Лизинг становится частью экосистем крупных банков

Развитие лизинговых операций коммерческих банков Российской Федерации

Предлагаемый банками лизинг как финансовая услуга постоянно адаптируется к изменяющимся экономическим условиям, стремясь быть более востребованным.

В стране, где формируется международный финансовый центр, есть резервы и для развития международного лизинга. Данный вид лизинга пока в России достаточного применения не получил, однако темпы его роста среди европейских стран впечатляют в 2011 г. они оказались в восемь раз выше темпов прироста общеевропейского рынка. По данным Leaseurope, прирост новых сделок в Европе составил в 2011 г. 7,7% (но данным 28 стран, без учета изменений курсов валют), объем нового бизнеса достиг 256,6 млрд евро (в 2010 г. – 237,5 млрд) [1] Российский лизинговый рынок занял 5-е место в 2011 г. по объему новых сделок (табл. 8.5), доля России в общеевропейских контрактах увеличилась на 2,4 процентных пункта и составила около 7,1%.

Место России по объему лизинга среди стран Европы в 2010-2011 гг.

2011 год, млн евро

2010 год, млн евро

Анализ международной практики позволяет классифицировать сделки международного лизинга, выделяя лизинг с условной продажей (с рассрочкой платежа), истинный лизинг, направленный на оптимизацию налоговых платежей (прямой, сублизинг, хеджированный), лизинг с опционом. Срок аренды обычно составляет 75% от предлагаемого срока службы имущества [2] .

Участвующие в лизинговых сделках страны (например, Западной Европы) в юридическом отношении имеют разночтения, а их проведение сопровождается значительными рисками возникновения дополнительных налоговых выплат, кредитными, политическими рисками, рисками связанными с нарушением поставок сырья и материалов, с реализацией продукции, валютными рисками и т.д.

Развивая лизинг, выходящий за пределы страны, следует иметь в виду, что в настоящее время существует несколько способов снижения рисков при осуществлении международных лизинговых операций. Банки развитых стран применяют системы распределения риска между участниками проекта; диверсификацию рисков; их лимитирование и хеджирование от возможных убытков; создание резервного фонда.

В России эти процессы имеют свою специфику. Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в нашей стране является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые сделки в России были организованы крупными лизинговыми компаниями при содействии ведущих банков РФ: Мосбизнесбанк – «Лизингбизнес», Межрегиональный банк – «Меликон», «Промстройбанк» – «Балтиз» (Санкт-Петербург). В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний [3] , для которых экономическая нестабильность и несовершенство российской законодательной базы не являются значительным препятствием.

Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и автотрейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России.

В свою очередь, российский рынок лизинга развивается за рубежом. Новые сделки в сегментах оборудования и автотранспортных средств продемонстрировали рост на 22,6 и 17,5% соответственно. При этом сделки в сегменте недвижимости сократились на 18,5% (в 2010 г. сокращение составило 13%). На российском рынке сегмент лизинга недвижимости вырос за 2011 г. на 50%, сегменты легкового и грузового транспорта увеличились в сумме на 82% [1] .

Кроме того, следует иметь в виду, что на внутреннем рынке страны лизинг как способ продажи банковских кредитов через лизинговые компании теряет свою эффективность, так как сложившаяся схема не прибавляет добавленной стоимости и сервисных услуг, а, неся в себе серьезный риск потерь при дефолте конечных клиентов, позволяет, по сути, только перепродавать кредит. Не имея отработанных механизмов работы с конкретным перераспределением основных средств, при возникновении у первичного лизингополучателя проблем с текущими лизинговыми платежами лизинговые компании не могут застраховаться от потерь. Усугубляется ситуация тем и лишением лизинговых компаний налоговых льгот. Наиболее привлекательным становится прямое финансирование клиентов под приобретение основных средств или использование лизинга в линейке кредитования крупных банков, когда кредитный инспектор банка предлагая клиенту кредиты одним из вариантов обозначает лизинг. При такой схеме решения о выдаче лизинга принимаются в банке, а лизинговая компания их только исполняет. При этом продажа, принятие решения и риски остаются в банке, а лизинговая оболочка может реализоваться из единого центра. Тем самым отпадает потребность развивать отдельную лизинговую компанию с присущей ей сетью, тем более, что отсутствие конкурентных преимуществ лидеров рынка приведет нового игрока к демпингу по ставкам и поставит под вопрос целесообразность такого бизнеса.

Такой подход, однако, не исключает развитие альтернативного банку лизинга через формирование лизинговых компаний с четким профессиональным уклоном. Такая специализация позволяет предоставлять клиентам дополнительный сервис, и серьезно снизить кредитные риски. Подобная схема используется лидерами рынка лизинга легкового транспорта Европланом, Каркадэ, розничным подразделением ВЭБ Лизинга, Уралсибом и подразумевает работу с оперативным лизингом и арендой, в который уходят изъятые единицы профильного оборудования.

В современных условиях возрастает интерес к развитию, как финансового так и оперативного лизинга. При этом, развитие системы оперативного лизинга позволяет запускать в повторный оборот изъятое оборудование из дефолтных сделок финансового лизинга.

Перспективным можно считать развитие апробированного в мировой практике (до 40% в отдельных европейских странах) лизинга недвижимости. Данный сегмент в первую очередь интересен с точки зрения снижения рисков, так как в России права собственности защищены лучше прав аренды. В лизинге недвижимости требуются длинные ресурсы (от 7 лет), а стоимость лизинга должна быть нс выше рентабельности использования объектов недвижимости. Вместе с тем, реализация дефолтного предмета лизинга не требует серьезных навыков. Опыт реализации подобных сделок в Уралсибе и Сбербанке показывает, что при правильной оценке выход из дефолтных сделок происходит без потерь для лизинговой компании. Как показывает практика банков, развивать лизинговую сеть на рынке коммерческой недвижимости нет смысла, так как такие сделки можно реализовывать из единого центра, но лизинг вполне приемлем как вариант для купли-продажи жилой недвижимости. Подсчитано, что доходность по данным операциям не превышает 1-2% годовых, однако, банк может заработать за счет дополнительных услуг и за счет комиссий строителей и продавцов недвижимости.

По прогнозам аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА» невысокие темпы прироста рынка лизинга сохранятся и в 2013 г. – этому способствуют высокая база роста и нестабильность в европейской экономике, основном потребителе продукции крупнейших российских корпораций. Банкам следует ориентироваться на сохранение тенденции к замедлению рыночной динамики. Это будет вызвано предполагаемым увеличением ставок (на 1–2 процентных пункта) по кредитам, что объясняется снижением ставок аренды и ден на вагоны в железнодорожной отрасли, которая является ключевой для лизингового рынка. Не стоит ожидать и скорого увеличения доли розницы в новом бизнесе, несмотря на интерес к этому сегменту и ожидания сокращения доли крупных сделок с железнодорожной техникой (доля сделок стоимостью до 5 млн руб. в этом году может вырасти менее чем на 3 процентных пункта) [5] .

Отсюда вытекают ключевые проблемы и задачи, на решение которых должны направить свои усилия лизингодатели для поддержки развития рынка:

  • – главным вызовом в 2013 г. станет снижение спроса;
  • – усложнится поиск новых источников ресурсов для лизинга;
  • – возрастет проблема платежной дисциплины клиентов;
  • – снизится кредитное качество лизинга;
  • – сохранятся проблемы развития бизнеса и работы с существующим портфелем обеспечения прав лизингодателя при изъятии имущества.

Следует отметить, что в развитии лизинга обнаружилось новое препятствие: отмена налога на новое движимое имущество уменьшает привлекательность лизинга по сравнению с кредитом. В связи с этим предполагается его незначительное сокращение (меньше 5%). При планировании перспектив развития нужно иметь в виду, что ближе к 2014 г. российский лизинговый рынок может упереться в локальный потолок на уровне в 2,5–3% ВВП [6] , для преодоления которого потребуются масштабные структурные изменения. Это и улучшение законодательной базы и правоприменительной практики, и рост объема инвестиций в отраслях, которые не занимались обновлением оборудования в 2000-х гг. (ЖКХ, речной транспорт и т.д.), и изменения в самих лизинговых компаниях (в части риск-менеджмента, автоматизации и практик корпоративного управления). В сложившихся условиях есть перспективы и целесообразность незначительного расширения филиальных сетей лизинговых компаний, хотя лизинговые услуги и так достаточно широко представлены в регионах.

Лизинг становится частью экосистем крупных банков

Сегодня свои лизинговые подразделения и даже группы компаний есть в России практически у всех крупных банков. В рэнкинге рейтингового агентства «Эксперт РА» за первое полугодие 2019 года среди топ-30 лизинговых компаний около трети составляют банковские «дочки». Соответствующие структуры есть у Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Газпромбанка, Райффайзенбанка, ЮниКредит Банка, ПСБ и пр.

При этом, как говорит директор некоммерческого партнерства «Лизинговый союз», председатель подкомитета по лизингу совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Евгений Царев, для банков лизинг — непрофильная деятельность, связанная с рядом обременений: «Это хлопотное для банков дело: актив передается в лизинг, за ним надо следить, а в случае неисполнения клиентом условий договора изымать, ставить на свой баланс, а потом реализовывать как проблемный актив». При этом оценка клиента и проекта может проводиться по банковским моделям, как при кредитовании, под которые подходят не все лизингополучатели. Почему же банки идут на этот рынок и чем их предложение отличается по отношению к специализированным лизинговым компаниям?

Растущий рынок

Лизинг является одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка. Согласно данным «Эксперт РА», по итогам первого полугодия 2019 года объем нового бизнеса в сегменте лизинга составил 730 млрд руб., увеличившись на 13% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это меньше, чем в первые шесть месяцев в 2018 и 2017 годах, когда рост был на уровне 55 и 51% соответственно. По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», по итогам 2019 года рост составит 15%. Доля лизингового бизнеса в ВВП также показывает положительный тренд — за первые шесть месяцев текущего года она достигла уровня 1,5% против 1% по итогам прошлого года. Объем чистых инвестиций в лизинг по итогам 2018 года составил в России около 1,75 трлн руб., что на 32% больше по отношению к предыдущему году.

Как считает генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев, в перспективе лизинговый рынок снова наберет хорошие темпы: «Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.». В первом полугодии 2019-го совокупный лизинговый портфель в России, по данным «Эксперт РА», составил 4,5 трлн руб.

«В идеале до 30% инвестиций в основные фонды, в частности в обновление оборудования, как показывает мировая практика, эффективнее осуществлять через лизинг», — говорит Евгений Царев.

Банки vs компании

По словам представителя ТПП РФ, лизинговые подразделения нужны банкам в первую очередь потому, что соответствующую опцию хотят иметь их клиенты. «Также часто бывает, что сделки банкам интереснее проводить именно через лизинг», — уточняет он. Данный инструмент становится все популярнее у компаний разного профиля и размера, что подтверждается увеличением доли лизинга в ВВП нашей страны. «Около половины рынка занимают крупные корпоративные группы, преимущественно со сделками по железнодорожному и авиационному транспорту. Остальной рынок представлен компаниями среднего и малого бизнеса. Мы наблюдаем устойчивый спрос на лизинговые решения со стороны клиентов данного сегмента», — говорит генеральный директор компании «Райффайзен-Лизинг» Александр Бобылев. Он подтверждает, что банкам данный инструмент интересен в первую очередь «для закрытия всех продуктовых потребностей клиента», кроме того, наличие предмета лизинга в собственности лизингодателя является дополнительным аргументом с точки зрения рискованности сделки. Председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев добавляет, что сам малый бизнес в опросах относительно наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как инструмент номер один — более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.

Если лизинг осуществляет банковское подразделение, то клиент может получить преимущества в виде быстрого принятия решения, сниженной ставки и более длинных сроков погашения, говорит Евгений Царев.

Если лизинг осуществляет розничная лизинговая компания, то возможные плюсы для клиента — быстрое принятие решения (или в принципе принятие положительного решения по проекту, если банковское кредитование использовать не удается), получение более гибких условий — по требуемой сумме, по срокам договора лизинга, говорит Евгений Царев. «Поэтому иногда бизнесу предпочтительнее обратиться в лизинговую компанию, которая готова принять на себя часть рисков клиента по проекту, решая вопросы финансирования, в том числе с банками», — уточняет эксперт.

Председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева отмечает важность такой составляющей, как финансовая стабильность лизинговой компании. «Здесь, конечно, стоит отметить, что по этому критерию преимущество имеют лизинговые компании, созданные при кредитных организациях. Мы видим, что многие крупнейшие банки создают успешные дочерние лизинговые компании, которые хорошо показывают себя на рынке, предлагая привлекательные продукты», — говорит она.

Гендиректор «Райффайзен-Лизинга», в свою очередь, к плюсам банковских «дочек» относит более широкие возможности для цифровизации лизинговых сделок и сопутствующих операций. Например, недавно «Райффайзен-Лизинг» представил онлайн-решение по лизингу для микро— и малого бизнеса. «Результатом стала возможность выпуска готовой договорной документации без привлечения к этому процессу сотрудников, то есть полностью в автоматическом режиме», — говорит Александр Бобылев. Достаточно при заведении потенциального клиента внести лишь его ИНН или ОГРН, а программа сама сделает основной объем работы, собрав о нем максимум информации из открытых источников через интеграционные решения с базами данных. Это приводит к сокращению операционных расходов, что позволит делать более привлекательные условия лизинга для клиентов. «Сотрудничество с крупнейшими производителями обеспечит возможность предложить покупку транспорта и техники через лизинг с существенными скидками», — продолжает эксперт.

Читать статью  ГК «АвтоТрейдЛизинг» и все о кредитном брокерстве

Тренды и перспективы

Вообще, основным трендом в лизинге, по словам Александра Бобылева, является уменьшение срока проведения сделки, что опять же достигается путем цифровизации всех процессов лизинговой компании. «Купить в один клик — вот чего от поставщика услуг сегодня требует пользователь. Переход на электронный документооборот с использованием квалифицированной электронной подписи позволяет сократить время на обработку и пересылку документов на 80%, скорость доставки документа «от двери до двери» составляет семь секунд», — говорит он. Также за счет интеграции внутренних систем лизинговых компаний с внешними и внутренними источниками данных (ЕГРЮЛ, БКИ и пр.) достигается уменьшение объема запрашиваемой у клиента информации и документов.

Одним из наиболее перспективных направлений для расширения лизингового бизнеса Александр Бобылев называет массовое привлечение на рынок в качестве клиентов физических лиц. «Сейчас лизингом остается практически не охвачен такой крупный потребительский сегмент, как физические лица. Для стимулирования лизинга здесь необходима отмена НДС на лизинговые платежи. Без этого кредитование выглядит привлекательнее», — говорит он.

Екатерина Авдеева отмечает, что в последнее время лизинговые компании уже начали заключать договоры лизинга с физическими лицами. Преимущества лизинга для физических лиц почти такие же, как и для юридических: возможность получить скидку, которую предоставляет лизинговая компания, минимальный пакет документов при значительном авансовом платеже, возможность выбрать не только аннуитетные платежи, что позволяет минимизировать переплату, ускоренная амортизация ТС и пр. «Нет только возможности законной налоговой оптимизации, как для юрлиц. Но для физического лица важен дисконт на предмет лизинга, например автомобиль. Некоторые дилеры предоставляют такие скидки, которые могут покрыть все переплаты по лизингу, и это большое преимущество», — говорит Екатерина Авдеева. Возможность более лояльной оценки лизингополучателя по сравнению с оценкой заемщика, запрос небольшого пакета документов для потенциального лизингополучателя, по ее словам, тоже будет плюсом для граждан-лизингополучателей. Но при этом важно должным образом оценивать свои финансовые возможности, осознавая, что лизингодатель не будет долго ждать с изъятием предмета лизинга в случае нарушения финансовых обязательств, подчеркивает она.

Лизинговые операции коммерческих банков

История возникновения и развития лизинга. Сущность лизинга и его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования. Разновидности лизинговых операций, порядок их проведения. Практика применения лизинговых операций в других странах.

РубрикаФинансы, деньги и налоги
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления28.04.2010
Размер файла37,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лизинговые операции коммерческих банков

В настоящее время большинство российских предприятий сталкивается с проблемой обновления основных фондов. При этом зачастую из-за нехватки оборотных средств они вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости. С другой стороны, многие предприятия — поставщики оборудования — имеют трудности с реализацией своей продукции. В месте с тем существует путь, пока еще не получивший широкого распространения, но способный разрешить эти проблемы.

Речь в данном случае идет о лизинге — новой форме финансирования предприятий.

Лизинг как вид деятельности возник после Второй мировой войны и получил широкое распространение в различных отраслях современной экономики. Появление лизинга в условиях научно-технического прогресса было связано с растущей потребностью предприятий и наукоемких производств в современном оборудовании, которую невозможно было удовлетворить с помощью традиционных форм финансирования.

Лизинг для России — явление новое, а потому отсутствует и необходимый опыт проведения лизинговых операций. В то же время в развитых странах эта форма предпринимательской деятельности получила широкое распространение. С помощью лизинга в таких странах, как Италия, Испания, Швеция, США, Канада, осуществляется до 30% всей инвестиционной деятельности.

В настоящий момент лизинговые операции начали широко применяться в практике российских коммерческих банков и специализированных лизинговых компаний, хотя существует множество проблем, требующих своего разрешения.

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций, порядка их проведения. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах.

История возникновения и развития лизинга

На основе тесных связей между производителем и потребителем продукции возникают и развиваются принципиально новые источники их финансирования и кредитования. Этим новым источником стал лизинг.

Сущность лизинговой операции заключаются в предоставлении на условиях аренды на средний и долгосрочный период средств производства предприятиям-пользователям. Операции лизинга позволяют получить предприятиям необходимое оборудование без значительных единовременных затрат.

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате, написанном около 350 г. до н. э.: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». В Венеции уже в Х? в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. t o l e a s e — сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн». Организатором этой фирмы был Генри Шонфельд. Таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. К середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз.

Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В чем же заключается инвестиционная привлекательность лизинга, способствовавшая его быстрому распространению?

Лизинг — сравнительно молодой инструмент финансирования, но по сравнению с традиционными формами он обладает существенными преимуществами. Основное преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать свое дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.

Лизинг — это также дополнительные услуги для клиента. К числу особенно важных преимуществ лизинга относится и довольно широкий спектр дополнительных услуг, которые лизинговые фирмы предоставляют своим клиентам.

Итак, в развитии лизинга заинтересованы:

1) Лизингополучатели — потребители оборудования. Они имеют возможность эксплуатации дорогостоящего оборудования за небольшую лизинговую плату. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства;

2) Поставщики оборудования, его производители. За счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Кроме того, поставщик получает сумму стоимости оборудования единовременно;

3) Лизинговые компании — инвесторы, которым лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием). До завершающего платежа компания является собственником оборудования и в случае срыва расчетов или банкротства лизингополучателя может востребовать оборудование и реализовать его для погашения убытков. Кроме того, в большинстве стран банки, занимающиеся лизингом, имеют значительные налоговые льготы.

Таким образом, лизинг интересен не только для клиентов с ограниченными возможностями, но и для сильных в финансовом отношении предприятий. Это и послужило причиной его столь стремительного распространения.

В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагающих свои услуги, и многообразная модификация лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателям в различных сферах экономики.

В конце 50-х годов лизинговые компании в США обратили свои взоры на зарубежный рынок. В 1959 г. «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» учредила филиал в Канаде и стала подумывать об учреждении филиала в Англии. В этом же году управляющий директор английской кредитной фирмы «Меркантил кредит компании» посетил США и фирму “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”.

8 июня 1960 г. была создана Торговая лизинговая компания, в которой 80% акций принадлежали «Меркантил кредит компании» и 20% «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн». Несомненные и быстрые успехи компании привлекли к себе внимание и других английских финансовых компаний. В первой половине 60-х годов большинство из них участвовало в операциях по лизингу. Постепенно присоединялись и банки.

Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г. и называлась «S e p a f i t e c». Она занималась лизингом промышленного оборудования. К 1965 г. во Франции уже действовало 28 лизинговых компаний. В Германии первая лизинговая фирма была создана в 1968 г. в Дюссельдорфе. Несколько позже была основана первая лизинговая фирма в Италии — в 1966 г.

Таким образом, в Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 — начале 60-х годов. Развитие лизинга здесь сдерживалось неопределенностью его статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. После закрепления в налоговом законодательстве статуса лизинговых договоров, их рост усилился.

В 1963 г. первая лизинговая фирма была создана в Японии. Уже в 1967 г. общая сумма договоров на аренду машин и оборудования здесь составила 42 млн. дол.

Развивался лизинг и в странах плановой экономики (Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии). Болгария, например, около 10% техники из развитых стран ввозила по лизингу, а в Китае годовой объем лизинговых сделок в группе машин и оборудования достиг почти 1млрд. дол.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США — Западная Европа — Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75 — 80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

Международный рынок лизинговых услуг — один из наиболее динамичных. По оценкам экспертов, к началу 1988 г. на условиях лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд. дол., в то время как в 1979 г. только на 50 млрд. дол.

В общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование на долю лизинга приходится: в США — 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании — 13-17%; Италии, Голландии — 12-14%; Австрии, Дании, Норвегии — 8-10%; в Японии — 8-10%.

Развитие лизинговых операций в развитых странах можно проследить на примере Германии.

Из графика видно, что доля лизинговых операций в общем объеме инвестиций постоянно увеличивается. Анализируя выше перечисленные данные и график можно сделать вывод, что объем лизинговых операций в развитых странах имеет устойчивую тенденцию к росту.

Для современного периода характерно создание международных лизинговых институтов. Так, Объединение Европейских лизинговых обществ (штаб-квартира в Брюсселе) охватывает общества и союзы 17 государств. В ряде стран правительственные органы используют лизинг как особую форму поддеожки малого бизнеса. Так, в Японии специально создана система органов, обеспечивающая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежденной в 1966 г. Системе лизингооборудования принимают участие в качестве кредиторов национальное и префектурное правительства.

Понятие лизинга и основные виды лизинга

1. Сущность лизинговой сделки.

В мировой практике термин «лизинг» используется для обозначения различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования. В зависимости от срока, на который заключается договор аренды, различают три вида арендных операций:

— краткосрочная аренда (рентинг) — на срок от одного дня до одного года;

— среднесрочная аренда (хайринг) — от одного года до трех лет;

— долгосрочная аренда (лизинг) — от трех до 20 лет и более.

Поэтому под лизингом понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.

Кроме того, лизинг можно рассматривать как специфическую форму финансирования вложений в основные фонды при посредничестве специализированной (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего лица имущество и отдает ему в аренду на долгосрочный период. Таким образом, лизинговая компания фактически кредитует арендатора. Поэтому лизинг иногда называют «кредит-аренда».

В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге собственность на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь его во временное пользование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу по истечении срока договора.

Также лизинг отличается от аренды:

1) В отличии от арендатора лизингополучатель оплачивает страховку имущества, его техобслуживание, возмещает потерю собственнику в случае гибели или порчи имущества;

2) В случае выявления дефекта в объекте лизинговой сделки лизингополучатель предъявляет не лизингодателю, а поставщику оборудования. В связи с этим на срок лизинговой сделки параллельно предусматривается гарантия поставщика по техническому обслуживанию оборудования.

С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным на покупку оборудования. При кредите в основные фонды заемщик вносит в установленные сроки платежи в погашение долга. При этом банк для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погашения ссуды. При лизинге арендатор становится владельцем взятого в аренду имущества только по истечении срока договора и выплаты им полной стоимости арендованного имущества. Однако такое сходство характерно лишь для финансового лизинга. Для другого вида лизинга — оперативного — наблюдается большее сходство с классической арендой оборудования.

Читать статью  Лизинговые операции коммерческих банков и перспективы их развития в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

По своей юридической форме лизинговая сделка является своеобразным видом долгосрочной аренды инвестиционных ценностей. Четкое определение лизинговой операции имеет важное практическое значение, так как при несоблюдении установленных законом правил ее оформления она не может быть признана лизинговой сделкой, что чревато для участников операции рядом неблагоприятных финансовых последствий.

Основные элементы лизинговой операции

Основу лизинговой сделки составляют:

1. Объект сделки. Объектом лизинговой сделки может быть любой вид материальных ценностей, если он не уничтожается в производственном цикле. По природе арендуемого объекта различают лизинг движимого и недвижимого имущества.

2. Субъект лизинга. Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. При этом их можно подразделить на прямых и косвенных участников.

К прямым участникам лизинговой сделки относятся:

— лизинговые фирмы и компании (лизингодатели или арендодатели);

— производственные (промышленные и сельскохозяйственные), торговые и транспортные предприятия и население (лизингополучатели или арендаторы);

— поставщики объектов сделки — производственные (промышленные) и торговые компании.

Косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы.

«Лизинговыми» называют все фирмы, осуществляющие арендные отношения независимо от вида аренды (краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной). По характеру своей деятельности они подразделяются на узкоспециализированные и универсальные.

Узкоспециализированные компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для текстильных предприятий). Эти фирмы, как правило, располагают собственным парком машин или запасом оборудования и предоставляют их потребителю (арендатору) по первому требованию клиента. Лизинговые компании в основном сами осуществляют техническое обслуживание и следят за поддержанием его в нормальном эксплуатационном состоянии.

Универсальные лизинговые фирмы передают в аренду разнообразные виды машин и оборудования. Они предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Техническое обслуживание и ремонт предмета аренды осуществляет или поставщик, или сам лизингополучатель. Лизингодатель, таким образом, выполняет фактически функцию учреждения, организующего финансирование сделки.

Лизинговые фирмы в редких случаях считаются независимыми, т.е. не имеющими родственных связей с другими компаниями. В большинстве они выступают как филиалы или дочерние компании промышленных и торговых фирм, банков и страховых обществ.

Внедрение банков на рынок лизинговых услуг объясняется, во-первых, тем, что лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки — основные держатели денежных ресурсов. Во-вторых, лизинговые услуги по своей экономической природе тесно связаны с банковским кредитованием и служат своеобразной альтернативой последнему. Конкуренция на финансовом рынке толкает банки к расширению этих операций. При этом банки контролируют и независимые лизинговые фирмы, предоставляя им кредиты. Кредитуя лизинговые общества, они косвенно финансируют лизингополучателей в форме товарного кредита.

3. Срок лизинга (период лиза). Под периодом лиза понимается срок действия лизингового договора. Поскольку лизинг является особой формой долгосрочной аренды, то высокая стоимость и длительный срок службы объектов сделки определяют временные рамки периода лиза. При установлении срока лизингового договора лизингодатель и лизингополучатель учитывают следующие моменты:

— срок службы оборудования, определяемый его технико-экономическими данными. Срок лизингового контракта не может превышать срока возможной эксплуатации оборудования с учетом условий эксплуатации объекта арендатором. Срок договора может ограничиваться законодательно. Например, в Австрии нижний предел находится на уровне 40%, а верхний составляет 90% от срока, принятого для начисления амортизации;

— период амортизации оборудования устанавливается правительственными органами. При финансовом лизинге срок договора обычно совпадает с периодом амортизации;

— цикл появления более производительного или дешевого аналога сделки. Принимать во внимание этот фактор особенно важно в отраслях, осуществляющих обновление выпускаемой продукции в короткие сроки;

— динамику инфляционных процессов. Для лизингодателя невыгодно заключать договор при быстрорастущей инфляции на продолжительный срок с фиксированными арендными платежами и наоборот, при тенденции цен к снижению лизингодатель стремится к более длительному сроку соглашения;

— конъюнктуру рынка ссудных капиталов и тенденции его развития. Поскольку лизинговые компании широко пользуются банковским кредитом, то уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам, являющимся основой лизингового процента, оказывает непосредственное влияние на длительность лизингового соглашения.

4. Стоимость лизинга. В проекте лизинговых операций наиболее сложным моментом представляется определение суммы лизинговых платежей, причитающихся лизингодателю. При рентинге и хайринге сумма арендных выплат в значительной мере устанавливается конъюнктурой рынка арендуемых товаров. При лизинге в основу расчета лизинговых платежей закладываются методически обоснованные расчеты, что связано со стоимостью объекта сделки и продолжительным сроком лизингового контракта.

В состав любого лизингового платежа входят следующие основные элементы:

2) плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки;

3) лизинговая маржа, включающая доход лизингодателя за оказываемые им услуги (1-3%);

4) рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель.

Плата за ресурсы, лизинговая маржа и рисковая премия составляют лизинговый процент. Для расчета суммы арендных платежей используется формула аннуитетов (ежегодных платежей по конкретному займу), которая выражает взаимосвязанное действие на их величину всех условий лизингового соглашения: суммы и срока контракта, уровня лизингового процента, периодичности платежей. Эта формула имеет такой вид:

Р = А · [ (И: Т) : (1 — 1: (1 + И: Т) Т · П ) , (1)

где Р — сумма арендных платежей;

А — сумма амортизации или стоимость арендуемого имущества;

П — срок контракта;

И — лизинговый процент;

Т — периодичность арендных платежей.

Рассмотрим пример. Допустим, при стоимости арендованного оборудования 15000 единиц, сроке договора 5 лет, ставке 9%, квартальной периодичности платежей сумма их будет постоянно равна 956,3 единиц.

15000 · [ (0,09: 4) : (1 — 1: (1 + 0,09: 4) 5· 4 ] = 15000 · 0,06375 = 956,3 ед.

Для определения суммы платежа, скорректированного на величину выбранной клиентом остаточной стоимости, применяется формула дисконтного множителя:

1 : [ 1 + ОС · 1: (1 + И: Т) Т· П ] , (2)

где ОС — остаточная стоимость.

Если в нашем примере размер остаточной стоимости принять равным 5%, то величина дисконтного множителя выражается в 0, 9689 ед.

1 : [ 1 + 0,05 · 1: (1 + 0,09: 4) 5· 4 ] = 1 / 1,03204 = 0,9689 ед.

Если первый арендный платеж осуществляется авансом, т.е. в момент подписания арендатором протокола о приемке оборудования, следовательно, не в конце, а в начале процентного периода при ежеквартальной периодичности уплаты процента, то в расчет суммы платежа вносится еще один корректив по формуле:

1 : (1 + 0,09: 4) = 1 : 1,0225 = 0,9779 ед.

В окончательном виде сумма арендного платежа, внесенного в лизинговое соглашение, будет равна: 906,0 ед. (15000 · 0,06375 · 0,9689 · 0,9779).

5. Услуги, предоставляемые по лизингу. Лизинг характеризуется большим разнообразием услуг, которые могут быть предоставлены лизингополучателю. Все виды этих услуг условно делятся на две группы:

— технические услуги, связанные с организацией транспортировки объекта лизинга к месту его использования клиентом; монтажом и наладкой сданного в лизинг оборудования; техническим обслуживанием и текущим ремонтом оборудования (особенно в случае сложного новейшего оборудования);

— консультационные услуги — услуги по вопросам налогообложения, оформления сделки и другие.

3. Виды лизинговых операций.

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. Существующие формы лизинга можно объединить в два основных вида — оперативный и финансовый лизинги.

1. Оперативный лизинг — это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта.

Для оперативного лизинга характерны следующие основные признаки:

— лизингодатель не рассчитывает возместить все свои затраты за счет поступления лизинговых платежей от одного лизингополучателя;

— лизинговый договор заключается, как правило, на 2 — 5 лет, что значительно меньше сроков физического износа оборудования, и может быть расторгнут лизингополучателем в любое время;

— риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. В лизинговом договоре может предусматриваться определенная ответственность лизингополучателя за порчу переданного ему имущества, но ее размер значительно меньше первоначальной цены имущества;

— ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге. Это вызвано тем, что лизингодатель, не имея полной гарантии окупаемости затрат, вынужден учитывать различные коммерческие риски (риск не найти арендатора на весь объем имеющегося оборудования, риск поломки объекта сделки, риск досрочного расторжения договора) путем повышения цены на свои услуги;

— объектом сделки являются наиболее популярные виды машин и оборудования.

При оперативном лизинге лизинговая компания приобретает оборудование заранее, не зная конкретного арендатора. Поэтому фирмы, занимающиеся оперативным лизингом, должны хорошо знать конъюнктуру рынка инвестиционных товаров как новых, так и бывших уже в употреблении. Лизинговые компании при этом виде лизинга сами страхуют имущество, сдаваемое в аренду, и обеспечивают его техобслуживание и ремонт.

По окончании срока лизингового договора лизингополучатель имеет право:

— продлить срок договора на более выгодных условиях;

— вернуть оборудование лизингодателю;

— купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения на покупку по справедливой рыночной стоимости. Поскольку при заключении договора заранее нельзя достаточно точно определить остаточную рыночную стоимость объекта сделки, то это положение требует от лизинговых фирм хорошего знания конъюнктуры рынка подержанного оборудования.

Лизингополучатель при помощи оперативного лизинга стремится избежать рисков, связанных с владением имуществом, например, с моральным старением, снижением рентабельности в связи с изменением спроса на производимую продукцию, поломкой оборудования, увеличением прямых и косвенных непроизводительных затрат, вызванных ремонтом и простоем оборудования, и т.д. Поэтому лизингополучатель предпочитает оперативный лизинг в случаях, когда:

— предполагаемые доходы от использования арендованного оборудования не окупают его первоначальной цены;

— оборудование требуется на небольшой срок (сезонные работы или разовое использование);

— для оборудования необходимо специальное техобслуживание;

— объектом сделки выступает новое, непроверенное оборудование.

Перечисленные особенности оперативного лизинга определили его распространение в таких отраслях, как сельское хозяйство, транспорт, горнодобывающая промышленность, строительство, электронная обработка информации.

2. Финансовый лизинг — это соглашение, предусматривающее в течение периода своего действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.

Финансовый лизинг характеризуется следующими основными чертами:

— участие третьей стороны (производителя или поставщика объекта сделки);

— невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, т.е. срока, необходимого для возмещения расходов арендодателя. Однако на практике это иногда происходит, что оговаривается в соглашении о лизинге, но в этом случае стоимость операции значительно возрастает;

— более продолжительный срок лизингового соглашения (обычно близкий сроку службы объекта сделки);

— объекты сделок, как правило, отличаются высокой стоимостью.

После завершения срока контракта лизингополучатель может:

— купить объект сделки, но по остаточной стоимости;

— заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке;

— вернуть объект сделки лизинговой компании.

О своем выборе лизингополучатель сообщает лизингодателю за 6 месяцев или в другой период до окончания срока договора. Если в договоре предусматривается соглашение (опцион) на покупку предмета сделки, то стороны заранее определяют остаточную стоимость объекта. Обычно она составляет от 1 до 10% первоначальной стоимости, что дает право лизингодателю начислять амортизацию на всю стоимость оборудования.

Т.к. финансовый лизинг по экономическим признакам схож с долгосрочным банковским кредитованием капитальных вложений, то особое место на рынке финансового лизинга занимают банки, финансовые компании и специализированные компании, тесно связанные с банками.

Лизинговые операции также можно классифицировать в зависимости от состава участников:

1. Прямой лизинг — собственник имущества (поставщик) самостоятельно, без посредников, сдает объект в лизинг.

Частный случай прямого лизинга — возвратный лизинг, при котором собственник оборудования продает его лизинговой фирме и одновременно берет это оборудование у него в аренду. В результате такой операции продавец становится арендатором. Применяется она в случаях, когда собственник объекта сделки испытывает острую потребность в денежных средствах и с помощью данной формы лизинга улучшает свое финансовое состояние.

2. Косвенный лизинг — передача имущества осуществляется через посредника (лизинговую компанию или банк).

По объему оказываемых услуг лизинг подразделяется на:

1. Чистый лизинг — все обслуживание арендуемого имущества берет на себя лизингополучатель.

2. Лизинг с полным набором услуг — полное обслуживание лежит на лизингодателе.

3. Лизинг с частичным набором услуг — в данном случае на лизингодателя возлагается только часть функций по обслуживанию имущества.

В зависимости от сектора рынка лизинг бывает внутренним (когда все участники сделки находятся в одной стране) и международным (хотя бы один из участников — представитель другой страны).

По характеру лизинговых платежей лизинг подразделяется на:

1. Лизинг с денежным платежом (платежи осуществляются в денежной форме).

2. Компенсационный лизинг — арендные платежи осуществляются поставками продукции, изготовленной на оборудовании, являющемся объектом лизинговой сделки.

3. Лизинг со смешанным платежом (комбинация предыдущих двух видов).

На практике существует множество форм лизинговых сделок, однако их нельзя рассматривать как самостоятельные типы лизинговых операций.

Под формами лизинговых сделок понимаются устоявшиеся модели лизинговых контрактов. Наибольшее распространение в международной практике получили следующие формы лизинговых операций.

1) Лизинг «стандарт» — при этой форме лизинга поставщик продает объект сделки финансирующему обществу, которое через свои лизинговые компании сдает его в аренду потребителям.

2) Лизинг «поставщику» — в этом случае продавец оборудования также становится лизингополучателем, как и при возвратном лизинге, но арендованное имущество используется не им, а другими арендаторами, которых он обязан найти и сдать им объект сделки в аренду. Субаренда является обязательным условием в контрактах подобного рода.

3) Возобновляемый лизинг — в лизинговом соглашении при данной форме предусматривается периодическая замена оборудования по требованию арендатора на более совершенные образцы.

4) Групповой (акционерный) лизинг — сдача в аренду крупномасштабных объектов (самолеты, суда, буровые платформы, вышки). При таких сделках в роли лизингодателя выступает несколько компаний.

5) Генеральный лизинг — право лизингополучателя дополнять список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.

Читать статью  Альфа лизинг вакансии Москва

6) Контрактный наем — это специальная форма лизинга, при которой лизингополучателю предоставляются в аренду комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов, автотранспортных средств.

7) Лизинг с привлечением средств — лизингодатель получает долгосрочный заем у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% сдаваемых в аренду активов. Кредиторы — крупные коммерческие и инвестиционные банки, располагающие значительными ресурсами, привлеченными на долговременной основе. Финансирование лизинговых сделок банками осуществляется обычно двумя способами:

а) заем — банк кредитует лизингодателя, предоставляя ему кредит на одну или на целый пакет лизинговых соглашений. Сумма кредита зависит от репутации и кредитоспособности лизингодателя;

б) приобретение обязательств — банк покупает у лизингодателя обязательства его клиентов без права на регресс, учитывая при этом репутацию лизингополучателей и эффективность проекта. Данный способ применяется при крупных разовых сделках с участием надежных заемщиков. Банки при организации финансирования проекта с участием лизинговой компании выступают также в качестве гарантов. Обеспечением банковской ссуды при получении ее лизингодателем (без права обратного требования к лизингополучателю) являются объекты лизинговой сделки и лизинговые платежи.

В США 85% сделок по финансовому лизингу относится к этой форме лизинга.

Это лишь наиболее распространенные формы лизинговых контрактов. На практике имеет место сочетание различных форм контрактов, что увеличивает их число.

Порядок проведения лизинговых операций

Организация и техника проведения лизинговых операций определяются особенностями законодательства отдельных стран. Мы рассмотрим наиболее распространенные способы осуществления лизинговых сделок.

Порядок проведения наиболее типичной лизинговой операции может быть представлен следующими этапами (рис. 1):

1. Предприятие, нуждающееся в новом оборудовании, обращается к коммерческому банку с просьбой о предоставлении лизинга. Банк требует и изучает финансовое положение предприятия за 3 года.

2. Банк обращается к поставщику, согласует цену оборудования, необходимого для клиента, покупает его.

3. Поставщик оборудования передает права собственности покупателю оборудования.

4. Поставка и монтаж оборудования поставщиком предприятию-пользователю.

5. Платежи предприятия-пользователя собственнику оборудования, осуществляемые согласно договору о лизинге.

Лизинговый договор зависит от вида лизинговой операции. В обобщенном виде лизинговый договор состоит из следующих разделов:

1. Стороны договора. В лизинговом договоре участвуют две стороны: лизингодатель — собственник оборудования и лизингополучатель — пользователь оборудования.

2. Предмет договора. Указывается тип, модель, марка оборудования, предоставляется техническая документация. Здесь же указывается поставщик оборудования, срок, к которому лизингополучатель обязуется вернуть технику.

3. Срок действия договора. Договор вступает в силу с даты ввода объекта сделки в эксплуатацию и действует в течение установленного срока.

4. Права и обязанности сторон. Перечисляется подробный перечень обязанностей лизингодателя и лизингополучателя.

5. Условия лизинговых платежей. Здесь определяются форма, размер, вид, способ платежа по лизинговой сделке.

6. Страхование объекта сделки. В зависимости от вида лизинга страхование осуществляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель.

7. Порядок расторжения договора. В этом пункте оговариваются условия досрочного расторжения договора, например, не произведен монтаж оборудования, возникли форс-мажорные обстоятельства, одна из сторон договора не выполняет свои обязанности.

Все изменения в договор могут быть изменены только с согласия сторон и оформляются в письменном виде.

Российская практика: проблемы и перспективы развития лизинга.

Применение лизинговых операций началось в нашей стране с середины 1989 года в результате перевода предприятий на арендные формы хозяйствования. Госбанк СССР разработал инструкцию ? 270 от 16 февраля 1990 г. «О плане счетов бухгалтерского учета», в которой представлен порядок отражения лизинговых операций в бухучете. Развитие сети коммерческих и кооперативных банков способствовало внедрению в банковскую практику лизинговых операций.

Коммерческие банки раньше специализированных компаний приступили к широкому применению лизинговых операций, но ограниченность их в финансовых ресурсах сдерживала рост этого вида банковских услуг. В первом полугодии 1990г. наблюдалось увеличение масштабов лизинговых операций в коммерческих банках: рост с 23,3 млн. руб. до 59,3 млн. руб., или в 2,5 раза.

В 1990 г. были созданы три крупные российские специализированные лизинговые компании. Это торгово-лизинговая компания «Россия» (г. Нижний Новгород), «Ярославтехлизинг» (г.Ярославль), «Балтийский лизинг» (г.Санкт-Петербург). Из них сегодня работает на лизинговом рынке только «Балтлиз».

Осуществление первых лизинговых операций было связано с возвратным лизингом на дорогостоящие персональные компьютеры и другую электронную технику. Так как длительные сроки аренды были связаны с большим риском, преобладали лизинговые операции на короткий срок — от 2 до 3 лет.

Внедрение лизинга было связано с определенными трудностями. Прежде всего, это неразработанность вопросов правового режима лизинга, накладывавшая отпечаток на методику учета лизинговых операций. Кроме того, сказывалось отсутствие квалифицированных кадров. Специалисты, занимающиеся лизинговыми операциями, должны обладать глубокими знаниями в области коммерции и организации кредитования, определения спроса и предложения нового и подержанного оборудования, технологии производства и техобслуживания оборудования, бухгалтерского учета, инспектирования, знания законодательства, страхования имущества.

1995 г. стал стартовым для широкого развития лизинговой инфраструктуры. Лизинговые компании стали интенсивно создаваться в различных регионах страны, чему содействовало принятие Правительством России постановления ? 633 от 29 июня 1995г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», в котором предусмотрено оказание государственной поддержки этому направлению.

Однако, не смотря на положительные моменты, некоторые статьи этого постановления, касающиеся создания благоприятного экономического режима функционирования лизинговых компаний, до сих пор так и не реализованы. В результате этого лизинговая деятельность находится в дискриминационном положении даже по отношению к обычному инвестиционному кредитованию.

Дело в том, считает президент Российской ассоциации лизинговых компаний, генеральный директор АОЗТ «Балтийский лизинг» В. Голощапов, что сегодня фактически установлено двойное налогообложение лизинговой деятельности налогом на добавленную стоимость. Первый раз при покупке оборудования, второй — при сдаче его в лизинг лизингополучателю. Наличие НДС на лизинговые операции в несколько раз поднимает стоимость лизинга для предприятий-потребителей по сравнению с кредитом. Ситуация еще более обострилась с выходом приказа Минфина РФ “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций”, в соответствии с которым НДС с 1 января 1996 г. должна облагаться сумма амортизационных отчислений на полное восстановление лизингуемого оборудования. Для лизинговых компаний, осуществляющих свою деятельность за счет ссуд банков, это равносильно обложению НДС при возвращении банку ссуд.

Однако Кулешов А. считает, что действующий порядок начисления и уплаты НДС при осуществлении лизинговых сделок является нормальным. Если есть намерение сделать лизинг более привлекательным, говорит он, то гораздо более логичными выглядели бы следующие изменения в налогообложении:

1. Отмена НДС с лизинговых платежей по договорам, предметом которых является имущество, покупка которого осуществляется без НДС;

2. Возврат НДС, уплаченного в составе лизинговых платежей, из бюджета, когда лизингополучатель не имеет возможности зачесть его по причине отсутствия достаточного “входящего” потока НДС от собственной реализации;

3. Разрешить лизинговым компаниям засчитывать НДС, уплаченный при покупке легковых автомобилей и микроавтобусов, передаваемых в дальнейшем в лизинг.

В настоящее время нужно прийти к полному согласию в вопросах налогообложения лизинговых операций и как можно скорее решить все проблемы.

Фактически не используется сегодня и формальное разрешение лизинговым компаниям применять ускоренную амортизацию в связи со сложностью ее практической реализации. В Законе “О финансово-промышленных группах” участникам ФПГ предоставлены права самостоятельно определять сроки амортизации. Аналогичное решение следует принять и для субъектов лизинговых операций.

Кроме того, на сегодняшний день развитию лизинга препятствует ряд обстоятельств, таких как:

1) Необходимость значительного стартового капитала для организации лизинговой компании, поскольку она приобретает оборудование у производителя за полную стоимость. В связи с этим наиболее удобно заниматься лизинговыми операциями коммерческим банкам, так как они располагают значительными денежными ресурсами.

2) Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, включающей сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

3) Недостаток квалифицированных кадров для проведения лизинговых операций.

Без решения перечисленных проблем трудно рассчитывать на успешную работу лизинговых компаний и развитие внутреннего российского рынка лизинговых услуг.

Однако не все так плохо, как кажется. Имеются ли положительные предпосылки для успешного развития лизинга в России в настоящее время? Заместитель начальника Департамента инвестиционной политики Минэкономики РФ Соколов В.В. считает, что имеются. Уже сейчас, говорит он, лизингом занимаются около 30 компаний, объединенных в ассоциацию. Во-вторых, на сегодняшний день создана серьезная нормативно-методическая база для развития лизинга. Удалось также найти решение, практически направленное на активизацию лизинговых операций. Минфином РФ разработан порядок проведения бухгалтерских операций при лизинговой деятельности. Подготовлена и направлена в Правительство Программа развития лизинга до 2000 г. Т.е. возможности для дальнейшего развития лизинга в нашей стране есть.

Соколов В.В. считает, что лизинг должен сыграть важную роль в малом бизнесе. Его возможности здесь весьма перспективны. Ведь предприниматель ограничен в первоначальном капитале. Ему трудно сразу выложить за нужное оборудование сотни миллионов рублей. А приобретая его через лизинговую компанию, он начинает производство, получает продукцию, продает ее и постепенно рассчитывается по лизинговым платежам.

Таким образом, не смотря на различные проблемы, за последние годы на территории России наблюдается рост лизинговых операций. И это не может не радовать. Интерес к этой форме отношений возрос, и многие из созданных фирм включили в свои уставные документы операции лизинга.

Итак, проблемы изыскания источников средств для внедрения в производство новой техники и ускорения темпов ее обновления, преодоления барьера неплатежей и стимулирования сбыта затоваренной продукции могут быть решены за счет использования лизинга. Лизинг имеет массу преимуществ и интересен не только для клиентов с ограниченными возможностями, но и для сильных в финансовом отношении предприятий, т.к. при определенных налоговых условиях он обеспечивает им получение экономических льгот.

Недостаточная инвестиционная активность продолжает оставаться одним из основных препятствий на пути стабилизации отечественной экономики. В то же время мировой опыт подтверждает прямую зависимость между развитием лизинга и привлечением капиталовложений. По имеющимся данным, до 25% общего объема инвестиций в США, Японии и других развитых странах финансируется на условиях лизинга. При этом в развивающихся странах темпы роста лизинговых операций достигают 50 и более % в год. Причины этого “бума” заключены в высокой эффективности и чрезвычайной гибкости лизинга как инвестиционного инструмента.

До недавнего времени не было достаточных условий для развития лизинга в нашей стране и тем более участия банков в лизинговых отношениях. Сейчас уже разработаны методики проведения основных видов лизинговых сделок в соответствии с последними достижениями мировой банковской практики.

Сегодня очевидно, что выход страны из кризиса невозможен без повышения инвестиционной активности. Поэтому надо инициировать развитие лизинга в России и решать как можно скорее возникшие проблемы. Остается надеяться, что в нашей стране лизинговые операции найдут достойное применение и будут способствовать преодолению экономических проблем.

1. Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. -М., -1992.

2. Вилкова Н. Международный финансовый лизинг // Экономика и жизнь. -? 20. -май,1996.

3. Голощапов В. Лизинг обречен на успех, но мешают налоговые проблемы // Экономика и жизнь. -? 8. -февраль, 1996.

4. Жуков Г.М. Лизинг в АПК // Деньги и кредит. -№1. -1990.

5. Илингин И. Лизинг при экспорте машин и оборудования // ЭКО. -№9. -1992.

6. Киселев И.Б. Лизинг — практика становления // Деньги и кредит. -? 1. -1991.

7. Коган Э.Э. Правовые основы лизинга // ЭКО. -№3. -1996.

8. Козлов Д. Лизинг: новые горизонты предпринимательства // Экономика и жизнь. -№29. -июль,1996.

9. Кулешов А. Рынок лизинговых услуг в ракурсе налогообложения // Экономика и жизнь. -№20. -май, 1996.

10. Куликов А.Г. Кредиты. Инвестиции. -М.,1994.

11. Лизинг как альтернативная форма финансирования // Финансисит. -№19. -15-21 мая, 1995.

12. Лифшиц И. Правовой режим лизинговых операций // Экономика и жизнь. -? 49. -декабрь, 1995.

13. Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ от 26 февраля 1996 г. ? 167 // Экономика и жизнь. -? 19. -май, 1996.

14. Соколов В.В. Новый импульс развитию предпринимательства // Экономика и жизнь. -? 19. -май, 1996.

15. Филатов А.А. Лизинг — правовые аспекты // Деньги и кредит. -? 8. -1995.

16. Яновский А.М. Лизинг // ЭКО. -№7. -1994.

17. Рассадин В.Н. Лизинг и конверсия // ЭКО. -№8. -1993.

18. Русакова Е.А. Учет лизинговых операций // Финансовая газета. -? 22. -май, 1996.

Подобные документы

Анализ преимуществ лизинга по сравнению с традиционными формами субсидирования предприятия, его виды и области применения. Характер и состав лизинговых платежей. Рынок лизинга в современных условиях. Проблемы, сдерживающие развитие лизинговых услуг.

дипломная работа [633,6 K], добавлен 12.10.2011

Лизинговые операции. Объекты и субъекты лизинга. Виды лизинга. Преимущества и недостатки лизинга. Расчет лизинговых платежей. Применение лизинга на предприятии ООО «Каркаде». Разработка рекомендаций по улучшению лизинговых операций на предприятии.

курсовая работа [235,4 K], добавлен 14.11.2007

Лизинговые операции — важный источник финансирования предприятий. Сущность и необходимость лизинга в развитии экономики страны. Виды лизинговых операций и их отличия. Юридические аспекты функционирования лизинга в Казахстане.

дипломная работа [3,3 M], добавлен 27.07.2007

Состояние и перспективы развития лизинга в РК и странах СНГ. Экономическая сущность лизинга. Бухгалтерский учет и налогообложение. Таможенное и валютное регулирование лизинговых операций, страхование лизинговых операций. Инвестиционные аспекты лизинга.

курсовая работа [153,6 K], добавлен 25.02.2008

Сущность лизинга и его виды. Лизинг как источник финансирования коммерческих организаций. Развитие лизинговых услуг в Республике Беларусь. Источники финансирования лизинговых сделок. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования.

курсовая работа [186,8 K], добавлен 27.12.2012

Сущность, формы и виды лизинга. Выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования. Механизм организации лизинговых отношений на фирме: подготовка и заключение сделки. Перспективы использования лизинга на предприятиях России.

курсовая работа [69,7 K], добавлен 26.03.2010

Сущность лизинга, его виды. Преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала. Анализ тенденций развития лизинга на финансовом рынке Украины. Характеристика правового применения лизинговых операций.

Источник https://studme.org/66150/bankovskoe_delo/razvitie_lizingovyh_operatsiy_kommercheskih_bankov_rossiyskoy_federatsii

Источник https://plus.rbc.ru/news/5ddb39eb7a8aa967d949fb80

Источник https://otherreferats.allbest.ru/finance/00054669_0.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: