Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»

«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»

«Наш лизинговый портфель оказался весьма устойчивым к коронавирусу»

Банк ФК «Открытие» принципиально не вмешивается в деятельность своих дочерних лизинговых компаний, считая их синергию с другими структурами группы одним из главных факторов, который увеличивает рыночную стоимость всего холдинга в преддверии IPO. Старший вице-президент, директор департамента корпоративного бизнеса КИБ банка «ФК Открытие» Андрей Карасев в большом интервью медиа-порталу Fed Leasing.ru рассказал о вкладе лизингового бизнеса в общие показатели группы и главных трендах развития этого сегмента финансового рынка в России.

Насколько лизинг – значимая и важная часть бизнеса финансовой группы «Открытие»?

Сейчас в группе «Открытие» есть две лизинговые компании: «Балтийский лизинг», работающий на розничном рынке лизинга, и «Открытый лизинг», миссия которого обслуживать крупных корпоративных клиентов. Лизинг приносит около 6% в чистой прибыли группы (т.е. 2,6 млрд руб., чистая прибыль группы «Открытие» по МСФО в 2020 году составила 43,4 млрд руб., – прим. Fed Leasing.ru ). И это, хочу подчеркнуть, не считая той «сквозной маржи», которую банк зарабатывает на кредитовании своих «дочек», поскольку мы их финансируем на абсолютно рыночных условиях. И если «Балтийский лизинг» как розничная компания – это высокодоходный бизнес группы, защищенный ликвидными видами техники в портфеле, то «Открытый лизинг» – это работа со сложными и долгосрочными сделками, структурированными специально под конкретного заказчика и связанными с поставкой, порой, уникального оборудования, изготовленного конкретным производителем в единичном экземпляре.

Довольна ли группа «Открытие» их работой?

«Балтийский лизинг» – одна из старейших и крупнейших лизинговых компаний России, и еще до вхождения в группу занимала лидирующие места в отрасли. Сегодня она продолжает удерживать сильные позиции на рынке. По данным «Эксперт РА», у компании четвертое место по объему нового бизнеса в розничном сегменте. Клиенты «Балтийского лизинга» – это преимущественно малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, где традиционно заключаются высокомаржинальные сделки и преобладают стандартизированные финансовые решения для массового потребителя. Поэтому «Балтийский лизинг» – надежная, стабильно прибыльная компания, которая поддерживает высокий кредитный рейтинг, выпускает биржевые облигации, участвует во всех программах государственной поддержки. Мы довольны, что у нас в группе есть такой эффективный инструмент работы с группой клиентов МСБ.

«Открытый лизинг» создан в составе группы «Открытие» для обслуживания клиентов крупного бизнеса. И задумывался, по сути, как продолжение линейки корпоративных продуктов банка. Работа с большими компаниями напоминает, скорее, проектное финансирование. Условия для таких клиентов должны быть сопоставимы с условиями привлечения кредита, поскольку стандартизированные решения, направленные на уменьшение первоначального взноса или на сокращение срока одобрения сделки, для них не всегда удобны.

Но, главное, мы видим и стараемся всячески развивать синергию между нашими лизинговыми компаниями и остальными компаниями группы, которые также ведут независимый прибыльный бизнес в других сегментах финансового рынка. Я имею ввиду и банк, и страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», наш пенсионный фонд, брокерскую и факторинговую компании. Таким образом мы формируем полный комплекс всех возможных финансовых услуг для любого клиента, пришедшего в любую из наших дочерних структур. Этот эффект, основанный на тесной рыночной кооперации различных «ветвей» нашего бизнеса, вносит самый значительный вклад в общие показатели группы «Открытие».

Расскажите подробнее, как эта синергия отражается на работе лизинговых компаний?

Например, широкая собственная региональная сеть «Балтийского лизинга» – мощный канал привлечения клиентов, в том числе для банка, страховой компании и других наших «дочек». При этом обмен «лидами» у нас налажен в обе стороны: клиентов из сегмента МСБ, которых у «Открытия» много, мы регулярно знакомим с возможностями лизинга и направляем их в розничную компанию, где им могут предложить простое, быстрое и сравнительно недорогое финансовое решение.

Кроме того, у «Балтийского лизинга» за 30 лет сформировалась своя индустриальная специализация: компания работает преимущественно с колесной техникой, имеет очень хорошие отношения с различными поставщиками и производителями. Нередко бывает так, что эти условия оказываются подходящими и для наших корпоративных клиентов. И тогда, например, для обновления автопарка мы им предлагаем «Балтийский лизинг». Если же какому-то небольшому розничному лизингополучателю потребуется дорогостоящий 800-тонный кран, то ему логично проработать сделку с «Открытым лизингом».

А вы не думали об объединении двух лизинговых компаний в одну?

Думали. Но не нашли веских причин, чтобы это делать.

Действительно, если арифметически сложить показатели двух наших лизинговых компаний, то общий портфель по итогам 2020 года превысил 126 млрд руб., показав рост 35%. Совокупный объем нового бизнеса прошлом году превысил 84 млрд руб. Мы входим в ТОП-6 крупнейших игроков рынка по этому показателю. При этом каждая из компаний занимается собственным сегментом бизнеса и постоянно улучшает свои позиции на рынке и без объединения.

Если мы нагрузим розничный «Балтийский лизинг» какими-то «тяжелыми» сделками, его показатели доходности, скорее всего, ухудшатся. Поскольку крупные сделки обладают меньшей маржинальностью по сравнению с розничным лизингом. В то же время, работа с крупными корпорациями вполне рентабельна с учетом долгих сроков лизинга и индивидуального комплекта услуг, который может предложить такому клиенту команда «Открытого лизинга», специализирующаяся на подобных сделках.

В итоге мы посчитали, что структурное объединение этих двух бизнесов никакого позитивного влияния не окажет. А вот стресс для обеих компаний и ухудшение отчетности от реформы управления, скорее всего, будет. Поэтому мы отказались от этой идеи: нас совершенно устраивает существующая конфигурация нашего лизингового бизнеса.

Расскажите подробнее о бизнесе «Открытого лизинга». Сегмент корпоративных клиентов считается наиболее пострадавшим от пандемии.

Компания начала работать в 2019 году и показывает очень хорошие результаты. В течение 2020 года, с уже достаточно высокой базы 29 млрд рублей портфель «Открытого лизинга» вырос на 57% — до 46 млрд. По новому бизнесу, несмотря на сокращение корпоративного рынка в РФ в 2020 году на 36%, компания сработала на уровне 2019-го (19 млрд руб. против 19,2 млрд руб. в 2019 году, – прим. Fed Leasing.ru ), что позволило ей подняться в рэнкинге «Эксперт РА» с 17-го на 14-е место.

Безусловно, бизнес крупных корпораций серьезно снизил обороты за последний год. Но благодаря грамотной работе с рисками наш лизинговый портфель даже в этом сегменте оказался весьма устойчивым к коронавирусу. Никаких проблем с ранее заключенными сделками – ни в кредитном, ни в лизинговом бизнесе – у нас не было. Даже наоборот, некоторые клиенты часть портфеля выгасили, поскольку посчитали, что им целесообразнее уменьшить свою долговую нагрузку. Так что пандемия лишь немного притормозила развитие «Открытого лизинга» в прошлом году, но на текущий год у нас амбициозные планы. Компания должна прирасти по портфелю на 35%, причем мы уже вполне четко знаем, какие сделки с какими клиентами будут заключены.

С какими клиентами работает компания и что они приобретают?

Еще на старте мы определили для «Открытого лизинга» несколько приоритетных направлений – это грузовые вагоны, буровое и нефтесервисное оборудование, техника для строительства и обслуживания месторождений, транспорт для вывоза энергоносителей. В этом контексте появляется третье направление – лизинг грузовых и промысловых судов, которое тоже нам очень интересно. Также мы интересуемся сделками с общественным транспортом – пассажирскими вагонами и вагонами метро, электротранспортом, автобусами.

Как вы в целом оцениваете рынок железнодорожных вагонов и его перспективы?

Вагоны – это очень понятный рынок. Для нас очевидна его волнообразная динамика, когда каждые 4-5 лет ценовая конъюнктура меняется на противоположную. Предыдущий кризис был в 2015-2016 годах, потом арендные ставки снова пошли вверх, сейчас все повторяется, но с меньшей амплитудой. Не стоит забывать, что это в большей степени касается только полувагонов, а, например, на контейнерные платформы уже многие годы очень хороший спрос – растет сухопутный транзит грузов через Россию между Европой и Азией, повышается общая контейнеризация логистики внутри страны. И эта тенденция долгосрочная. Так что вагоностроительные заводы работают, выводят на рынок новые типы и модели вагонов, которых не хватает на рынке, а мы видим новые контракты и стабильный спрос в будущем.

Насколько велики ваши амбиции в сегменте водного транспорта?

Конечно, речь не идет о таких сделках, как, например, строительство флота для Северного морского пути: там колоссальные объемы финансирования, которые может потянуть только синдикат банков при обязательном условии значительной поддержки государства. Мы смотрим, скорее, на сегмент речных грузовых судов и судов «река-море», спрос на которые есть, например, у перевозчиков на Волге и в Каспийском море.

С авиацией не планируете работать?

На текущий момент нет. Не имея достаточного количества бортов в управлении и без соответствующих навыков, выходить на этот рынок было бы безрассудством. На наш взгляд, инвестиции в запуск такого направления будут несопоставимы с полученным экономическим эффектом: работы и рисков много, а прибыли мало. У этой ситуации есть много системных причин, по мере устранения которых, возможно, мы пересмотрим свое решение.

Насколько долго, на Ваш взгляд, будет расти спрос в розничных сегментах, прежде всего, в автолизинге? Нужно ли государству поддерживать спрос на отечественную автотехнику?

Думаю, спрос на автомобили сохранится. Текущий неудовлетворенный спрос имеет гораздо больший потенциал, в том числе и потому, что основной потребитель автомобилей – малый и средний бизнес – уже практически оправился от пандемии и снова набрал неплохие темпы роста.

Производство скоро тоже подтянется, и это уже заметно. Например, «АвтоВАЗ» по итогам нынешнего февраля увеличил выпуск машин на 13% к прошлогоднему февралю, а ведь тогда, как мы помним, локдауна еще не было. Объективные трудности остаются с балансом спроса и предложения автомобилей у дилеров зарубежных производителей автомашин и компонентов, поскольку у нас спустя год спрос по-прежнему не удовлетворен. Наша экономика растет и предложение за ней не поспевает. И это является еще одним подтверждением, что в России был очень грамотный кризис-менеджмент с точки зрения работы экономики в режиме пандемии.

Что касается мер господдержки, они сейчас сильно помогают: если бы их не было, стоимость машин в салонах взлетела бы гораздо выше. По подсчетам «Балтийского лизинга», его клиенты в прошлом году сэкономили около 900 млн руб. на приобретении автомобилей по программе Минпромторга России, а это – 2,8 тыс. единиц новой техники на сумму более 8 млрд руб. Причем следует понимать, что в данном случае субсидируется не только лизингополучатель, а вся большая цепочка производства и потребления продукции. В результате заводы загружены, дилеры зарабатывают, люди получают зарплату и тратят деньги, которые, в конце концов, вернутся в экономику, в том числе в виде покупки нового автомобиля. Все это вместе и генерирует тот спрос, о котором мы говорим.

Между тем, на рынке много разговоров о росте доли участия государства в экономике. Группа «Открытие» тоже принадлежит Банку России. Можно ли в этой связи называть входящие в группу лизинговые компании тоже государственными?

На этот вопрос мне несложно отвечать. Да, в 2017 году группа вынужденно была взята под контроль государства, чтобы спасти клиентов банка. И эта задача была полностью успешно решена. Теперь государство справедливо рассчитывает вернуть свои деньги, потраченные на санацию банка, поэтому задача не контролировать этот сектор, а наоборот – выйти из капитала через IPO. Как раз в этом направлении и ведется сейчас активная работа.

Все наши лизинговые компании –абсолютно рыночные игроки, не обремененные особыми социальными задачами и не использующие какие-либо поблажки от регулятора. «Балтийский лизинг» и «Открытый лизинг» получают фондирование на рыночных условиях, которые соответствуют их уровню кредитоспособности и надежности как заемщиков, и не имеют никаких индивидуальных преференций.

Рассматривался ли вариант вывести на биржу акции лизинговых компаний отдельно?

Понятно, что «Балтийский лизинг» – очень хороший актив, особенно для частного инвестора. Но, как я уже говорил, мы видим существенную синергию работы банка, лизинговых компаний, страхового бизнеса и прочих составляющих нашего комплексного продукта для всех категорий клиентов. Поэтому мы считаем, что рыночная цена всей группы целиком будет больше, чем стоимость каждого бизнеса по отдельности.

Банк «Открытие» купил стратегического партнера в Петербурге

Фото: Александр Николаев/Интерпресс

Банк «ФК Открытие» приобрел 100% акций АО «Балтийский лизинг». На базе компании кредитная организация планирует развивать направление корпоративного лизинга. По оценкам экспертов, стоимость сделки может составлять 9 млрд рублей.

О том, что банк «ФК Открытие» стал владельцем «Балтийского лизинга», сообщили в пресс-службе кредитной организации. Стоимость сделки стороны раскрывать не стали. Управляющий партнер инвестиционной компании Adastra Management Артем Гудченко оценил ее в 9 млрд рублей.

Как сообщили РБК Петербург в «ФК Открытие», приобретение акций «Балтийского лизинга» позволит банку развивать лизинговое направление — кредитная организация утвердила соответствующую стратегию. Во втором квартале 2019 года компания «Открытый лизинг» («дочка» банка «Открытие») завершит консолидацию существующих корпоративных портфелей лизинговых компаний, находящихся в контуре банков «Открытие» и «Траста».

«Открытый лизинг» будет сотрудничать с «Балтийским лизингом» под управлением команды корпоративно-инвестиционного бизнес-блока банка «Открытие». «В дальнейшем мы планируем развивать корпоративный лизинг и будем фокусироваться на финансировании приобретения в лизинг подвижного железнодорожного состава, электротранспорта, водного транспорта и нефтесервисного оборудования», — пояснили РБК Петербург в «ФК Открытие».

В «Балтийском лизинге» не смогли оперативно прокомментировать сделку.

Без банка не обойдется

Директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов считает, что благодаря возможностям нового собственника «Балтийский лизинг» может войти в ТОП-5 российских лизинговых компаний (ЛК) по объему нового бизнеса в автолизинге (за девять месяцев 2018 года ЛК заняла шестое место). «В автолизинге большая конкуренция, однако есть несколько крупных игроков, которые демонстрируют более слабые темпы роста по сравнению с ТОП-3. У данных компаний небольшой отрыв от «Балтийского лизинга» и он может их обойти», — считает Руслан Коршунов.

По мнению Артема Гудченко, сделка окажет положительное влияние на работу обеих сторон. «За лизинговым бизнесом всегда должен стоять банк, иначе значительно расширить лимиты будет невозможно. Примеры самостоятельных компаний есть, но они практически не развиваются. Поэтому взаимодействие «Балтийского лизинга» с банком «Открытие» выглядит перспективным», — сказал Артем Гудченко. Он также добавил, что для кредитной организации будет важной помощь нового партнера в «качественном улучшении» направления корпоративного лизинга.

Фото: Scott Barbour / Getty Images

Как поведение родителей влияет на будущее детей

Фото: Chance Chan / Reuters

Экзистенциальный ужас: почему Apple запугивает покупателей

Фото: Shutterstock

Что нельзя делать при похмелье: советы нейробиолога из Стэнфорда

Фото: Jason Kempin / Getty Images for Dyson

«Два раза в неделю я лишаю себя обеда»: основатель Dyson — о диете

Фото: Carlos Barria / Reuters

Стройматериалы все дороже. Как это скажется на цене жилья и девелоперах

Фото: Shutterstock

Визу какой европейской страны легче всего получить в 2022 году

Увольнение по соглашению сторон: почему этот способ стал опасным

Фото: Christian Hartmann / Reuters

Кризис середины карьеры. Три сценария, когда что-то пошло не так

В августе прошлого года Федеральная антимонопольная служба России одобрила заявку банка «Траст» на приобретение 99,5% акций «Балтийского Лизинга». На базе «Траста» создана структура, в которую будут переданы некачественные и непрофильные активы, находящиеся в управлении Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Банк будет реализовывать активы с целью возврата части денежных средств. В конце прошлого года банк «Открытие» приобрел у банка «Траст» 79,5% акций «Балтийского лизинга», а в начале этого — оставшуюся долю.

Объединение состоялось

В начале этого года банк «ФК Открытие» сообщил еще об одной покупке — присоединении Бинбанка. Как рассказал телеканалу «Россия 24» председатель правления «ФК Открытие» Михаил Задорнов, капитал объединенного банка составил порядка 315 млрд рублей. По размеру капитала «Открытие» теперь может стать «четвертым-пятым» в стране, полагает Михаил Задорнов.

О слиянии санируемых Центробанком Бинбанка и «ФК Открытие» РБК сообщал осенью 2017 года. Это первые банки, которые санируются по новой схеме, с использованием находящегося под управлением Центробанка ФКБС, который финансируется из средств регулятора.

В банке «Открытие» РБК Петербург пояснили, что на Северо-Западе насчитывалось 25 офисов Бинбанка, 14 из которых — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Все они вошли в сеть объединенного банка «Открытие», в результате чего общее число отделений банка в двух регионах превысило 50 офисов, а в федеральном округе — 90 точек продаж. Процедура ребрендинга коснулась уже шести офисов Бинбанка: пяти в Санкт-Петербурге и одного в Вологде.

Справка:

АО «Балтийский лизинг» — крупная российская лизинговая компания, основанная в 1990 году в Петербурге. Объем собственного капитала компании на начало 2018 года составил 6 млрд рублей (плюс 28% за год). Согласно данным «Эксперт РА», на начало октября 2018 года «Балтийский лизинг» занял восьмое место среди лизинговых компаний России по объему нового бизнеса (31 млрд рублей) и одиннадцатое по размеру портфеля (около 50 млрд рублей). 60% портфеля компании приходится на автолизинг, 13% — лизинг строительной техники.

Банк Открытие: лизинг для юридических лиц в 2022 году

лизинг в банке Открытие

Банк «ФК Открытие» – универсальный коммерческий банк, работающий под государственным контролем. Он предлагает большой список банковских услуг физическим и юридическим лицам, в числе которых лизинг для ИП и организаций.

Условия

Юрлица и ИП могут обратиться в банк «Открытие» для оформления оборудования или транспорта в долгосрочную аренду с последующим выкупом. Открытая сделка поможет уменьшить сумму налогов и упростить работу бухгалтерии, т.к. все бухгалтерские операции по ведению основных средств (учет, начисление амортизации, уплата налогов) будет вести фирма.

Аренда оформляется на срок до трех лет, максимальная сумма – 30 млн. рублей. Предприниматель должен внести аванс не менее 10% собственных денег от стоимости объекта, оформляемого в лизинг.

Воспользоваться услугой могут предприниматели, чей бизнес успешно развивается не менее года. ИП или ООО должны быть зарегистрированы в регионе нахождения филиала. График погашения предприниматель может составить сам. Чтобы подать заявку, нужно приехать в банк либо сделать это онлайн на сайте.

Программа возвратного лизинга

Возвратный лизинг предполагает, что продавец имущества после оформления сделки станет лизингополучателем, т.е. возьмет проданное имущество в аренду. Чаще эта процедура касается малоликвидных товаров, к примеру, недвижимости, самолетов и т.д.

Суммы возвратного лизинга больше, требования проще, платежи характеризуются гибкостью ввиду особенностей бизнеса.

Совместная программа с компанией «Европлан»

Банк предоставляет клиентам программу с Европлан, согласно которой приобрести авто в лизинг можно на заманчивых условиях. Участникам программы от производителей автомобиля и дилеров предоставляются хорошие скидки и возможность оформления возврата НДС.

Проект предусматривает 2 варианта: с авансом 10% и 49%.

Процедура является крайне простой, т.к. не требует предоставления отчетностей и подтверждения доходов.

Оформление лизинга

Для взятия имущества в аренду нужно сначала оставить заявку на сайте, заполнив необходимые поля (контактная информация и данные о фирме) и дождаться звонка от сотрудника. Если получено одобрение, нужно собрать пакет документов и подъехать в банк для подписания договора. Воспользоваться лизингом можно после внесения аванса.

Преимущества

Почему нужно выбрать банк «Открытие» для оформления лизинга:

  • не нужно сразу погашать стоимость имущества полностью, таким образом, экономятся оборотные средства;
  • гибкие условия в отличие от кредита;
  • не нужен залог;
  • не нужно регистрировать имущество, вести по нему бухгалтерский учет;
  • не нужно оплачивать имущественный налог;
  • когда истечет срок соглашения, имущество выкупится по низкой цене;
  • банк одобрит заявку в течение часа после оформления;
  • минимальный набор документов.

Банк «Открытие» – надежная, стабильная структура для предпринимателей, а лизинг – выгодная и удобная система приобретения имущества.

Источник https://fedleasing.ru/articles/intervyu/nash-lizingovyy-portfel-okazalsya-vesma-ustoychivym-k-koronavirusu/

Источник https://www.rbc.ru/spb_sz/10/01/2019/5c3740d69a794772e047ab2e

Источник https://zaym4business.ru/bank-otkrytie-lizing-dlya-yuridicheskih-lits

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: