БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) методическая разработка на тему

Содержание

Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине Бизнес-планирование для СПО

Авторы: Новак Ирина Николаевна, преподаватель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральского государственного университета путей сообщения» Колледжа железнодорожного транспорта

Введение

Практическое задание №1

Выбор , описание и актуализация бизнес-идеи (2 часа)

Практическое задание №2

Сегментирование рынка. Позиционирование товара среди конкурентов на ранке товаров/услуг (2 часа)

Практическое задание №3

Расчет сырьевых ресурсов и производственных затрат. Определение необходимого оборудования, материала, сырья (2 часа)

Практическое задание №4

Разработка организационного плана предприятия (2 часа)

Практическое задание №5

Разработка маркетингового плана бизнес-идеи (2 часа)

Практическое задание №6

Смета затрат. Расчет себестоимости. Расчет доходов. Планирование объема продаж. Расчет экономических показателей (2 часа)

Практическое задание №7

Определить типы рисков, разработать мероприятия по снижению рисков (2 часа)

Практическое задание №8

Публичная презентация учебного бизнес – плана студентами (2 часа)

Введение

Методическое пособие по выполнению практических работ разработано в

соответствии с рабочей программой ОП.11 Бизнес—планирование для

специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Методическое пособие предназначено для выполнения обучающимися практических занятий по дисциплине под руководством преподавателя и для оказания помощи преподавателю в их подготовке и проведению.

Данная учебная дисциплина изучается в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических умений программой предусмотрено проведение практических занятий в количестве 16 академических часа.

Практические занятия проводятся в учебном кабинете «Экономика организации»

В результате выполнения практических занятий обучающийся должен:

– составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу,

– объективно оценивать результаты рыночной деятельности предприятия,

– применять проектно — инвестиционные решения в соответствии с потребностями рынка,

– использовать прикладные программные средства для бизнес — планирования,

– использовать вычислительную технику для обработки плановой информации

– роль и место бизнес-планирования в области управления финансово-инвестиционными проектами,

– структуру и функции бизнес-плана,

– требования инвесторов к разработке бизнес-планов,

– базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.

Перед выполнением практической работы преподаватель объясняет цель задания, его содержание, сроки выполнения, основные требования и критерии оценки.

Практическая работа осуществляется индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объёма и конкретной тематики.

Контроль результатов практических работ осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.

Контроль работы проходит путем проверки преподавателем выполненных практических работ.

Для выполнения практических работ обучающимся необходимо повторить пройденный на аудиторных занятиях материал, прочитать конспект.

По завершению изучения дисциплины, обучающиеся защищают свои практические работы, представленные в виде бизнес-плана организации.

Практическое задание №1

Выбор , описание и актуализация бизнес-идеи (2 часа)

Тема занятия: Тема 2.1 Бизнес-идея

Цель занятия: Определить, описать и выявить преимущества бизнес-идеи

Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий

Раздел включает следующие сведения:

— полное и сокращённое фирменное наименование предприятия;

— организационно-правовая форма предприятия;

— размер уставного капитала;

— основной вид деятельности, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

— формулировку миссии предприятия.

Описание бизнеса, как правило, начинается с краткого описания отрасли или рынка. При описании рынка необходимо проанализировать текущую рыночную ситуацию и составить прогноз его развития выделением возможных угроз и возможностей, преимуществ для организации (через составление СВОТ-анализа). Этот раздел также должен содержать информацию об основных качественных показателей и уникальных свойств товаров или услуг, которые повлияют на формирование предпочтений потребителя.

В данном разделе целесообразно описать выпуск нового вида товара или спектр услуг, если в ходе составления бизнес-плана пришло понимание о необходимости или желании, с учетом имеющих ресурсов.

Практическое задание №2

Сегментирование рынка. Позиционирование товара среди конкурентов на ранке товаров/услуг (2 часа)

Тема занятия: Тема 2.2 Рынок и конкуренты

Цель занятия: Определить целевую аудиторию через разделение рынка на сегменты. Выявить основных конкурентов на ранке товаров/услуг через составление карты позиционирования

Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий

В данном разделе бизнес-плана следует выявить целевую аудиторию и провести анализ конкурентов:

Целевая аудитория — это группа людей, которых объединяют общие признаки и характеристики (пол, возраст, место работы, доход и прочее). Их легко склонить к покупке, потому что они сами заинтересованы в приобретении вашего товара/услуги. Анализ целевой аудитории целесообразно определить через разделение рынка потребителей на сегменты, основывая на схожих признаках. К основным признакам сегментирование рынка можно отнести:

  1. Географический — разбивка рынка потребителей на географические единицы, климатические условия, плотность населения
  2. Демографический — характеризуется параметрами: пол, возраст, размер семьи, уровень дохода, род деятельности, образование.
  3. Психографический — разделение сегмента (потребителей) по образу жизни, типу личности
  4. Поведенческий — определяет сегмент рынка исходя из: искомой выгоды, повода для совершения покупки и статуса пользования.

Анализ конкурентов можно представить в виде карты позиционирования, составив, по следующему алгоритму:

1. Определить основных конкурентов предприятия, действующие на рынке и лидеры отрасли;

2. Определить их сильные и слабые стороны;

3. Провести сравнительный анализ нашей продукции и конкурентов на предмет качественных показателей, ценовых, сервисного и технического обслуживания, сбытовых каналов.

Данную информацию можно структурировать в таблицу 1.

Таблицы 1. — Карта позиционирования

1. Месторасположение предприятий

Практическое задание №3

Расчет сырьевых ресурсов и производственных затрат. Определение необходимого оборудования, материала, сырья (2 часа)

Тема занятия: Тема 2.3 Производственный план

Цель занятия: Определить и описать производственные затраты. Определение необходимого оборудования, материала, сырья. Произвести расчеты по определению необходимого оборудования, материала, сырья.

Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий

Главная задача раздела – это доказать себе, партнерам и инвесторам, что организация в состоянии производить потребленное количество товаров или услуг потребителями в определенные сроки с требуемым качеством. Данный раздел необходимо начать с описания перечня необходимого оборудования, технических средств, технологий, сырья и материала с учетом определения стоимостных затрат.

Структура данного раздела следующая:

— схема технологического процесса и его описание;

— планирование потребности в основных фондах (производственных площадях, оборудовании и др.);

— планирование потребности в сырье, материалах.

Таблица 2. — Стоимость основных производственных фондов

Виды и наименование основных произ-водственных фондов

Далее рассчитывается потребность в сырье, материалах (таблица 3).

Таблица 3. — Стоимость сырья и материалов

Виды и наименования сырья и вспомогательных материалов

Практическое задание №4

Разработка организационного плана предприятия (2 часа)

Тема занятия: Тема 2.4 Организационный план

Цель занятия: Определить организационную структуру предприятия. Рассчитать фонд оплаты труда

Методическое обеспечение: Методическое пособие по проведению практических занятий

Раздел состоит из следующих элементов:

— организационная структура управления предприятием;

— состав подразделений на предприятии и описание функциональных обязанностей;

— потребность в персонале, заработная плата (расчет фонда оплаты труда)

Организационная структура предприятия представляет собой способ и форму объединения работников предприятия для достижения поставленных перед ней целей. Организационная структура оформляется в виде схемы. При описании организационный структуры необходимо показать, какова структура управления предприятием, кто и чем будет заниматься, как структурные подразделения будут взаимодействовать между собой и каким образом намечается координировать и контролировать их деятельность. Организационную структуру предприятия рекомендуется представить в виде схемы.

Виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, матричная и др.

Для полного раскрытия данного раздела, после определения организационной структуры необходимо описать (или схематично зарисовать) подразделения, действующие в организации с описанием их функциональных обязанностей.

Далее в бизнес-плане необходимо представить информацию о потребности в персонале по категориям, определить численность работников административно-управленческого, основного и вспомогательного персонала, режим рабочего времени, описать форму привлечения к труду работников (постоянная работа, совместительство, надомная работа и др.), описать применяемые на предприятии системы оплаты труда работников и рассчитать фонд оплаты труда, включая начисления на заработную плату (таблица № 4)

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
методическая разработка на тему

Программа учебной дисциплины «Бизнес — планирование» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, способствует формированию профессиональных навыков бизнес-планирования у будущих специалистов.

Методические указания разработаны с целью, дать студентам основы теории, методологии, практики в области экономического, финансового, управленческого обоснования предпринимательского дела.

В современных условиях планирование занимает одно из ведущих мест в управлении предприятием, так как позволяет снизить степень неопределенности и риска, сопровождающие его при осуществлении хозяйственной деятельности. Особая роль в системе внутрифирменного планирования принадлежит бизнес-планированию, которое дает возможность руководителю оценить потенциал организации, определить ее сильные и слабые стороны, выявить стратегию ее дальнейшего развития, проанализировать финансово-экономические результаты работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и необходимость их дополнительного привлечения.

В методических указаниях дана примерная структура бизнес-плана, рассмотрены его основные разделы, которые помогут сформировать у студентов навыки и умения использовать в практической деятельности знаний, полученных в процессе теоретического изучения дисциплины «Бизнес — планирование».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: cocтaвлять пpимepныe бизнec– плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: o poли и мecтe бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми; cтpyктypy и фyнкции бизнec – плaнoв; мeтoдикy бизнec плaниpoвaния; бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec – плaниpoвaнию.

Дисциплина имеет прикладной характер, позволяющий применять полученные знания студентов в их профессиональной деятельности.

Программа дисциплины предусматривает проведение занятий в форме лекций и практических работ. С целью закрепления знаний студентов, приобретения навыков самостоятельных решений в области стратегического и тактического планирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов рынка, предусмотрена самостоятельная работа студентов.

Самостоятельное закрепление знаний в области теории и практики предмета, предусматривает обеспечение на основе изучения общих терминов и понятий, написание примерного бизнес-проекта по разделам, согласно рекомендациям, написание рефератов по каждой теме курса, проработку конспектов занятий и учебной литературы, выполнение тестового задания, подготовка сообщений, оформление отчета по домашним заданиям, подготовка презентации проекта.

Работа над бизнес-планом осуществляется в течении всего семестра.

Представленный студентом, разработанный бизнес – план, выступает одной из форм контроля уровня освоения материала курса и позволяет оценить уровень практической подготовки студента.

Условием допуска к дифференцированному зачету является положительная аттестация по практическим работам и формам текущего контроля.

Итоговая оценка уровня знаний студентов по данной дисциплине осуществляется в форме дифференцированного зачета.

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.13. «Бизнес — планирование» для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Бизнес — планирование» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, способствует формированию профессиональных навыков бизнес-планирования у будущих специалистов.

Методические указания разработаны с целью, дать студентам основы теории, методологии, практики в области экономического, финансового, управленческого обоснования предпринимательского дела.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.13. «Бизнес — планирование» для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.13. «Бизнес — планирование» для студентов СПО специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Общие указания по выполнению практических работ……………………………7

Список рекомендуемой литературы………………………………………………43

Программа учебной дисциплины «Бизнес — планирование» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, способствует формированию профессиональных навыков бизнес-планирования у будущих специалистов.

Методические указания разработаны с целью, дать студентам основы теории, методологии, практики в области экономического, финансового, управленческого обоснования предпринимательского дела.

В современных условиях планирование занимает одно из ведущих мест в управлении предприятием, так как позволяет снизить степень неопределенности и риска, сопровождающие его при осуществлении хозяйственной деятельности. Особая роль в системе внутрифирменного планирования принадлежит бизнес-планированию, которое дает возможность руководителю оценить потенциал организации, определить ее сильные и слабые стороны, выявить стратегию ее дальнейшего развития, проанализировать финансово-экономические результаты работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и необходимость их дополнительного привлечения.

В методических указаниях дана примерная структура бизнес-плана, рассмотрены его основные разделы, которые помогут сформировать у студентов навыки и умения использовать в практической деятельности знаний, полученных в процессе теоретического изучения дисциплины «Бизнес — планирование».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: cocтaвлять пpимepныe бизнec– плaны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: o poли и мecтe бизнec – плaниpoвaния в oблacти yпpaвлeния финaнcaми и инвecтициoнными пpoeктaми; cтpyктypy и фyнкции бизнec – плaнoв; мeтoдикy бизнec плaниpoвaния; бaзoвыe cиcтeмныe пpoгpaммныe пpoдyкты и пpoeкты пpиклaдныx пpoгpaмм пo бизнec – плaниpoвaнию.

Дисциплина имеет прикладной характер, позволяющий применять полученные знания студентов в их профессиональной деятельности.

Программа дисциплины предусматривает проведение занятий в форме лекций и практических работ. С целью закрепления знаний студентов, приобретения навыков самостоятельных решений в области стратегического и тактического планирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов рынка, предусмотрена самостоятельная работа студентов.

Самостоятельное закрепление знаний в области теории и практики предмета, предусматривает обеспечение на основе изучения общих терминов и понятий, написание примерного бизнес-проекта по разделам, согласно рекомендациям, написание рефератов по каждой теме курса, проработку конспектов занятий и учебной литературы, выполнение тестового задания, подготовка сообщений, оформление отчета по домашним заданиям, подготовка презентации проекта.

Работа над бизнес-планом осуществляется в течении всего семестра.

Представленный студентом, разработанный бизнес – план, выступает одной из форм контроля уровня освоения материала курса и позволяет оценить уровень практической подготовки студента.

Условием допуска к дифференцированному зачету является положительная аттестация по практическим работам и формам текущего контроля.

Итоговая оценка уровня знаний студентов по данной дисциплине осуществляется в форме дифференцированного зачета.

Источник https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-prakticheskih-zanyatij-po-discipline-biznes-planirovanie-dlya-spo-4297986.html

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2016/02/13/biznes-planirovanie-metodicheskie-ukazaniya-po

Источник https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-ukazaniia-po-vypolnieniiu-prak-10.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: