Некоторые аспекты функционирования автомобильного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Материально-техническое обеспечение (МТО) транспортного предприятия как компонент обеспечивающей подсистемы системы производственного менеджмента во многом определяет качество процесса переработки «входа» системы в ее «выход» — готовый продукт. При низком качестве «входа» системы невозможно получить высокое качество ее «выхода».

Материально-техническое обеспечение автомобильного транспорта представляет собой процесс снабжения автопредприятий подвижным составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными шинами, аккумуляторами и материалами, необходимыми для нормальной их работы.

Правильная организация МТО играет важную роль в улучшении использования автомобилей посредством поддержания их в исправном состоянии. В настоящее время только в нашей стране выпускается около 250 моделей и модификаций автомобильной техники (грузовые и легковые автомобили, автобусы, специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы) различных марок: ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, «Урал», БелАЗ , ЛАЗ, ЛиАЗ , ПАЗ, УАЗ, РАФ, ВАЗ, а в недавнем прошлом «Москвич», ЗАЗ и др. Автотранспортные предприятия укомплектованы обычно несколькими моделями автомобилей, и число их в отдельных случаях достигает 20 и более. На долю запасных частей приходится около 70% номенклатуры изделий и материалов, потребляемых автомобильным транспортом. Номенклатура запасных частей для грузовых и легковых автомобилей, используемых в производстве, насчитывает свыше 15 тыс., а для легковых автомобилей — около 10 тыс. наименований. Запасные части делятся на: механические детали и узлы, детали и узлы топливной аппаратуры, детали и узлы электрооборудования и приборов, подшипники качения, изделия из стекла, резины, асбеста, войлока и текстиля, пробки, пластмассы, картона и бумаги. Номенклатурные тетради, по которым АТП заказывают необходимые запасные части, содержат 0,7—0,8 тыс. наименований запасных частей по каждой модели автомобиля.

Следовательно, для обеспечения работоспособности 7—10 моделей автомобилей, что характерно для среднего АТП, необходимо располагать номенклатурой, насчитывающей 5—8 тыс. наименований.

Автомобильные шины и аккумуляторы. Эти виды технических изделий не входят в номенклатуру автомобильных запасных частей, поэтому их распределяют и учитывают отдельно. Лишь нашей стране выпускается около сотни моделей различных покрышек и соответствующих им камер для шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. Номенклатура используемых на автомобилях аккумуляторных батарей насчитывает более 10 наименований.

Горюче-смазочные материалы. Имеющийся парк автомобилей использует около 60 наименований горюче-смазочных материалов, в том числе: бензин (АИ-92, АИ-95, АИ-98); дизельное топливо; два вида газообразного топлива (СНГ, СПГ); моторные масла; трансмиссионные масла более 10 марок (ТАД-17и, ТАП-15В, ТСП-14гип и др.); пластичные смазки более 10 марок.

Технические жидкости. Общее их число насчитывает около 20 наименований. В зависимости от назначения они подразделяются на: охлаждающие (антифриз марок 40 и 65, тосолы А-40 и А-65); тормозные (БСК, ГТЖ-22М, «Нева»); для гидроподъемных систем (И-22А, И-ЗОА, И-12А, АУ, AM Г-10, МВП); амортизаторные (АЖ- 16, АЖ-12Т, МГП-10); пусковые (Холод-Д40, НИИАТ ПЖ-25, «Арктика»).

Лакокрасочные материалы. Для поддержания надлежащего внешнего вида автомобилей и защиты окрашенных поверхностей от коррозии применяются лакокрасочные материалы (лаки, краски, грунтовки, шпатлевки, растворители и т.д.), насчитывающие более сотни наименований.

Технологическое оборудование. Уборочно-моечное, подъемнотранспортное, смазочно-заправочное, диагностическое, ремонтное и другое оборудование, а также специальный инструмент, применяемый при проведении ТО и ремонта подвижного состава, насчитывает более 200 наименований. Перечень материалов, которые используются для удовлетворения хозяйственных нужд АТП, также достаточно велик. Среди них металлы (прутки круглые и шестигранные, листовая сталь, проволока, швеллеры, двутавры и уголки различных размеров, свинец, олово, медь, припой, стальные и латунные трубки и т.п.); режущий и измерительный инструмент (сверла, плашки, метчики, напильники, резцы, фрезы, развертки, штангенциркули, микрометры, линейки, индикаторы и др.); электротехнические материалы (провода, электродвигатели, трансформаторы, пускатели, предохранители, щиты распределительные, лампы накаливания и дневного освещения и т.д.); москательные товары и химикаты (растворители и краски общего назначения, серная и соляная кислоты; клеи, олифа, шампуни технические, полировочная паста и т.д.); ремонтно-строительные материалы (доски, фанера, цемент, алебастр, кирпич и т.д.); спецодежда для рабочих.

Таким образом, для обеспечения бесперебойной работы автомобильного

транспорта необходимо иметь в наличии несколько тысяч наименований

разнообразных изделий и материалов.

Работникам МТО, осуществляющим снабжение АТП, необходимо их заблаговременно и в нужном количестве заказать, вовремя получить, правильно распределить и бережно хранить. Именно к этому и сводятся задачи МТО.

На рис. 7.1 показана структура целей материально-технического обеспечения.

Для повышения качества «входа» предприятия не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказанных услуг; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы и стабильность поставок;

Для достижения поставленных целей отделу материально-технического обеспечения постоянно необходимо выполнять следующие задачи (рис. 7.2).

Всеми перечисленными работами должен заниматься отдел материально-технического обеспечения производства, находящийся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет качество производственного процесса, то он должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами.

Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, требуют знаний в области маркетинга, техники,

Структура целей материально-технического обеспечения на транспортном предприятии

Рис. 7.1 . Структура целей материально-технического обеспечения на транспортном предприятии

Задачи отдела материально-технического обеспечения транспортного предприятия технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей

Рис. 7.2. Задачи отдела материально-технического обеспечения транспортного предприятия технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.

Структура отдела материально-технического обеспечения производства представляется следующей (рис. 7.3).

Структура отдела материально-технического обеспечения на транспортном предприятии

Рис. 7.3. Структура отдела материально-технического обеспечения на транспортном предприятии

В свою очередь каждое бюро может состоять, в зависимости от размера предприятия, из групп, отвечающих за конкретную проблему или объект. Например, бюро маркетинга можно делить либо по группам ресурсов (оборудование, технологическая оснастка, сырье, материалы, комплектующие изделия), либо по функциям маркетинга (группа информационного обеспечения, группа изучения имиджа поставщиков, группа изучения конкурентоспособности поставщиков и их товаров, группа цен, группа связей с общественностью). Очевидно, что при формировании бюро по предметному признаку требуются специалисты, владеющие всеми функциями маркетинга. При формировании бюро по функциональному признаку специалисты должны хорошо разбираться в особенностях всех видов ресурсов, используемых предприятием. Все определяется конкретными условиями.

Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами должно выполнять следующие функции: разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов на предприятии; разработка стратегических и тактических норм и нормативов; разработка материальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия и его подразделений материально-техническими ресурсами (входит в состав бизнес-плана предприятия).

Бюро управления запасами занимается следующими вопросами: расчет нормативов различных видов запаса (оборотный, страховой, расходный) по видам ресурсов; оптимизация запасов по видам ресурсов; организация пополнения запасов; учет и контроль использования ресурсов; техническое обеспечение управления запасами.

Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами должно решать следующие вопросы: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем, тарой, устройствами охраны труда и санитарно-гигиеническими устройствами; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, топливно-энергетическими ресурсами; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.

Бюро управления эффективностью использования ресурсов занимается выявлением факторов улучшения использования ресурсов (по видам), установлением зависимостей между организационно-техническими и экономическими показателями, организацией учета и контроля использования ресурсов в целом по АТП, разработкой мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организацией их внедрения и стимулирования.

По аналогии с бюро маркетинга структуру остальных бюро отдела материально-технического обеспечения производства можно формировать по функциональному либо предметному признаку.

Процесс движения ресурсов включает привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства продукции и выполнения услуг, гарантийного обслуживания товаров предприятия, капитального строительства. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства продукции и выполнения услуг подразделяется на ресурсы для непосредственного изготовления продукции, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд; для капитального строительства — на новое строительство, расширение производства, техническое перевооружение, реконструкцию; использование ресурсов по одному из перечисленных направлений; восстановление ресурсов (при необходимости); утилизация или списание ресурсов.

Планирование материально-технического обеспечения производства

включает комплекс работ по анализу удельных расходов материальных ресурсов за отчетный период, использованию технологического оборудования и оснастки, прогнозированию и нормированию отдельных видов ресурсов на плановый период, разработку материальных балансов по видам ресурсов, источникам поступления и вышеперечисленным направлениям использования.

Перечисленные работы по планированию весьма трудоемки. Они выполняются экономистами и плановиками при участии других специалистов. Менеджеры не принимают участия в разработке планов, их задача — проверить соблюдение принципов планирования, состав плановых документов, их качество.

Факторы улучшения использования ресурсов показаны на рис. 7.4.

Факторы, влияющие на улучшение использования ресурсов

Рис. 7.4. Факторы, влияющие на улучшение использования ресурсов

Формы обеспечения ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; прямые связи; аукционы, конкурсы; спонсорство; собственное производство и др.

Конкретную форму обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает исходя из особенностей ресурса, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и качественных показателей, конкретных форм поставок, сроков, санкций и других требований.

Сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и прочие материальные ценности на заводах и фабриках хранятся на складах. Состав, число и размеры последних зависят от номенклатуры и количества потребляемых материальных ценностей. На крупных предприятиях количество складов нередко достигает нескольких десятков. Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия. Организация складов, их техническое оснащение и размещение на территории АТП имеют существенное значение для работы и экономики предприятия. Организация складского хозяйства оказывает влияние на пропускную способность складов, трудоемкость и себестоимость складских работ, на величину внутризаводских транспортных расходов и т.д. Для хранения запасных частей и материалов, указанных ниже в каждом подпункте, следует предусматривать отдельное помещение, выгороженное противопожарными перегородками и перекрытиями в зависимости от степени огнестойкости здания:

  • а) двигатели, агрегаты, узлы, детали, непожароопасные материалы, металлы, инструменты, ценный утиль (цветной металл и т.п.);
  • б) автомобильные шины (камеры и покрышки);
  • в) смазочные материалы;
  • г) лакокрасочные материалы;
  • д) твердые сгораемые материалы (бумага, картон, ветошь).

Помещение для хранения автомобильных шин площадью более

50 м 2 должно располагаться у наружной стены здания с оконным проемом.

Участки для выполнения сварочных работ должны обеспечиваться централизованным снабжением газом. Прокладка газовых коммуникаций должна предусматриваться только в пределах помещений сварочного участка.

Хранение наполненных и порожних баллонов кислорода и ацетилена в количестве до 10 шт. включительно каждого наименования допускается производить в отдельных металлических шкафах, устанавливаемых в простенках между оконными или дверными проемами снаружи производственных зданий с расстоянием не менее 0,5 м от шкафа до края простенка.

Помещение для хранения смазочных материалов с размещением емкостей для свежих и отработавших масел и смазок и насосного оборудования для их транспортировки следует располагать у наружной стены здания с непосредственным выходом наружу.

В помещении постов ТО и ТР подвижного состава допускается хранение свежих и отработавших смазочных масел в резервуарах общей емкостью не более 5 м 3 , размещаемых в помещении или в приямке, а также установка насосного оборудования для транспортировки смазочных материалов.

Изделия и материалы располагают на специальных стеллажах, позволяющих быстро отыскивать то, что необходимо для производства.

Металлы в прутках хранят на многоярусных стеллажах в горизонтальном положении, а в случае если их диаметр более 100 мм — на низких роликовых стендах. Листовые металлы — в кипах или в вертикальном положении в клетках стеллажей.

Легковоспламеняющиеся материалы и кислоты (лаки, краски, серная и соляная кислоты) хранят в огнестойком помещении, изолированном от остальных помещений. Бутыли с кислотой располагают отдельно в отгороженном помещении в специальной мягкой таре.

Монтажный, режущий, контрольно-измерительный инструмент и приспособления хранят в инструментально-раздаточной кладовой. Здесь же осуществляют их мелкий ремонт, например заточку. Инструменты хранят в многоярусных клеточных стеллажах так, чтобы каждый номенклатурный номер имел свою отдельную ячейку.

Кладовая водительского инструмента служит для хранения и выдачи инструмента, закрепленного за автомобилем. Кроме того, здесь проверяют комплектность и техническое состояние инструментов и сдают неисправные в ремонт. Инструменты хранятся в стандартных ящиках или брезентовых сумках на клеточных стеллажах с числом ячеек, соответствующим числу автомобилей. На каждый автомобиль заводят инструментальную книжку, в которую записывают все инструменты, выданные на автомобиль. В такелажной кладовой хранят и выдают погрузочный инвентарь (брезенты, веревки, цепи, ломы, лопаты), а также выполняют его просушку и ремонт, учет и пополнение необходимого комплекта. Для хранения такелажа применяют полочные многоярусные стеллажи, а для его сушки устраивают сушильные отделения с вешалками. Склад утиля принимает от производства негодное имущество и материалы и сдает их соответствующим организациям для вторичного использования. Шины и другие резинотехнические изделия и материалы хранят на специальных складах, желательно в подвальных или полуподвальных помещениях, температура в которых должна поддерживаться в пределах минус 10 — плюс 20 °С, а относительная влажность 50—60%. Помещения для хранения шин должны быть защищены от дневного света, для чего в окна вставляют специальные стекла. На складах для хранения резиновых материалов не допускается хранение материалов, отрицательно действующих на резину: керосина, бензина, скипидара, масла. Покрышки хранятся на деревянных или металлических стеллажах в вертикальном положении и располагаются от отопительных приборов на расстоянии не менее 1 м. При долгосрочном хранении покрышки необходимо периодически (раз в квартал) поворачивать, меняя точку опоры. Складывать покрышки в штабеля не допускается. Камеры хранятся на специальных вешалках с полукруглой полкой слегка накаченными, припудренными тальком или вложенными в новые покрышки. Периодически (через 1—2 мес.) камеры также поворачивают, меняя точки опоры. Сырую резину, применяющуюся при ремонте, хранят в рулонах, подвешенных за деревянный сердечник, на полках стеллажей, а толстую пластичную резину — в раскатанном виде. Клей для ремонта хранят в закрытой стеклянной посуде.

Таким образом, на любом АТП должны функционировать как минимум три склада: основной материальный склад (запасные части, материалы, имущество), специализированный склад для приема, хранения и выдачи ГСМ; склад утиля. В крупных цехах АТП для ускорения получения необходимых материалов и деталей могут устраиваться также промежуточные склады.

Некоторые аспекты функционирования автомобильного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусев Сергей Александрович

Современные особенности административно-правового регулирования проведения технического осмотра транспортных средств в России (из серии: транспортная безопасность)

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты функционирования автомобильного бизнеса»

некоторые аспекты функционирования автомобильного бизнеса

Ключевые слова: автомобильный бизнес, технический осмотр, продажи автомобилей.

На основании анализа товарной номенклатуры транспортных средств и их особенностей, этапов развития автомобильного бизнеса в России, можно определить основные тенденции его развития на ближайшие годы. В качестве основной тенденции отметим сохранение высоких таможенных пошлин на иностранные автомобили, произведенные за границей. «Заградительные таможенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей в РФ будут действовать еще как минимум четыре года, до 2015 года. Об этом заявил глава Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Рахманов» [1].

Данная позиция Правительства РФ приведет к росту числа проданных автомобилей, произведенных на территории России, в том числе и иностранных марок. Заявление ответственного чиновника — это еще и сигнал иностранным автопроизводителям, не имеющим собственного производства в нашей стране. Наиболее выгодно создавать собственное производство, работающее в режиме промышленной сборки автомобилей, в период роста автомобильного рынка. Если этого не сделать, то часть рынка могут захватить конкуренты. Поэтому в 2012-2013 годах, по нашему мнению, следует ожидать открытие еще двух-трех производств иностранных марок в нашей стране. Второй тенденцией развития автомобильного бизнеса будет являться дальнейший рост автомобильного рынка, его постепенное восстановление до уровня 2007 года; а затем — и превышение его. Рост рынка, однако, будет сопровождаться временными снижениями продаж новых автомобилей, т.е. будет соблюдаться цикличность.

Следующей тенденцией можно назвать укрупнение и консолидацию компаний, специализирующихся на сервисном обслуживании транспортных средств. 01 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Согласно ему, с 01 января 2012 года частично, а с 01 января 2014 года полностью аккредитованным специальным образом компаниям будет передано право проводить технический осмотр транспортных средств и выдавать талоны технического осмотра государственного образца. В указанном выше законе вводится понятие «оператор технического осмотра». Под ним понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

Аккредитацию операторов доверено проводить профессиональному союзу автостраховщиков (Российскому союзу автостраховщиков). В его компетенцию входит:

— рассмотрение заявлений о предоставлении аттестатов аккредитации, принятие решений о выдаче данных аттестатов аккредитации или об отказе в предоставлении аттестатов аккредитации (решение об аккредитации);

— принятие решения о расширении или сокращении области аккредитации;

— переоформление аттестатов аккредитации;

— приостановление действия аттестатов аккредитации и возобновление их действия;

— аннулирование аттестатов аккредитации;

проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации;

контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра;

— ведение реестра операторов технического осмотра;

— ведение учета бланков талонов технического осмотра и бланков международных сертификатов технического осмотра;

организация обеспечения операторов технического осмотра бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра;

формирование открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра.

Для получения аккредитации оператору технического осмотра необходимо:

наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящих в утвержденный перечень;

— наличие в штате не менее одного технического эксперта;

наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.

Единая автоматизированная информационная система технического осмотра создается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержит следующую информацию об операторах технического осмотра:

1) полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра- юридического лица, место его нахождения;

2) фамилия, имя и отчество оператора технического осмотра — индивидуального предпринимателя, место его жительства;

3) номера контактных телефонов, почтовый адрес, адреса электронной почты;

4) фамилия, имя и отчество руководителя оператора технического осмотра — юридического лица;

5) информация об аккредитации (информация о решении о выдаче аттестата аккредитации, расширении или сокращении области аккредитации, переоформлении аттестата аккредитации, приостановлении действия аттестата аккредитации или возобновлении его действия, об аннулировании аттестата аккредитации) и о нарушениях требований аккредитации, правил проведения технического осмотра, требований соблюдения предельного размера платы за проведение технического осмотра;

6) количество пунктов технического осмотра и их адреса;

7) фамилии, имена и отчества технических экспертов, сведения об их образовании, подготовке, переподготовке и повышении квалификации в соответствии с квалификационными требованиями, а также адреса пунктов технического осмотра, в которых они осуществляют техническое диагностирование;

8) сведения о количестве полученных оператором технического осмотра и выданных им талонов технического осмотра, международных сертификатов технического осмотра с указанием учетных серий, номеров таких документов.

Операторы технического осмотра обязаны передавать в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра следующие сведения, необходимые для ее ведения:

1) марка и модель транспортного средства, в отношении которого проведен технический осмотр, год его выпуска, сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство (идентификационный номер транспортного средства (VIN), номер кузова);

2) фамилия, имя и отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра;

3) адрес пункта технического осмотра, в котором был проведен технический осмотр;

4) номер, дата выдачи, срок действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра либо талон технического осмотра в форме электронного документа;

5) диагностическая карта в форме электронного документа;

6) фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество технического эксперта, принявшего решение о выдаче талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра.

Сведения, указанные выше, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра.

После проведения технического осмотра, в случае успешного его прохождения, оператор обязан выдать клиенту талон технического осмотра. В талоне технического осмотра указываются следующие сведения:

1) категория, марка, модель и модификация транспортного средства;

2) идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен транспортному средству его изготовителем;

3) дата проведения технического осмотра;

4) полное и сокращенное наименование оператора технического осмотра- юридического лица или фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество оператора технического осмотра — индивидуального предпринимателя, а также номер оператора технического осмотра в реестре операторов технического осмотра;

5) фамилия, инициалы и подпись технического эксперта;

6) срок (с указанием года и месяца), не позднее окончания которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обеспечить проведение очередного технического осмотра;

7) особые отметки.

В графе «Особые отметки» талона технического осмотра указываются:

1) сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство (номер кузова, номер государственного регистрационного знака, другие сведения) в случае, если транспортному средству его изготовителем не присвоен идентификационный номер транспортного средства (VIN);

2) слово «Дубликат» в случае выдачи дубликата талона технического осмотра.

Закон устанавливает периодичность проведения технического осмотра владельцами транспортных средств:

A) каждые шесть месяцев в отношении следующих транспортных средств:

— грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);

специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.

Б) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска в обращение:

— легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

— грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

— прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

B) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств:

— грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;

— транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.

Г) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение:

— легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

— грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

— прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;

В соответствии с новыми правилами прохождения технического осмотра, изложенными в законе, каждый владелец транспортного средства вправе обратиться к любому оператору по всей территории России. Место регистрации или текущее нахождение транспортного средства больше не имеет значения. Требования закона в части аккредитации смогут выполнить не все компании по сервисному обслуживанию транспортных средств. Большинству мелких и части средних сервисных станций будет сложно в финансовом отношении приобрести новое диагностическое оборудование и содержать в штате технического эксперта (который должен пройти обучение и получить соответствующий сертификат). Компании, прошедшие аккредитацию, в большинстве своем будут офици-

альными дилерами той или иной торговой марки. Таким компаниям ничего дополнительно приобретать не надо, поскольку требования к кандидатам совпадают с требованиями по соблюдению дилерских стандартов представительством автомобильного завода.

В результате на рынке сервисных услуг сложится ситуация, когда клиенты, владеющими транспортными средствами, у которых закончился срок гарантийных обязательств завода-изготовителя, будут вынуждены сохранять свои отношения с официальными сервисными станциями. Для того, чтобы пройти технический осмотр, такие сервисные станции будут рекомендовать своим клиентам проведение у себя на платной основе дополнительных диагностических или ремонтных работ, т.е. фактически постоянное техническое обслуживание автомобиля. Большинство клиентов сделают свой выбор в пользу сервисных станций официальных дилеров, аккредитованных по новой системе. Постоянное сервисное обслуживание автомобиля на них будет гарантировать им прохождение технического осмотра и получение соответствующего талона. Без талона собственник (согласно действующему закону [2]) транспортного средства или его представитель не сможет получить полис ОСАГО, и, как следствие, — эксплуатировать автомобиль. В такой ситуации у независимых сервисных станций будет наблюдаться отток клиентов. Часть станций станут финансово несостоятельными и будут вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо войти в состав другой, более крупной станции на правах филиала.

В качестве четвертой тенденции развития автомобильного бизнеса можно назвать постепенное восстановление рынка автомобильного кредитования. Рост автомобильного рынка будет способствовать увеличению продаж новых автомобилей, что приведет в свою очередь к росту числа кредитных сделок. Автомобильный рынок станет вновь привлекательным для кредитных организаций и банковских структур, на нем усилятся конкуренция и борьба за потенциального клиента. За 2010 — середину 2011 г. можно было наблюдать постепенное снижение процентных ставок с 28% годовых (в 2009 году) до 14-15%. Этот процесс усилится в последующие несколько лет. По нашему мнению, произойдет снижение процентных ставок на предоставляемые заемные деньги для покупки нового автомобиля до уровня 11-12% годовых.

И, наконец, в качестве последней тенденции отметим постепенное увеличение доли регионов в общем объеме продаж новых автомобилей. К периоду начала кризиса, доли регионов и двух крупнейших городов России (Москвы и Санкт-Петербурга) практически сравнялись. Если в докризисные годы рост продаж наблюдался практически за счет регионов, то в 2009 г. ситуация стала обратной: наибольший уровень падения продаж был так же зафиксирован в регионах.

Суммарная доля Москвы и Санкт-Петербурга вновь возросла до уровня 60%; произошел возврат к 2005 г. По нашему мнению, в 2012-2014 гг. стоит ожидать постепенное возрастание доли регионов до уровня 45-47%. Способствовать этому будет, как и в предыдущих тенденциях, рост автомобильного рынка.

1. Высокие пошлины на импорт иномарок сохранятся до 2015 года // URL: http://www. km.ru/avto/content/vysokie-poshliny-na-import-inomarok-sokhranyatsya-do-2015-goda (дата обращения: 12.12.2012)

2. Федеральный закон № 170-ФЗ от 01 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 04 июля 2011 г.

роль государственной поддержки малого бизнеса

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, государственная поддержка.

Основная цель системы предпринимательства состоит в эффективном осуществлении предпринимательской функции экономического развития страны, в результате и благодаря чему обеспечивается прирост, за счет рационального использования факторов производства и факторов производительности труда — воспроизводство общественного продукта. Тем самым совпадают цели развития предпринимательства и цели развития национальной экономики [1, с. 5].

В современных условиях финансовой нестабильности, связанной с периодичностью кризисных явлений в мировой экономике, роль малого бизнеса резко возросла. В настоящее время малое предпринимательство является важнейшим элементом в системе рыночных отношений. К примеру, в промышленно развитых странах малый бизнес обладает огромным потенциалом и решает первоочередные задачи, стоящие перед государством: увеличение темпов экономического роста, обеспечение занятости населения, стабилизация и увеличение денежных доходов населения, формирование и укрепление «среднего класса», содействие развитию научно-технического прогресса, насыщение потребительского рынка отечественными товарами (услугами). О значимости и перспективах развития малого бизнеса в России и ее регионах можно судить по следующим данным: вклад малого бизнеса в производство ВВП развитых стран за последние пять лет достиг в среднем 65-70% (в Великобритании — 52%, США — 53%, в Германии — 69%, в Японии — 78%), при этом доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в странах с развитой рыночной экономикой в среднем превышает 60% (в Великобритании — 52%, США — 53%, в Германии — 69%, в Японии — 78%).

В этой связи следует отметить, что сектор малого бизнеса отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе малого бизнеса. При этом эффективность капиталовложений здесь примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса. Быстрый темп развития малого бизнеса в последние годы наблюдается в странах ЕС. К примеру, эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет малого предпринимательства. При этом число малых предприятий в Германии с каждым годом неуклонно растет.

Техническое обеспечение автомобильного бизнеса что это такое

Специальности
автомобилестроение

АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬHОЕ ХОЗЯЙСТВО

Дополнительная информация

Окончившие институт по этой специальности получают квалификацию инженера и могут работать на предприятиях и в организациях автотранспортного комплекса разных форм собственности, в конструкторско-технологических и научных организациях, на автотранспортных и авторемонтных предприятиях, в информационных диспетчерских и на предприятиях информационного сопровождения транспорта, в автосервисе, на фирменных и дилерских центрах автомобильных и ремонтных заводов, в маркетинговых и транспортно-экспедиционных службах, в системе материально-технического обеспечения оптовой и розничной торговли транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации.

Подготовка по специальности ведется с 1930 года, преподаваемые специальные дисциплины совершенствовались десятилетиями и в настоящее время выпускник этой специальности является специалистом широкого профиля, способным самостоятельно вести инженерную, исследовательскую, управленческую деятельность на автотранспортном комплексе.

В процессе обучения студенты получают фундаментальную общетеоретическую подготовку по математике, физике, инженерной графике, по использованию компьютерной техники в принятии инженерных решений, выполняют научно-исследовательские и конструкторские разработки в области технической эксплуатации автомобильного транспорта.

На 4-м курсе студентам предлагается выполнить и защитить выпускную работу бакалавра, при этом можно продолжить обучение для получения квалификации «инженер», а можно поступить в магистратуру (срок обучения — 2 года). На последних курсах, наряду с изучение специальных дисциплин, студенты могут продолжить образование по одной из специализаций:

Специализация «Техническая эксплуатация автомобилей». Обучение на данной специализации посвящено теоретическим и практическим основам эксплуатации автомобилей. Изучаются современные требования к организации и функционированию предприятий различных форм собственности, связанным с эксплуатацией всех видов транспорта, выполняются расчетные и проектные работы по технологии выполнения работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию современных автомобилей, технологическому проектированию предприятий. Решение вопросов снабжения топливом, маслами, запасными частями, анализ качества топлив и масел, кадровое обеспечение автотранспортных предприятий — основные направления обучения и научной работы студентов и аспирантов.

Специализация «Тюнинг и технический контроль конструкции автомобиля». Обучение на данной специализации позволит получить знания и навыки в области совершенствования конструкции (тюнинга) автомобилей, их исследований, испытаний, сертификации. Традиционно, в рамках данной специализации осуществляется подготовка специалистов для автомобильного спорта, участвующих в создании и настройке спортивных автомобилей, организации соревнований.

В процессе обучения студенты знакомятся с нормативно-правовыми требованиями к конструкции автомобиля, методами исследования и испытания автомобилей, в том числе по Правилам ЕЭК ООН, измерительным оборудованием, методами улучшения потребительских свойств автомобиля за счет тюнинга и настройки его систем.

Окончившие специализацию могут работать в спортивных командах, в научно-исследовательских автомобильных институтах и автомобильных полигонах, органах по сертификации, в фирмах, занимающихся тюнингом автомобиля.

Специализация «Капитальный ремонт и восстановление деталей». Обучение на данной специализации посвящено теоретическим и практическим основам выполнения капитального ремонта автомобилей. Подробно изучаются технологические процессы дефектовки и восстановления деталей, технологического проектирования авторемонтных заводов, вопросы квалиметрии и технологического оборудования для выполнения капитального ремонта автомобилей.

Специализация «Телематика на автомобильном транспорте» (информационные и телекоммуникационные технологии на транспорте). Студенты специализации имеют уникальную возможность получить общетеоретическую подготовку, основанную на реальных примерах в сфере информационных технологий на транспорте. Обучение студентов ведется в соответствии с современными тенденциями, основанными на использовании беспроводных технологий передачи информации, интранет и интернет-технологий. На выпуске — уровень квалификации обучающихся в полной мере отвечает базовым требованиям транспортной сферы.

Подробно рассматриваются основы технологии диспетчерского и информационного управления наземным транспортом. В процессе обучения у студентов формируются базовые представления по вопросам, связанным с современными методами проектирования, разработки и сопровождения транспортно-телематических систем городов.

Выпускники факультета всех специализаций пользуются устойчивым спросом у работодателей, выполняют дипломные проекты и проходят различные виды практик на предприятиях, на которых предполагается работа будущего специалиста.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
(СЕРВИС НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ)

Автосервис — в настоящее время наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы услуг. Рост количества автомобилей значительно опережает увеличение количества предприятий по их обслуживанию, поэтому выпускникам по этой специальности во время и по окончании обучения поступает большое количество предложений по трудоустройству.

Прием на специальность открыт в 1995 году. Производится подготовка специалистов широкого профиля для самостоятельной инженерной, исследовательской и управленческой деятельности в сфере предпродажной подготовки, продажи, эксплуатации, сервиса и утилизации автомобилей различных марок.

Студентов готовят для профессиональной деятельности на различных предприятиях технического сервиса, в том числе на станциях технического обслуживания, дилерских центрах, салонах, мотелях, стоянках, автозаправочных станциях лизинговых, аудиторских предприятиях различных форм собственности.

На 4-м курсе студентам предлагается выполнить и защитить выпускную работу бакалавра, при этом можно продолжить обучение для получения квалификации «инженер», а можно поступить в магистратуру (срок обучения — 2 года). На последних курсах, наряду с изучение специальных дисциплин, студенты могут продолжить образование по одной из специализаций:

Специализация «Автосервис и фирменное обслуживание». Эффективное функционирование предприятия технического сервиса — основной результат работы выпускника по этой специализации. Маркетинговый анализ, обоснование спроса на услуги сервиса, изучение рынка услуг, организация технологических процессов технического обслуживания и текущего ремонта на сервисном предприятии, проектирование станций технического обслуживания автомобилей, кадровое обеспечение, компьютерные технологии и компьютерная диагностика технического состояния — неполный перечень дисциплин и направлений по специализации.

Специализация «Техническое обеспечение автомобильного бизнеса». Окончившие факультет по данной специализации могут работать на технических и руководящих должностях в предприятиях по продаже автомобилей и запасных частей, автосалонах, представительствах фирм-изготовителей автомобилей и их компонентов.

В процессе обучения студенты знакомятся с закономерностями развития мирового автомобильного рынка, технологиями процесса продаж и послепродажного обслуживания автомобилей и автомобильного оборудования. Отдельное внимание уделяется вопросам бизнес-планирования и ценообразования в указанной сфере, этике делового общения.

Специализация «Телематика в автосервисе» (информационные и телекоммуникационные технологии в автосервисе). Пройдя обучение, специалисты этой специализации успешно работают на сервисных и транспортных предприятиях, создающих и эксплуатирующих современные телематические системы, а также занимающихся вопросами совершенствования информационного обеспечения автосервиса и развитием мобильных и стационарных технических средств. В результате обучения у студентов формируется базовый уровень профессиональных знаний и обеспечивается овладение навыками решения задач в области, связанной с применением методов и средств информационных технологий в транспортных системах различной сложности.

В процессе подготовки будущие специалисты, обучающиеся по всем специализациям, имеют возможность изучать не только обязательные дисциплины, но и широкий перечень дисциплин по выбору, по результатам которых выдаются соответствующие дипломы и сертификаты. В качестве дополнительного образования студенты могут получить квалификацию переводчика в сфере профессиональных коммуникаций, квалификацию оценщика на автотранспортном комплексе, квалификационные сертификаты различных фирм-производителей автомобилей.

Источник https://studref.com/393913/ekonomika/planirovanie_materialno_tehnicheskogo_obespecheniya_transportnom_predpriyatii

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-funktsionirovaniya-avtomobilnogo-biznesa

Источник https://www.planetaedu.ru/2nd_higher_education/?department=930

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: