода на рынок публичного долга также требуются время и определенная работа».
Ситуация для сегмента осложняется и дефицитом предметов лизинга. Традиционно инструмент был ориентирован на европейских производителей техники, которые сейчас покинули российский рынок.
«Нужно и можно переориентироваться на азиатских производителей, но перестройка бизнес-процессов займет много времени.
Сейчас китайские производители есть на рынке, но их доля, к примеру, в сегменте автолизинга едва превышает 20%,— отмечает госпожа Савельева.— Такую же примерно долю занимают российские производители, но они сейчас вынуждены останавливать производство, так как зависимы от импортных комплектующих».
Есть и логистические проблемы, добавляет младший директор рейтингов нефинансовых компаний НРА Алла Юрова. Она подчеркивает, что ситуация осложняется волатильностью валюты, рисками в проведении взаиморасчетов за предметы лизинга и позицией иностранных партнеров, ограничивающих сотрудничество с российскими компаниями.
По данными исследования «Эксперт РА» и лизинговой ассоциации ОЛА, объем нового бизнеса российских лизинговых компаний за три квартала 2021 года составил 1,5 трлн руб. Это почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. По итогам всего года этот показатель оценивался в 2 трлн руб.
Отрасль ждет турбулентный год, сходятся во мнении эксперты. Участники рынка пока обсуждать ситуацию не готовы: большинство опрошенных лизинговых компаний либо отказались от комментариев, либо лишь сообщили, что продолжают работать в штатном режиме.
Российские авиакомпании теряют перестрахование и руководство
Коммерческий директор «ВТБ Лизинга» Евгений Татаринов говорит, что перед лизинговыми компаниями стоят три основных проблемы: «Первая — это значительное повышение ключевой ставки ЦБ, что автоматически означает пропорциональный рост лизинговых ставок. Вторая — рост стоимости имущества. В связи с новыми условиями российский бизнес частично заморозит свои планы по инвестициям в обновление и расширение технической базы. Третья — дефицит техники на российском рынке». Топ-менеджер при этом ожидает некоторого перетока клиентов из кредитов в лизинг — бизнес будет «более внимательно искать наиболее выгодное предложение, а в лизинге есть значительные налоговые преференции».
Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?
Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.
До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.
На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.
Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.
Что такое лизинг?
Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.
Виды лизинга
Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.
На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.
Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:
- амортизация автомобиля за период;
- процентные средства;
- комиссия лизинговой компании;
- сама стоимость автомобиля;
- дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.
Лизинг или кредит – что выгоднее?
Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.
Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.
В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.
Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.
Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.
Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.
Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.
KIA Sportage в кредит
Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.
Kia Sportage в лизинг
Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.
У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.
Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…
Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.
Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.
Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.
На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.
Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.
Немного статистики
В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.
Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.
Как получить банковский лизинг и виды лизинга с участием банков
Евгений Смирнов
# Нюансы бизнеса
Банковский лизинг
Преимущества лизинга от банков – низкие процентные ставки, акционные предложения, онлайн-оформление.
- Лизинг с участием банка
- Лизинг в банковской системе
- Как получить лизинг в банке
- Обзор банков, осуществляющих лизинг
Современные предприятия практически всегда находятся в поиске финансирования. Нехватка собственных оборотных средств как минимум приводит к упущенной выгоде. В числе более тяжелых последствий – невозможность исполнения профильных заказов и низкий уровень платежной дисциплины по обязательствам.
Одним из способов решения подобных вопросов являются лизинговые операции коммерческих банков. При таком формате взаимодействия компания избавляется от необходимости привлечения больших финансовых ресурсов на модернизацию производственных мощностей. Во многом лизинг напоминает традиционное кредитование. Но именно юридическая схема процесса и товарный характер взаимоотношений определяют лизинг как отдельный продукт на рынке финансовых услуг.
Лизинг с участием банка
Согласно определению, в операции лизинга участвуют три стороны, каждая из которых получает определенную выгоду:
- Продавец оборудования. Увеличивает продажи за счет потенциальных клиентов, не имеющих в наличии необходимых финансовых ресурсов. Сделка для продавца обычно носит разовый характер, расчет за технику осуществляется в краткосрочном периоде банком.
- Лизингодатель – финансовая компания либо кредитное учреждение. Такие организации по сути расширяют сферы кредитования на выгодных для себя условиях. Все расчеты при проведении лизинговых операций осуществляются самими профильными компаниями с учетом конъюнктуры рынка и установленных методик.
- Предприятие-лизингополучатель. Получает возможность выбирать поставщика оборудования. Бюджет потребителя при этом не нагружается, за счет распределения задолженности в пределах срока погашения (помесячно). Также упреждаются дополнительные расходы, связанные с налоговой нагрузкой на имущество. До конца периода лизинга техника считается собственностью лизингодателя.
Выгоды, получаемые всеми сторонами процесса, очевидны. Банки, принимая в управление новые виды имущества, получают возможность существенно расширять интересы. Они заключаются в следующем:
- лизинг, как банковская услуга, дает чистый доход, форсируемый за счет рисковых премий и маржинальности;
- потенциальная возможность неуплаты плановых платежей покрывается возможностью изъятия объекта договора с возможностью оперативной реализации для покрытия убытков;
- безусловное расширение сферы услуг кредитования, при котором происходи наращивание кредитного портфеля;
- генерация новых оборотных средств на фоне практических результатов.
Основным отличием лизинга от других видов аренды оборудования – рентинга и хайринга, является увеличенный срок эксплуатации наемной техники. Этот период может составлять от 3 до 20 лет. Получить более расширенное представление помогут виды банковского лизинга, каждый из которых удобен клиентам по тем или иным условиям.
Лизинг в банковской системе
Классификация этого вида услуг является достаточно обширной. Что касается лизинга от банков, то в России арендаторы пока не могут воспользоваться всем арсеналом продукта. Достаточной практикой обладают именно профильные компании, которые активно перенимают передовой опыт европейских партнеров.
Лизинг в банковской системе по классификации близок к тарификации. По типу имущества проводится в отношении движимой или недвижимой собственности. Лизинг как услуга может дополняться консультационным или юридическим сопровождением, подключением, наладкой, монтажом на месте эксплуатации. По сектору рынка принято различать лизинг внутренний или международный. Во втором случае речь идет о предоставлении оборудования на условиях экспорта или импорта.
Каждый из клиентов, рассматривая лизинг как оптимальный вариант финансирования, рассчитывает на комфортные условия сотрудничества. Чаще всего банк представляет пакет услуг, состав которого определяется возможностями кредитного учреждения в рамках принятых тарифов:
- Лизинг чистый. Самый простой по обслуживанию. На таком тарифе все вопросы по содержанию имущества полностью решаются сотрудниками банка.
- Лизинг с выборочным набором услуг. Банк принимает на себя часть вопросов, связанных с сопровождением предмета лизинга.
- Полный лизинг. В этом случае клиент финансовой компании фактически платит деньги и эксплуатирует оборудование. Все остальное делает банк.
Выбор конкретного тарифа зависит, прежде всего от финансовых возможностей компании.
Как получить лизинг в банке
Стать соискателем на получение финансирования может любая компания, испытывающая схожие с лизингом потребности. Полный набор критериев в отношении предприятий определяется специальными подразделениями на основе принятых корпоративных норм и устоявшейся, в том числе судебной, практики. По общему для всех учреждений правилу, для приобретения машин и оборудования в лизинг, необходимо направить заявку. Чаще всего коммерческие предприятия направляют обращения в несколько банков, занятых профильными услугами.
Кредитные учреждения при рассмотрении соискателя ориентируются на платежеспособность потенциального клиента. Для этого компетентные подразделения изучают финансовую отчетность компаний, выбранных поставщиков и образцы техники. Обычно в течение нескольких дней принимается предварительное решение. Если заключение положительное, компания заявитель получает коммерческое предложение (несколько).
Следующим этапом взаимодействия является детальное изучение финансового состояния компании, ее учредителей, деловой репутации. Заявители рассматриваются, прежде всего, как потенциальные плательщики, поэтому соискатели не должны иметь отрицательной кредитной истории.
Обзор банков, осуществляющих лизинг
Задумываясь над тем, в каком банке взять средства на покупку новых мощностей, соискателям следует понимать, что большая часть таких ресурсодержателей являются представителями финансовых групп. Выделяя лизингодателей в отдельные организации, банки оптимизируют свои бюджеты. Крупнейшим сегментом российского рынка является железнодорожная техника. Следующими идут грузовой транспорт, строительная и дорожная техника. Не менее десяти процентов рынка занято потребностью компаний, которым необходимы средства производства, передвижения, автоматизированного обслуживания (вендинги).
В числе крупных учреждений, занятых в области финансового и оперативного лизинга, следующие:
- ВЭБ-Лизинг – лидер рынка с оборотами порядка 60 триллионов рублей в год. Входит в состав финансовой группы Внешэкономбанка.
- Сбербанк Лизинг с ежегодным оборотом до 40 триллионов рублей.
- ВТБ-Лизинг – входит в группу компаний ВТБ. Размер уставного капитала более 14 млрд рублей.
- Альфа-Лизинг – очередной представитель группы компаний. Выручка, поступающая со счетов лизингополучателей, достигает в год 5 триллионов рублей.
С выходом лизинга на российский рынок, появились новые катализаторы роста поставщиков и потребителей технической продукции. Как финансовая операция, этот вид взаимодействия превосходит классический кредит по ряду показателей, предопределяя выгодные условия для всех участников.
Источник https://www.kommersant.ru/doc/5249880
Источник https://www.drive2.ru/o/b/475037677662503742/
Источник https://delen.ru/nyuansy-biznesa/kak-poluchit-bankovskij-lizing.html