Проблемы и пути развития современного лизинга и эффективность лизинговых операций

Лизинговые операции коммерческих банков и перспективы их развития

Лизинговые операции — это операции, которые основываются на предоставлении в аренду внеоборотных активов на долгий срок для их непосредственного использования. К внеоборотным активам, как правило, относятся здания, сооружения, технологическое оборудование, производственные машины, автотранспорт и прочие виды транспортных средств и т. д.

В традиционной ситуации в лизинге участвуют три: лизингодатель (субъект, предоставляющий услуги лизинга), лизингополучатель (субъект, получающий объект лизинга), поставщик (субъект, продающий объект лизинга). Лизинговые операции осуществляются по следующей схеме: лизингополучатель, который хочет приобрести некоторый объект внеоборотных активо, самостоятельно выбирает соответствующего поставщика такого внеоборотного актива. В связи с отсутствием финансовых ресурсов для приобретения актива он обращается к лизингодателю, который располагает необходимым объемом финансовых ресурсов, с просьбой об участии в сделке купли-продажи внеоборотных активов. Роль лизингодателя в рамках такой сделки заключается выражается в приобретении объекта внеоборотных активов у поставщика в собственность и последующей его условной перепродаже лизингополучателю в пользование на заранее определенных условиях.

В настоящее время в роли лизингодателя, как правило, выступают коммерческие банковские структуры, а роль лизингополучателя играют экономические субъекты и хозяйствующие единицы различных форм собственности, поставщиком объектов лизинга традиционно выступают его непосредственные производители, дилеры, торговые дома и т.д. Стоит отметить, что в качестве субъектов лизинга могут выступать фирмы с иностранными инвестициями, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ в соответствии с действующим законодательством.

На сегодняшний день в зависимости от экономических условий количество участников лизинговой сделки может увеличиваться. Так, например, в европейских странах при крупных многомиллионных сделках количество участников подобных сделок может увеличиваться до 5-6, в состав которых входят и лизинговые фирмы, трастовые холдинги, различного рода финансовые учреждения и т. д.

Лизинговые операции облагаются большим количеством преимущества, среди которых:

  • увеличена числа банковских операций и рост количества клиентов;
  • снижение риска потерь, связанных с неплатежеспособностью клиентов. Банковская структура остается собственником имущества, которое было передано в аренду и, следовательно, при нарушении условий лизингового соглашения может возвратить его;
  • амортизационные отчисления на имущество, которое сдается в аренду, не облагаются налогом и могут служить источником финансовых ресурсов для закупки нового имущества;
  • величина арендной платы за предоставление имущества в рамках лизинга может быть выше, чем процентная ставка по долгосрочным кредитам, которые выдаются на аналогичный период. Данное положение оправдано предоставлением клиенту кроме ссуды реального наполнения в виде машин, оборудования, иного имущества, а также предоставлением ряда услуг, сопутствующих этой операции.

Готовые работы на аналогичную тему

Перспективы развития лизинга

На сегодняшний день можно выделить следующие направления развития рынка лизинговых операций:

  • Повышение на рынке лизинга конкуренции, которое стимулирует снижение стоимости и обеспечивает большую доступность лизинга для большого количества хозяйствующих единиц, а также и снижение маржи для лизингодателей. Одной из наиболее важных причин таких перспектив можно назвать то, что все большее количество зарубежных компаний приходят в эту область, что в связано с достаточно высоким уровнем рентабельности такой деятельности при оптимальном уровне рисков. Таким образом, благодаря сниженным ставкам привлечения финансовых ресурсов и постоянному совершенствованию технологий бизнеса, западные фирмы в большей части успешно конкурируют с российскими компаниями, а возможно в самое ближайшее начнут их постепенно вытеснять. Стоит отметить, что у отечественных лизингодателей есть свои достоинства, среди которые: знание национальных особенностей, умение вести бизнес в самых неоднозначных и сложных условиях неразвитой отечественной инфраструктуры;
  • Сохранение жесткого контроля и внимания надзорных органов, в т. ч. налоговых служб;
  • Развитие лизинговых операциях в новых, самых неожиданных сегмента национальной экономики. Помимо лидирующих секторов, типа автолизинга, энергетического оборудования и ж/д транспорта можно прогнозировать достаточно неплохие перспективы для развития сектора объектов недвижимости и сельскохозяйственной техники и оборудования, а также продукции и продукции. Одним из наиболее важных стимулов для развития сельского хозяйства можно назвать освобождение от обложения налога на добавленную стоимость некоторых видов ввозимой в государства сельскохозяйственной продукции; для сектора объектов недвижимости – общее увеличение срока лизинга, а также обнаружение и оперативные устранение существующих сложностей с регистрацией финансовых сделок;
  • В течение последних нескольких лет можно наблюдать непрерывное снижение уменьшение размера авансовых платежей;
  • В качестве одной из перспектив можно назвать расширение перечня инструментов лизинга;
  • На сегодняшний день крупнейшие лизинговые фирмы уже достигли тем объемов бизнеса, которые в большинстве случаев помогают им выйти из подчиненного положения по отношению к банковским структурам и непосредственно конкурировать с ними на рынке на равных правах;
  • Укрупнение лизинговых фирм, приобретение инвестиционных портфелей участия средних и малых участников.

Стоит отметить, что большинство перечисленных перспективы могут быть не реализованы из-за позиции некоторых представителей контролирующих, в т. ч. налоговых, органов, которые в определенных случаях и упрямо воспринимают лизинговую деятельность только как схему ухода от уплаты налогов.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21.09.2021

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Банковское дело» , преподавательский стаж — 8 лет

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Проблемы и пути развития современного лизинга и эффективность лизинговых операций

Международная практика применения лизинга и эффективность лизинговых операций

Рассмотрим роль лизинговых операций в экономике стран Европы. По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope Leaseurope — ассоциация европейских лизинговых компаний общий объем лизинговых операций в 25 странах — членах ассоциации в 2012 году составил 85,3 млрд. евро (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой). Этот год стал первым после трехлетнего периода беспрерывного падения годом оживления на рынке лизинговых услуг. С 95, 2 млрд. евро в 2008 году к 2010 году объемы операций сократились почти на 16 %. В 2012 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 %. Поэтому повышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентный рост объема лизинговых операций. Подавляющая часть лизинговых операций в странах — членах Leaseurope составляют сделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 12 лет показывает, что имеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция к увеличению доли лизинга недвижимого имущества. Интересно, что эта тенденция сохраняется и в период экономического подъема, и в период спада: в 2010 году доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операций составляла 87 %, а в 2011 году — 83,1 %, в 2012 году — 81,3 %. Несмотря на внушительный объем лизинговых операций в целом по странам Leaseurope, показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок. Примечательно, что какой-либо связи между наличием специального законодательства о лизинге и объемом операций не существует. Например, в Германии, где лизинговая деятельность регулируется специальным законодательством, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций находился на среднем уровне — 15,8 % в 2012 году. Правда, в абсолютном выражении Германия является общеевропейским лидером по объему лизинговых операций: в прошлом году объем лизинга движимого имущества составил 19,2 млрд. евро, а недвижимого 5,7 млрд. евро. Франция и Португалия, имеющие посвященные лизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемов лизинговых сделок — 8,9 млрд. евро и 1,1 млрд. евро соответственно. В то же время шведское правительство, столкнувшись с трехлетним падением объемов лизинга (с 2,7 млрд. евро в 2002 году до 1,8 млрд. евро в 2012 году), принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство. Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестициях являются два основных государства — Ирландия (46 %) и Англия (35,8 %). При этом номинальная сумма лизинговых операций в Англии почти не уступает немецкой — 18,853 млрд. евро. В Ирландии этот показатель несоизмеримо меньше — 1,05 млрд. евро, К третьей группе можно отнести страны Восточной Европы, где по очевидным причинам лизинговые операции только-только начали развиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицо очевидная тенденция к росту. Единственным исключением является Чехия, в которой в прошлом году объем лизинговых операций достиг 817 млн. евро, что больше чем, скажем, в Норвегии или Греции. А по показателям удельного веса Чехия вышла на четвертое место среди всех стран Leaseurope. Очевидно, столь широкое по сравнению с остальными бывшими соцстранами распространение лизинга в Чехии связано с тем, что в ее экономике доминирующее положение занимает частный сектор

Особенности лизинга в отдельных странах:

В США лизинг появился еще в 50-х годах Медведков СЮ. «Лизинг в экономике США», 2003 г.. На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 2006 году в США было поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в оборудование в стране). Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, расходы по покупке оборудования 100 000 долл., инвестиционная льгота — 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды управлением внутренних доходов министерства финансов США: продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет; лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной — например, за 1 долл.; лизинг не должен предусматривать график платежей, где они вначале будут больше, а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что лизинг используется как средство уйти от налога; лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли; возможность продления лизинга должна учитывать нормальную рыночную стоимость оборудования. В 1976 году Управление стандартизации финансового учета издало постановление № 13, которое заставило учитывать некоторые финансовые сделки как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью этого постановления было разграничить «подлинный лизинг» и покупку с помощью лизинга. В постановлении были перечислены следующие пункты: право собственности в конце сделки переходит к арендатору; лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по цене рыночной; срок сделки больше или равен 75 % полезного срока службы; текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование, управление, налоги) больше или равна 90 % нормальной рыночной цены оборудования. Если сделка удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, то имущество учитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассив («Обязательства по финансовому лизингу») Если сделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу арендатора. С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительство увидело в нем «субсидию на благо другого государства» («Экспорт налоговых льгот»). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.

B Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года, то есть после введения налоговых льгот. Чекмарева Е. Лизинговый бизнес, Москва, «Экономика», 2010г. Компании могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года, поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора. Так как корпорационный налог сокращался постепенно, то изменения, не сразу сказывались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Это очень выгодно для лизинга в области электронной промышленности.

Лизинг во Франции получил большое распространение, особенно его вид под названием «креди-бай» Маркова О.М., Сахарова Л.С. Лизинговые операции. М., 2011.. В апреле 1967 года была создана первая французская компания «Локафранс». В настоящее время во Франции развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического, крупного промышленного оборудования. Рассмотрим лизинг во Франции на примере группы «BNP/Bail». В нее входят компании «Natio Equipment, «Natio Location», «Natio Energie», «Locafmance», «Natiofail», «Natiocredifail». Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 году, а «Закон о лизинге» был принят в 1966 году. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступки прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки). «Natio Equipment» предоставляет арендатору право на выбор. Остаточная стоимость составляет от 1% до 7% первоначальной стоимости. Арендные платежи вносятся 1 раз в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Они могут быть линейными, регрессивными, с наибольшим первым взносом. Лизинг недвижимости также определяется законом 1966 года. В 1967 году во Франции были созданы Общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ). СИКОМИ имеют форму акционерных компаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который должен быть полностью внесен к моменту создания общества. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: на 85% прибыли освобождение от налога, ускоренная амортизация и т.д. Объектами могут быть: земля, строения, отделочные работы, система путей сообщения, оборудование, рассматриваемое как недвижимость по своему назначению (лифты и т. д.).

Лизинг становится частью экосистем крупных банков

Сегодня свои лизинговые подразделения и даже группы компаний есть в России практически у всех крупных банков. В рэнкинге рейтингового агентства «Эксперт РА» за первое полугодие 2019 года среди топ-30 лизинговых компаний около трети составляют банковские «дочки». Соответствующие структуры есть у Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Газпромбанка, Райффайзенбанка, ЮниКредит Банка, ПСБ и пр.

При этом, как говорит директор некоммерческого партнерства «Лизинговый союз», председатель подкомитета по лизингу совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Евгений Царев, для банков лизинг — непрофильная деятельность, связанная с рядом обременений: «Это хлопотное для банков дело: актив передается в лизинг, за ним надо следить, а в случае неисполнения клиентом условий договора изымать, ставить на свой баланс, а потом реализовывать как проблемный актив». При этом оценка клиента и проекта может проводиться по банковским моделям, как при кредитовании, под которые подходят не все лизингополучатели. Почему же банки идут на этот рынок и чем их предложение отличается по отношению к специализированным лизинговым компаниям?

Растущий рынок

Лизинг является одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка. Согласно данным «Эксперт РА», по итогам первого полугодия 2019 года объем нового бизнеса в сегменте лизинга составил 730 млрд руб., увеличившись на 13% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это меньше, чем в первые шесть месяцев в 2018 и 2017 годах, когда рост был на уровне 55 и 51% соответственно. По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», по итогам 2019 года рост составит 15%. Доля лизингового бизнеса в ВВП также показывает положительный тренд — за первые шесть месяцев текущего года она достигла уровня 1,5% против 1% по итогам прошлого года. Объем чистых инвестиций в лизинг по итогам 2018 года составил в России около 1,75 трлн руб., что на 32% больше по отношению к предыдущему году.

Как считает генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев, в перспективе лизинговый рынок снова наберет хорошие темпы: «Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.». В первом полугодии 2019-го совокупный лизинговый портфель в России, по данным «Эксперт РА», составил 4,5 трлн руб.

«В идеале до 30% инвестиций в основные фонды, в частности в обновление оборудования, как показывает мировая практика, эффективнее осуществлять через лизинг», — говорит Евгений Царев.

Банки vs компании

По словам представителя ТПП РФ, лизинговые подразделения нужны банкам в первую очередь потому, что соответствующую опцию хотят иметь их клиенты. «Также часто бывает, что сделки банкам интереснее проводить именно через лизинг», — уточняет он. Данный инструмент становится все популярнее у компаний разного профиля и размера, что подтверждается увеличением доли лизинга в ВВП нашей страны. «Около половины рынка занимают крупные корпоративные группы, преимущественно со сделками по железнодорожному и авиационному транспорту. Остальной рынок представлен компаниями среднего и малого бизнеса. Мы наблюдаем устойчивый спрос на лизинговые решения со стороны клиентов данного сегмента», — говорит генеральный директор компании «Райффайзен-Лизинг» Александр Бобылев. Он подтверждает, что банкам данный инструмент интересен в первую очередь «для закрытия всех продуктовых потребностей клиента», кроме того, наличие предмета лизинга в собственности лизингодателя является дополнительным аргументом с точки зрения рискованности сделки. Председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев добавляет, что сам малый бизнес в опросах относительно наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как инструмент номер один — более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.

Если лизинг осуществляет банковское подразделение, то клиент может получить преимущества в виде быстрого принятия решения, сниженной ставки и более длинных сроков погашения, говорит Евгений Царев.

Если лизинг осуществляет розничная лизинговая компания, то возможные плюсы для клиента — быстрое принятие решения (или в принципе принятие положительного решения по проекту, если банковское кредитование использовать не удается), получение более гибких условий — по требуемой сумме, по срокам договора лизинга, говорит Евгений Царев. «Поэтому иногда бизнесу предпочтительнее обратиться в лизинговую компанию, которая готова принять на себя часть рисков клиента по проекту, решая вопросы финансирования, в том числе с банками», — уточняет эксперт.

Председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева отмечает важность такой составляющей, как финансовая стабильность лизинговой компании. «Здесь, конечно, стоит отметить, что по этому критерию преимущество имеют лизинговые компании, созданные при кредитных организациях. Мы видим, что многие крупнейшие банки создают успешные дочерние лизинговые компании, которые хорошо показывают себя на рынке, предлагая привлекательные продукты», — говорит она.

Гендиректор «Райффайзен-Лизинга», в свою очередь, к плюсам банковских «дочек» относит более широкие возможности для цифровизации лизинговых сделок и сопутствующих операций. Например, недавно «Райффайзен-Лизинг» представил онлайн-решение по лизингу для микро— и малого бизнеса. «Результатом стала возможность выпуска готовой договорной документации без привлечения к этому процессу сотрудников, то есть полностью в автоматическом режиме», — говорит Александр Бобылев. Достаточно при заведении потенциального клиента внести лишь его ИНН или ОГРН, а программа сама сделает основной объем работы, собрав о нем максимум информации из открытых источников через интеграционные решения с базами данных. Это приводит к сокращению операционных расходов, что позволит делать более привлекательные условия лизинга для клиентов. «Сотрудничество с крупнейшими производителями обеспечит возможность предложить покупку транспорта и техники через лизинг с существенными скидками», — продолжает эксперт.

Тренды и перспективы

Вообще, основным трендом в лизинге, по словам Александра Бобылева, является уменьшение срока проведения сделки, что опять же достигается путем цифровизации всех процессов лизинговой компании. «Купить в один клик — вот чего от поставщика услуг сегодня требует пользователь. Переход на электронный документооборот с использованием квалифицированной электронной подписи позволяет сократить время на обработку и пересылку документов на 80%, скорость доставки документа «от двери до двери» составляет семь секунд», — говорит он. Также за счет интеграции внутренних систем лизинговых компаний с внешними и внутренними источниками данных (ЕГРЮЛ, БКИ и пр.) достигается уменьшение объема запрашиваемой у клиента информации и документов.

Одним из наиболее перспективных направлений для расширения лизингового бизнеса Александр Бобылев называет массовое привлечение на рынок в качестве клиентов физических лиц. «Сейчас лизингом остается практически не охвачен такой крупный потребительский сегмент, как физические лица. Для стимулирования лизинга здесь необходима отмена НДС на лизинговые платежи. Без этого кредитование выглядит привлекательнее», — говорит он.

Екатерина Авдеева отмечает, что в последнее время лизинговые компании уже начали заключать договоры лизинга с физическими лицами. Преимущества лизинга для физических лиц почти такие же, как и для юридических: возможность получить скидку, которую предоставляет лизинговая компания, минимальный пакет документов при значительном авансовом платеже, возможность выбрать не только аннуитетные платежи, что позволяет минимизировать переплату, ускоренная амортизация ТС и пр. «Нет только возможности законной налоговой оптимизации, как для юрлиц. Но для физического лица важен дисконт на предмет лизинга, например автомобиль. Некоторые дилеры предоставляют такие скидки, которые могут покрыть все переплаты по лизингу, и это большое преимущество», — говорит Екатерина Авдеева. Возможность более лояльной оценки лизингополучателя по сравнению с оценкой заемщика, запрос небольшого пакета документов для потенциального лизингополучателя, по ее словам, тоже будет плюсом для граждан-лизингополучателей. Но при этом важно должным образом оценивать свои финансовые возможности, осознавая, что лизингодатель не будет долго ждать с изъятием предмета лизинга в случае нарушения финансовых обязательств, подчеркивает она.

Источник https://spravochnick.ru/bankovskoe_delo/lizingovye_operacii_kommercheskih_bankov_i_perspektivy_ih_razvitiya/

Источник https://studbooks.net/1234660/bankovskoe_delo/problemy_puti_razvitiya_sovremennogo_lizinga_effektivnost_lizingovyh_operatsiy

Источник https://plus.rbc.ru/news/5ddb39eb7a8aa967d949fb80

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: