Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание

Бизнес-план в социально-культурной деятельности

Ознакомление с разновидностями предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере. Определение необходимости наличия бизнес-плана, как обязательного требования со стороны цивилизованного рынка. Рассмотрение его функций.

РубрикаМаркетинг, реклама и торговля
Видучебное пособие
Языкрусский
Дата добавления06.10.2017
Размер файла1,7 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»

Бизнес-план в социально-культурной деятельности

Максимов А.Н., Завьялова З.М.

Волгоградское научное издательство 2007

Содержание

1. Для чего нужен бизнес-план учреждениям, работающим в социально-культурной сфере

2. Назначение бизнес-плана

3. Цели и задачи бизнес-плана

4. Характер бизнес-планирования

5. Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом

6. Американская специфика

7. Услуга как основной товар социально-культурной деятельности

8. Культура — отрасль народного хозяйства

9. Исходная информация для составления бизнес-плана

10. Рекомендации по разработке бизнес-плана

11. Состав бизнес-плана

11.1 Титульный лист

11.2 Резюме (концепция бизнеса)

11.3 Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги)

11.4 Исследование и анализ рынка. Среда для бизнеса

11.5 План маркетинга

11.6. Производственный план

11.7 Организационный план (персонал, управление и правовое обеспечение)

11.8 Финансовый план и финансовая стратегия

11.9 Страхование рисков

12. Макет бизнес-плана

13. Экспресс-анализ бизнес-плана

14. Особенности бизнес-планирования в культурно-досуговых учреждениях

14.1 Особенности бизнес-планирования деятельности учреждений клубного типа

14.2 Бизнес-план в деятельности культурно-досуговых центров

14.3 Бизнес-план в деятельности парков культуры и отдыха

15. Бизнес-план в библиотечной работе

15.1 Современная библиотека и ее продукция

15.2 Современные бизнес-технологии в деятельности библиотек

15.3 Особенности рынка библиотечно-информационной продукции

16. Бизнес-план в работе музеев

16.1 Роль музеев в культурной жизни общества

16.2 Типы музеев и отличительные черты их работы

16.3 Зачем нужен бизнес-план в деятельности музеев

Россия находится в процессе глобальных изменений, связанных прежде всего с реформированием политического и государственного устройства. С учетом состояния и перепекши развития нашего общества должна строиться и вся его социально-культурная деятельность. К ее организации следует подходить с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности в социально-культурной сфере. Это диктует необходимость овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента, маркетинга и формирования навыков планирования практической реализации бизнес-проектов в социально-культурной сфере.

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей содержание и широкий спектр современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях экономические и организационно-управленческие аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

В развивающуюся современную модель социально-культурной сферы все активнее вписывается ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке культурного и досугового спроса.

В связи с этим России уже сейчас необходимы высокопрофессиональные менеджеры. Дефицит управленческих кадров можно объяснить не только новизной специальности менеджмента как профессиональной деятельности, но и недостаточным уровнем подготовки специалистов в данной области.

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально учрежденные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в услугах, предоставляемых государством или общественно- добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых, развлекательных центров, рассчитанных на самые полярные вкусы потребителей: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий социально-культурной в сфере далеко не однозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко частные предприятия, фирмы и компании проследуют сугубо коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые проекты ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями — фондами, движениями, объединениями социальной защиты.

Вместе с тем многие досуговые проекты, программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов. Поэтому пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ, них реализации преобладает, к сожалению, ярко выраженная социальная обособленность.

Среди целого ряда разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере есть частные организации, которые оказывают информационно-консультативную помощь, проводят экспертизы социально-культурных проектов и программ; формируют мониторинг социально-культурной жизни, осуществляют сбор и анализ статистических данных, размещают заказы на социологические исследования; отбирают программы и проекты для финансирования по заказам.

Кроме того, подобные организации выступают в качестве посредников или участвуют в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов. Большая работа ведется по развитию зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, разработке и финансированию международных специальных программ социально-культурного профиля.

Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп; проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников; создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек; производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.

Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы: от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов. Совершенно очевидно, что некоторые из этих видов социально-культурно- го предпринимательства не способствуют социально активной деятельности людей, а рассчитаны на пассивное потребление зрелищной «продукции». В погоне за максимальной прибылью и извлечением выгоды коммерческий рыночный сектор нередко навязывает свои законы и ценности, которые не имеют ничего общего с моральными принципами и критериями.

Кроме того, в последние годы заметно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ в разработке социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

Для организации такого своеобразного «фирменного досуга» многие частные предприятия не привлекают профессиональных организаторов досуга, а передают бразды правления в этом плане в руки сотрудников фирмы или членам их семей. Если специалист по досугу все же приглашается, то от него требуются лишь квалифицированная консультация, совет, методическая помощь.

Что касается механизмов привлечения инвестиций для реализации социально-культурных проектов программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов, потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д. Распространена практика формирования местных фондов социального и культурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан. Зарекомендовало себя создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность.

Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционно российские меценаты. добровольно финансировавшие деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, обеспечивали полную свободу творчества и творческого самовыражения деятелей культуры, демонстрировали глубокое понимание целей и позиций самого художника. При этом меценаты, распределяя пожертвования, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. В наши дни в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и следствием демократизации социально-культурной политики.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона важно найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.

Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.

Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (клуб, парк, театр, видеосалон и т. д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств.

В досуговой сфере все полнее утверждается принцип договорно-заказных отношений между субъектами социально- культурной деятельности. Этот принцип позволяет перейти от авторитарно-бюрократических методов управления к гибким механизмам регулирования социально-культурных процессов. Ведущее место здесь занимает интеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной деятельности государственных, частных (коммерческих) и общественно-добровольных структур. Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворение досуговых потребностей спускались «сверху», то в современных условиях содержание социально-культурного заказа формируется, как правило, «снизу», на основе самодеятельных инициатив, самоопределения социальных субъектов. Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на месте создаются гибкие, подвижные, организационные структуры — временные творческие коллективы. Они действуют на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная политика на местах.

Очень важно, чтобы взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации «сверху», способна обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.

Следует отметить еще один важный принцип, регулирующий взаимодействие субъектов в социально-культурной сфере, — это программно-целевой принцип финансирования. Его практическое применение предполагает не финансовое обеспечение существования социально-культурного объекта, учреждения (клуба, дворца культуры, парка, музея и т. д.) в целом, а поддержку определенного вида или направления его деятельности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамках социального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта, спектакля, встречи и т. д.

В связи с этим возрастает значимость такого документа, как бизнес-план, для получения финансовых средств в целях организации и расширения деятельности фирм и предприятий. Владение теоретическими и практическими навыками составления бизнес-плана — обязательное условие успешной деятельности как работников экономических служб, так и руководителей фирм, организаций, предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов деятельности.

Любое деловое начинание, особенно если оно связано с участием инвесторов или с привлечением в качестве партнеров каких-либо фирм или предпринимателей, не обходится без бизнес-плана. Ведь это главный документ, на основании которого свою идею с помощью чужих денег можно воплотить в жизнь.

Бизнес-план является основой работы любого предприятия и, наряду с имущественным обеспечением, входит в минимум гарантий для привлечения инвестиций. Это не дань моде и не прихоть инвестора. Последний отчетливо осознает, что если вы не можете сделать качественный бизнес-план, то уж дело вы тем более не сможете поставить.

Хотя бизнес-план — документ, общепринятый в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, у нас понятие бизнес-плана впервые появилось в августе 1991 г., когда в еженедельнике «Экономика и жизнь» были опубликованы три статьи «Ваша путеводная звезда — бизнес-план» (автор И.В. Липсиц). С того момента прошло более 15 лет, и сегодня уже немыслимо заниматься экономической деятельностью без бизнес-плана. В принципе, сейчас нельзя назвать даже одну отрасль, в которой бы не использовался бизнес-план.

Бизнес-план — это перспективы развития вашего дела на сегодня, завтра и в будущем, изложенные на бумаге

Замечания и пожелания авторам данной книги просим направлять по адресу: 400001, г. Волгоград, ул. Циолковского 4 Волгоградский государственный институт искусств и культуры, кафедра социально-культурной деятельности.

1. Для чего нужен бизнес-план учреждениям, работающим в социально-культурной сфере

Бизнес-план выполняет несколько основных функций, как внешних (познакомить с культурно-досуговым учреждением и раскрыть суть его деятельности различным представителям делового мира о сфере досуговой деятельности), так и внутренних, жизненно важных для самого предприятия, учреждения досугового направления.

Можно начать с того, что при поисках делового партнера, инвестора или кредитора не придется бессчетное количество раз повторять одно и то же о культурно-досуговом учреждении. С помощью бизнес-плана стандартизируется процесс ознакомления с учреждением, экономится время, упорядочиваются культурно-творческие контакты.

Во-вторых, наличие бизнес-плана — обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Его отсутствие вызовет настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов.

В-третьих, привлечение денег для развития учреждения (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без материалов бизнес-плана (правильно спроектированный бизнес-план содержит всю необходимую информацию для составления заявки на финансирование).

В-четвертых, наличие бизнес-плана вызывает ощущение основательности, солидности учреждения сферы культуры, разумности его владельца.

Помимо этих внешних функций, реализуемых документом как таковым, процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые и продолжаемые предпринимательские действия. Учреждение рассматривается с различных позиций, дается оценка разным аспектам его деятельности (сбыт и востребованность услуг досуга, персонал, организация, стимулирование). Многие из обнаруженных в ходе планирования сильных и слабых сторон учреждения, возможно, не были бы видны, если бы не проводилась работа над составлением бизнес-плана. Кроме того, можно выявить в зачаточном coстоянии те проблемы в развитии культурно-досугового учреждения, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия, которые существенно осложнят работу. Бизнесу придается целенаправленность. Нередко действия многих предпринимателей довольно масштабны, но не эффективны именно из-за отсутствия четко определенных конечных и промежуточных точных целей.

Составляя бизнес-план, приобретается инструмент контроля и управления, позволяющий обеспечить планомерное продвижение учреждения к поставленным целям. Бизнес-план является мощным инструментом самообучения, а после реализации предусмотренных им действий — основой для сопоставления с фактическими достижениями, таким образом, приобретаются знания, опыт и профессионализм, который невозмржно получить, не планируя свою деятельность.

2. Назначение бизнес-плана

Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего творческого проекта досугового предприятия, учреждения или новой их деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми они могут столкнуться, а также способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли этот творческий, досуговый проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает творческий проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.

«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или досуговых услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится не востребованным внешней средой.

Для создания и реализации проекта требуются ограниченные ресурсы: материальные, финансовые, творческие, технические.

Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности необходима разработка бизнес-плана. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.

Успешное завершение проекта — цель всех его участников. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы:

* руководителя проекта и команду интересуют доля в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы (в случае работы по найму заказчика проекта), повышение профессионального рейтинга;

заказчика (владельца) волнуют доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы, реинжиниринг действующих бизнес-процессов и конечном итоге преобразование фирмы, учреждения в заданном стратегическом направлении;

органы власти занимает сбор налогов со всех участников, а также решение социальных, экономических, культурных, экологических и других проблем региона, на территории которого реализуется проект;

потребители хотят знать о товарах и услугах;

для инвесторов актуальны возврат вложенных капиталов с процентами, условия стабильной прибыльной деятельности в выбранной стратегической зоне хозяйствования;

другие заинтересованные стороны желают удовлетворить свои экономические и неэкономические интересы.

Наилучший способ оценить свои шансы на успех — планировать и придерживаться назначенных ориентиров. План убережет от коммерческой деятельности, обреченной на провал, снабдит необходимой информацией тех, кто заинтересован в объективной оценке бизнес-проекта, в особенности если требуется внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство кредиторов.

Основная ценность бизнес-плана состоит в следующем:

существует возможность определить жизнеспособность фирмы, предприятия социально-культурной сферы в условиях конкуренции;

в нем содержится ориентир, как должна развиваться фирма, учреждение культурной сферы;

это важный инструмент обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Таким образом, под бизнес-планом понимают комплексный документ, наиболее полно отражающий важнейшие аспекты характеристики предпринимательского начинания и Представляющий собой оформленное инвестиционное предложение.

Личное участие руководителя в составлении бизнес- плана настолько важно, что многие инвесторы, спонсоры, меценаты отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес- план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Включаясь в работу лично, руководитель учреждения как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?

Подчеркнем, что бизнес-план-документ перспективный, и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть именно на период реализации стратегического проекта. При этом для первого года основные показатели желательно представлять в помесячной разбивке, для второго — в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.

Можно привести еще массу других аргументов в пользу необходимости составления бизнес-плана, но следует отметить лишь одно: около 80 % предприятий различного направления терпит фиаско в течение первых трех лет своей деятельности, по причине отказа от планирования или из-за недостаточного внимания, уделяемого планированию.

Толчком к созданию нового предприятия или к расширению (модернизации) существующего могут послужить:

*новый досуговый продукт, технология, услуга;

*нечто, что делает услугу лучше, цену — ниже, продукт — надежнее, или улучшает какие-либо другие потребительские свойства;

*незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид культурного обслуживания или не полностью удовлетворен спрос.

В любом из перечисленных случаев требуется составление бизнес-плана. Он необходим для целенаправленной и планомерной деятельности любого предприятия как средство самоорганизации, незаменим он и при установлении контактов с потенциальными партнерами и кредиторами. В этом документе должны содержаться суть предпринимаемых действий, описание предприятия, его действий на рынке досуговых услуг, его организации, финансирования, а также то, каким образом предприятие станет успешным и конкурентоспособным в современных рыночных условиях.

Таким образом, бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

3. Цели и задачи бизнес-плана

Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может выступать как мерило степени достижения успеха.

Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса в культурно-досуговой сфере.

Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутриучрежденческого управления. В таком аспекте он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям — культурно-творческим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и др.

Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой творческой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.

Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.

Бизнес-план — инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка — это непрерывный процесс познания и самопознания.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что бизнес-планирование — творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:

*гибкости, подразумевающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

*непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;

*коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

*итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

*многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленой цели;

*участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

*адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

4. Характер бизнес-планирования

Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-планирования в зависимости от того, для кого оно предназначено (соответственно, все они преследуют различные цели).

Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?

Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное ТЭО (технико-экономическое обоснование), которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность инвесторов, спонсоров о состоянии дел кредитополучателя. В последнее время все больше и больше российских кредитодателей требуют от предпринимателей бизнес-план предприятия для окончательного решения о выдаче (или невыдаче) кредита.

Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами могут выступать: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план, содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам. По мере того как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и, по всей видимости, станут основой проспекта эмиссии).

Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.

Бизнес-план для заключения крупного контракта.

Бизнес-план для привлечения новых сотрудников.

В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.

Бизнес-план для объединения с другой компанией no Может увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.

Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизировании операций. По мере того как компании растут, появляется сой ходимость создания стратегической (или тактической — в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, Поможет вам выработать эту концепцию и, что важнее, позволить вашим партнерам четче осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции. Основные функции бизнес-плана приведены в табл. 1.

Таблица 1 Основные функции Бизнес-плана

Разработка стратегии (концепции ) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности

Разработка и осуществление Проектов создания новой продукции (услуги, товара)

Оценка внутреннего научного, творческого, технического, коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий социально-культурной деятельности и приобретению оборудования

Подбор новых и переобучение собственных сотрудников и специалистов

Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы

Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы

Формирование благоприятного имиджа фирмы

План мер предупреждения по выходу из кризисных ситуаций

Поиск и привлечение кредитодателей для реализации проектов инвестиций

Обоснование для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников

Получение банковских кредитов Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных организаций, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Возможны другие классификации типов бизнес-планов, например по компонентам менеджмента. Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему). Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. 1.

рис. 1.Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных Предприятий в обязательном порядке, он имеет свою структуру и логику изложения. Однако, по мнению исследователей, разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий социально-культурной сферы, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:

*для выработки стратегии выживания предприятия;

*для составления плана проведения реорганизационных процедур;

*для организации управления предприятием в условиях кризиса или его предвидения;

*для обоснования необходимости и возможности представления предприятию государственной поддержки (учреждения культуры являются в основном бюджетными органиэациями).

В рамках одной организации могут разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.

Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

Близок к бизнес-плану и такой привычный для российских предпринимателей документ, как технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана — в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.

Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов, — специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.

5. Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом

Бизнес-планирование — явление новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий (организаций). С развитием рынка в России обязательность бизнес-планирования стала настолько очевидна, что уже с 1994-1995гг. его применение становится массовым явлением.

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:

меняющиеся экономические отношения ставят руководителсй перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;

появляется новое поколение руководителей, которое не было знакомо с работой коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в условиях рыночной экономики;

российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитывать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

К сожалению, многие российские предприниматели часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. У них большой опыт плановой и прогнозной работы, разработок ТЭО, оценок экономической эффективности проектов. Но современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Требуются оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояния конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативности. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, и особенности социально-культурной сферы не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Их следует адаптировать к реальным хозяйственным, социальным, культурным, правовым и другим условиям нашей страны. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата скорее усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учет в них ряда трудно предсказуемых факторов.

К последним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например: общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и т. д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных).

Вместе с тем зарубежный опыт и пока еще не достаточный опыт отечественных предприятий показывают, что даже в условиях Переходного периода составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся экономическим и правовым воздействиям.

Функционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования проекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния или финансового оздоровления (санирования).

Некоторые бизнесмены, проштудировавшие множество зарубежных книг по разработке бизнес-планов и смело следовавшие изложенным в них советам и рекомендациям, столкнулись, с не указанными в них, да и не известными на Западе, трудностями. Деловое планирование в России имеет ряд бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основное переходная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. У отечественных предприятий пока нет большого опыта разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Условия, в которых работают российские предприятия, часто не позволяют им при составление бизнес-планов напрямую использовать зарубежные методические указания. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим ситуациям. Особенно это актуально в социокультурной сфере деятельности.

6. Американская специфика

Следует помнить, что при переносе любых зарубежных рекомендаций на российскую почву требуется их корректировка с учетом российских реалий, а в такой сугубо национальной сфере, как культура, она практически не эффективна.

Наиболее существенными представляются следующие аспекты.

Первый аспект. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только потом способом зарабатывать деньги. В США для предпринимателя начало собственного дела означает резкое снижение уровня жизни в первый период, по сравнению с уровнем жизни при продолжении работы в чужой фирме.

Как следствие, многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес» русскому понятию «дело».

Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически постоянно находится под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его фирму, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.

Различно в США и России отношение к бухгалтерскому учету. В России учет — это прежде всего средство удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США — инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется в первую очередь соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, то есть балансом, что коренным образом отличается от привычного для нас баланса, как соотношение расходов и доходов.

Второй аспект — гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.

Третий аспект — отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, то американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.

Начинающий американский предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что государство ему оказывает всемерную поддержку. Это, в первую очередь, информационное обслуживание и консультирование. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью. Кстати, иностранные организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию.

7. Услуга, как основной товар социально-культурной деятельности

Большинство авторов, пишущих о коммерческой деятельности в социально-культурной сфере, так или иначе «крутятся» вокруг товаров-изделий, ограничиваясь в своих работах лишь снисходительными рассуждениями об особенностях услуги как продукта человеческой деятельности. Между тем услуги играют в нашей жизни все более ощутимую роль, отличаясь при этом исключительным разнообразием как по форме, так и по своему значению. Рынок услуг в России только начинает развиваться, и за ним — будущее.

И за рубежом, и в России предпринимались неоднократные попытки дать исчерпывающее определение этой разновидности товара.

В социально-культурной сфере услуга является доминирующим товаром [31, с. 32-35].

Тождественность товаров и услуг вполне соответствует определению услуги, сделанному еще К. Марксом. «Это, — писал он, — означает вообще не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительская стоимость этого труда получила. специфическое название услуги, потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности» [29, с. 15].

Иначе говоря, если услуги подлежат реализации, то есть продаже, то они и рассматриваться могут наравне с товаром. Значит, торговля услугами (реализация услуг, оказание платных услуг) — это торговля своеобразными по форме и назначению товарами.

В последние годы получило распространение определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом [2, с. 8]. Оно позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом торговли.

Приведенное определение исследователи не считают самым удачным и бесспорным [31, с. 33].

У В. Благоева следующая дефиниция: «Услуга есть любая деятельность, обеспечивающая удовлетворение потребностей и желаний, связанная с обменом стоимостей, но не приводящая к форме собственности на полученную стоимость в смысле, аналогичном приобретению материального продукта» [6, с. 193].

Е.П. Голубков характеризует услугу как «вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути. не результируется в собственность клиента» [6, с. 127].

В приведенных определениях легко просматриваются противоречия. Один считает услугу деятельностью, другой — результатом какой-либо деятельности, третий вообще утверждает, что такой вид деятельности не результируется.

По нашему мнению, производство услуг не всегда может быть связано с физическим продуктом. Вы заказали костюм в ателье и через некоторое время получаете его в готовом виде. С этого момента вы становитесь его собственником. Нам оказана привычная бытовая услуга. Осуществлена определенная деятельность, результатом которой стала сработанная портным одежда, то есть материальный предмет. В другом случае вы обращаетесь к массажисту, и он также совершает акт деятельности. Но что вы уносите собой? Свое улучшенное здоровье, то есть физическое благо? Выходит, все не так просто.

Услуги могут производиться людьми (продавцом, аудитором, парикмахером) и оборудованием (банкоматом, автоматом по продаже газет и напитков); в присутствии клиента прием у зубного врача, просмотр спектакля в театре) и в его отсутствие (ремонт бытовой аппаратуры, рассмотрение дела в суде без заявителя). Правомерно в ситуации с услугами рассматривать их и как продукт (сделали для себя или для своей организации). Услуги могут оказываться от имени организаций (учреждений, предприятий, учебных заведений) и от конкретного человека (индивидуальная трудовая деятельность, частное предприятие). Они могут быть платными (и тогда необходим комплекс коммерческого маркетинга) и бесплатными (возникает потребность в маркетинге некоммерческом).

Практически все авторы сходятся в определении характеристик и свойств этих необычных товаров.

Перечислим основные отличия услуг.

1.Неосязаемость, нематериальность. Услуга — товар, который нельзя взять в руки, разобрать и снова собрать, погрузить на машину, попробовать на вкус, подрезать или ушить. Покупатель такого товара (пассажир, зритель, студент колледжа) не имеет возможности оценить качество услуги до тех пор, пока она ему не оказана. А вот изделие он может взять в руки, осмотреть, попробовать на вкус, оценить цвет и фасон, подарить другу. Это накладывает на лиц, оказывающих услуги, особую ответственность, поскольку услугу невозможно вернуть продавцу подобно тому, как это происходит с бракованными изделиями.

2.Неотделимость услуги от ее производителя. Еще раз сравним услугу с изделием. Чай может быть выращен в Индии, перевезен каким-либо транспортом в Россию, расфасован в Иркутске, многократно передан из рук в руки (оптовый продавец, мелкий оптовик и т. п.) в уже расфасованном виде и продан конечному потребителю в Калининграде или Сыктывкаре. Если он почему-либо утратил свои потребительские свойства, трудно определить истинного виновника случившегося, хотя претензии предъявить все-таки хочется. С услугами все обстоит иначе. Нельзя сделать перевязку в отсутствие медсестры, доставить пассажира в нужное ему место без водителя такси, раскроить ткань без закройщика, поджарить бифштекс без повара. Здесь всегда есть кому сказать «спасибо» и на кого, в случае необходимости, пожаловаться.

3.Непостоянство качества. Сахар, изготовленный на Кубани или в Беларуси, останется сахаром с присущими ему свойствами и «у себя на родине» и на всем постсоветском пространстве. Автомобиль, произведенный в Москве, сохранит все свои технические параметры, будучи проданным в Клину, Перми, Кургане или Владивостоке. Но вряд ли мы найдем двух равноценных врачей-хирургов, учителей музыки или даже кассиров в транспортном агентстве. У клиента есть возможность (либо ее нет) выбирать того, кто окажет ему услугу. К тому же один и тот же специалист в одном случае действует успешно и демонстрирует высокое качество обслуживания, а спустя два дня он обнаруживает более слабый уровень работы, потому что куда-то спешит, кем-то рассержен, а то и просто не совсем здоров.

4.Несохраняемость услуги. Вы приобрели билет в кино и не смогли пойти по семейным обстоятельствам. Ваше место весь сеанс было свободно, но завтра вы по этому билету уже в кинотеатр не попадете. Вы заняли очередь к врачу, но передумали идти в поликлинику. Пропустив важное для вас учебное занятие в вузе, вы вряд ли станете настаивать на его завтрашнем повторе.

Во всех этих и подобных случаях вы теряете блага, которые могли бы приобрести. Кроме того, услугой нельзя запастись на зиму, приберечь ее до подходящего случая, спрятать от посторонних глаз в укромном месте.

5.Неравномерность. Спрос на значительное число услуг распределяется во времени очень неравномерно. Парки культуры и отдыха в обычные дни пугают своей молчаливой пустотой, в воскресные же — наполняются массой посетителей, стоящих в очередь к аттракционам. Вечерние автобусы и электрички трещат от сгрудившейся толпы пассажиров, в то время как днем откровенно «перевозят воздух». Это обязывает производителей услуг делать гибким их производство и маневренной систему их реализации.

Словом, услуга — товар особый, который требует к себе более изобретательного и ответственного подхода, большей гибкости и большего профессионализма [31, с. 34-35].

8. Культура — отрасль народного хозяйства

По имеющимся в литературе данным, попытки дать точное определение понятию «культура» предпринимались сотни раз. Одно перечисление этих дефиниций заняло бы, вероятно, не одну главу книги. По счастью, культурологический анализ нескольких определений дает нам право ограничиться обращением к одному из «готовых» определений [31, с. 43].

«Культура — это чрезвычайно сложное многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — ядро, основа, «душа» общества.

Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание

Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех предприятий. И, прежде всего, для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности — объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. — состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный и финансовый планы.

Многие кредиторы, инвесторы и спонсоры любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами.

В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем. Необходимо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана.

1. Описание продукта (услуги)

Первый раздел любого бизнес-плана — это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт (услуга)?

Какой полезный эффект можно получить от вашего товара (услуги)?

Чем отличается ваш продукт (услуга) от товара конкурента?

Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка.

В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества услуги, ее содержание, если необходимо — форму. На этом этапе целесообразно прикинуть цену услуги и те затраты, которые необходимо будет осуществить при ее предоставлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и ваши шансы на успех или неудачу.

2. Анализ рынка сбыта

Второй раздел бизнес-плана — изучение рынка услуг. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. — одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе.

При этом целесообразно обратить внимание на следующее:

насколько часто и охотно покупатели обращаются за услугами;

но поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его услуге);

сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

реагируют покупатели на цену услуги. Можно поиграть с ценой посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

На этом этапе выявляется целевая аудитория с учетом закона Парето о том, что 20% потребителей приобретают 80% услуг, а потому именно этих потребителей и следует ориентироваться.

3. Оценка конкурентов

Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

Кто является конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

Каковы отличия вашей услуги от аналогичных услуг конкурентов?

, шансы и возможности появления новых конкурентов?

В можно их превзойти?

ор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

Основной результат — выявление качественную преимуществ предлагаемых услуг

4. Стратегия маркетинга

Четвертый раздел — это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение услуг к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» — главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах так или иначе была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана больше всего должна интересна вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести свой продукт до потребителя.

Здесь рассматриваются не только технологии формирования услуги, но и ее информационное продвижение через инструмент маркетинговых коммуникаций.

5. План производства

Пятый раздел бизнес-плана — план производства — содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги. В культурной сфере — услуги.

Главная задача раздела — подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество услуг в нужные сроки и с требуемым качеством.

Здесь, прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:

Где будут производиться услуги — на действующем или на вновь создаваемом предприятии?

Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?

Где, у кого, на каких условиях будут создаваться услуги?

Предполагается ли кооперация и с кем?

Какое техника, реквизит и пр. потребуется и где намечается его приобрести?

Одновременно решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции

6. Организационный план

Шестой раздел бизнес-плана — это организационный план, в котором речь идет о том, с кем вы собираетесь организовать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы:

Какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела?

, по контракту, в качестве совместителей?

Как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы.

Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха служит одной из причин неудач в бизнесе.

7. Финансовый план

Седьмой раздел бизнес-плана — финансовый план. Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности. В том случае, если собственных средств для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. Однако прежде чем кредит взять, необходимо просчитать свою потребность в заемных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды.

В социально-культурной сфере бизнес-план ориентирован на формирование услуг, предназначен в первую очередь для спонсоров, меценатов и благотворителей. Однако в нем используются перечисленные выше общие принципы разработки бизнес-плана. Причем работа над бизнес-планом полезна сама по себе, т.к. дает возможность увидеть перспективы и возможные проблемы и найти оптимальные пути развития бизнеса.

Особенности бизнес планирования в социально-культурной сфере

Основу любого бизнес-плана составляет технико-экономическое обоснование проекта, разработанного в виде единого документа на бумажном или электронном носителе, в структуру которого включаются следующие подразделы [8, с. 114]:

1. Общие сведения о проекте — это общий замысел, место размещения, участники проекта, краткая характеристика сферы деятельности, анализ спроса — предложений, оценка емкости рынка, основные потребители продукта (услуг), основные конкуренты, основные параметры проекта: вид и номенклатура продукции (услуг); мощность (объем услуг) учреждения;

2. Спрос и предложение определяются объемом и структурой текущих потребностей и возможностей учреждения; перспективной оценкой; прогнозом емкости и развития рынка в среднесрочной перспективе;

3. Капитальные затраты представлены в виде сметы, необходимых для реализации проекта;

4. Эксплуатационные затраты раскрывают смету ежегодных затрат с разбивкой по статьям затрат;

5. Творческо-производственная программа показывает все виды продукции (услуг), которые планируются выпускать в рамках рассматриваемого проекта, с указанием объемов производства и цен реализации;

6. Финансирование проекта — это обоснование ценовых показателей в виде схемы финансирования проекта, обоснование инвестиций, условии их использования и погашения;

7. Оценка экономической целесообразности реализации проекта осуществляется на базе исходных данных, расчетов основных экономических показателей, позволяющих раскрыть движение денежных потоков, прогноз баланса.

В настоящие время, не существует унифицированных методик подготовки бизнес-плана, так, например, бизнес-план производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой структуры или предприятия сферы услуг. Однако, общая структура бизнес-плана, должна придерживаться следующих основных разделов [17 с. 244]:

1. Резюме — это самостоятельный документ, т. к. в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии, резюмируйте что, как, почему и где будет реализовываться. Составлению резюме приступают после того, как бизнес-план разработан.

2. Описание организации и отрасли — указывается название организации, излагается история отрасли и организации, структура управления и кадровый состав, партнерские связи и социальная активность.

3. Описание продукции (услуг) — должно быть дано определение и описание тех видов услуг, которые будут предложены на рынке. Необходимо описание основных характеристик услуги, при этом должен быть сделан акцент на преимуществах, которых предлагаемая продукция несет потенциальным потребителям.

4. Маркетинговая часть — этот план должен показать, почему клиенты будут пользоваться предложенной услугой: использование данных маркетинговых исследований; ценообразование; план рекламной компании с оценкой соответствующих затрат; формирование имиджа.

5. Производство — оценка преимущества расположения организации (район, уровень оплаты труда); описание необходимости в средствах транспортировки художественных коллективов и исполнителей, технических средств; объяснение, насколько близко от организации находятся потребители культурных продуктов (услуг); упоминание о доступности творческих деятелей, знаменитостей культуры и искусства для учреждения культуры; перечисление потребностей производства в помещениях (сцена, балетный класс, и т.п.) и техническом оборудовании (муз. инструменты,).

6. Менеджмент — предоставление резюме всех ключевых руководителей учреждения; детальное описание организационно-правовой формы учреждения; информация об оплате труда каждого работника.

7. Финансовый раздел — в данном разделе указывается потребность в денежных средствах; источники получения средств и направления их использования; предоставление бюджета; калькуляция себестоимости услуги; прогнозный баланс.

8. Риски и гарантии — показываются риски и форс-мажорные обстоятельства: возможность фиаско в выполнении прогнозов реализации культурных продуктов и услуг; возможности отставания от графика развития производства продуктов культуры; возможности превышения затрат на разработку и внедрение новых социокультурных технологий. Альтернативные варианты действия.

9. Направленность и эффективность проекта — указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

10. План работы (организационный план) — график окончания каждой стадии проекта, наглядно представляющий взаимосвязанность событий, и предельные сроки его выполнения.

Обложка бизнес-плана должна содержать: название компании, её юридический и фактический адреса, контактные номера телефонов, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании. Наименование и очень кратко (одним предложением) — суть проекта, информацию об исполнителях проекта и дату его составления.

В бизнес-плане желательно продемонстрировать предполагаемые результаты в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным, а второстепенные по значению схемы, таблицы и графики не стоит включать в документ [1, с. 109].

Объем бизнес-плана, как правило, составляет 20-30 листов текста, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию бизнес-плана и объем может достигать 50 листов.

Важным этапом в разработке бизнес-плана является установление общей структуры создаваемого документа. Самым содержательным этапом в разработке бизнес-плана является его написание [24].

Рассмотрев в данной главе теоретические основы разработки бизнес-плана можно сделать следующие выводы. Поскольку не существует четкой структуры бизнес-плана, то данный документ будет обладать определенными особенностями в зависимости от сферы применения, объекта и направления. При производстве социокультурного продукта высоки финансовые риски, именно поэтому в бизнес-плане СКС большее внимание уделяется социальной значимости услуги, ее культурной ценности и доступности для всех слоев населения. Исходя из особенности производства, в структуру бизнес-плана включается творческо-производственная программа.

Источник https://otherreferats.allbest.ru/marketing/00833174_0.html

Источник https://vuzlit.com/1015869/biznes_plan_sotsialno_kulturnoy_sfere_znachenie_soderzhanie

Источник https://studbooks.net/1312322/menedzhment/soderzhanie_struktura_biznes_plana_sotsialno_kulturnoy_sfere

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: